10_Язык_2010_new.ppt
- Количество слайдов: 138
Изучение биологических предшественников речи человека у современных антропоидов
Зорина З. А. , Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. М. : Аспект Пресс. 2001/2003. Глава 6. Зорина З. А. , Смирнова А. А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. М. : Языки славянских культур. 2006. R. S. Fouts, S. T. Mills. Next of Kin. My Conversation with Chimpanzees. N. Y. : Avon Books, INC, 1997/2002. 420 p. Файл на диске: Зор_Возм-диалога_2008. pdf Зорина З. А. Возможность диалога между человеком и человекообразной обезьяной: обзор экспериментальных исследований. В сб. «Разумное поведение и язык» . Сост. А. Д. Кошелев, Т. В. Черниговская. М. : Языки славянских культур. 2008. Вып. 1. С 135 – 173.
При изучении зачатков мышления у животных мы пытаемся ответить на два вопроса: 1. На каких этапах филогенеза возникли наиболее простые зачатки мышления и насколько широко они представлены у современных животных? – сравнительные исследования, с применением большого набора тестов. ( Harlow, 1959; Крушинский, 1986) 2. Каковы высшие формы мышления, доступные животным, и какова степень их сходства с мышлением человека? – изучение поведения и психики высших позвоночных с помощью наиболее сложных методик, включая обучение языкам-посредникам.
Когнитивные способности антропоидов К 1970 -1980 -м гг. было показано, что антропоиды обладают целым рядом психических функций, которые отсутствуют у др. приматов, но близки к человеческим. • способность к формированию понятий; способность к построению аналогий; • способность к самоузнаванию.
• Способность к формированию понятий создает базу для наиболее сложной когнитивной функции - способности к символизации: • Символизация - процесс установления тождества между предметами, действиями, явлениями или понятиями и исходно индифферентными для субъекта знаками. В результате у субъекта появляется возможность оперировать этими знаками вместо реальных предметов, действий, явлений или понятий. !!!Процесс символизации лежит в основе человеческой речи
Способность к символизации изучали: у высших птиц (эксперименты в лаборатории на основе обучения выбору по образцу) - усвоение и оперирование символами-цифрами в пределах 8 и символами категорий «материал, число, цвет, форма» у антропоидов – усвоение простых незвуковых аналогов человеческого языка Зорина, Смирнова, 2006, 2008; Pepperberg, 2002, 2005.
Способность к символизации изучали: Ø усвоение и оперирование символами- цифрами в пределах 8 - у шимпанзе, врановых, попугаев; Ø усвоение и оперирование символами категорий «материал, число, цвет, форма» - у попугаев; Ø усвоение простых незвуковых аналогов человеческого языка – у антропоидов. ) Зорина, Смирнова, 2006, 2008; Pepperberg, 2002, 2005.
В 1970 -е годы в Америке начинаются поиски биологических корней речи человека • исследования способности антропоидов к символизации; • к овладению языками-посредниками.
Общая характеристика коммуникационных систем (языка) животных: Сигналы, используемые животными (включая антропоидов!!!), весьма многочисленны и многообразны по своей природе. Однако все они непроизвольно передают информацию ТОЛЬКО!!! о внутреннем состоянии индивида «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС» и все их многообразие у разных видов укладывается в 10 основных категорий, которые не могут расширяться и обновляться.
1. сигналы, пpедназначенные половым паpтнеpам и половым конкуpентам; 2. Сигналы взаимодействия между pодителями и потомством; 3. кpики тpевоги; 4. сообщения о наличии пищи; 5. Сигналы для поддеpжания контакта между общественными животными; 6. сигналы-"пеpеключатели"; 7. сигналы "намерения”; 8. сигналы, связанные с выражением агрессии; 9. сигналы миролюбия и подчинения; 10. сигналы фрустрации.
В отличие от естественного языка антропоидов язык человека позволяет передавать любую разноплановую информацию, включая сообщения: об отсутствующих предметах - «ТАМ» о прошлом – «ПРЕЖДЕ» , о будущем: «ПОТОМ» . «ТАМ, ПРЕЖДЕ, ПОТОМ» .
КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА AMSLAN YERKISH 1 -я СИГН. СИСТЕМА ? 1 -я СИГН. СИСТЕМА ВРОЖДЕННЫХ ВИДОСПЕЦИФИЧ. СИГНАЛОВ ЗНАКОВ-СИМВОЛОВ II. ФУНКЦИИ ТОЛЬКО КОММУНИКАЦИЯ + МЫШЛЕНИЯ ? III. ПЕРЕДАЧА ИНФРОМАЦИИ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ, ПРЕДНАМЕРЕННАЯ ? IV. ПРИРОДА СООБЩЕНИЙ Непреднамеренное выражение внутр. состояния, нет внешних референтов (S-request) Передача любой информации с помощью знаковсимволов, есть внешние референты (Sign-referents) ? V. По ВЫГОТСКОМУ: СЛОВО=ОБОБЩЕНИЕ НЕТ ДА I. ПО И. П. ПАВЛОВУ + 2 -я СИГН. СИСТ. ? VII. КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ПО Ч. ХОККЕТУ: 1. SEMANTICS ? ДА ДА 2. ПЕРЕМЕЩАЕМОСТЬ (СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБЫТИЕМ И СООБЩЕНИЕМ ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ НЕТ (ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС) ДА (ТАМ, ПРЕЖДЕ, ПОТОМ) 3. ПРОДУКТИВНОСТЬ НЕТ ДА ? 4. КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕДАЧА СЛАБО ПРЕОБЛАДАЕТ ? ?
Язык человека позволяет передавать информацию в отвлеченной форме с помощью слов-символов, которые являются сигналами других, конкретных сигналов. Именно поэтому И. П. Павлов называл слово сигналом сигналов, а речь - второй сигнальной системой. Язык человека позволяет не только реагировать на сиюминутные стимулы и события ("ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС"), но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего (ТАМ, ПРЕЖДЕ, ПОТОМ").
В отличие от коммуникативных систем животных, язык человека служит не только средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки. Язык человека обладает свойством "продуктивности" - т. е. это открытая система, запас сигналов в которой практически неограничен.
Критерии языка, предложенные американским лингвистом Ч. Хоккетом (Hocket, 1960) • Семантичность - способность присваивать определенное значение некоторому абстрактному символу и пользоваться им. • Продуктивность – способность создавать и понимать неограниченное число сообщений, преобразуя исходный ораниченный запас слов. • Перемещаемость – предмет сообщения и его результаты могут быть удалены во времени и пространстве от источника сообщения ( «там» , «прежде» , «потом» ). • Культурная преемственность – способность передавать информацию о смысле сигналов от поколения к поколению.
Начало ХХ в. - неудачные попытки научить антропоидов подражать человеческой речи Уильям Фурнесс обучил самку орангутана произносить слова «папа» и «чашка» . Попытка супругов Келлог воспитать самку шимпанзе Гуа (начиная с семимесячного возраста) вместе с собственным ребенком. Эксперимент супругов Хейс: воспитывали самку шимпанзе Вики с 3 -дневного до 7 -летнего возраста (могла произносить всего три слова – «мама» , «папа» и «чашка» ).
Обезьяны не могут управлять своим голосовым аппаратом так, чтобы произносить слова – строение их гортани и ее расположение в верхней части голосового аппарата не позволяет им, в отличие от человека, с помощью языка менять конфигурацию глотки и осуществлять модуляцию звуков.
На основе многих данных я склоняюсь к заключению, что высшие обезьяны могут о многом рассказать, но не наделены способностью использовать звуки для выражения своих мыслей. Вероятно, их можно научить использовать пальцы подобно тому, как это делают глухонемые люди, и таким образом заставить усвоить простой, незвуковой, "sign language". R. Yerkes “Almost Human” (1925).
1967 – начало экспериментальных исследований биологических истоков речи человека у современных человекообразных обезьян (антропоидов) А. и Б. Гарднеры, Д. Премак, Д. Рамбо – обучение антропоидов простым аналогам языка человека – языкам-посредникам Л. А. Фирсов – сравнительное изучение способности к формированию довербальных понятий у приматов
Авторы экспериментов по обучению антропоидов языкам-посредникам Б. и А. Гарднер с Уошо Ф. Паттерсон и Коко Р. Футс и Мойя Д. Рамбо - автор С. Сэвидж-Рамбо языка “yerkish”, и Панбэниша
Языки-посредники – это искусственные коммуникативные системы, сходные по структуре с человеческой речью, но использующие другие выразительные средства, которые более доступны для животных и не требуют тонкой артикуляции.
Виды языков-посредников АМСЛЕН - американский жестовый язык – (AMErican Sign LANguage). А. и Б. Гарднер (1969), шимпанзе Уошо. Язык-посредник, в котором "словами" служили пластиковые жетоны, объединенные в фиксированные фразы на магнитной доске. Д. Премак (1970), шимпанзе Сара. ЙЕРКИШ – язык значков-лексиграмм на клавиатуре компьютера. Д. Рамбо (1973), шимпанзе Лана. ЙЕРКИШ + понимание устной речи. Сэвидж-Рамбо (1993), бонобо Канзи.
