Скачать презентацию Кафедра философии и социальногуманитарных знаний 1 Государственное Скачать презентацию Кафедра философии и социальногуманитарных знаний 1 Государственное

Лекция 37 биоэтика КОМОВА.ppt

  • Количество слайдов: 21

Кафедра философии и социальногуманитарных знаний 1 Кафедра философии и социальногуманитарных знаний 1

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярская государственная медицинская академия имени профессора В. Ф. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярская государственная медицинская академия имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра философии и социально-гуманитарных знаний Лекция № 37 Биоэтика. Читает кандидат философских наук, доцент КОМОВА Надежда Викторовна 2

Издревле стали высоко цениться морально – этические регуляторы поведения людей: совесть, долг, честь. Зарождение Издревле стали высоко цениться морально – этические регуляторы поведения людей: совесть, долг, честь. Зарождение первых принципов самоконтроля духовно обогатили человека, пробудив интерес к философскому осмыслению морали как нового явления в общественной жизни людей. Мораль (лат. mores – обычаи народа) стала частью философии, которая разработала этику (гр. Ethos – нравы, обычаи) – науку о моральных принципах общественного поведения людей. 3

Развитие естествознания и медицинской науки поставили перед учеными–исследователями, практическими врачами проблему переосмысления многих философско-этических Развитие естествознания и медицинской науки поставили перед учеными–исследователями, практическими врачами проблему переосмысления многих философско-этических парадигм познания живого и его радикального изменения. В соответствии с потребностями времени появилась биоэтика, междисциплинарная дисциплина, центральное ядро которой – отношение к жизни и смерти. Биоэтика как морально-этическая дисциплина сформировалась в 60 -х г. прошлого столетия. Термин «биоэтика» впервые был предложен американским ученым В. Р. Поттером в 1969 г. 4

Задачи биоэтики 1) биоэтика вытекает из достижений всех естественных наук, прежде всего, биомедицины; 2) Задачи биоэтики 1) биоэтика вытекает из достижений всех естественных наук, прежде всего, биомедицины; 2) биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он опирается на обширный эмпирический материал практической медицины. Эти требования к биоэтике служат целям формирования у всех медиков уважительного отношения к жизни. 5

Модель биоэтики Гиппократа Основные моральные принципы разработаны и изложены им в «Клятве» , в Модель биоэтики Гиппократа Основные моральные принципы разработаны и изложены им в «Клятве» , в книгах «О законе» , «О врачах» . l Главный принцип содержал требование «не навреди» . l Включает обязательства врача перед учителями, коллегами и учениками, требование гарантии непричинения вреда пациенту, своевременного оказания врачебной помощи, проявления уважения человеческого достоинства, негативного отношения к эвтаназии, абортам, интимных связей с пациентами, всемерной заботы о пользе больного и строго сохранения врачебной тайны. l 6

Модель биоэтики Парацельса Трактует НРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ С ПАЦИЕНТОМ как составляющую терапевтического поведения врача. На Модель биоэтики Парацельса Трактует НРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ С ПАЦИЕНТОМ как составляющую терапевтического поведения врача. На первое место выдвигается учет эмоциональнопсихических особенностей личности пациента, важность всесторонности душевно-духовных контактов с врачом и использование их в интересах исцеления души и тела. ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. patepnus – отцовство) в отношениях между врачом и пациентом. Ведущим моральным принципом является принцип «делай добро» , благодеяние, милосердие. 7

Деонтологическая модель Предполагает нравственную безупречность в смысле тождественности поведения врача определенным этическим нормам. Основным Деонтологическая модель Предполагает нравственную безупречность в смысле тождественности поведения врача определенным этическим нормам. Основным является принцип «соблюдения долга» , т. е. определенных требований к врачу со стороны пациента, медицинского общества, его совести, разума и общества. l На смену патерналистской концепции, предусматривающей приоритетность положения врача по сравнению с пациентом, пришли новые модели взаимоотношений врача и пациента. l Защита прав и достоинства человека реализуется в рамках информационной, совещательной и интерпретационной моделях, предписывающих УЧАСТИЕ БОЛЬНОГО В ПРИНЯТИИ ВРАЧЕБНОГО РЕШЕНИЯ. 8

l Выделение биоэтики в особую сферу обусловлено возникновением моральных коллизий в ходе наращивания медико-биологических l Выделение биоэтики в особую сферу обусловлено возникновением моральных коллизий в ходе наращивания медико-биологических знаний, созданием качественно новых биотехнологий и их практическим применением в здравоохранении, особенностями социального развития. Первоочередной проблемой является угроза уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только политики, но и ученые, особенно физики, химики, биологи, врачи. l Биоэтика как идеология здравоохранения ничего не запрещает и не разрешает. Она привлекает внимание мировой общественности к морали и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим новым факторам науки, связанным с возможной угрозой жизни или утраты здоровья человека. l 9

Принципы и правила биоэтики l l l l ВЫДЕЛЯЮТ 4 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА: Не навреди. Принципы и правила биоэтики l l l l ВЫДЕЛЯЮТ 4 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА: Не навреди. Делай благо. Принцип справедливости. Уважение автономии пациента. ВЫДЕЛЯЮТ 3 ПРАВИЛА: правило конфиденциальности; правило правдивости; правило информированного согласия. 10

