Лекция 2_ Корнейко.ppt
- Количество слайдов: 42
Кафедра международного бизнеса и финансов Корнейко О. В. Кэн, доцент Лекция 2: Экономическая мысль Древнего мира e-mail: olga 30300@mail. ru VSUES
План лекции 1. Экономическая мысль Древнего Востока 2. Экономическая мысль античного мира
Древний мир…. . до 5 в н. э.
РАЗВИЛКА ПУТЕЙ: переход от варварства к цивилизации • ВОСТОК -Деспотия (неограниченная власть) – вертикаль власти; огромный аппарат чиновников живет за счет труда земл. общины: земля принадлежит общине, общинагосударству; • Государство решает проблему водоснабжения и военной защиты; • община формирует кровнородственные отношения и тотальную зависимость членов общины: Китай: НЕБОИмператор-подданные – «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом» ЗАПАД – горизонтальная модель; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху (эпоха царей): ахейцы в Аттике создали народную форму правления (собрание) – избирали старейшин (архонтов) и басилеев - военных предводителей; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII-XVII веках до н. э – кризис такой формы власти
Первые попытки систематизации экономических знаний Конфуций Аристотель Катон Старший
Письменные источники Древнего Востока
Отражающие хозяйственную деятельность (переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности и различные юридические акты, Пытающиеся осмыслить эту деятельность (государственнонормативные документы «Артхашастра» , «Гуан-цзы»
1 -ая попытка управлять экономической жизнью страны Сокращение налог в казну ас з р ве у гро У у ет н е Свод законов Месторасположение: Хаммурапи 1810 до н. э. - 1750 до н. э. Лувр При нарушении ь от ни Кодекса… ь, впл каз т-т тной тве мер О с до Как управлять? а ав пр мы ор Н
Защитить собственность граждан Остановить размывание слоя производителей Обеспечить поступление налогов в казну Сохранить суверенитет государства $$$$$$
Кодекс Хаммурапи: q посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью; q за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов; q срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания; q предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной - 33% ее первоначальной суммы q оплата труда ремесленников должна быть твердой и иметь суровую ответственность
Зачем Хаммурапи ограничивал долговое рабство? - из-за недопущения восстаний и разрушения основ натурального хозяйства.
В индуистских текстах: Концепция 3 х целей жизни человека – религиозного долга, материальной выгоды и чувственной страсти «Законы Ману» «Артхашастра» приписывается Каутилье, советнику царя «Камасутра»
АРТХАШАСТРАдревнеиндийский политический и экономический трактат (321— 297 года до н. э. ). u Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром… u /Царь/ должен устроить рудники, промыслы, рощи ценных деревьев, … водные и сухопутные пути сообщения и торговые города. Он должен построить оросительную систему, снабжаемую постоянной водой… Царь должен заставить непослушных рабов, недоимщиков… выполнять обязанности. Царь должен содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных, а также женщин, не разрешившихся от бремени, и детей при рождении…
АРТХАШАСТРА q Царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об управлении; экономику. q Экономика – это учение о пополнении казны. q К экономике относятся земледелие, скотоводство и торговлю. q Государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины q Основная обязанность государственного чиновника установление устойчивого уровня товарных цен
Правитель царства Ци основал «Дворец наук у западных ворот» . Ученые академии написали более 500 сочинений, которые были объединены общим названием ГУАНЬЦЗЫ q Принцип уравновешивания: государство должно накапливать фонды в период дешевизны хлеба и пускать их в товарооборот в период дороговизны. q открыли противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применять для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков. q понимание роли рынка в достижении равновесия, механизма спроса и предложения. q идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи, а также через выпуск денег.
ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н. э. ) -крупнейший древнекитайский тракта разных авторов Бывают годы скудные и обильные, и поэтому зерновые могут быть дороги или дешевы… Но вот государь не может все это привести в порядок, и потому купцыбогатеи у него творят разгул на рынке и, используя недостаток средств у народа, умножают во сто крат свое достояние. Когда они делят землю, то те, кто посильнее, могут удержать ее в своих руках. Когда они распределяют богатство, то те, кто поумнее, могут накоплять: эти более сметливые присваивают продукт труда десятка людей. А те, кто поглупее, могут не вернуть даже своих основных затрат… Между тем если народ богат, то невозможно заставить его служить за жалованье, а если он беден, ему не внушить страха наказаниями. И… если масса народа не подчиняется управлению, то причина этого заключается в отсутствии уравновешивания /богатства и бедности/.
«Дао, которое можно выразить словами Лао-цзы древнекитайский философ, VI—V веков до н. э не есть истинное дао»
Конфуций (Кун-Цзы) (ок. 551 -479 до н. э. ) q Сборник "Лунь юй" ('Беседы и суждения'). q Вопросы этики и управления государством. q Учение о совершенном человеке – благородном муже (Благородный муж знает только долг, а низкий – только выгоду. . ) q Моральное совершенствование человека - основа построения госуправления (сейчас это называется просвещенным патернализмом)
Древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Мо-цзы ( ок. 470 — ок. 391 до н. э. ) Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока оно не было принято Ханьской империей в качестве государственной идеологии.
Восток и Запад Древневосточная мысль Античная мысль qрациональный и qгосударственнодемократический нормативный характер qсветскоqаприорное, рациональный, бездоказательное доказательный содержание характер
Античная мысль Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нём?
