Скачать презентацию Как можно искать то что неизвестно Скачать презентацию Как можно искать то что неизвестно

Воображение.ppt

  • Количество слайдов: 66

 • Как можно искать то, что неизвестно, а если мы знаем, что ищем, • Как можно искать то, что неизвестно, а если мы знаем, что ищем, то что же тогда искать. • Л. С. Выготский «Фантазия создаёт образы невоспринятых предметов и разрушение этой функции приводит к паталогии психики» .

Взгляд на природу воображения Дж. Селли, Э. Мейман, К. Бюлер, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Взгляд на природу воображения Дж. Селли, Э. Мейман, К. Бюлер, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Дж. Гилфорд, Е. П. Торранс, Дж. Флешер, М. Эдварс и др. Воображение, как аналог образного, творческого мышления или промежуточный психический процесс. В. Вундт, Т. Рибо, В. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др. Воображение – самостоятельный психический процесс.

ВООБРАЖЕНИЕ представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (Фикция); равным образом деятельность, порождающая такое ВООБРАЖЕНИЕ представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (Фикция); равным образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью ненаблюдаемых явлений; признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек» ; Умение «схватывать» целое раньше части, умение на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. (Э. В. Ильенков). Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности» , когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ. По данным А. Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, в которых отражены разные стороны этого явления. Но все авторы едины в одном, понимая под воображением специфический процесс создания и преобразования образов.

ВООБРАЖЕНИЕ • • -это психический процесс отражения действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и ВООБРАЖЕНИЕ • • -это психический процесс отражения действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

 Воображение возникает из потребности людей предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на Воображение возникает из потребности людей предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на него воздействие. Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности.

ПРИЗНАКИ: 1)открытие, создание новых образов на основе переработки прошлых восприятий. В этом плане образы ПРИЗНАКИ: 1)открытие, создание новых образов на основе переработки прошлых восприятий. В этом плане образы воображения являются отражением реальной действительности. Получаются в отсутствие непосредственных контактов с объектами и с этой стороны являются вторичными образами. Наряду с образами памяти именуются представлениями.

 • • Это могут быть 1. Образы предметов или явлений, не наблюдаемые лишь • • Это могут быть 1. Образы предметов или явлений, не наблюдаемые лишь в данный момент, но в принципе доступные живому созерцанию. Сюда относятся образы объектов, существовавших и воспринимавшихся в прошлом, а также существующие теперь, но не находящиеся в чьемлибо поле восприятия в данный период времени. 2. Образы объектов, не наблюдаемых в силу ограниченности органов чувств человека (например, ультразвук). 3. Образы объектов, которые только должны быть созданы в процессе практической деятельности человека или возникнуть в ходе эволюции природных явлений, возникших в ходе естественного исторического развития. 4. Образы предметов, не существовавших, не существующих и принципиально невозможных в будущем.

2)преобразование образа познаваемого предмета как процесс или «механизм» , с помощью которого получается этот 2)преобразование образа познаваемого предмета как процесс или «механизм» , с помощью которого получается этот результат. 2 взгляда: процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане, т. е. это форма чувственного отражения. создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли, т. е. это и форма рационального отражения. Своеобразный сплав чувственного и рационального, где мышление играет роль “программы”, чувственный же материал выступает как основа мышления

ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ • • Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ • • Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности. Способность выходить за пределы существующего опыта и знаний с тем, чтобы на их же основе продуцировать такие новообразования, которые невозможно получить чисто эмпирическим или логическим путем, присуща деятельности воображения.

 «Именно вымысел и замысел поднимают человека над животным» — А. М. Горький «Именно вымысел и замысел поднимают человека над животным» — А. М. Горький

 • • Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не • • Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Связь с другими психическими процессами Ощущение, Восприятие Представление, Память Мышление Регуляция поведения ВООБРАЖЕНИЕ Эмоции Связь с другими психическими процессами Ощущение, Восприятие Представление, Память Мышление Регуляция поведения ВООБРАЖЕНИЕ Эмоции Психические состояния

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА • • Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА • • Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы (ассоциация) под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга. Физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания. Физиологически эти связи объясняются «заражением» от очага возбуждения, вызванного соответствующим представлением, других участков мозга, регулирующих вегетативные реакции.

ВООБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ • любые образы фантазии детерминированы. Нет, и не может быть бессодержательной ВООБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ • любые образы фантазии детерминированы. Нет, и не может быть бессодержательной фантазии, в которой бы так или иначе не отразился объективный мир: природный или социальный. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной. На этом основании фантазию (воображение) делят на следующие виды: 1) рациональная фантазия, отражающая существенные стороны объекта, 2) иллюзия, в которой видимость принимается за сущность, и 3) мистификация, в которой сознательно искажается объективная реальность.

