Карл Густав Юнг Современность и будущее.pptx
- Количество слайдов: 21
Карл Густав Юнг Современность и будущее
В данной работе Юнг представил развернутые размышления об угрозе растворения индивидуального начала в бессознательной коллективной стихии.
Юнг размышляет о механизме подавления массой проницательности и вдумчивости индивидуальной личности.
Вопрос о том, что принесет нам будущее, всегда занимал человечество.
По мнению Юнга, разумная аргументация возможна и перспективна лишь до тех пор, пока эмоциональная напряженность ситуации не перешла определенного критического уровня. Стоит, однако, этой эмоциональной напряженности перешагнуть критический уровень, как возможности разумного влияния исчезают. На их место приходит лозунг и химерические образы, иначе, виды коллективной одержимости, которые, развиваясь, ведут к психической эпидемии.
В такой обстановке на первый план выдвигаются те асоциальные элементы населения, которые при господстве здравого смысла были едва терпимы.
Их химерические идеи, несомые фанатическими чувствованиями, обращаются к коллективному безумию и находят в нем питательную среду. Ведь они только выговаривают те самые мотивы и настроения, которые у нормального человека дремлют под покровами здравого смысла.
В силу этого, несмотря даже на то, что они составляют лишь незначительный процент населения, они опасны как очаги заразы, опасны главным образом потому, что самосознание так называемого нормального человека в высшей степени ограничено.
Наше сознательное «я» знает лишь свое собственное состояние, не отдавая себе отчета в элементах бессознательного, включенных в это же состояние.
То, что обычно именуется «самопознанием» , есть лишь по большей части зависимое от социальных факторов ограниченное знание того, что происходит в человеческой душе.
Нельзя недооценивать психологического значения статистического изображения мира, что оно вытесняет индивидуальность во имя анонимных единиц, складывающихся в виде количественных групп.
Чем больше масса, тем незначительней отдельный человек.
Чем лучше общество объединено и организовано, тем легче, в силу именно этой объединенности и вызванного ею умаления индивидуальности, оно подпадает под власть жадной до власти личности.
Без обновления духа отдельной человеческой личности не может быть и обновление общества, которое есть лишь сумма нуждающихся в спасении индивидуумов.
Церкви пытаются подчинить живую личность общественной организации и понижают, таким образом, ее способность к личной ответственности.
В то время как им следует как раз поднимать человека из инертной, бессознательной массы и довести именно до его сознания, что спасение мира состоит в спасении его личной души, что лишь его личная вера в Бога может быть эффективной защитой от вредного влияния массового воздействия.
Превращение в массу ни в коем случае не способствует укреплению взаимопонимания и взаимосвязей между людьми, но напротив, в гораздо большей степени ведет к атомизации общества , а следовательно, к одиночеству каждой отдельной личности.
Сопротивление организованной массе может оказать лишь тот, кто сумел организовать свою индивидуальность в не меньшей мере, чем масса.
Сознание есть условие возможности бытия. Носитель сознания – человеческая личность - не произвольно выделяет из себя психику, а наоборот: образуется последней и вживается в постепенно пробуждающееся в детстве сознание. Поскольку психическая жизнь имеет, таким образом, исключительное эмпирическое значение, такое же значение имеет и человеческая личность, это единственное выражение психического бытия.
Единственная альтернатива массовым политическим, национальным и иным психозам - развитие индивидуальности.
Над проектом работала Каптур Евгения
Карл Густав Юнг Современность и будущее.pptx