Скачать презентацию Категория времени в литературе ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВРЕМЕНИ Скачать презентацию Категория времени в литературе ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВРЕМЕНИ

категория времени.pptx

  • Количество слайдов: 20

Категория времени в литературе Категория времени в литературе

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВРЕМЕНИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ: 1. Большая конкретность, непосредственная достоверность. 2. Стремление писателя ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВРЕМЕНИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ: 1. Большая конкретность, непосредственная достоверность. 2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени. 3. Представления о движении и неподвижности. 4. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.

ВРЕМЯ - одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления • Время реальное ВРЕМЯ - одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления • Время реальное отличается от изображаемого в произведении. • Автор может умышленно акцентировать внимание на времени или не выделять его. • Время может быть выражено с помощью датировки (абсолютной или относительной), указания длительности событий и диалогов героев: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» ); «разговор продолжался полчаса» . 03. 02. 2018 3

 • Время может быть «растянуто» , «замедлено» , «свернуто» до ремарки ( «прошло • Время может быть «растянуто» , «замедлено» , «свернуто» до ремарки ( «прошло полгода» ) или остановлено (для лирических отступлений). • Временная организация повествования всегда значима (нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя) 03. 02. 2018 4

Типология художественного времени • объективное (эпическое) — реальное время, с которым движутся события; • Типология художественного времени • объективное (эпическое) — реальное время, с которым движутся события; • субъективное (лирическое) — индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может томительно тянуться, стремительно лететь и т. д. ) 03. 02. 2018 5

Типология художественного времени • прерывистое — может иметь: • ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя Типология художественного времени • прерывистое — может иметь: • ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя к ранее полученным сведениям) и объективно-авторские (авторская отсылка к ранее оговоренному с помощью слов «уже упоминалось о том, что…» , «читатель помнит, что…» ); • проспекции — забегание автора вперед с помощью выражений «через несколько дней окажется, что…» , «как станет известно позже» ; • ретардации — намеренное замедление автором течения времени, сжатие его; • непрерывное, т. е. последовательное 03. 02. 2018 6

Типология художественного времени • мифологическое; • историческое; • утопическое 03. 02. 2018 7 Типология художественного времени • мифологическое; • историческое; • утопическое 03. 02. 2018 7

Типология художественного времени • замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с Типология художественного времени • замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с историческим временем (основные жанры фольклора); • открытое — координирующееся с определенной исторической эпохой 03. 02. 2018 8

Типология художественного времени • соотносимое с историческим; • несоотносимое с историческим 03. 02. 2018 Типология художественного времени • соотносимое с историческим; • несоотносимое с историческим 03. 02. 2018 9

Типология художественного времени • событийное — линейное время, с которым движется ход повествования; • Типология художественного времени • событийное — линейное время, с которым движется ход повествования; • авторское — зависит от степени «включенности» автора- повествователя в текст. Автор может опережать события, описывать их с середины, конца и т. д. 03. 02. 2018 10

Образы художественного времени Краткая характеристика Пример 1. Биографическое Детство, юность, зрелость, старость 2. Историческое Образы художественного времени Краткая характеристика Пример 1. Биографическое Детство, юность, зрелость, старость 2. Историческое Характеристика смены эпох, "Отцы и дети « поколений, крупных событий И. С. Тургенева, в жизни общества 3. Космическое Представление о вечности и "Мастер и Маргарита" М. А. вселенской истории Булгакова 4. Календарное Русские народные сказки Смена времен года, будней и И. С. Шмелев "Лето праздников господне" 5. Суточное День и ночь, утро и вечер "Детство", "Отрочество", "Юность" Л. Н. Толстого «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына

Пространство и время в произведении словесности составляют единство, которое называется хронотоп Этот термин, образованный Пространство и время в произведении словесности составляют единство, которое называется хронотоп Этот термин, образованный от греч. chronos – время и topos – место, ввёл в теорию словесности Михаил Михайлович Бахтин, русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства М. М. Бахтин (1895 -1975)

Хронотоп По Бахтину, единства времени и пространства являются организационными центрами основных событий романа и Хронотоп По Бахтину, единства времени и пространства являются организационными центрами основных событий романа и имеют сюжетообразующее значение 03. 02. 2018 13

Хронотоп Пространство и время имеют объективный характер; человек не может существовать вне времени и Хронотоп Пространство и время имеют объективный характер; человек не может существовать вне времени и пространства, ибо он часть этого мира. 03. 02. 2018 14

Типология художественного времени • 1) «идиллическое время» - в отчем доме (притча о блудном Типология художественного времени • 1) «идиллическое время» - в отчем доме (притча о блудном сыне, рассказ Катерины в «Грозе» о счастливых детстве и юности в родительском доме, идиллическое существование Ильича Обломова в Обломовке), • 2) «авантюрное время» - испытания на чужбине (жизнь Ибрагима, героя романа А. С. Пушкина «Арап Петра Великого» , во Франции), • 3) «мистерийное время» - схождения в преисподнюю бедствий ( «Божественная комедия» Данте) 03. 02. 2018 15

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ (ХРОНОТОП) - действительность в ее пространственновременных координатах. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ (ХРОНОТОП) - действительность в ее пространственновременных координатах.

Пространство Конкретное Кавказ в “Герое нашего времени” М. Ю. Лермонтова Сжатое Повесть А. П. Пространство Конкретное Кавказ в “Герое нашего времени” М. Ю. Лермонтова Сжатое Повесть А. П. Чехова “Мужики” Замкнутое Комедия Ж. -Б. Мольера “Тартюф” Условное Символистская драма М. Метерлинка “Синяя птица” Объёмное И. А. Бунин “Косцы” Открытое Роман Л. Н. Толстого “Война и мир”

Земное В. В. Быков “Сотников” Реально - видимое Д. И. Фонвизин “Недоросль” Космическое А. Земное В. В. Быков “Сотников” Реально - видимое Д. И. Фонвизин “Недоросль” Космическое А. Данте “Божественная комедия” Воображаемое Д. Свифт “Приключения Гулливера”

Хронотоп в сказке Особый хронотоп существует в сказке: ее пространство отделено от реального: действие Хронотоп в сказке Особый хронотоп существует в сказке: ее пространство отделено от реального: действие происходит в некотором царстве, в тридесятом государстве. В сказочное пространство врывается чуждая сила, и герой вынужден отправиться в cтранствие. Он идёт по дороге и попадает на распутье, где должен выбрать дальнейший путь. Сказочное время тоже особое. Время появляется тогда, когда происходят события, об их внезапности говорят слова вдруг, откуда ни возьмись, а между событиями просто сообщается: на другой день, или наутро. Заканчивается действие – заканчивается и сказочное время: и стали жить-поживать и добра наживать – всё, время остановилось.

Образ пространства «Дом» 03. 02. 2018 «Простор» «Порог» 20 Образ пространства «Дом» 03. 02. 2018 «Простор» «Порог» 20