Античн Целое-Часть.ppt
- Количество слайдов: 38
Категории «Целое» и «Часть» Целое – это предмет (процесс, явление), включающее в себя в качестве составных частей иные предметы(процессы, явления) и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Часть – это предмет(процесс, явление), входящий в состав другого предмета (процесса, явления) и выступающий компонентом его содержания
Разные типы целостности • Суммативное, механическое целое – такое целое, которое представляет собой механическую сумму частей. • Органическое целое – это такое целое, все части которого находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи: это такая система, в которой проявляются новые качества, не свойственные образующим его частям. Это более высокий тип целостности.
Взаимодействие целого и части • Ведущей стороной является целое. Части подчиняются целому, развиваются в его рамках. Часть должна сообразовываться с целым. • Подчиняясь целому, его части обладают относительной самостоятельностью, ведь каждая часть выполняет свои функции, обладает своими особенностями, характеристиками, свойствами.
Живой организм – не арифметическая сумма частей: • «Он представляет собой новое качество, возникающее вследствие взаимодействия этих частей в определенных условиях внешней среды… Не клетки создают организм, а организм создает клетки; не части целого соединяются в организме, а этот последний дифференцируется на части, неизменно сохраняя при этом свои интегральные функции» . – В. Г. Вогралик
Механицисты и идеалисты о соотношении части и целого: • Первые – Переоценивают роль частей, противопоставляют части и целое, стирают различия между ними: целое – арифметическая сумма частей (клетка в составе организма или в питательной среде – нет разницы. • Вторые: целое больше суммы составляющих его частей (энтелехия – нематериальная сила, определяющая движение к конечной цели). Переоценивают роль целого.
Проблема общего и местного в медицине • Антибиотики – каков характер их терапевтического воздействия? Действуют они лишь на микроб или нам весь организм больного? • «Истина заключается в том, что антибиотики и подобные им антибактериальные препараты действуют и на патогенный микроб и будучи раздражителями, иногда даже чрезвычайными, - на организм человека» . – Н. Н. Жуков-Вережников.
Абсолютизация роли местного: • «Излюбленное место болезни» – место локализации болезни не зависит от того, через какие «входные ворота» проникла та или иная инфекция. Игнорирование общего состояния организма и абсолютизация местного.
Нет абсолютно локальных, чисто местных заболеваний: • «Такие «местные» очаги как, например, тонзиллит, нефрит и др. воспалительные процессы, лишь в клиническом понимании представляются местными, но общими в биологическом отношении» • Боткинско-павловская теория невризма – подтверждение диалектики взаимосвязи части и целого, местного и общего в жизнедеятельности организма.
Ведущая роль общего, целостного состояния организма: • «кожные болезни – фикция. Это – внутренние болезни, подчас – нервные с кожным проявлением» . Даже бородавки на коже в своем большинстве являются нозологическим фоном, имеют расстройство общего обмена или же нарушения в деятельности нервной системы. - Давыдовский И. В.
Воспаление, ожог, опухоль- это • Местные реакции целостного организма, отражающие его общее состояние. (Ожог – нарушение обмена веществ не только на месте ожога, но и во всем организме, снижается защитное, иммунологическое состояние организма , что в свою очередь делает подобный организм уязвимым для инфекционных заболеваний.
Диалектическое противоречивое единство местного и общего: • Например: хирургическая операция в анатомическом отношении – местное вмешательство, а в физиологическом – это общее воздействие на организм. • Лекарственные вещества 6 раздражающе действуют на слизистую, но и угнетающе действуют на ЦНС. • Травма, ожог – ухудшают общее состояние организма, а укрепление общего состояния ведет к быстрому исчезновению местных повреждений
И. П. Павлов – против переоценки общего в ущерб местному: • «Само собой разумеется, живой организм есть целое, но как отрицать элемент, это бессмыслица, невежество, недоразумение» .
Категории «необходимость» и «случайность» • Отражают объективные зависимости явлений мира, выражают типы их связей, степени детерминированности явлений, процессов действительности. • Необходимость выражает внутренние, устойчивые, повторяющиеся, общие связи действительности, определяет главное направление развития. • Случайность – выражает в основном внешние, неустойчивые, единичные связи действительности.
Определения: • Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Это то, что нельзя обойти, что «не-обойти» . • Случайность – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.
Фатализм – отрицание случайных явлений • Является ли болезнь необходимым состоянием организма или она случайна по отношению к основным процессам его жизнедеятельности? • Давыдовский И. В. : болезнь – неотъемлемый атрибут всего живого. (отождествление с такими проявлениями жизнедеятельности, как питание, дыхание, размножение и т. д. ? )
Болезнь, вина и грех • Болезнь как выражение разлада между личностью и окружающим миром, нарушение божественного порядка, в провинности больного или его родных.
И. П. Павлов, Н. А. Семашко • Болезнь – это следствие влияния на организм неблагоприятных условий жизни, в которых взаимодействуют необходимые и случайные для жизнедеятельности организма факторы. Болезнь – не есть случайное явление, а закономерное, как ответ организма на вредно действующие эндогенные и экзогенные факторы. Ответ организма – необходимость, выработанная в ходе эволюции живых существ.
Необходимое - случайно, случайное – необходимо • Развитие идет от случайного к необходимому (мутации выявляют закономерный процесс: случайное закрепляется и становится наследственным признаком) • Случайное содержит тенденцию необходимого, это форма его существования. Ослабевают признаки случайного и нарастают признаки необходимого.
