ЙОМ КИПУР יום הכפורים © IRINA FRIDMAN
ПОСТ ГЕДАЛЬИ "Цом Гедалья" (пост Гедальи) приходится на 3 е тишрея, и если это суббота, то он переносится на 4 е тишрея. В этот день был убит Гедалья бен Ахикам*, которого царь Вавилона назначил правителем над евреями, оставшимися в Эрец Исраэль после разрушения Первого Храма. Его убийство повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Израиля и гибель многих тысяч из них. «ШАБАТ ШУВА» Суббота между Рош Гашана и Йом Кипуром называется Шабат шува – по первому слову «гафтары» , которую читают в этот день: «Вернись, Израиль, [Шува, Исраэль. . . ] к Г споду, Б гу твоему – ибо спотыкаешься ты в грехах своих» . Называют эту субботу также Шабат тшува, «Суббота покаяния» – потому что приходится она на Десять дней покаяния. Принято, чтобы раввин общины в эту субботу выступил в синагоге, призывая народ к покаянию. *Гедалья бен Ахикам – фактический правитель Иудеи в течение двух месяцев после разрушения Первого Храма, назначенный царем Вавилона Навуходоносором. Был убит Ишмаэлем бен Нетаньей, родственником царей Иудеи, которого соседние народы подстрекали к восстанию против Вавилона. После этого события последние жители Иудеи – и в их числе пророк Ирмеягу – бежали в Египет, и в результате в Иудее были уничтожены последние следы еврейской государственности.
«КАПАРОТ» В канун Йом Кипур принято совершать обычай, называемый капарот (искупления). Приобретают петуха (для мужчины или мальчика) или курицу (для женщины или девочки). Петуха или курицу вращают над головой, произнося: «Это – замена мне, это – вместо меня, это – выкуп мой… Пусть уделом этого петуха станет смерть, а моим уделом — благополучная, долгая жизнь и мир…» . Полный текст молитвы вы найдете в молитвеннике на Йом Кипур, Махзоре. Птицу отдают шойхету (резнику), чтобы тот зарезал ее кошерным способом, а мясо раздают нуждающимся. В последнее время все большее распространение получает обычай исполнять обряд «капарот» при помощи денег. Суть этого обычая заключается в следующем. Страдания птицы должны навести человека на мысль о том, что суди нас Б г лишь по справедливости, мы бы удостоились не меньших страданий. И потому вся наша надежда — на Его милосердие.
ИДЕИ ЙОМ КИПУРА "И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришелец, поселившийся между вами; ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним. Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное" (Ваикра 16: 29 -31). "Также в девятый день месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши, и приносите жертву Господу. Никакого дела не делайте в день сей; ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицом Господа, Бога вашего. А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего. И если какая душа будет делать какое нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее. Никакого дела не делайте; это постановление вечное в роды ваши во всех жилищах ваших. Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу" (Ваикра 23: 27 -32).
. . . Следует обратить внимание на отношение к Судному Дню в Талмуде. Искупление грехов человека против Б га связано с прошением проступков против ближнего. Речь идет не о мистическом искуплении нравственных проступков, а об освобождении из под гнета страха и подавленности некоторых сторон личной жизни. "Грехи против Б га искупит Судный День; прощение за грехи против ближнего человек должен получить от него самого" — вот основной закон. Примирение с Б гом обусловлено примирением с человеком. … вопросы жизни и смерти неотделимы в этот день от вопросов греха и его последствий. Глубокий пересмотр жизненных ценностей происходит в этот день в сердце человека. "Ты знаешь секреты мира и тайны жизни", — говорится в молитве. Смысл и содержание жизни — вот вопросы, стоящие перед человеком в этот день. Герман Коген
ЗАПРЕТЫ ЙОМ КИПУРА • Нельзя есть и пить. • Нельзя мыться, смазывать тело ароматическими веществами. • Нельзя надевать кожаную обувь • Запрещена супружеская близость • Нельзя "укорачивать" Йом Кипур он должен длиться больше календарных суток. В Йом Кипур должны поститься все: мужчины, женщины, старики, больные (если это не угрожает их здоровью). Сказано о словах Торы: "И будешь жить ими - жить, а не умирать". Подавляющее большинство запретов Торы отменяется, если они сопряжены с опасностью для жизни еврея. Таков закон и по отношению к посту Йом Кипур.