ЗАКОНЫ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ВООБРАЖЕНИЯ (ВЫГОТСКИЙ Л. С. ) • Первый закон : творческая деятельность ЗАКОНЫ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ВООБРАЖЕНИЯ (ВЫГОТСКИЙ Л. С. ) • Первый закон : творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий.

2. ЗАКОН ВЗАИМНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ОПЫТА: • • Как воображение опирается на опыт, 2. ЗАКОН ВЗАИМНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ОПЫТА: • • Как воображение опирается на опыт, так и опыт опирается на воображение. Воображение - средство расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом собственного опыта, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт.

3. ЗАКОН ОБЪЕКТИВАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ • Образ воображения может представлять нечто существенно новое, не бывшее 3. ЗАКОН ОБЪЕКТИВАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ • Образ воображения может представлять нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, приняв материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

ЗАКОНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗИ ВООБРАЖЕНИЯ • • • Закон двойного выражения чувств (эмоций): Всякое чувство, ЗАКОНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗИ ВООБРАЖЕНИЯ • • • Закон двойного выражения чувств (эмоций): Всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Образы фантазии дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.

ЗАКОН ОБЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗНАКА. • Впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, то есть ЗАКОН ОБЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗНАКА. • Впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, то есть производящие сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь.

ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ (Т. РИБО) «Все формы творческого воображения заключают в себе аффективные ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ (Т. РИБО) «Все формы творческого воображения заключают в себе аффективные элементы. Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наличие чувства, и если это построение и не соответствует само себе в действительности, то всё же вызываемое ими чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ • • • По модальности (виды воображения); По виду деятельности (формы воображения): КЛАССИФИКАЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ • • • По модальности (виды воображения); По виду деятельности (формы воображения): техническое, художественное, научное…; По результату и характеру процесса (типы воображения): воссоздающее и творческое; По характеру образов(роды воображения): конкретное, абстрактное; По уровню психической активности: произвольное и непроизвольное.

ПО СТЕПЕНИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ • • • Активное воображение – преобразование представлений, направленное ПО СТЕПЕНИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ • • • Активное воображение – преобразование представлений, направленное на плодотворную организацию деятельности. Активность процесса определяет его результат. Также указывает на «энергоемкость» процесса, т. е. количество энергии, затраченной в процессе того или иного фантазирования. Пассивное воображение – преобразование представлений, направленное на уход от действительности и замещение деятельности бесплодным фантазированием.

 Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

 • Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние • Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, • её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей.

 Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Эмоциональная насыщенность образов повышает активность. Подтверждением могут служить различные страхи невротиков, которые замещают реальные события их проигрыванием в своем воображении. Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают мечты, идеалы, фобии, наименьшей — грезы, эротические фантазии.

 Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является индивидуальной характеристикой.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ • Непреднамеренное преобразование представлений, без осознания цели и причин процесса, без его НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ • Непреднамеренное преобразование представлений, без осознания цели и причин процесса, без его сознательного регулирования. То есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

 Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – • • • преднамеренное преобразование представлений, сознательно регулируемое субъектом как цель ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – • • • преднамеренное преобразование представлений, сознательно регулируемое субъектом как цель его деятельности. Пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы. Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности.

ВИДЫ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ • • а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного ВИДЫ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ • • а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д. ; б) творческое - - это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности.

МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ • Аксиоматизация (механизм обесценивания): в процессе творческого воображения человек устраняет побочные МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ • Аксиоматизация (механизм обесценивания): в процессе творческого воображения человек устраняет побочные подробности, выбрасывает балласт. О необходимости «исчезновения» некоторой части знания как важном условии творчества говорил Спирмен, отмечая, что путем изъятия неподходящих черт можно только увеличить выразительность художественного произведения.

ГИПЕРАКСИОМАТИЗАЦИЯ • • стабилизация, выделение определенных качеств. А. А. Ухтомский. В психической жизни источником ГИПЕРАКСИОМАТИЗАЦИЯ • • стабилизация, выделение определенных качеств. А. А. Ухтомский. В психической жизни источником «предубеждения» , «галлюцинаций» , а также «руководящей идеи» ученого может служить инертность господствующего возбуждения (доминанта переживаемого компонента). Эта доминанта содействует сцеплению фактов в единый опыт. Обе эти закономерности воображения могут быть причинами как позитивных, так и негативных явлений при создании образов воображения.