Категории возможности и действительности • Возможность – это объективно существующая тенденция развития процесса и явления, скрытая предпосылка возникновения нового в недрах старого. • Действительность – это реализованная возможность. Это бытие конкретного объекта в присущих ему количественных и качественных характеристиках, в его изменении и развитии. • Возможность – это будущее объекта в его настоящем. Но это и нечто несуществующее, ибо будущего нет в настоящем, а только его предпосылка.
Поле возможностей: • Реальные – те, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования. Предел реальной возможности – неизбежность. • Формальная – выражает несуществующую тенденцию развития объекта, обусловлена случайными связями и отношениями. • Конкретная – для существования ее могут сложиться соответствующие условия в определенное время. • Абстрактная – для ее реализации в настоящее время нет необходимых условий. • Невозможность – то, что ни при каких условиях не может стать действительностью, ибо противоречит объективным законам развития природы и общества.
Вероятность – выражение степени развития возможности, степень ее Способности стать действительностью. Вероятность – мера необходимого в случайном. Эти категории составляют элемент понятийной структуры клинического мышления. Например, проблема профилактики болезней- это проблема устранения условий наступления болезней, устранение превращения возможности заболевания в действительность. Исходя из знаний закономерностей функционирования организма, врач должен уметь предсказывать возможное следствие, т. е. на основе знаний выводить возможность из действительности.
Античная философия • • • 1. Происхождение античной философии. 2. Милетская школа. 3. Эфесская школа. 4. Пифагореизм. 5. Элейская школа 6. Атомизм.
1. Происхождение античной философии на фоне мифа • Время возникновения философии: 7 – 6 вв. до н. э. • Кризис мифологического сознания • Переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению • Сомнение и удивление как факторы рождения философской проблематики
Мифологическое сознание характеризуется: • Синкретичностью – все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа; • Антропоморфностью – в мифе человек не выделяет себя из мира, а очеловечивает мир и природу, объясняя все по аналогии с самим собой; • В мире мифа нет ничего непонятного, нет проблем.
Отличие философии от мифа: • Основывается на разуме (действуй не через привычку и традицию, а через собственный разум, не принимай все на веру, думай сам); • Логика • Понятийное освоение мира • Но: тесная связь с мифологией в языке, образах (Эрос, Афродита – любовь, Афина – мудрость, Космос – порядок, Хаос – смешение, стихии – Вода, Воздух, Огонь, Земля)
Факторы перехода от мифа к философии: • Переход от бронзы к железу, развитие аграрного и ремесленного производства, разделение труда, развитие товарноденежных отношений; • Возникновение государственных структур; • Развитие торговли, судоходства, рост народонаселения, городов; • Накопление элементов научного знания
Милетская школа • ФАЛЕС (ок. 625 -547 гг. до н. э. ) • Представлял землю в виде плоского диска, ввел календарь из 365 дней, математик (теорема Фалеса), физик, астроном • Философские воззрения: первоначалом всего сущего (архэ) считал ВОДУ! • Вода как первоначало всего сущего, субстанция, т. е. то, что не нуждается для своего объяснения в другом.
Ф. Ницше о Фалесе: • Слова «Все – вода» подымают человека выше червеобразного ощупывания и ползания кругом, свойственных отдельным наукам, он предчувствует конечную разгадку всех вещей и благодаря этому предчувствию побеждает обычную тусклость более низких ступеней познания. • Фалес первым поднял вопрос о Едином в Различии: мир обладает целостностью и единством
Анаксимандр (ок. 610 -546 гг. до н. э. ) • Исходный элемент (архэ) – АПЕЙРОН – вечное ( «не знающее старости» ) , неопределенное и беспредельное материальное начало. • Из него выделяются две пары противоположностей: горячее и холодное, Влажное и сухое. Из их комбинаций – Воздух, Вода, Огонь, Земля. • Во Вселенной существует множество миров, возникающих и исчезающих благодаря вечному движению. • Жизнь зародилась на границе моря и суши.
Анаксимен (ок. 588 -529 гг. до н. э. ) • Первоначало всего сущего – ВОЗДУХ. • Ввел понятия конденсации и разрежения (как количество переходит в качество): при разрежении или расширении воздух нагревается и становится огнем, а конденсируясь, сгущаясь, превращается в ветер, облака, воду, землю.
Главная заслуга милетцев: Поставили вопрос об исходном элементе всех вещей; Считали материю вечной, мир не создан по чьей-то воле; Они были «материалистами» , «физикалистами» , потому что выводили все сущее из вещественных элементов.
Эфесская школа: Гераклит (ок. 544480 гг. до н. э. ) • Прозвища: Темный (высказывания были малопонятны). Плачущий (сокрушался из-за несовершенства человека). • «Все течет» , «нельзя дважды ступить в одну и ту же реку, ибо воды ее непрерывно текут мимо тебя» – нет ничего постоянного, неизменного. • Выдвинул концепцию единства в разнообразии, разнообразия в единстве. • Конфликт – необходимое условие существования Единого как целостности.
Единое во многом: основа всего Огонь • Все объекты находятся в состоянии напряжения, борьбы, потребления, воспламенения и угасания. • Понятие «мера» : весь мир – это «вечно живой огонь, мерами возгорающийся и мерами угасающий» . • Логос – скрытый общий закон, единство в многообразии
Учение о душе. Гносеология. • Душа – сочетание огня и влаги. Огонь – благородное начало, вода – низменное. Душа (психея) сухая – мудрейшая и наилучшая • Высшая цель – познание Логоса