Скачать презентацию КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Выполнил Костылев Скачать презентацию КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Выполнил Костылев

ТЕОРИЯ ЮНГА.pptx

  • Количество слайдов: 49

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Выполнил Костылев Евгений Iкурс 7 группа стомат КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Выполнил Костылев Евгений Iкурс 7 группа стомат

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог (1875 -1961) - создатель аналитической психологии, которая пыталась Карл Густав Юнг - швейцарский психолог (1875 -1961) - создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем. Юнг заявлял: «Моя жизнь пронизана одной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть объяснено из этой центральной точки, и вся моя работа связана с этой темой» . Юнг К. Проблемы души нашего времени. М, 1994

Юнг в своей психологии раскрывает понятия индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, в котором содержаться архетипы. Юнг в своей психологии раскрывает понятия индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, в котором содержаться архетипы. Коллективное бессознательное по Юнгу имеется в каждом из нас. Именно коллективное бессознательно объединяет людей в народы и человечество в целом. Это память всего прошлого целого человечества с начала его существования. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека.

Архетипы по юнгу: самость, персона, тень, эго, анима, анимус Личность состоит непосредственно из архетипов, Архетипы по юнгу: самость, персона, тень, эго, анима, анимус Личность состоит непосредственно из архетипов, которые составляют фундамент личности. Каждый архетип у Юнга имеет свое название: Самость, Персона, Тень, Эго, Анима и Анимус.

Эго – в центре сознания, направляет его, имеет свойство последовательности Это центр сознания, содержанием Эго – в центре сознания, направляет его, имеет свойство последовательности Это центр сознания, содержанием которого являются осознанные образы восприятия, воспоминания, мысли и чувства. Эго - это чувство идентичности и непрерывности. Благодаря Эго мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой самосознания, и благодаря ему люди способны видеть результаты своей сознательной деятельности. Эго является объединяющей силой души.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда - то осознавались, но Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда - то осознавались, но теперь подавлены или забыты.

Коллективное бессознательное Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов(след, к-рый не может быть непосредственно Коллективное бессознательное Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов(след, к-рый не может быть непосредственно воспринят зрением)памяти человечества и даже наших человекообразных предков.

В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума”

Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости

Маска или Персона — описанный К. Г. Юнгом архетип, представляющий собой социальную роль, которую Маска или Персона — описанный К. Г. Юнгом архетип, представляющий собой социальную роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека. <<Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой. К. Г. Юнг>> Название для архетипа Юнг взял из античного театра, где актёры называли персоной прикладываемую к лицу маску.

Тень – находиться в центре бессознательного. Это все то, что мы вытеснили из своего Тень – находиться в центре бессознательного. Это все то, что мы вытеснили из своего сознания. Это то, что мы воспоминаем, переживаем, желаем, но никогда не признаемся себе в этом, потому что этого не желает общество окружающее нас. Тень противоречит персоне, но в ней скрыта огромная положительная энергия. Если этой энергией научиться правильно, управлять, то можно эффективно развить свою личность.

Анима – идеальный образ женственности, который отражается сознанием. Связан с эмоциями, настроением и направлен Анима – идеальный образ женственности, который отражается сознанием. Связан с эмоциями, настроением и направлен вовнутрь Анимус – идеальный образ мужественности. Связан с категоричностью, принципиальностью, жесткостью направлен во вне В каждом из нас есть анима и анимус. Они проявляют себя в характере.

Самость – имеет центральное значение в личности. Он определяет целостность и порядок. У Юнга Самость – имеет центральное значение в личности. Он определяет целостность и порядок. У Юнга сознание и бессознательное не всегда борются друг с другом. Они вполне могут дополнять друга. Именно в архетипе Самость они и дополняются. Приближение к самости возможно путём индивидуации, и как правило происходит во время кризиса среднего возраста. Достижение самости практически невозможно

Архетипы имеют над человеком некую власть, а не человек над архетипами, как может показаться Архетипы имеют над человеком некую власть, а не человек над архетипами, как может показаться на первый взгляд. Их суть – наделение нас понятиями, самыми важными понятиями в нашей жизни. Например, отношения к родителям, рождение и смерть, время и пространство.

Интроверты и экстраверты Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные Интроверты и экстраверты Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной.

В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой.

Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте.

Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы.

Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”.

По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным.

Ощущение и интуиция Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал Ощущение и интуиция Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их и не объясняя их значение.

Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира.

Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным(ниже порога восприятия, то, что на вас воздействует, но вы этого Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным(ниже порога восприятия, то, что на вас воздействует, но вы этого не осознаете) и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. доминирует подавляется

Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. -Экстравертный мыслительный Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. -Экстравертный мыслительный тип. -Экстравертный чувствующий тип. -Экстравертный ощущающий тип. -Экстравертный интуитивный тип. -Интровертный мыслительный тип. -Интровертный чувствующий тип. -Интровертный ощущающий тип. -Интровертный интуитивный тип.

