Скачать презентацию К 200 -летию М Ю Лермонтова М Ю Скачать презентацию К 200 -летию М Ю Лермонтова М Ю

Лирический герой в творчестве Лермонтова.pptx

  • Количество слайдов: 21

К 200 -летию М. Ю. Лермонтова М. Ю. ЛЕРМОНТОВ- РУССКИЙ ПОЭТ, ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ, ХУДОЖНИК. К 200 -летию М. Ю. Лермонтова М. Ю. ЛЕРМОНТОВ- РУССКИЙ ПОЭТ, ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ, ХУДОЖНИК. ТВОРЧЕСТВО ЛЕРМОНТОВА, В КОТОРОМ УДАЧНО СОЧЕТАЮТСЯ ГРАЖДАНСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ, ОТВЕЧАВШЕЕ НАСУЩНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА, ОЗНАМЕНОВАЛО СОБОЙ НОВЫЙ РАСЦВЕТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Лирический герой в творчестве Лермонтова. Особенностью лирики Лермонтова, является внутреннее единство лирического героя. Лермонтовский Лирический герой в творчестве Лермонтова. Особенностью лирики Лермонтова, является внутреннее единство лирического героя. Лермонтовский лирический герой-герой романтический. Он наделён всеми отличительными чертами романтикаборец, страдалец, мятежник, любовник, даже пророк…

Когда читаешь стихи Лермонтова , то как бы переносишься в таинственный мир, в котором Когда читаешь стихи Лермонтова , то как бы переносишься в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть.

Характер лирического героя Лермонтова, одинокого и гордого, незаурядного человека, определился уже в ранней лирике. Характер лирического героя Лермонтова, одинокого и гордого, незаурядного человека, определился уже в ранней лирике. Ему нет места в обществе, он не находит понимания среди друзей, любовь приносит ему лишь одни страдания. С этим связан основной мотив в поэзии Лермонтова - мотив трагического одиночества: КАК СТРАННО ЖИЗНИ СЕЙ ОКОВЫ НАМ В ОДИНОЧЕСТВЕ ВЛАЧИТЬ. ДЕЛИТЬ ВЕСЕЛЬЕ - ВСЕ ГОТОВЫ НИКТО НЕ ХОЧЕТ ГРУСТЬ ДЕЛИТЬ.

Лирический герой Лермонтова чаще всего человек, страстно желающий любви, но ее не получающий. Показательно Лирический герой Лермонтова чаще всего человек, страстно желающий любви, но ее не получающий. Показательно в этом отношении стихотворение «Нищий» : ТАК Я МОЛИЛ ТВОЕЙ ЛЮБВИ С СЛЕЗАМИ ГОРЬКИМИ, С ТОСКОЮ; ТАК ЧУВСТВА ЛУЧШИЕ МОИ ОБМАНУТЫ НАВЕК ТОБОЮ.

В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом лирического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны , он более уважительно изображает саму толпу: . . . СРЕДЬ НИХ ЕДВА ЛИ ЕСТЬ ОДИН, ТЯЖЕЛОЙ ПЫТКОЙ НЕ ИЗМЯТЫЙ, ДО ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫХ ДОБРАВШИЙСЯ МОРЩИН БЕЗ ПРЕСТУПЛЕНЬЯ ИЛЬ УТРАТЫ!

Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому Лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» таким примиряющим началом становится природа: Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. . .

С другой — он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, С другой — он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с толпой, он нужен толпе — и толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта.

Тема ранней смерти — традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто Тема ранней смерти — традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы: К ДОБРУ И ЗЛУ ПОСТЫДНО РАВНОДУШНЫ, В НАЧАЛЕ ПОПРИЩА МЫ ВЯНЕМ БЕЗ БОРЬБЫ; ПЕРЕД ОПАСНОСТЬЮ ПОЗОРНО МАЛОДУШНЫ, И ПЕРЕД ВЛАСТИЮ — ПРЕЗРЕННЫЕ РАБЫ

Демонический и романтический герои поэм Лермонтова «Демон» и «Мцыри» отрицают Бога, не принимая мира, Демонический и романтический герои поэм Лермонтова «Демон» и «Мцыри» отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут.

Мцыри Мцыри

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах» , нечто вроде «послушника» . А Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах» , нечто вроде «послушника» . А в грузинском языке это слово имеет смысл, как : пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких. Страстную тоску передовых Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри» . «Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок…» . Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье, а потому и монастырь , вырывающий человека из жизни, он изобразил как мрачную тюрьму.

 «Пламень, а не хлад» с юных лет таясь жил в груди героя поэмы. «Пламень, а не хлад» с юных лет таясь жил в груди героя поэмы. Огонь, который жёг его душу, к концу вспыхнул ярким пламенем. Состояние разочарованности, духовной усталости, демонической мрачности чуждо Мцыри. Тоска, испытываемая юношей, - это не состояние безнадежности и упадка, это – страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Совершенно другой характер, чем это было у романтика-индивидуалиста, носит и одиночество Мцыри. Он вырос одиноким, потому что его окружали чуждые по духу люди. Но он тяготится этим одиночеством и жаждет общения с людьми. Одиноким оказался Мцыри и в своей борьбе за права и свободу человека. Но он рвется к борьбе в рядах других, вместе со своим народом. Только так и можно понять слова Мцыри в его стремлении. Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию звучал голос его героя Мцыри, звавшего на волю: От келий душных и молитв… В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины: Увы! – Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины: Увы! – за несколько минут Между крутых и тёмных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…

Замысел о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. Ещё подростком, в 1830 Замысел о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. Ещё подростком, в 1830 году, он написал небольшую поэму «Исповедь» . Это была предсмертная исповедь юного монаха, осужденного на казнь за любовь. Он требовал себе права на счастье. Юношу поверял старику свои мечты о жизни, которую у него отняли. Осудившему его на смерть монастырскому закону юноша противопоставляет другой: закон человеческого сердца.

Через несколько лет после «Исповеди» Лермонтов снова вернулся к той же теме в поэме Через несколько лет после «Исповеди» Лермонтов снова вернулся к той же теме в поэме «Боярин Орша» . Её герой – раб. Он также воспитывался в монастыре и также рвался на волю. Он полюбил дочь своего господина, и за это «преступление» его также судят монахи. Многие строки из своих двух ранних поэм Лермонтов позднее включил в поэму «Мцыри» .

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь.

Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом. Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински «мцыри» , отвечал собственным мыслям Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: «Написать записки молодого монаха 17 -ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная душа томится. – Идеалы»

Но поэт не мог найти для этого замысла воплощение: всё написанное до сих пор Но поэт не мог найти для этого замысла воплощение: всё написанное до сих пор не удовлетворяло, и ни одну из ранних поэм он не напечатал. Самое трудное заключалось в слове «идеалы» . Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцыри» . Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в одном лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.

Поэма «Мцыри» была опубликована самим поэтом в его книге «Стихотворения М. Лермонтова» с датой Поэма «Мцыри» была опубликована самим поэтом в его книге «Стихотворения М. Лермонтова» с датой 1840 год. Однако сохранилась и рукопись – частично авторизованная копия, частично автограф, - где есть другая, по-видимому более точная, дата, написанная рукой Лермонтова: « 1839 года Августа 5» . В рукописи имеется зачёркнутый поэтом французский эпиграф: «Родина бывает только одна» .

Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.