Скачать презентацию Кафедра: Дизайна и технологий Преподаватель: Кочеткова Ирина Степановна, Скачать презентацию Кафедра: Дизайна и технологий Преподаватель: Кочеткова Ирина Степановна,

Тема 4. Культура и иск. Месопотамии.ppt

  • Количество слайдов: 77

Кафедра: Дизайна и технологий Преподаватель: Кочеткова Ирина Степановна, канд. ист. наук, доцент. Тема 4. Кафедра: Дизайна и технологий Преподаватель: Кочеткова Ирина Степановна, канд. ист. наук, доцент. Тема 4. Культура и искусство Месопотамии. (Ранние цивилизации)

Учебный материал Ранние цивилизации · Термин «цивилизация» применяется к народам, чья культура достигла определенного Учебный материал Ранние цивилизации · Термин «цивилизация» применяется к народам, чья культура достигла определенного уровня развития: – развитие крупных общественных образований (городов, государств), имеющих хорошо организованную систему управления (администрацию), своды законов; – изобретение письменности; – создание календаря; – монументальная архитектура. · Условия возникновения: – Наличие плодородных земель; – Крупная река (реки), орошающие земли. Культура развивалась изолированно, характерная черта – традиционность. Отличительные черты искусства: наглядность, предметность, каноничность, утилитарность, информационность.

Учебный материал Древние государства (Ранние цивилизации) 1. Двуречье: Шумер, Аккад, Вавилония, Финикия, Ассирия, Урарту, Учебный материал Древние государства (Ранние цивилизации) 1. Двуречье: Шумер, Аккад, Вавилония, Финикия, Ассирия, Урарту, Элам, Ахеменидский Иран. 2. Египет 3. Индия 4. Китай

Плодородный полумесяц Плодородный полумесяц

Двуречье. Стр 15 · В III тысячелетии до н. э. (5 тыс. лет до Двуречье. Стр 15 · В III тысячелетии до н. э. (5 тыс. лет до н. э. ) рабовладельческое государство сложилось в южной части долины рек Тигра и Ефрата, называемой Двуречьем (вся долина называлась Месопотамией, по гречески – Междуречье.

 Шумер и Аккад · Древнейшее население страны – шумеры, основавшие первые города- государства Шумер и Аккад · Древнейшее население страны – шумеры, основавшие первые города- государства (Урук, Ур, Лагаш, Эриду). · Продолжателями шумерской культуры стали семиты (совр. арабы и евреи), создавшие Аккадское государство (Саргон I).

Учебный материал Древняя Месопотамия (Двуречье), 3100 -1600 до н. э. Учебный материал Древняя Месопотамия (Двуречье), 3100 -1600 до н. э.

Первые города Первые города

Зиккураты Зиккураты

Лестница в небо Зиккураты стр. 15 · Культовые башни из кирпича-сырца. Строились в три Лестница в небо Зиккураты стр. 15 · Культовые башни из кирпича-сырца. Строились в три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания (небо, земля, подземные воды) или в семь этажей, которые соединялись лестницами и пандусами.

Зиккурат в Уре. · Высота сооружения – 52, 6 м (высота сохранившейся части в Зиккурат в Уре. · Высота сооружения – 52, 6 м (высота сохранившейся части в настоящее время – 25 м)

Учебный материал стр. 18 Мифология Двуречья · Политеизм- (поли –много; тео - бог)- многобожие. Учебный материал стр. 18 Мифология Двуречья · Политеизм- (поли –много; тео - бог)- многобожие. Более сотни богов. · Думузи (Таммуз) - "Истинное дитя" - бог умирающий и воскресающий, олицетворяющий судьбу зерна. · Инанна (Иштар) - богиня плодородия, любви. Эта пара напоминает супружескую чету богов Осириса и Исиды в Древнем Египте.

Учебный материал В центре каждого города шумеров находился храм его божественного покровителя. В храме Учебный материал В центре каждого города шумеров находился храм его божественного покровителя. В храме было большое количество жрецов, жриц, чиновников, писцов, уборщиков. Голова богини Инанны III тыс. до н. э. Из Белого храма в Уре.