Беатрис и Алан Гарднеры с шимпанзе Уошо (1967 г. )
Уошо Диалог Уошо с Р. Футсом
Р. Футс общается с шимпанзе Мойей
Ф. Паттерсон и горилла Коко
Линн Майлс и орангутан Чантек Chantek
В экспериментах участвовало более 25 антропоидов 4 видов • Шимпанзе обыкновенный (Pan trogloditus) - Уошо, Люси, Шерман, Остин и др. • Шимпанзе карликовый – бонобо (Pan paniscus) – Канзи, Панбэниша, Ньют, и др. • Горилла (Gorilla gorilla) – Коко, Майкл • Орангутан - Чантек
В экспериментах участвовало более 25 обезьян 4 видов • Шимпанзе обыкновенный • (Pan trogloditus) - Уошо, Люси, Шерман, Остин и др. • Шимпанзе карликовый – бонобо • (Pan paniscus) – • Канзи, Панбэниша, Ньют, и др. • Горилла (Gorilla gorilla) – Коко, Майкл • Орангутан - Чантек
Результаты разных программ совпадали и дополняли друга. Несмотря на значительные различия, подходы и методы, реализованные в этих программах, были вполне адекватны для того, чтобы выяснить, обладают ли обезьяны задатками для овладения языком-посредником как средством коммуникации обезьяны и человека, а также обезьян между собой.
Уошо (1966 - 2007) 10. 06. 1967 – начало обучения. 1968 г. -30 знаков. 1969 г. - 85 знаков. 1970 г. – 130 знаков.
Задачи начального этапа обучения амслену § может ли шимпанзе запоминать и адекватно использовать жесты? § сколько знаков может входить в “лексикон” обезьяны? § может ли обезьяна понимать вопросительные и отрицательные предложения? § будет ли обезьяна понимать значение порядка слов в предложении?
• Антропоиды понимают, продуцируют (и даже сами создают) несколько сотен знаков, которые относятся к разным категориям:
Словарь Уошо и др. «говорящих» шимпанзе: - имена людей и клички других обезьян; глаголы и отглагольные существительные, (чистка, питье); названия мест и указания направлений (там, внизу); определения цвета, размера, вкуса, материала; обозначения эмоций (больно, смешно, страшно); оценки (жаль, хорошо, плохо); наречия (скорее, еще); отрицание (нет); местоимения (я, ты, мой, твой) и указательные частицы (этот, тот); обозначения времени (сейчас и потом).
Примеры знаков амслена, усвоенных Уошо: "сладость и конфета", "пить", "веревка", "книга".
Tatu signing «BLACK»
Примеры знаков, используемых гориллой КОКО "Коко" "Еда" "Птица" "Мама" "Потому что" "Горилла" "Питьё" "Любить" "Хорошо" "Время" "Ребенок" "Спросить" "Вежливый" "Извините"
Коко: «BECAUSE» , «GOOD»
• Сравнительное изучение способности приматов к формированию установки на обучение; • Способность приматов к символизации ( «счет» ); Dr. Duane Rumbaugh • Доказал наличие у шимпанзе способности Создатель центра овладевать «йеркишем – изучения языка простым аналогом (LRC) Language человеческого языка Research Centre в Атланте, США
Лексиграммы - знаки йеркиша
Lana press the lexigrams and “write” one of the acquired “stock sentences”: «Please you put piece of bread in machine»
Т. обр. , в начале 1970 -х гг. было показано, что антропоиды способны усваивать разные формы незвуковых аналогов человеческого языка.
Свойства «языкового» поведения антропоидов
• Уже на начальном этапе исследований было установлено, что в основе усвоенных знаков лежит обобщенное представление о классе соответствующих объектов и действий. Выяснилось, что каждому знаку соответствует не только тот конкретный предмет (референт), который оно в данном речевом акте обозначает, но также и отвлеченное описание этого класса референтов.
В основе знаков - обобщенное представление о классе соответствующих объектов и действий , “открыть” - любую дверь, - любые ящики, - !!! водопроводный кран “БЭБИ” “СОБАКА” - любой ребенок, - любые детеныши, - и живые, и куклы, - и на картинках. - любые породы, - и живые, и игрушечные, - и на картинках, - лай невидимого пса. Шимпанзе одинаково хорошо понимали и жесты тренера, и изображения жестов на фотографиях.
