Карл Иванович Росси
Карл Ива нович Ро сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775— 1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Немного биографии: u Родился 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе u С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим. u Обучался у архитектора Винченцо Бренна, был его помощником на строительстве Михайловского замка. u В 1806 году Росси стал архитектором Кабинета. u В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери.
u В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. К его ранним работам в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815— 1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816— 1818). u Выдающееся архитектурное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца (1819— 1825), Дворцовой площади со зданием Главного Штаба (1819— 1829), Сенатской (1829— 1834), Александринской (1827— 1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Росси). u Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям» . u Архитектор умер 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры
Дворцовая площадь Одной из самых выдающихся заслуг Карла Росси является соединение архитектурного ансамбля Дворцовой Площади в единое целое. В 1819 – 1829 годах он строит гранитное здание Главного Штаба. Здание состоит из двух корпусов, которые соединены грандиозной триумфальной аркой. В восточном корпусе находились два министерства – иностранных дел и финансов, в западном разместился Генеральный штаб и другие военные учреждения. Здание Генерального штаба оформлено в строгом классическом стиле. Грандиозная арка Главного штаба рассматривалась как памятник в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Арку, высотой двадцать восемь метров, венчает колесница крылатой богини Победы (Ники), запряженная шестеркой лошадей, которых с трудом сдерживает два воина в античных доспехах, вес которой-шестнадцать тонн. Прочность арки Главного штаба вызывала сомнения у современников. Но Карл Росси, уверенный в правильности своих расчетов, сказал: «Если арка упадет, я готов упасть вместе с нею» .
По замыслу Росси, это сооружение должно было выходить на центральную ось Зимнего дворца. Для этого он изменил направление Большой Морской улицы, идущей от Невского проспекта, «сломав» ее у самого входа на площадь. Для того, чтобы скрыть этот «излом» Росси в глубине улицы поставил вторую арку, создав тем самым великолепную композицию. Дворцовая площадь, безусловно, главенствует в историческом центре Санкт-Петербурга. В архитектурном решении площади К. Росси гармонично объединил здание Главного штаба, Императорский дворец, монолитную гранитную колонну, здание Штаба гвардейского корпуса.
Здание Сената и Синода Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената, здание Синода заложено 26 августа годом позже. После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади. Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические. К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 года объект осматривал император. Здание Сената было завершено к ноябрю 1835 года. В 1834 году, после завершения внутренних работ, здесь уже работал Сенат. А ещё через год было завершено строительство здания Синода.
Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон. Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Входы в здания оформлены гранитными лестницами, по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси. У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками". Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.
Александринский Театр
Михайловский дворец