Архаические религии.pptx
- Количество слайдов: 19
• Изучение религиозных систем неевропейских обществ и исследование истории первобытного человечества связано с гипотезами о происхождении религии • Этнографический материал о говорит о различие в степени религиозности у разных народов, но не известны народы, не имеющие религиозных верований • О существовании религиозных верований свидетельствует практика захоронения людей
• С 18 века активные культурные контакты заставили европейских мыслителей сравнивать христианство с различными религиозными системами • Представители неевропейских культур не считались людьми, поэтому предполагалось, что в неевропейских обществах не могут возникать оригинальные религиозные представления • Возникла концепция «ПРАМОНОТЕИЗМА» • Верования неевропейских народов рассматривались как остатки веры в единого Бога-творца • Считалось, что вера была искажена дикарскими суевериями • Таким образом оправдывалась политика колониализма
• В 19 веке стали возникать социальные и гуманитарные науки, в том числе социальная антропология и социология. • Различные общества подверглись сравнительному изучению. • Утвердилась идея, что неевропейские общества 19 века имеют ту же структуру, что и древние предки европейских народов. • Эволюционистская перспектива: формирование представлений о ранних формах религии, которые существуют в неевропейских обществах, и которые, гипотетически, были характерны для древних обществ • Эволюционизм – теоретическое направление, связанное с представлением о постепенном развитии, о необратимом и однонаправленном изменении, о переходе от одного состояния к другому.
• Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. • Термин «фетиш» введён голландским путешественником В. Босманом в начале 18 века. • Французский учёный Ш. де Брос в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме» , 1973) исследовал фетишизм в религиях др. египтян, греков, римлян. • Была выдвинута гипотеза о том, что фетишизм является первой формой религии • Классический пример – народы Африки
• Анимизм ( от лат. «анима» – дух, душа) - система представлений об особых духовных, невидимых существах, которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы, одушевление всего окружающего мира. • Теория об анимизме как «минимуме» религии принадлежит Э. Тайлору (книга «Первобытная культура, 1870, рус. перевод - 1988) • Анимизм возник как идея размышляющего над причинами сновидений, смерти "дикарем-философом". • Такие взгляды позволили ученому определить своего рода историческую последовательность, в которой развивались те понятия, которые человечество связывало с душами и духами. Эта последовательность брала свое начало от душ, связанных с человеком, и затем, через представления о духах, ведущих независимое существование, проходила путь до политеизма, а потом и до монотеизма • Классический пример – индейцы Америки, Меланезия
• Тотемизм - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений • ototem – его род • Членам родовой общины запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу, а также вступать в брак между собой (экзогамия). • Классический пример – племена Австралии
Механическая солидарность 1. Слабая степень разделения труда 2. Необходимость инструментов для поддержания солидарности 3. Тотемизм – это форма предъявления символов общественной солидарности Органическая солидарность 1. Высокая степень разделения труда 2. Солидарность поддерживается способами производства 3. Религия в западных обществах исчезает. Хотя сохраняются формы поддержания солидарности в области политики и спорта
• Магия – форма верований и ритуальной практики, связанная с представлениями о возможности человека повлиять на сверхъестественные силы • Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна или шамана, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил • С ними связывалось представления об особой, как правило передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Там верят в особую силу вождей и шаманов, передающуюся по наследству, — ману.
• Фрезер рассматривал магию как этап развития человеческой культуры. • За этапом магии последовали этапы религии и науки. При этом магия, как и наука, прогрессивное явление, потому что помогало первобытному человеку влиять на окружающий мир • Б. Малиновский считал, что магия религия и наука развиваются параллельно, каждая имеет свою функцию • Магические представления у тробрианцев связаны с событиями и явлениями, на которые невозможно повлиять обычными способами (клубневые растения/ кокосы, рыбная ловля в лагуне и в открытом море)
• Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы.
• Болезнь воспринималась как влияние враждебных сил и/или злого колдуна • Шаман отправлялся в мир духов и боролся там с враждебными духами • Очерк К. Леви-Стросса о шамане
• Не ставится вопрос о том какая из ранних форм религии возникла первой • Не идет речь о том, что в некотором обществе есть только одна из форм религиозных верований, скорее всего, можно говорить о религиозном комплексе • Имеются существенные культурные различия у разных народов в разных регионах • Нужно понимать ограничения гипотезы о том, что религия современных не европейцев и религии древнего населения Европы тождественны • Нужно учитывать, что научные разработки представляют собой европейский взгляд на традиционную культуру, поэтому могут восприниматься только как гипотезы
Архаические религии.pptx