Принципы биоэтики I. l l НЕ НАВРЕДИ (non nocere) Основные ВИДЫ ВРЕДА, нанесенные врачом: Принципы биоэтики I. l l НЕ НАВРЕДИ (non nocere) Основные ВИДЫ ВРЕДА, нанесенные врачом: Вред от бездействия или неоказания помощи (124 ст. УК). Вред от злого умысла (корыстные мотивы, то есть, экономический интерес). Неквалифицированные действия (погрешность в работе). Вред пациенту от диагностики и лечения. Терапевтические и хирургические риски не должны быть выше важности получаемого результата. 11

Принципы биоэтики II. Делай благо (твори добро) l l l Этот принцип являлся главным Принципы биоэтики II. Делай благо (твори добро) l l l Этот принцип являлся главным в эпоху Парацельса. Парацельс: «Сила врача – в его сердце» . Федор Гаас (русский врач): «Спешите делать добро» . 12

III. Принцип справедливости В 1994 году ВОЗ приняла очень важный документ: «Глобальная повестка дня III. Принцип справедливости В 1994 году ВОЗ приняла очень важный документ: «Глобальная повестка дня для биоэтики» : 1. Каждый человек, проживающий на Земле, имеет право на адекватную медицинскую помощь. 2. Справедливость – важный принцип для политики здравоохранения. 3. Граждане имеют право принимать участие в разработке политики здравоохранения. Справедливость – это соответствие должному, характеристика распределения между людьми благ, ответственности, невзгод и т. д. С развитием цивилизации справедливость обязательно в каких-либо вопросах должна касаться вопросов равенства. 13

В медицине конкурируют 2 основные идеи: 1. 2. Идея рыночной справедливости. Идея равного доступа В медицине конкурируют 2 основные идеи: 1. 2. Идея рыночной справедливости. Идея равного доступа к определенному минимуму медицинских благ. Наиболее принятой концепцией является концепция американского ученого Ролза: в любом обществе справедливость может быть достигнута последовательным соблюдением трех принципов: 1. Принцип равной свободы каждой личности. 2. Принцип равных возможностей! 3. Принцип сглаживания различий. В XX в. бурное развитие государственной медицины и обязательного медицинского страхования является основой для равного доступа граждан к определенного рода медицинским благам. 14

ЕВРОПА провозгласила лозунг: «равное здоровье для всех европейцев» . РОССИЯ занимает 185 место из ЕВРОПА провозгласила лозунг: «равное здоровье для всех европейцев» . РОССИЯ занимает 185 место из 191 по уровню справедливости. l l l УРОВНИ СПРАВЕДЛИВОСТИ: Макроуровень. Определяется, какую долю национального богатства государство тратит на здравоохранение. В России – около 3%, в Европе – 8 -9%, в США – 13%. Определяется распределением медицинских благ по регионам страны. Уровень деятельности конкретной клиники и конкретного врача. Принципы справедливости: а) по степени необходимости; б) по очередности. 15

IV. Принцип уважения автономии пациента l l Все основные вопросы своей медицинской судьбы пациент IV. Принцип уважения автономии пациента l l Все основные вопросы своей медицинской судьбы пациент имеет право решать сам. Врач должен уважать его выбор. Врач вправе отказаться от тех представлений, которые не укладываются в понятие справедливости у врача. 16

Правила биоэтики I. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ l Неразглашение информации посторонним, коллегам врача, не занятым лечением Правила биоэтики I. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ l Неразглашение информации посторонним, коллегам врача, не занятым лечением пациента, родственникам (по желанию пациента). II. ПРАВИЛО ПРАВДИВОСТИ l Право пациента на правдивую информацию. По закону, врач обязан предоставить эту информацию в деликатной форме. l Ошибка, когда врач делится своими опасениями, прогнозами. III. ПРАВИЛО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ l Оно регулирует обязательное согласие пациента на все диагностические, терапевтические, хирургические действия, связанные с риском. l Информированность включает в себя раскрытие врачом значения и смысла действия, его необходимости, ожидаемых результатов, возможных последствий, степени риска для здоровья, последствий в случае отказа от операции, 17 возможных альтернативных вариантов лечения.

Модели взаимоотношения врача и пациента l l Существует 4 модели врачевания в зависимости от Модели взаимоотношения врача и пациента l l Существует 4 модели врачевания в зависимости от ведущего нравственного принципа: Модель Гиппократа – не навреди. Модель Парацельса – делай благо. Деонтологическая модель – исполняй свой долг. Биоэтическая модель – уважение автономии пациента. 18

Конкретные отношения врача и пациента подлежат типизации в зависимости от характера нравственно-психологических отношений. Наиболее Конкретные отношения врача и пациента подлежат типизации в зависимости от характера нравственно-психологических отношений. Наиболее известна типизация Р. Вича (2 группы): l ПАТЕРНАЛИСТСКИЕ МОДЕЛИ (отношение к пациенту как к «сыну» ). Вариантом является сакральная (священная) модель – отношения, где пациент смотрит на врача как на бога. l НЕПАТЕРНАЛИСТСКИЕ МОДЕЛИ: а) технократическая (инструментальная): нравственнопсихологические взаимоотношения сведены к минимуму, допустима при посещении узкого специалиста; б) коллегиальная: пациент и врач почти как коллеги обсуждают вопросы пациента; в) контрактная: ведущая модель для платной медицины; 19 четкое следование контракту.

Список литературы Хрусталев Ю. М. Философия науки и медицины. – М. , 2005. l Список литературы Хрусталев Ю. М. Философия науки и медицины. – М. , 2005. l Философия медицины / Ю. Л. Шевченко и др. – М. , 2004 l 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! 21 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! 21