В основе знаков - обобщенное представление о классе соответствующих объектов и действий , “открыть” - любую дверь, - любые ящики, - !!! водопроводный кран Gardner & Gardner, 1969, 1984 Тест на выявление функциональных аналогий (inferential reasoning). D. Premack et al. , 1981
"Значение слова, с психологической стороны, … есть не что иное, как обобщение, или понятие. Обобщение и значение слова суть синонимы. Всякое же обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый несомненный акт мысли”. Л. С. Выготский, 1929
Таким образом, показано, что каждому знаку соответствует не только тот конкретный предмет (референт), который оно в данном речевом акте обозначает, но также и отвлеченное описание этого класса референтов. Анализ расширенного употребления знаков может способствовать описанию «образа мира» у шимпанзе, или того набора понятий и категорий, которые этот «образ» составляют. (Сопоставление с базовыми понятиями Fodor’а. )
Обезьяны могли использовать "слова" языкапосредника в переносном смысле, т. е. не просто заучивали связь между жестами и обозначаемыми ими предметами и действиями, но и понимали их смысл ( «семантичность» ). Ругательства у разных обезьян – использование слова «грязный» : Ø Уошо назвала служителя, долго не дававшего ей пить, «грязный Джек» . Ø Коко назвала оодного из служителей «ты грязный плохой туалет» . Ø Обезьяны адресовали слово «грязный» к бездомным котам, надоедливым гиббонам и ненавистному поводку для прогулок.
Знакомые «слова» обезьяны могли использовать в новых ситуациях: Ø Описаны примеры, когда обезьяны, разглядывая книги, жестами комментировали знакомые картинки. Ø Уошо, известная своей боязнью собак, отчаянно жестикулировала “Собака, уходи!”, когда во время прогулки на автомобиле за ним с лаем погнался пес.
Прочность семантической памяти • Уошо назвала Гарднеров по имени после 11 -летнего перерыва • Орангутан Чантек не забыл амслен за 10 лет жизни в одиночной клетке • «Семья» Уошо общается на амслене друг с другом и с людьми более 30 лет
Критерий «продуктивности» (Hockett, 1960) Обезьяны способны комбинировать знакомые знаки для наименования новых объектов. Лебедь - «птица вода» ; арбуз – «конфета – питье» ; огурец – «банан зеленый» ; маскарадная маска – «шляпа [для глаз]» ; Рождество - «candy tree» ; редис – «еда, боль, плакать»
Критерий «продуктивности» Горилла Майкл: жест «дерево-салат» для обозначения любимой еды - побегов бамбука.
Критики считали, что «языковое поведение» обезьян – это: • или результат простого подражания людям; • или воспроизведение заученных жестов в ответ на команды человека; • или воспроизведение заученных жестов в ответ на неосознанные сигналы человека.
Преднамеренность высказываний: язык человека + коммуникация животных – язык-посредник ? Примеры: преднамеренный обман.
НО!!!!: уже в 1960 -е гг. было показано, что обезьяны способны высказываться преднамеренно: Обезьяны могут по собственной инициативе: просто НАЗЫВАТЬ предметы (в том числе отсутствующие), не получая их в качестве подкрепления: они комментируют картинки в книгах; сообщают, что видят из окна. .
И для шимпанзе (амслен), и для бонобо (йеркиш) характерно употребление знаков «для себя» , в отсутствие людей и др. обезьян
Канзи по собственной инициативе манипулирует новой клавиатурой, усваивая связь лексиграмм и звучащих слов.
Обезьяны «разговаривают» сами с собой – комментируют свои действия – Уошо на бегу жестикулировала ( «СКОРЕЕ» ) и поправляла ошибки в своих комментариях ( «ЕДА нет ПИТЬЕ» ).
Обученные амслену обезьяны называют картинки в книгах и журналах. Уошо – реклама вермута – жест «ПИТЬ» Тату - мужские лица – жест «ЭТО ДРУГ ТАТУ»
Горилла Коко делает жест «ape» , когда видит в книге обезьяну по Byrne (1998)
• В сообществе «говорящих» шимпанзе ( «семья» Уошо) амслен постоянно используется в повседневном общении друг с другом и в отсутствие людей на протяжении нескольких десятилетий;
Преднамеренность коммуникации: тест с куклой (Сьюзен специально наступила на куклу Уошо) Уошо: MINE PLEASE UP, MORE UP, GIMME BABY, BABY DOWN, PLEASE SHOE, SHOE UP, SUSAN UP, BABY UP, MORE MINE, PLEASE MORE UP, YOU UP. UP PLEASE,
Тату по собственной инициативе придумала названия праздников: «CANDY TREE» ; «BIRD MEAT» и др. ; Тату помнит их последовательность во времени и сообщает о них окружающим с помощью жестов амслена; Люси (которую поселили в центре реинтродукции шимпанзе в Африке) - «ЗАБЕРИ МЕНЯ ОТСЮДА» (при встрече с навестившей ее воспитательницей).