«ЭКОНОМИЯ» от древнегреческих слов «ойкос» (дом), «номос» (закон) «законы ведения домашнего хозяйства» . Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира прежде всего, колыбели европейской и мировой цивилизации – Древней Греции. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430 -335 г. г. до н. э. ), Платона (428 -348 г. г. до н. э. ) и в учении Аристотеля (384 -322 г. г. до н. э. ). Греция. Полуостров Аттика. Афины. Рафаэль Санти «Афинская школа»
Аристотель (ок. 384 – ок. 322 г. до н. э) Внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля - «Политика» . Был воспитателем сына македонского царя Филиппа – Александра. Антисфен (Ксенофонт)(ок. 435 – ок. 360 г. до н. э. ) Представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости
Ксенофонт (V-IV вв. до н. э. ) трактат «Ойкономия» , или «Домострой» Ø Распределение семейных обязанностей § Глава: «Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве» Ø Обустройство домашних помещений Ø Поддержание хозяйственных запасов Ø Подбор управляющих и слуг Ø Навыки земледелия (от обработки почвы до сбора урожая)
Аристотель: «Экономия - естественна, хремастика – неестественна» Хрематистика Экономика q земледелие и ремесло, q мелкая торговля q прямой товарообмен и товарообмен посредством денег Т-Д-Т’ q функции денег: мера стоимости и средства обращения q деятельность, направленная на создание и приобретение благ для дома и государства. ( «хрема» - имущество, владение) q ростовщичество и торговопосреднические операции q Товарообмен, осуществляемый с приращением первоначально авансированного капитала q деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства
• Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить. • «Чем определяются пропорции обмена товаров? » .
сторонники трудовой теории стоимости Сторонники теории потребительского выбора, где обмен определяется степенью субъективной оценки полезности товара
АРИСТОТЕЛЬ О ДЕНЬГАХ u деньги - результат соглашения между людьми и в нашей власти сделать их неупотребительными. u с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги. u Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности. (В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения). Aristotélēs (384 – 322 гг. до н. э. )
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ u Путь от Аристотеля к схоластам – пример взаимосвязи цивилизаций: v ГРЕКИ римляне ранние христиане мавры-мусульмане СХОЛАСТЫ /схоласты – ученые-богословы в европейских католических университетах в Средние века/
Платон (Аристокл) (ок. 428 – ок. 348 г. до н. э. ) В работах «Государство» и «Законы» на основе разделения труда выделяет три сословия в государстве: правители (философы), воины, ремесленники, земледельцы и мелкие торговцы. Рабы находятся вне сословий. Государство разрешает противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Частную собственность могли иметь лишь лица третьего сословия. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров. Большую роль в жизни Платона сыграла его встреча с Сократом. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются трудным путем внутреннего самосовершенствования. По преданию, Платон умер в свой день рождения
РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА u. Фактор умелости и качества. Ведет росту производительности труда. Зависит от размеров рынка сбыта. Разделение труда на умственный и физический, а людей на рабов и свободных, имеет естественный характер (Ксенофонт) u. Фактор образования городов-государств (Ксенофонт, Платон) u. Предпосылка кастового строя (утопия Платона)
• Для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни. Для древнеримских мыслителей на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.
Марк По рций Като н (для различия с правнуком называемый также «Ста рший» , «Це нзор» , или «Цензо рий» ; 234— 149 до н. э. ) : «хозяин должен продавать, а не покупать» q разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города, . q Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. q относил рабов к орудиям производства. Опасаясь согласия среди рабов, рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять трудом, ставить в худшее положение, чем рабочий скот
Марк Теренций Варрон (116 -27 гг. до н. э. ): «Покупать рабов разных национальностей, чтобы предотвратить восстания» . «орудия говорящие, бессловесные и немые» : говорящие орудия – это рабы, бессловесные – волы, рабочий скот, немые – телеги, грабли, корзины
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ u. Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной жизни v. Артхашастра (Индия, IV-III до н. э. ) v. Гуань-Цзы (Китай, IV до н. э. ) v. Иоанн Златоуст (Византия, IV в. н. э. ): «. . . не тот беден, у кого ничего нет, но тот, кому много требуется» u. Отличия восточных цивилизаций: Ø отношение к труду Ø роль государства
СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА u. Позитивное отношение к торговле и прибыли Ø неприятие административного регулирования цен Ø этическая проповедь честной торговли u. Запрет ростовщичества vфеномен менял-иноверцев vпринцип разделения выгоды
БИБЛИЯ • Древний источник, признававший шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых)
Христианство Место возникновения восточная часть Римской империи Причина возникновения кризис античной цивилизации, упадок ее основных ценностей. Первоначальная суть выражение протеста рабов и беднейших слоев населения против рабовладельческого строя Основа вера в искупительную миссию Иисуса Христа Что христиантсво предлагало приверженцам? путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; строгий аскетизм, сознательное смирение и покорность. Религиозные каноны Вера в Отца, Сына и Святого Духа. Вера во второе пришествие и Страшный суд живых и мертвых Кто подготовил распространение христианства в Римской империи Гностики и стоики
Есть Бог, есть мир; они живут вовек А жизнь людей мгновенна и убога, Гумилев Николай Степанович (1886 -1921) Но всё в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога.
У меня в голове каша !!! Какие главные термины в этой теме?
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ Кодекс Хаммурапи, Артхашастра» , «Гуан-цзы» , Лао-цзы, Ксенофонт, Аристотель, Платон. Катон, Варрон. Упадок римского рабовладельческого общества. Христианство.
Лекция 2_ Корнейко.ppt