Учебный материал стр. 15 Скульптура шумеров. Канон. · В храмах статуи небольшого размера - Учебный материал стр. 15 Скульптура шумеров. Канон. · В храмах статуи небольшого размера - адоранты (лат. - adore – «поклоняться» )- фигуры молящихся. · Адоранты выполнялись согласно строгому канону (поза, жесты рук, черты и выражение лица) Жрец III тыс. до н. э. Мрамор

Учебный материал • Этнические черты различаются по формам. Одни имеют крупную бритую голову и Учебный материал • Этнические черты различаются по формам. Одни имеют крупную бритую голову и орлиный нос, другие отличаются длинной вьющейся бородой семитского типа. • Шумерское искусство не ищет идеал красоты в человеческом теле, воплощая его посредством пластических объемов. • Тело скрыто под жесткими одеяниями. Фигуры изображаются в длинных юбках с фалдами или туниках, которые адаптируются к принятой геометрической схеме, подчеркивая цилиндрический силуэт.

Учебный материал стр. 17 Изобразительное искусство. Представления о красоте. · Отличительные черты изобразительного искусства Учебный материал стр. 17 Изобразительное искусство. Представления о красоте. · Отличительные черты изобразительного искусства – величественная монументальность формы, – строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм, – фронтальность – статичность – каноничность.

Вотивные статуэтки из храма Абу. XXV в. до н. э. Известняк, гипс, ляпис-лазурь, ракушки. Вотивные статуэтки из храма Абу. XXV в. до н. э. Известняк, гипс, ляпис-лазурь, ракушки.

 Подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники: юбки представляют собой плоские конусы, торсы Подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники: юбки представляют собой плоские конусы, торсы подобны треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Детали головы (нос, рот, уши и волосы) тоже сводятся к треугольным формам.

 Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Сер. III тыс. до н. э. Алебастр, ляпис- Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Сер. III тыс. до н. э. Алебастр, ляпис- лазурь, ракушки. Высота 52, 5 см, ширина 20, 6 см, глубина 30 см Лувр, Париж

 Бронзовая голова из Ниневии. XXIII в. до н. э. Бронза, литье. Иракский музей, Бронзовая голова из Ниневии. XXIII в. до н. э. Бронза, литье. Иракский музей, Багдад Превознесение монархии, а не проявление почтения к богам. Портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, чётко очерченные губы и вставленные в орбиты глаза

 Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э. Диорит, резец. Высота 46 Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э. Диорит, резец. Высота 46 см, ширина 33 см, глубина 22, 5 см Лувр, Париж

Стела аккадского царя Нарамсина. XXIII в. до н. э. Розовый известняк, барельеф. Высота 2 Стела аккадского царя Нарамсина. XXIII в. до н. э. Розовый известняк, барельеф. Высота 2 м, ширина 1, 05 м Лувр, Париж

 Штандарт Ура. Около 2600 г. до н. э. Панель мира Мозаика из перламутра, Штандарт Ура. Около 2600 г. до н. э. Панель мира Мозаика из перламутра, ракушек, красного известняка и ляпис- лазури. Высота 21, 59 см, длина 49, 53 см Британский музей, Лондон

 Штандарт Ура. Около 2600 г. до н. э. Панель войны Мозаика из перламутра, Штандарт Ура. Около 2600 г. до н. э. Панель войны Мозаика из перламутра, ракушек, красного известняка и ляпис-лазури. Высота 21, 59 см, длина 49, 53 см Британский музей, Лондон

Учебный материал стр. 19 Способы и методы кодификации в культуре · Развитие письменности в Учебный материал стр. 19 Способы и методы кодификации в культуре · Развитие письменности в Двуречье: – Шумеры изобрели клинопись в IV-III тысячелетии до н. э. – Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали.

Учебный материал Клинопись Учебный материал Клинопись

 Наука · Шумеры: стр. 15 – пользовались шестидесятеричной системой (стали делить круг на Наука · Шумеры: стр. 15 – пользовались шестидесятеричной системой (стали делить круг на 360 градусов, час на 60 минут, 3600 секунд) – развивалась геометрия.

Учебный материал Наука в Вавилоне Учебный материал Наука в Вавилоне

Виды искусства · глиптика - резьба по драгоценному камню (изготовление резных печатей). Стр. 15 Виды искусства · глиптика - резьба по драгоценному камню (изготовление резных печатей). Стр. 15

Учебный материал Резная цилиндрическая печать и оттиск с нее. XXIV—XXII вв. до н. э. Учебный материал Резная цилиндрическая печать и оттиск с нее. XXIV—XXII вв. до н. э.