• Антропоиды могут поддерживать друг с другом и с человеком активные диалоги, включающие обмен ролями адресанта и адресата, в которых высказывание одного обусловливает ответ другого;
Уошо Диалог Уошо с Р. Футсом
Conversation R. Fouts with Washoe during walk After Roger asked Washoe”WHERE BABY”, …. Washoe signs “FRUIT” …. she points to her belle Washoe signs “GO HOME” 69
Преднамеренность коммуникации: Канзи – преднамеренный обман
Жестовый диалог Р. Футса с шимпанзе Люси • • • Роджер: Это что? Люси: Люси не знает. Роджер: Ты знаешь. Что это? Люси: Грязь, грязь. Роджер: Чья грязь? Люси: Сью. Роджер: Нет, это не Сью. Чья грязь? Люси: Роджера. Роджер: Нет! Не Роджера. Чья грязь? Люси: Грязь Люси, Люси. Прости Люси.
Диалог шимпанзе Ланы и тренера Тима на йеркише: Лана: ? Тим даст Лане эту банку 11 ч. 36 м Тим: Да (И дает ей пустую банку, хотя она явно хотела получить коробку с конфетами) Лана: ? Тим даст Лане эту банку 11 ч. 42 м Тим: Нет банки (Это означает, что у Тима нет банки, поскольку он только что ее отдал Лане) Лана: ? Тим даст Лане эту миску 11 ч. 43 м Тим: Да (И Тим дает ей пустую миску) Лана: Шелли (предложение незакончено) 11 ч. 43 м Тим: Шелли нет (препаратора Шелли в комнате нет) Лана: ? Тим даст Лане эту миску 11 ч. 44 м (прежде, чем Тим ответил, она продолжила…) Лана: ? Тим назовет Лане это 11 ч. 45 м Тим: Это называется коробка (Т. е. он называет предмет, который Лана хочет заполучить) Лана: Да 11 ч. 46 м. Лана: ? Тим даст Лане эту коробку 11 ч. 47 м Тим: Да (Как только Тим дает ей коробку, она немедленно ее вскрывает и вытаскивает конфеты M&M’s)
• Шермана и Остина научили говорить об отсутствующих предметах; • Они первыми стали вести диалоги с человеком и друг с другом об отсутствующих предметах. Savage-Rumbaugh et al. , 1993
• При появлении человека Шерман бросился обнюхивать контейнер, но не смог определить, что же в нем было. • Он жестами убеждал Сэвидж-Рамбо открыть контейнер, но та отказалась. Она пошла к своей клавиатуре, находящейся в соседней комнате, и объявила, что это «ЕДА» . • Когда символ «ЕДА» появился на экране над клавиатурой обезьян, Шерман сразу набрал на своей клавиатуре «ПОКАЖИ ЕДА» . • Получив ответ, что в контейнере находится банан, Шерман тут же нажал клавиши «ДАЙ БАНАН» . • Первый обмен знаками — по два высказывания с каждой стороны — состоялся!
• В следующих двадцати опытах применялись разные лексиграммы, но Шерман в этой новой ситуации каждый раз наблюдал за тем, что ему сообщалось, после чего просил именно то лакомство, которое ему называли. • Так был установлен устойчивый диалог между обезьяной и человеком — обмен информацией об отсутствующем в поле зрения предмете с помощью языка-посредника. • Далее Шерман и Остин таким же образом беседовали друг с другом, получая недостающие другому лакомства или ключ, чтобы открыть холодильник или шкаф, где они находятся. Зорина, Смирнова, 2006, С. 215
Шерман (9 л) и Остин (8 л) использовали 92 лексиграммы в диалогах друг с другом и с людьми. Обмен информацией об отсутствующих предметах. Savage-Rumbaugh et al. , 1978.
• Диалоги обезьян в «семье» Уошо непродолжительны, включали также жесты естественного языка шимпанзе, но происходили регулярно.
Преднамеренность высказываний: язык человека + коммуникация животных – язык-посредник +
Критерий «перемещаемости» язык человека + коммуникация животных – язык-посредник ?
Критерий «перемещаемости» (по Ch. Hockett, 1960) Имеются отдельные наблюдения, свидетельствующие о наличии свойства перемещаемости ( «ПРЕЖДЕ» ) в языке, усвоенном Уошо и Люси. • когда Люси разлучили с заболевшей собакой – ее любимицей, она постоянно ее вспоминала, называла по имени и объясняла, что той больно. Fouts, 1984; • рассказы гориллы Коко и бонобо Панбэниши о происходивших накануне драках других обезьян Savage-Rumbaugh, Levin, 1998.
