Казачье право.pptx
- Количество слайдов: 12
Казачье право.
Казаки (каза ки, др. -русск. , ед. ч. козáкъ; укр. козаки , в летописях также: черка сы) — этносоциальные группы, в различные времена обладавшие самостоятельными военными, политическими и сословными привилегиями и выделяемые в силу культурной специфики. Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. До XVII века в России также существовала особая категория служилых людей — городовые казаки. В XIX—XX вв. в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем, в русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек» , «вольнонаёмный работник» , «свободный воин» , «бандит» , «представитель казачьего народа» и др
Правовой статус казачества в дореволюционной России. В документах дореволюционной России казаки являлись сословием и обладали определенными отличительными чертами и привилегиями от иных российских сословий. Отличительные черты казачества как сословия де-факто в Российской Империи -особый порядок отбывания воинской повинности; - освобождение от подушной подати; - освобождение от рекрутской повинности; - освобождение от государственного земского сбора; - право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий; - особые права на пользование государственными землями и разными другими угодьями, как то: рыбной ловлей, добыванием соли и тому подобное. C 1827 года верховным атаманом всех казачьих войск назначался наследник царского престола
Правовой статус казачества в современной России. 1. Казачьи общества. ФКЗ «О некоммерческих организациях» Глава 2. Статья 6. 2. «Казачьи Общества» 2. Казачьи дружины. Акты Краснодарской , Ставропольской областных администраций, Закон Санкт-Петербурга от 21 февраля 2012 г. N 37 -6 "О казачестве в Санкт-Петербурге" 3. О государственной службе российского казачества. Федеральный закон от 05. 12. 2005 № 154 Ф-3( в редакции 02. 07. 13) Министерство Юстиции РФ решают вопрос об официально признании «казаков» «национальностью»
Особенности казачьего права. Основным правовым памятником казачества – является право Запорожской Сечи. Сечь, основной период своего существования была независимой, что дало почву для развития уникальной правовой базы. Впитавшей в себя, нормы обычно права Южной Руси, влияния Польского права, а также выработанных собственных норм, в соответствии с нормами, уникального на тот период явления «Казачьей Демократии(Казачьей Вольницы)» . Казачье право включало в себя не только нормы публичного права, но и частного права, так как запорожские казаки славились, своей предприимчивостью и способностью к торговле. Вследствие многочисленных военных столкновений, заключали международные соглашения и договоры. Великое Донское Войско, отличалось тем, что фактические было, первой в истории Российской Империи, в ее составе автономией. Самостоятельность донского казачества закрепляет «Положение о Казачестве» 1835 года, подписанное Николаем ׀׀
Казачья Демократия – «Казачья Вольница» – уникальный для своего времени пример, демократического принципа управления. Но если у донского казачества , данная модель действовала лишь в пределах местного управления, то Запорожская сечь, обладавшая долгое время независимостью, а позже автономией , в составе Речи Посполитой и России.
Запорожская Сечь Запорожская сечь – колыбель уникальной казачьей культуры и права. Условия приема в Сечь. • он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть смердом, дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком, но не холопом или закупом); • должен был исповедовать православную веру, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или протестантом, то должен был принять православие, если иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру); • должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь — изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству» ), и только после этого записываться в «испытанные товарищи» , что могло произойти не раньше, чем через семь лет. • Знать малороссийскую речь.
Система сечевого управления. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган того или иного уровня. На сечевых (войсковых) радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни Низового Запорожского войска: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе кошевой (войсковой) старши ны. Соответственно, на куренных и паланочных радах решались аналогичные вопросы того или иного куреня или паланки. Сечевые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября на Покров (храмовый праздник Сечи) и на 2 -й или 3 -й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого казака. Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек (см. ниже). Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул (укр. осавул), писарь и куренные атаманы. Это можно было условно назвать правительством Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.
Казачий суд. Различные летописи и описания современников дают несколько примеров гражданского и уголовного судопроизводства у запорожских казаков. Из преступлений гражданского судопроизводства важнейшими считались дела о несправедливой денежной претензии, неуплаченного долга, взаимных ссор, различных убытков и потравы, дела о превышении определенной в Сечи нормы продажи товаров. Судебный процесс у казаков велся в основном устно, но существовали различия и особенности. К примеру, имущественные споры рассматривались при равенстве сторон и истцы имели право на апелляцию в вышестоящую инстанцию. Всего в Запорожской Сечи действовали три инстанции : паланка ( местные суды), суд куренных атаманов, суд сечевого судьи. Процесс же по уголовным делам, был в розыскным, а в случае тяжкого преступления - инквизиционным.
Преступления и наказания Казак запятнавший себя преступлением, временно или навсегда лишается звания казака и право посещать церковь. Преступление – злочин. Преступник – злочинец , лихоимец. Казак – не мог быть наказан, без суда. Но особо выделяется государственное преступление…Казакитоварищи, предателя- «здравника» имеют права убить, на том же месте. Виды наказаний: - Привязывание к пушке. (За долги) Порка плетьими, розгами, батогами. (За воровство). - «Изломление членов» . (За нанесение вреда здоровью другому казаку(вне честного боя)) - Закапывание с убитым. (За убийство) - Крюк. (Преступление против православной веры) За отличия в войнах и боях, казаку могло быть смягчено наказания, откуп запрещался.
Международные отношения казаков и договоры с иностранными государствами. • Зборовский договор. Зборовский мир был подписан 17 -18 августа 1649 года между гетманом Богданом Хмельницким и польским королем Яном Казимиром. Основные положения: Войско Запорожское получает контроль над Киевским, Черниговским и Брацлавским воеводствами; реестр казаков увеличивается до 40 тыс. ; коронному войску и евреям запрещается находиться на землях, которые контролирует Войско Запорожское; правительственные посты в казацких воеводствах разрешается занимать только казацкой старшине и православной шляхте. • Белоцерковский договор. Мирный договор от 28 сентября 1651 года между Войском Запорожским и Речью Посполитой, подписанный в Белой Церкви Богданом Хмельницким и Миколаем Потоцким, предусматривал следующее: власть Войска Запорожского распространялась только на Киевское воеводство; реестр казаков уменьшался до 20 тыс. • Переяславский договор. «Березневи статти» были приняты 18 января 1654 года на Переясловской раде. Малая Русь, подконтрольная Войску Запорожскому, становилась частью Русского царства на правах широкой автономии. • Военный союз казаков, шведов, бранденбургцев и Семигорода против Речи Посполитой. Договоренности 1656 года между представителями правительств Войска Запорожского, Семиградья, Шведского королевства и Бранденбурга предусматривали раздел Речи Посполитой; Войско Запорожское претендовало на Галицию и Волынь. • Гадячский договор. В договоре, который был подписан 16 сентября 1658 года в Гадяче между гетманом Иваном Выговским и послами Речи Посполитой, речь идет о создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой.
Спасибо за внимание!