Учебный материал Цилиндрическая печать. XIII в. до н. э. Халцедон. Высота 4, 1 см, Учебный материал Цилиндрическая печать. XIII в. до н. э. Халцедон. Высота 4, 1 см, диаметр 1, 6 см Британский музей, Лондон

Учебный материал стр. 15 Музыка ·Шумеры - создали свирель, флейту, бубен, арфу, лиру. Деталь Учебный материал стр. 15 Музыка ·Шумеры - создали свирель, флейту, бубен, арфу, лиру. Деталь арфы из "царской гробницы" Лира. Около XXVII-XXVI вв. до н. э. Из Ура.

Учебный материал Музыкант с острова Аморгоса 3 тыс. до н. э. Учебный материал Музыкант с острова Аморгоса 3 тыс. до н. э.

Искусство Старовавилонского царства · Главным городом в XIX в. до н. э. (2 тыс. Искусство Старовавилонского царства · Главным городом в XIX в. до н. э. (2 тыс. до н. э. ) стал Вавилон - экономический и культурный центр всего древнего мира. Слово "Вавилон" ("Бабили") переводится как "Врата Бога". · Вавилон объединил Шумер и Аккад – возникло Старовавилонское царство (Хаммурапи).

Учебный материал Кодекс законов Хаммурапи Учебный материал Кодекс законов Хаммурапи

 В верхней части стелы рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. В верхней части стелы рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя.

Царица тьмы. Рельеф. 1800 — 1750 гг. до н. э. Глина, солома, барельеф. Высота Царица тьмы. Рельеф. 1800 — 1750 гг. до н. э. Глина, солома, барельеф. Высота 49, 5 см, ширина 37 см, глубина 4, 8 см Британский музей, Лондон

 Музыкант. Рельеф. 1 -я пол. II тыс. до н. э. Терракота, барельеф. Высота Музыкант. Рельеф. 1 -я пол. II тыс. до н. э. Терракота, барельеф. Высота 13, 5 см Лувр, Париж

 Искусство Ассирии IX – VIIвв. до н. э. · Во втором тысячелетии у Искусство Ассирии IX – VIIвв. до н. э. · Во втором тысячелетии у подножия Ливанских гор возникла страна мореходов - Финикия. · В восточной части Малой Азии в XV-XIII вв. до н. э. образовалось воинственное Хеттское царство. · VIII в. до н. э. - расцвет государства Урарту (Армянское нагорье). · К VII в. до н. э. всю Переднюю Азию подчинила Ассирия (первонач. - территория северного Ирака ) (Саргон II).

Крылатый гений-хранитель. VIII в. до н. э. Алебастр, резец, горельеф. Высота 4, 09 м, Крылатый гений-хранитель. VIII в. до н. э. Алебастр, резец, горельеф. Высота 4, 09 м, длина 2, 36 м, глубина 0, 75 м Лувр, Париж

Учебный материал Грифон XIV-VII вв. до н. э Ассирия Камень Учебный материал Грифон XIV-VII вв. до н. э Ассирия Камень

Раненая львица. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Алебастр, барельеф. Раненая львица. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Алебастр, барельеф. Высота 16, 5 см, ширина 30 см Британский музей, Лондон

Учебный материал Канон. Правитель (Гильгамеш) со львом в руках Ок. 721 -705 гг. до Учебный материал Канон. Правитель (Гильгамеш) со львом в руках Ок. 721 -705 гг. до н. э. Из дворца Саргона II.

Ашшурнасирапал II во время охоты на львов. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX Ашшурнасирапал II во время охоты на львов. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX в. до н. э. Алебастр, резец, барельеф. Длина 2, 24 м, ширина 88, 65 см Британский музей, Лондон

 Стела с богиней Иштар. VIII в. до н. э. Базальт, барельеф. Высота 1, Стела с богиней Иштар. VIII в. до н. э. Базальт, барельеф. Высота 1, 22 м, ширина 0, 75 м Лувр, Париж

 Искусство Нововавилонского царства · После распада Ассирии возникло Нововавилонское царство , в VII Искусство Нововавилонского царства · После распада Ассирии возникло Нововавилонское царство , в VII в. до н. э. включавшее все Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину (Навуходоносор II). · В VI в. до н. э. в Двуречье стал господствовать Ахеменидский Иран (Кир II Великий ).

 Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. VI в. до н. э. Прототип Библейской Вавилонской башни. Древнегреческий Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. VI в. до н. э. Прототип Библейской Вавилонской башни. Древнегреческий историк Геродот : «массивная башня, по одной стадии (сто восемьдесят метров) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй — третья и так далее, до восьмой. Подъем на них сделан снаружи, он идет кольцом вокруг всех башен. На последней башне есть большой храм…» Зиккурат не сохранился до нашего времени, раскопки, проведенные в XX в. , лишь установили место, где он находился.

