Скачать презентацию Кафедра 46 философии истории и культурологии ТЕОРИЯ Скачать презентацию Кафедра 46 философии истории и культурологии ТЕОРИЯ

СЛАЙДЫ-лекция (ПОЗНАНИЕ).pptx

  • Количество слайдов: 28

Кафедра 46 (философии, истории и культурологии) Кафедра 46 (философии, истории и культурологии)

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ Вопросы лекции: 1. Специфика философского подхода к познавательной ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ Вопросы лекции: 1. Специфика философского подхода к познавательной деятельности 2. Современные концепции познания 3. Философское объяснение истины. Знание и вера

Литература Обязательная: Васильев В. В. Философия: учебник. –М. , 2012. Зотов А. Ф. , Литература Обязательная: Васильев В. В. Философия: учебник. –М. , 2012. Зотов А. Ф. , Миронов В. В. , Разин А. В. Философия: учебник. – М. , 2012. Марков Б. В. , Липский Б. И. Философия: учебник для бакалавров. –М. , 2012. Миронов В. В. Философия: учебник. – М. , 2011. Подопригора С. Я. Философский словарь. – Ростов-на-Дону, 2013. Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б. И. - М. , Воен. ун-т. , 2011. Философия: учебник для вузов /Под ред. В. Лавриненко, А. Ратникова. - М. , 2010.

1 Вопрос лекции 1. Специфика философского подхода к познавательной деятельности 1 Вопрос лекции 1. Специфика философского подхода к познавательной деятельности

Содержание понятия гносеология q происходит от греч. «гносис» – знание и «логос» - учение, Содержание понятия гносеология q происходит от греч. «гносис» – знание и «логос» - учение, то есть учение о знании гносеология обращена на изучение природы, путей, источников и методов познания Значение термина q гносеология включает в качестве особого раздела и теорию научного познания (эпистемологию) q введен в философию в 1854 г. Шотландским философом Дж. Феррером Гносеология – раздел философии, в котором изучается природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношения между знанием и действительностью

Познавательный процесс и его задачи q адекватное понимание и объяснение окружающего мира в интересах Познавательный процесс и его задачи q адекватное понимание и объяснение окружающего мира в интересах и целях человека Задачи: q раскрытие сущности предметов, явлений и процессов q выработка отношения человека к миру по его практическому изменению (преобразованию) Знание – есть результат познания, идеально-образное закрепление процесса отражения в сознании человека, выраженное в вербально-знаковой форме

Методологические положения гносеологии q осознанное, активно-творческое отражение людьми окружающего мира и самих себя q Методологические положения гносеологии q осознанное, активно-творческое отражение людьми окружающего мира и самих себя q сложный, противоречивый процесс, движение от непознанного к познанному Познание: q многоэтапный процесс, включающий чувственное и рациональное освоение мира q основанием, целью, средством познания выступает практика q в основе познания лежат потребности и интересы различных социальных субъектов q требует больших умственных и физических усилий

q источник нашего знания находится вне нас, он объективен по отношению к нам q q источник нашего знания находится вне нас, он объективен по отношению к нам q сознание человека способно воспроизводить достаточно полно и точно существующие вне его объекты Познание как процесс: q познание есть процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание q познание есть переход от незнания к знанию, различие существует лишь между тем, что познано и тем, что не познано q исторически развивающийся процесс, связанный с приобретением и развитием знаний

Сложность процесса познания Гносеологический оптимизм Гносеологический пессимизм Основные положения q мир познаваем независимо от Сложность процесса познания Гносеологический оптимизм Гносеологический пессимизм Основные положения q мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет q выражает сомнение в возможности принципиальной познаваемости человеком сущности предметов, явлений и процессов объективного мира

Процесс познания определяющей роли практики объективности познаваемости отражения принципы творческой активности субъекта абстрагирования восхождения Процесс познания определяющей роли практики объективности познаваемости отражения принципы творческой активности субъекта абстрагирования восхождения от абстрактного к конкретному обобщения конкретности истины

Познавательная деятельность человека Чувственный уровни понятие ощущение восприятие представление Рациональный формы суждение умозаключение Познавательная деятельность человека Чувственный уровни понятие ощущение восприятие представление Рациональный формы суждение умозаключение

Чувственное и рациональное познание Чувственный уровень q познание внешних сторон, свойств и связей предметов Чувственное и рациональное познание Чувственный уровень q познание внешних сторон, свойств и связей предметов и явлений; q не требует специальной подготовки возможности Рациональный уровень q познание сущностных характеристик предметов и явлений; q требует специальной подготовки (обучения)

Основные концепции познания q определяющим является Эмпиризм Концепции чувственное познание, разум же обладает относительной Основные концепции познания q определяющим является Эмпиризм Концепции чувственное познание, разум же обладает относительной самостоятельностью q приоритетное значение Рационализм Синтетическая модель имеет рациональная деятельность познающего субъекта q чувственное и рациональное находятся в неразрывной взаимной связи и единстве

Структура процесса познания ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ СТРУКТУРА СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ (ОТРАЖЕНИЯ) Познание – это Структура процесса познания ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ СТРУКТУРА СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ (ОТРАЖЕНИЯ) Познание – это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта

Содержание структурных элементов познания Субъект Объект Результат q носитель познавательной активности и осуществляющий целенаправленную Содержание структурных элементов познания Субъект Объект Результат q носитель познавательной активности и осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий ее результаты q совокупность материальных и духовных явлений и процессов, на которые направлена познавательная деятельность q знания как итог взаимодействия субъекта и объекта

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ Виды познания РЕЛИГИОЗНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЫДЕННОЕ НАУЧНОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБЩЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МИФОЛОГИЧЕСКОЕ Виды познания РЕЛИГИОЗНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЫДЕННОЕ НАУЧНОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБЩЕСТВЕННОНАУЧНОЕ

3 Вопрос лекции 3. Философское объяснение истины. Знание и вера 3 Вопрос лекции 3. Философское объяснение истины. Знание и вера

ИСТИНА ЗАБЛУЖДЕНИЕ СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПРАВДА ЛОЖЬ ИСТИНА ЗАБЛУЖДЕНИЕ СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПРАВДА ЛОЖЬ

ЗАБЛУЖДЕНИЕ КАТЕГОРИИ ИСТИНА ПРАВДА ЛОЖЬ q Истина – адекватное соответствие наших знаний об объекте ЗАБЛУЖДЕНИЕ КАТЕГОРИИ ИСТИНА ПРАВДА ЛОЖЬ q Истина – адекватное соответствие наших знаний об объекте с ним самим q Заблуждение – непреднамеренное несоответствие знания сущности объекту действительности q Правда – истина, содержащая объективно-нравственную оценку субъекта, справедливое объяснение им объекта познания q Ложь – преднамеренное возведение ложного знания в истину

Классическая концепция истины Принцип соответствия: знания действительность q действительность есть объективная материальная реальность, существующая Классическая концепция истины Принцип соответствия: знания действительность q действительность есть объективная материальная реальность, существующая до и независимо от сознания q в действительность входит также и субъективная реальность, которая познается и отражается в знаниях q действительность состоит не только из явлений, но и из сущностей q истинные знания есть итог, результат познавательной деятельности человека q истина не только статичное, но и динамичное образование

Содержание ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ Включает в себя: Объективное и субъективное Абсолютное и относительное Конкретное и Содержание ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ Включает в себя: Объективное и субъективное Абсолютное и относительное Конкретное и абстрактное Форма

Характеристика истины: q по носителю знания Субъективное q по форме существования q по знаковой Характеристика истины: q по носителю знания Субъективное q по форме существования q по знаковой форме выражения знаний субъектом q по источнику знания, который существует вне и независимо от человека Объективное q по содержанию знания, определяемому характеристиками объекта познания q по значению знания, его возможностью служить различным субъектам

Всеобщие критерии Критерии Частные критерии Основные требования к критериям истины: q независимость от проверяемого Всеобщие критерии Критерии Частные критерии Основные требования к критериям истины: q независимость от проверяемого знания q связь со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его Критерий – ( в пер. с греч. средство для суждения) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Всеобщие критерии: Логический Практический Аксиологический q чувственный опыт человека q внутренняя ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Всеобщие критерии: Логический Практический Аксиологический q чувственный опыт человека q внутренняя согласованность знания q непротиворечивость Частные q полезность и выгодность q общезначимость q конвенционализм

Практический критерий истины q всеобщий и наиболее объективный критерий истины Практика: q в ней Практический критерий истины q всеобщий и наиболее объективный критерий истины Практика: q в ней закрепляются результаты деятельности человека и опыт многих поколений людей q через ряд опосредующих звеньев все критерии связаны с практикой q является движущей силой познания, определяя его результат и направленность Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность людей, человеческого общества, направленная на преобразование природной и социальной среды к потребностям людей, общества в целом

q Светская q Религиозная q Абстрактная q Ложная (иррациональная) Типы веры: q Реальная q q Светская q Религиозная q Абстрактная q Ложная (иррациональная) Типы веры: q Реальная q Разумная (рациональная)

Основные типы веры Содержание: Религиозная – вера в сверхъестественное, не требующая обоснования или опровержения Основные типы веры Содержание: Религиозная – вера в сверхъестественное, не требующая обоснования или опровержения Абстрактная – вера в судьбу, рок… Светская - основана на обобщенном практическом опыте людей или научном истинном знании Реальная – вера в хорошего человека, успех, победу в войне… Ложная (иррациональная) – в ее Разумная (рациональная) – в ее основе лежит фанатизм, недостаточность научных знаний основе лежат знания, факты, опыт…

Религиозная вера и ее особенности q специфический способ постижения материального и духовного мира без Религиозная вера и ее особенности q специфический способ постижения материального и духовного мира без логического обоснования q особое состояние духовности верующих, выражающееся в феномене почитания Признаки: q соединение интеллектуального, эмоционального и волевого элементов при доминировании чувств q дополняет в сознании и мировоззрении человека то, что не «заполнено» знаниями q имеет для верующих ценностное значение q объективируется в религиозных культах, отношениях, институтах