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (Т. РИБО) • • В структуре творческого воображения Т. Рибо выделил СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (Т. РИБО) • • В структуре творческого воображения Т. Рибо выделил два типа операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Диссоциация –подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой обработки опыта его элементы способны входить в новые сочетания. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции: например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ Фантазия – форма проявления воображения, предстающая в виде неправдоподобных образов и ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ Фантазия – форма проявления воображения, предстающая в виде неправдоподобных образов и понятий. Ключевая особенность – неправдоподобность и невероятность образов. Различают мистические, сказочные и научнофантастические образы фантазии.

 Детские фантазии, например страхи, игры, «придумки» и «выдумки» , опираются на замещающую функцию Детские фантазии, например страхи, игры, «придумки» и «выдумки» , опираются на замещающую функцию воображения. Они могут быть изменены, трансформированы как воздействиями извне, так и по желанию самого ребенка. Вымыслы, иногда именуемые ложью, обычно преследуют цель получения некоторой личностной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора.

МЕЧТА форма проявления воображения – это представление желаемого будущего. Мечта играет роль побудительной причины МЕЧТА форма проявления воображения – это представление желаемого будущего. Мечта играет роль побудительной причины и мотива деятельности, роль внутреннего стимула к активному труду и творчеству. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Мечты принципиально осуществимы, но обычно требуют значительных волевых усилий и трудозатрат.

ИДЕАЛ • • - это форма проявления воображения, предстающая в виде образа с предельно ИДЕАЛ • • - это форма проявления воображения, предстающая в виде образа с предельно совершенными свойствами, образца для подражания. В идеалах отражается направленность личности, ее устремления и стандарты. Как правило, идеалы недостижимы. Их значение состоит в определении направлений жизненного пути и развития личности. Мечты и идеалы могут быть итогом как произвольного активного, так и произвольного пассивного воображения.

ГРЕЗЫ • - образы желаемого и идеализируемого будущего (реже прошлого или настоящего) с осознанием ГРЕЗЫ • - образы желаемого и идеализируемого будущего (реже прошлого или настоящего) с осознанием их нереальности и несбыточности. Грезы неясны, неконкретны, размыты, отрывочны, не имеют сюжетной связи, представляются в основном в зрительной и слуховой модальностях. По большей части процесс «предавания грезам» непроизволен и провоцируется состоянием утомления.

Грезы занимают промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения. С непроизвольными формами их Грезы занимают промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску.

СНОВИДЕНИЯ • Субъективно переживаемые непроизвольные представления воображения во время сна. Неподконтрольны сознательному регулированию. Сюжеты СНОВИДЕНИЯ • Субъективно переживаемые непроизвольные представления воображения во время сна. Неподконтрольны сознательному регулированию. Сюжеты и образы сновидений в символической форме отражают основные мотивы и установки субъекта. К непроизвольным формам воображения относятся сновидения. Эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга.

БРЕД • форма воображения, порожденная расстройством работы сознания. Бред может возникнуть в результате психического БРЕД • форма воображения, порожденная расстройством работы сознания. Бред может возникнуть в результате психического заболевания (бред преследования, бред величия), вирусного или простудного заболевания, сопровождаемого высокой температурой (горячечный бред), алкогольного отравления (белая горячка). Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ непроизвольные фантастические образы, имеющие для субъекта характер объективной реальности при отсутствии реальных раздражителей. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ непроизвольные фантастические образы, имеющие для субъекта характер объективной реальности при отсутствии реальных раздражителей. Появляются под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ. Это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

ГИПНОТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ Отключение контроля сознания по приказу другого лица называется гипнозом, а образы воображения, ГИПНОТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ Отключение контроля сознания по приказу другого лица называется гипнозом, а образы воображения, возникающие в этом состоянии, гипнотическими. Они напоминают реальное восприятие, но являются внушенными, т. е. существуют только в психике гипнотизируемого человека, исчезают и появляются в соответствии с установкой гипнотизера.

ТИПЫ ВООБРАЖЕНИЯ. Типы воображения По степени волевых усилий преднамеренное непреднамеренное Воссоздающее Творческое мечта По ТИПЫ ВООБРАЖЕНИЯ. Типы воображения По степени волевых усилий преднамеренное непреднамеренное Воссоздающее Творческое мечта По степени активности активное пассивное Сон Дремотное состояние грёзы

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ • • 1. Предвосхищение результатов труда, в том числе промежуточных. Формирование внутреннего ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ • • 1. Предвосхищение результатов труда, в том числе промежуточных. Формирование внутреннего плана действий способность выполнять их в уме, манипулируя образами. 2. Предвидение будущего, планирование деятельности, программирование поведения, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. 3. Решение проблемных ситуаций с высокой степенью неопределенности, отыскание решений при дефиците информации, поиск новых путей выхода из таких ситуаций. 4. Замена деятельности бесплодным фантазированием. Вопервых, это механизм психологической демобилизации и даже защиты. Во-вторых, это механизм самого предварительного решения проблем, не очень актуальных сейчас, но возможно насущных в будущем.

 • • Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, • • Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и еще 21 имели только одного родственника. Хотя у 45 -ти детей было много благоприятных возможностей для того, чтобы играть с другими детьми,

 Воображаемый компаньон ― это создание самого ребенка, он в принципе может наделить его Воображаемый компаньон ― это создание самого ребенка, он в принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, которая имела двух воображаемых товарищей ― один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а другой ― всеми недостатками, которые она в себе находила.

 • • • 5. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, • • • 5. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. 6. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. 7. Формирование ряда нравственно- психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ

АГГЛЮТИНАЦИЯ (сочетание, комбинирование) прием создания нового образа путем «склеивания» различных, в повседневной жизни не АГГЛЮТИНАЦИЯ (сочетание, комбинирование) прием создания нового образа путем «склеивания» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, сфинкс, сирена, ангелы, серафимы, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д. ).

Механизмы переработки образов представлений в образы воображения Бог Анубис Бог Ра Создание образа по Механизмы переработки образов представлений в образы воображения Бог Анубис Бог Ра Создание образа по механизму агглютинации.

АНАЛОГИЯ – это процесс создания нового, по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный АНАЛОГИЯ – это процесс создания нового, по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. При использовании этого метода сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта и отношения между признаками, но изменяются отдельные элементы. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т. д.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой систему жизненных ситуаций, через которые писатель проводит своего героя.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ • • – усиление, подчеркивание каких-либо отдельных черт, свойств образа: А) изменение величины АКЦЕНТИРОВАНИЕ • • – усиление, подчеркивание каких-либо отдельных черт, свойств образа: А) изменение величины - увеличение (гиперболизация – циклоп, палица в сто пудов, Кощей Бессмертный)или уменьшение предмета (мальчик с пальчик) ; Б) изменение соотношений, пропорций обычно направлено на заострение существенных свойств объектов. При этом происходит некое противопоставление либо двух объектов другу, либо внешнего и внутреннего компонентов в одном объекте (изображение властителей и рабов в Египте – мощь и благородство первых и ничтожество вторых). Заострение, подчёркивание каких-либо признаков (шаржи – положительных (Мюнхаузен), карикатуры (отрицательных – скупой рыцарь)

Карикатуры. Пример акцентирования. Карикатуры. Пример акцентирования.

ТИПИЗАЦИЯ • • • – специфическое обобщение образов в конкретном представлении, основанное на выделении ТИПИЗАЦИЯ • • • – специфическое обобщение образов в конкретном представлении, основанное на выделении существенного, повторяющегося, характерного для группы предметов или явлений. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической). Научные типологии, научная гипотеза, прогноз. Тип – идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты. 2 подхода: 1) тип как среднее (предельно обобщенное) и 2)тип как крайнее (предельно своеобразное). Схематизация – разновидность типизации, когда обобщение достигает предельного уровня, образ лишается практически всех деталей и второстепенных признаков.

РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ СПОСОБСТВУЮТ Отправной точкой для развития воображения должно быть включение фантазий детей в РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ СПОСОБСТВУЮТ Отправной точкой для развития воображения должно быть включение фантазий детей в решение конкретных практических проблем. ситуации незавершенности разрешение и даже поощрение множества вопросов стимулирование независимости, самостоятельных разработок билингвистический опыт позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ПРЕПЯТСТВУЮТ: конформность неодобрение воображения жесткие полоролевые стереотипы разделение игры и обучения готовность РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ПРЕПЯТСТВУЮТ: конформность неодобрение воображения жесткие полоролевые стереотипы разделение игры и обучения готовность к изменению точки зрения преклонение перед авторитетами

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ. • • • Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ. • • • Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей: Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2, 5 -3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их).

ВТОРОЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ • – возраст 4 -5 лет. Ребёнок нацелен на ВТОРОЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ • – возраст 4 -5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. • У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы.

 Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам.

 К 4 -5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать К 4 -5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

ТРЕТИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ – возраст 6 -7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено ТРЕТИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ – возраст 6 -7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами.

 • • Появляется целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план • • Появляется целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям или вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов.

 • • Активное воображение у конкретного человека может достигать разного уровня. Об уровне • • Активное воображение у конкретного человека может достигать разного уровня. Об уровне развития воображения можно судить по: содержательности образов; их жизненному значению для теоретической и практической деятельности; перспективной целеустремленности образов; их новизне; оригинальности и др. Задержка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задержку развития воображения.