КАНУН ЙОМ-КИПУРА "СЕУДА МАФСЕКЕТ" В канун Йом Кипура принято есть больше обычного, следуя указанию наших мудрецов: "Тому, кто обильно ест и пьет девятого [числа месяца тишрей], засчитывается словно он постился два дня, девятого и десятого". Пост начинается вечером 9 го тишрей. В послеполуденные часы устраивают последнюю трапезу дня, которая называется "сеуда мафсекет" ("прерывающая трапеза"), она отделяет будничный день от поста святого дня. Во время этой трапезы едят пищу, которая легко усваивается организмом; не едят острого и соленого что бы легче было переносить пост. Трапезу эту следует завершить примерно за полча са до захода солнца. БЕЛАЯ ОДЕЖДА В Йом Кипур принято одеваться во все белое, ибо белый цвет символ чистоты, как сказано у пророка: "Даже если грехи ваши будут красны, как кармин, станут они, как снег, белы" (Йешаягу, 1: 18). Согласно обычаю, в некоторых общинах муж чины надевают белый халат китл. ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ После "сеуда мафсекет", прежде чем отправиться в синагогу, хозяйка дома зажигает свечи как и в любой канун субботы и праздника. Кроме обычных свечей, зажигают еще и нер нешама (досл. "свеча души") в память об умерших родственниках. «Йом Кипур» , М. Шагал, 1946 После этого благословляют детей и идут в синагогу.
МОЛИТВЫ ЙОМ-КИПУРА Йом Кипур единственный день в году, когда мы читаем пять обязательных мо литв: "Маарив", "Шахарит", "Мусаф", "Минха" и "Неила". МОЛИТВА"ИЗКОР" ПОМИНОВЕНИЕ ДУШ УМЕРШИХ Прежде, чем приступить к чтению "Мусафа", в синаго гах читают особую молитву в память об умерших "Изкор" ("Вспомнит [Всевышний]"). Каждый молящийся упомина ет в этой молитве своих скон чавшиихся близких (родите лей, детей, братьев и сестер, жену). Хазан читает "Изкор" в память о погибших в Ката строфе европейского еврейст ва, о павших солдатах Армии обороны Израиля и т. п. "Изкор" читают также в три главных праздника года: Песах, Шавуот и Сукот.
"КОЛЬ НИДРЕЙ" Во многих общинах сохранился древний обычай: перед чтением "Коль нидрей" вынимают свиток Торы, вместе с ним обходят вокруг возвышения, на котором читают Тору, и все, кто находится в синагоге, целуют и обнимают свиток, прося прощения за то, что они, может быть, чем нибудь проявили неуважение к Торе, и обещая впредь строго соблюдать ее законы. Молитва "Коль нидрей" написана на арамейском языке. Вот ее перевод: Во всех обетах, и запретах, и клятвах, и заверениях, и самоограничениях, и наказаниях, и обещаниях, которые мы приняли на себя в форме обетов, клятв, заверений и запретов от одного Йом Кипура до следующего Йом Кипура, который принесет нам добро, во всем этом я раскаиваюсь. Все они да будут упразднены, отменены, недействительны, полностью аннулированы, утратят силу и перестанут существовать! Да не будут обеты наши обетами, и запреты наши запретами, и клятвы наши клятвами!
"МУСАФ" Многочисленные пиюты и "слихот" добавлены также к молитве "Мусаф". Кроме того, частью "Мусафа" этого дня является и молитва "Унтанэ токеф", составленная р. Амноном из Майнца. После "Унтанэ токеф" все присутствующие произносят в полный голос: "Раскаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор". Особое место занимает в молитве "Мусаф" описание работы первосвященника в Йом Кипур в Храме. Каждый раз, когда в этом описании говорится, как молящиеся в Храме падали ниц пред Богом, то же делаем и мы кланяемся и падаем ниц.