Экстравертный мыслительный тип. Это будет человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных Экстравертный мыслительный тип. Это будет человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов, в конечном счете ориентирующихся по объективно данному или по объективным фактам, или по общезначимым идеям.

Экстравертный чувствующий тип. Чувство в экстравертной установке ориентируется по объективно данному, то есть объект Экстравертный чувствующий тип. Чувство в экстравертной установке ориентируется по объективно данному, то есть объект является неизбежной детерминантой самого способа чувствования. Экстравертное чувство, по возможности, освободило себя от субъективного фактора и всецело подчинилось влиянию объекта.

Экстравертный ощущающий тип. Нет такого типа, который мог бы сравнится в реализме с экстравертным Экстравертный ощущающий тип. Нет такого типа, который мог бы сравнится в реализме с экстравертным ощущающим типом. Его объективное чувство факта чрезвычайно развито. То, что он ощущает, служит ему в лучшем случае проводником, ведущим к новым ощущениям, и все новое, что входит в круг его интересов, приобретено на пути ощущения, и должно служить этой цели. Таких людей будут хвалить, как разумных, поскольку люди склонны считать ярко-выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. В действительности же такие люди не очень разумны, ибо они подвержены ощущению иррациональной случайности точно так же, как и ощущению рационального свершения.

Экстравертный интуитивный тип. Там, где преобладает интуиция, обнаруживается своеобразная психология, которую сразу же можно Экстравертный интуитивный тип. Там, где преобладает интуиция, обнаруживается своеобразная психология, которую сразу же можно узнать. Интуиция, как функция бессознательного восприятия, в экстравертной установке всецело обращена на внешние объекты.

Интровертный мыслительный тип. Интровертное мышление прежде всего ориентируется на субъективном факторе. Субъективный фактор представлен Интровертный мыслительный тип. Интровертное мышление прежде всего ориентируется на субъективном факторе. Субъективный фактор представлен по крайней мере субъективным чувством направленности, которое в конечном счете определяет суждения. Мышление может быть занято конкретными или абстрактными величинами, но в решительный момент оно всегда ориентируется на субъективно данном. Следовательно из конкретного опыта оно не ведет обратно к объективным вещам, а к субъективному содержанию.

Интровертный чувствующий тип. Интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. Это чувство, которое, Интровертный чувствующий тип. Интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. Это чувство, которое, по-видимому, обесценивает объекты и поэтому в большинстве случаев заявляет о себе в отрицательном смысле. О существовании положительного чувства можно, так сказать, лишь косвенно догадываться.

Интровертный интуитивный тип. Такой тип может легкопоставить вам вопрос, для чего люди вообще существуют, Интровертный интуитивный тип. Такой тип может легкопоставить вам вопрос, для чего люди вообще существуют, для чего вообще объекты имеют еще право на существование, если все существенное все равно происходит без объекта. В тех случаях, когда воздействие объекта, - вследствие особых обстоятельств, например вследствие чрезвычайной интенсивности или полной аналогии с бессознательным образом, - проникает до субъекта данного типа, этот тип бывает вынужден поступать согласно со своим бессознательным образцом. Эти поступки имеют по отношению к объективной действительности иллюзорный характер и являются поэтому чрезвычайностранными. Они сразу вскрывают чуждую действительности субъективность этого типа.

Интровертный интуитивный тип. Тогда интровертная интуиция достигает примата, то ее своеобразные черты, тоже создают Интровертный интуитивный тип. Тогда интровертная интуиция достигает примата, то ее своеобразные черты, тоже создают своеобразный тип человека, а именно: мистикамечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника с другой. Этот тип имеет вобщем склонность ограничивать себя восприемлющим характером интуиции. Интуитивный остается обыкновенно при восприятии, его высшая проблема –восприятие, и, поскольку он продуктивный художник, - оформление восприятия.

Развитие личности С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей Развитие личности С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение себя» , являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полное проявление Себя, то есть становление единого, Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация.

Говоря упрощенно, индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого Говоря упрощенно, индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.

Теория Юнга, по оценкам современников, - одна из самых захватывающих и интересных. Её предметная Теория Юнга, по оценкам современников, - одна из самых захватывающих и интересных. Её предметная область включает не только психологию и психиатрию, но также и философию, антропологию, историю культуры, социологию, фольклористику, теологию, историю религий. Влияние идей этой теории испытали все области гуманитарного знания. Это мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в мире.

спасибо за внимание. спасибо за внимание.

Литература • Хьел “Теория личности”. • http: //www. prekrasana. ru/samopoznanie/532010 -08 -30 -19 -44 Литература • Хьел “Теория личности”. • http: //www. prekrasana. ru/samopoznanie/532010 -08 -30 -19 -44 -49 • http: //www. ref. by/refs/68/15839/1. html • http: //www. grandars. ru/college/psihologiya/t ipy-lichnosti-po-yungu. html