Учебный материал Ворота богини Иштар. · Сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных Учебный материал Ворота богини Иштар. · Сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука – быка и фантастического существа Сирруш.

Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия

Учебный материал Орнамент стен дороги Мардука Учебный материал Орнамент стен дороги Мардука

Учебный материал Вымышленное животное сирруш VII-VI вв. до н. э. Рельеф с ворот Иштар. Учебный материал Вымышленное животное сирруш VII-VI вв. до н. э. Рельеф с ворот Иштар. Цветной кирпич

Учебный материал Вымышленное животное VII-VI вв. до н. э. Рельеф с ворот Иштар. Цветной Учебный материал Вымышленное животное VII-VI вв. до н. э. Рельеф с ворот Иштар. Цветной кирпич

Учебный материал Грифоны VII-VI вв. до н. э. Рельеф с ворот Иштар. Цветной кирпич Учебный материал Грифоны VII-VI вв. до н. э. Рельеф с ворот Иштар. Цветной кирпич

Империя Ахеменидов конец VI века до н. э Империя Ахеменидов конец VI века до н. э

Ворота всех народов в Колонна - характерный Персеполе. элемент ахеменидского 520— 460 гг. до Ворота всех народов в Колонна - характерный Персеполе. элемент ахеменидского 520— 460 гг. до н. э. искусства. Широко Камень. использовалась во всех типах Иран построек. В Персеполе каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель — из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно — быков, драконов или человекобыков.

Гробница Кира II Великого в Пасаргадах. Около 530 г. до н. э. Камень. Пасаргады, Гробница Кира II Великого в Пасаргадах. Около 530 г. до н. э. Камень. Пасаргады, Иран

Дарий I. 522— 486 гг. до н. э. Сокровищница Персеполя, Иран Дарий I. 522— 486 гг. до н. э. Сокровищница Персеполя, Иран

Рельеф входной лестницы во дворец Дария I в Персеполе. 520— 460 гг. до н. Рельеф входной лестницы во дворец Дария I в Персеполе. 520— 460 гг. до н. э. Фрагмент Камень, барельеф. Персеполь, Иран

Учебный материал Человек с телом льва VI-IV вв. до н. э. Скульптурный рельеф. Учебный материал Человек с телом льва VI-IV вв. до н. э. Скульптурный рельеф.

Золотая серьга. V в. до н. э. Золото, бирюза, сердолик, ляпис- лазурь. . Золотая серьга. V в. до н. э. Золото, бирюза, сердолик, ляпис- лазурь. .

Золотой кубок. V в. до н. э. Золото, литье. Археологический музей, Тегеран Золотой кубок. V в. до н. э. Золото, литье. Археологический музей, Тегеран

Учебный материал стр. 15 · «Звериный стиль» - стилизованное изображение животных (возник в бронзовом Учебный материал стр. 15 · «Звериный стиль» - стилизованное изображение животных (возник в бронзовом веке). V в. до н. э. Из бассейна Аму -Дарьи. Золото, эмаль, драгоценные камни

Учебный материал Ритон в виде козла V в. до н. э. Турция. Серебро Учебный материал Ритон в виде козла V в. до н. э. Турция. Серебро

Учебный материал Ручка вазы VII-IV вв. до н. э. Персия Позолоченная бронза Учебный материал Ручка вазы VII-IV вв. до н. э. Персия Позолоченная бронза

Учебный материал Значение древнейших мировых культур · В ХХ веке культура Древнего Востока активно Учебный материал Значение древнейших мировых культур · В ХХ веке культура Древнего Востока активно изучалась. К ней вспыхнул большой и устойчивый интерес во всем мире.

 Семинар № 4. Древнейшие мировые культуры • 2. Культура и искусство Месопотамии. • Семинар № 4. Древнейшие мировые культуры • 2. Культура и искусство Месопотамии. • 5. Общие тенденции развития художественной культуры древнейших цивилизаций. • 6. Города первых цивилизаций (дома, инфраструктура) • 7. Косметические средства в культурах древних цивилизаций. • 8. Составьте туристические маршруты «Искусство древних цивилизаций в выставочных залах и музеях России» (Эрмитаж; ГМИИ им А. С. Пушкина).

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.