"НЕИЛА" Заключительная молитва Йом Кипура называется "Неила" (досл. "запирание [ворот]"). Ее читают перед заходом солнца, когда "запираются" ворота Небес. В эти минуты в синагогах царит атмосфера душевного подъема и волнения. "Неилу" читают при раскрытых дверях арон-кодеша. Это последние мгновения, когда человеку дана еще возможность раскаяться прежде, чем будет окончательно "подписана" его судьба на грядущий год. Молитву читают на традиционный мотив, веду щий молитву и все молящиеся говорят: "Открой нам Врата, когда запирают Врата, ибо уже кончается день!" Читать "Неилу" заканчивают с появлением на небе пер вых звезд. Завершающие ее слова мы повторяем семь раз: "Господь Он Бог!" Затем трубят в шофар знак окончания поста. Все, кто находится в синагоге, желают другу: "В будущем году в Иерусалиме!"
Видуй - молитва признания грехов Видуй — признание, исповедь — читают во всех службах Йом Кипура. Он написан от множественного числа и включает в себя возможные грехи Израиля в алфавитном порядке. Таким образом, в этой молитве подчеркиваются не личные грехи читающего это дело его собственной тшувы и его отношений с Богом и людьми. Это признание говорит о грехах всего народа, за которые каждый отдельный еврей несет ответственность. "Виновны мы; были вероломны, грабили, лицемерили, свернули с правильного пути и обвиняли невиновных, намеренно творили зло, присваивали чужое, возводили на ближнего напраслину; давали дурные советы, лгали, глумились, бунтовали, кощунствовали, были непокорны, злодействовали, восставали против закона, враждовали между собой, упорствовали в грехе; творили зло, вредили, делали мерзости, заблуждались, вводили в заблуждение других. Свернули мы с пути заповедей Твоих и милосердных Твоих законов, и это не привело нас к добру. И Ты прав во всем, что совершил с нами, ибо Твои деяния справедливы, а наши — греховны". Готовясь к Йом Киппуру, перечитайте «Видуй» и выберите характерные для вас прегрешения.
КНИГА «ЙОНА» Почему, на ваш взгляд, эту книгу читают в Йом Кипур?
Приходит рабби Пинхас из Кореца в бейт мидраш видит, что ученики, поглощенные беседой, испугались его прихода. Спросил их: "О чем вы беседовали? " "Рабби, — ответили ученики, — нас беспокоит, что нас преследуют дурные наклонности". "Можете не волноваться, — ответил тот, — вы еще не достигли такого высокого уровня, чтобы они пресле довали вас; пока что вы преследуете их ”. Рабби Бонем (из Пшисхи) говорил своим приверженцам: "Самая главная вина человека состоит не в том, что он грешит, — испытание огромное перед ним, а силы его малы! Главная вина человека в том, что он может в любой момент покаяться, но не делает этого!" М. Бубер «Скрытый свет» Четыре стадии тшувы: 1. Признать неправильность поступка 2. Исследовать причины поступка и сделать 3. возможным его предотвращение в будущем 4. 3. Исправить все, что можно, возместить ущерб 5. 4. Никогда больше так не поступать
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души. Даже тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого таков закон сынов Израиля, чистых сердцем» Рамбам «Законы о Тшуве» (а). Как воплощается идея Рамбама из данного отрывка? (б). Что более важно возврат долга, или примирение и прощение? (в). Каково ваше отношение к тому, что не желающий простить становится виноватым? (г). Не приводит ли такой подход что всегда следует прощать к поощрению оскорблений ближнего? Как следует воспитывать чувство отходчивости и негневливости?
1. «Рош-гашана и Йом Кипур» , Министерство абсорбции Израиля 2. «Осенние праздники» , составитель П. Полонский, Иерусалим, Маханаим, 1996 3. «Праздники месяца Тишрей» , Иерусалим, Библиотека -Алия, 1997 4. Сайт «Маханаим» : www. machanaim. org 5. Сайт «Лукштейн-центр» : http: //www. lookstein. org/russian/teacher/Reuven_Karachun/sefer_ion a. php 6. «Йом Кипур» , Краткая еврейская энциклопедия