Критерий «перемещаемости» (по Ch. Hockett, 1960) Имеются отдельные наблюдения, свидетельствующие о наличии свойства перемещаемости ( «ПОТОМ» ) в языке, усвоенном Канзи (йеркиш) и Тату (амслен). • сообщение планов только на ближайшее будущее - о действиях после возвращения домой; • перечисление мест, которые нужно посетить во время прогулки. Savage-Rumbaugh, Levin, 1998. • Тату (амслен) придумала названия праздников и заранее сообщала об их приближении Fouts, Mills, 1984.
Here Kanzi and Dr. S. Savage-Rumbaugh are at Lookout Point in November when it is starting to get fairly chilly. Kanzi has just told her he wants to go on to Flatrock to look for M&Ms and for a ball.
Критерий «перемещаемости» язык человека + коммуникация животных – язык-посредник +
Критерий «культурной преемственности» язык человека + коммуникация животных – (в отдельных случаях) язык-посредник +?
Критерий «культурной преемственности» Лулис, приемный сын Уошо, перенял от нее и других обезьян 35 знаков (никто из персонала их ему не показывал, и в его присутствии люди старались не использовать жестов). Майкл легче обучался новым знакам, подражая Коко, а не когда его специально обучал тренер; Канзи спонтанно начал понимать звучащую речь и усваивал йеркиш, наблюдая за матерью.
Критерий «культурной преемственности» язык человека + коммуникация животных – (в отдельных случаях) язык-посредник +
Понимание роли порядка слов в предложении (синтаксис): язык человека + коммуникация животных – язык-посредник ? ? ? Примеры: структура высказываний; понимание устной речи человека.
Понимание роли порядка слов ( «синтаксиса» ) у амслен-говорящих шимпанзе В большинстве случаев порядок слов в используемых обезьянами фразах соответствовал принятому в английском языке (подлежащее -сказуемое-дополнение). Он отражал все основные отношения: субъект-действие, действиеобъект, указательная частица-объект. Т. е. обезьяны понимали и передавали информацию о направленности действия, принадлежности предмета и о его местонахождении. Они четко различали сысл фраз: «Роджер щекотать Люси» , и «Люси щекотать Роджер» ; «дай мне» и «я дам тебе» . • ME WASHOE GIVE ROGER APPLE; • ROGER GIVE WASHOE APPLE
Структура высказываний обезьян, обученных амслену и йеркишу Подлежащее – сказуемое – дополнение Основные типы отношений: Субъект – действие; Действие – объект; Указательная частица - объект
Даже в наиболее сложных комбинациях Уошо соблюдала правила синтаксиса. Однажды она приставала к Р. Футсу с просьбой дать ей сигарету, которую тот курил: Washoe: GIVE ME SMOKE, SMOKE WASHOE, HURRY GIVE SMOKE. Roger: ASK POLITELY Washoe: PLEASE GIVE ME ТHAT HOT SMOKE. 90
• Лингвисты во главе с N. Chomsky не признавали данных о том, что обученные языку-посреднику обезьяны понимают синтаксис.
«Факты меня не убедят, только теория» Т. Себеок Ответ репортеру журнала «New Scientist» на вопрос о том, какие факты убедят его в наличии у обезьян некой когнитивной основы для усвоения аналога человеческого языка.
Sue Savage-Rumbaugh, prof. of Georgia State Univ. studied human language origin from the 1970 th «Проект Канзи» (1980) • Главная задача проекта – изучение языкового поведения бонобо, воспитанных с самого раннего детства в обогащенной социальной среде. • Главный результат – бонобо могут СПОНТАННО осваивать йеркиш и понимать звучащую речь человека.
Канзи родился 28. 10. 1980 г. , появился в лаборатории в возрасте 6 месяцев и был усыновлен бонобо Мататой.
Особенности социального окружения бонобо Канзи
• 1. 5 г. – первые признаки понимания звучащей речи (отдельные слова); • 2. 5 г. – спонтанное понимание фраз и лексиграмм.
Спонтанное усвоение Yerkish. В 2, 5 года Канзи продемонстрировал знание лексиграмм, которые он усвоил путем подражания матери
С 2. 5 лет Канзи обучали и тестировали с помощью «звучащей» клавиатуры иеркишу и устной речи параллельно
Способы овладения знаками • интенсивное обучение человеком (shaping) с подкреплением - знаки-просьбы; • усвоение отдельных знаков путем подражания тренеру; • !!! спонтанное усвоение «йеркиша» за счет присутствия при обучении матери и понимание слов, а затем и фраз за счет присутствия при разговорах людей (без подкрепления) с раннего возраста (Канзи, Панбэниша).
Тест на понимание синтаксиcа устной речи включал более 600 заданий: май 1988 - февраль 1989 Канзи – 8 лет, более 80% правильных ответов; Аля (девочка) – 2 года - 62% правильных ответов. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ТЕСТОВЫХ ФРАЗ: Существительное – глагол – объект: Субъект – действие; Действие – объект; Указательное местоимение - объект
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:
• ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: • • Положи булку в микроволновку; Достань сок из холодильника; Дай черепахе картошки; Достань платок из кармана Х. Часть заданий давали в двух вариантах (с перерывом в недели), смысл которых менялся в зависимости от порядка слов в предложении: • Выйди на улицу и принеси оттуда морковку; • Вынеси морковь на улицу; • Налей кока-колу в лимонад; • Налей лимонад в кока-колу.
Многие задания провоцировали совершение необычных (или даже наказуемых) действий с предметами: • Выдави зубную пасту на гамбургер; • Найди собачку и сделай ей укол; • Нашлепай гориллу открывалкой для банок; • Пусть змея (игрушечная) укусит Линду (сотрудницу) и т. д. Во время прогулки его могли попросить: • Набери сосновых иголок в рюкзак; • Положи мячик на иголки, • Нарви луку для Панбэниши; • Насыпь иголок на мячик • Брось мячик в ручей.
6. Do you see the plastic bag? . . . put the rubber bands in the plastic bag. 39. There is a new ball hiding at Sherman and Austin play yard. 44. Do you see the tape [TV tape]? . . . can you put it the hat? 96. Can you take your collar [watch] outdoors? 115. Put the oil on the TV. 138. Can you tickle Laura with the dog? 144. Get the toy gorilla… slap him with the can opener [fork]. 99. I want you to put some soap on your ball. And after several day 209. I want you to put your ball on some soap. 158. Go outdoors and find the carrot. And after several days: 300. Find the carrot and put it outdoors.
Канзи понимает устную речь разных людей без ситуационных подсказок
Понимание роли порядка слов в предложении (синтаксис): язык человека + коммуникация животных – язык-посредник + Примеры: структура высказываний; понимание устной речи человека.
Таким образом, при достаточно раннем начале воспитания человеком в обогащенной социальной и речевой среде бонобо могут овладевать зачатками человеческого языка на уровне !!!! ребенка 2 лет.
Ограниченность языковых возможностей антропоидов • Языковые способности антропоидов не следует переоценивать. Часть из них скорее намечены как тенденции, как «семена» (Севастьянов, 1989), сходные с теми зачатками языкового поведения у двухлетних детей, из которых развивается настоящий язык взрослого человека. • Разница в степени выраженности языкового поведения антропоидов и языка человека, даже 2 летнего ребенка, весьма велика.
НО!!!! Ограниченность языковых возможностей антропоидов • словарь человекообразных обезьян ограничен по сравнению со словарем ребенка даже 2 -2, 5 лет, • «продуктивность» языка проявляется только как тенденция; • свойство «перемещаемости» проявляется гл. обр. в способности говорить о предметах, находящихся вне поля зрения, тогда как способность говорить о прошлом и будущем развита слабо;
НО!!!! Ограниченность языковых возможностей антропоидов • понимают значение порядка слов в предложении, но их собственные «высказывания» ограничиваются двумятремя «словами» , что, впрочем, характерно и для 2 -летних детей; • отсутствует даже намек на «языковый взрыв» и развитие с возрастом - и Канзи, и амслен-говорящие обезьяны через 20 лет остались на том же уровне, что и в первые годы жизни, так что язык 2 -летнего ребенка – это, по-видимому, предел их языковых способностей.
КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА AMSLAN YERKISH 1 -я СИГН. СИСТЕМА ? 1 -я СИГН. СИСТЕМА ВРОЖДЕННЫХ ВИДОСПЕЦИФИЧ. СИГНАЛОВ ЗНАКОВ-СИМВОЛОВ II. ФУНКЦИИ ТОЛЬКО КОМУНИКАЦИЯ + МЫШЛЕНИЯ ? III. ПЕРЕДАЧА ИНФРОМАЦИИ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ, ПРЕДНАМЕРЕННАЯ ? IV. ПРИРОДА СООБЩЕНИЙ Непреднамеренное выражение внутр. состояния, нет внешних референтов (S-request) Передача любой информации с помощью знаковсимволов, есть внешние референты (Sign-referents) ? V. По ВЫГОТСКОМУ: СЛОВО=ОБОБЩЕНИЕ НЕТ ДА I. ПО И. П. ПАВЛОВУ + 2 -я СИГН. СИСТ. ? VII. КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ПО Ч. ХОККЕТУ: 1. SEMANTICS ? ДА ДА 2. ПЕРЕМЕЩАЕМОСТЬ (СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБЫТИЕМ И СООБЩЕНИЕМ ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ НЕТ (ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС) ДА (ТАМ, ПРЕЖДЕ, ПОТОМ) 3. ПРОДУКТИВНОСТЬ НЕТ ДА ? 4. КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕДАЧА СЛАБО ПРЕОБЛАДАЕТ ? ?
КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА AMSLAN YERKISH 1 -я СИГН. СИСТЕМА ВРОЖДЕННЫХ ВИДОСПЕЦИФИЧ. СИГНАЛОВ ЗНАКОВ-СИМВОЛОВ II. ФУНКЦИИ ТОЛЬКО КОМУНИКАЦИЯ + МЫШЛЕНИЯ +? III. ПЕРЕДАЧА ИНФРОМАЦИИ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ, ПРЕДНАМЕРЕННАЯ + Непреднамеренное выражение внутр. состояния, нет внешних референтов (S-request) Передача любой информации с помощью знаковсимволов, есть внешние референты (Sign-referents) + НЕТ ДА + I. ПО И. П. ПАВЛОВУ IV. ПРИРОДА СООБЩЕНИЙ V. По ВЫГОТСКОМУ: СЛОВО=ОБОБЩЕНИЕ 1 -я СИГН. СИСТЕМА + 2 -я СИГН. СИСТ. Промежут. с/с VII. КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ПО Ч. ХОККЕТУ: YES ДА + 2. ПЕРЕМЕЩАЕМОСТЬ (СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБЫТИЕМ И СООБЩЕНИЕМ ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ НЕТ (ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС) ДА (ТАМ, ПРЕЖДЕ, ПОТОМ) + (огранич. ) 3. ПРОДУКТИВНОСТЬ НЕТ ДА + 4. КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕДАЧА СЛАБО ПРЕОБЛАДАЕТ Имеетс я 1. SEMANTICS
Указанные признаки совершенно не свойственны естественным коммуникативным системам животных, включая антропоидов. Вопрос о том, насколько они похожи на человеческий язык, активно обсуждается с использованием разных критериев. Спектр ответов на него весьма широк и включает даже полное отрицание сходства с языком человека.
Речь человека и связанное с ней абстрактное мышление являются продуктом эволюционного развития, а следовательно, имеют свои биологические корни. Эволюционной предпосылкой возникновения речи у человека явилась развитая способность к обобщению у его животных предков.
• Можно предположить, что «языковое» поведение антропоидов – это «протоязык» . Оно отражает наличие у них той промежуточной сигнальной системы, гипотезу о существовании которой высказывали Орбели (1949) и O. Koehler (1956).
"Мы должны себе представлять какие-то промежуточные этапы в развитии [сигнальных систем], которые обеспечили возможность использования символов вместо реальных объектов и реальных явлений". Л. А. Орбели ". . . основу второй с/с составляет не словесная речь как таковая, а сама возможность символизации, отвлечения от реальной действительности с помощью знаков - как более высокая степень приспособления по сравнению с условным рефлексом". Л. А. Орбели (1949)
«Не появление языка привело к появлению способности к абстракции, а наоборот язык формировался на базе развития способности к образованию понятий. По мере того, как элементы довербального мышления, оказавшиеся полезными для вида, получали свои имена (символы), происходило становление языка человека» . О. Келер, 1956
• Гипотеза: такая «промежуточная сигнальная система» существовала у общего предка человека и современных антропоидов.
«Если мозг шимпанзе наделен речевыми структурами и способен их активизировать в соответствующих условиях, то можно предположить, что последний общий предок человека и шимпанзе тоже имел эти структуры. Тогда и непосредственные предшественники человека – Homo australopithecus и Homo erectus тоже могли иметь зачатки языка» . S. Savage-Rumbaugh et al. (1993)
Йеркс – almost human • Ладыгина-Котс: «Шимпанзе не почти человек, а совсем не человек» .
• «Они, несомненно, животные и никоим образом не люди, но животные, стоящие очень близко к первому маршу лестницы, называемой антропогенезом» . • «Поэтому они нуждаются в особой заботе в местах обитания, гуманном обращении с ними (как и с другими животными) и лабораториях, зоопарках, цирках. Условия их жизни в неволе должны соответствовать степени уважения человека к своей эволюционной предыстории» . Н. Н. Ладыгина-Котс (1935)
«Конечно, человек уникален, но мы не так сильно отличаемся от остальных, как привыкли думать. Мы не высимся в сиянии на одинокой вершине, отделенные от остального животного царства непреодолимой пропастью. Шимпанзе, особенно обученные человеческому языку, помогают нам перебросить мост через эту воображаемую пропасть. Это заставляет нас по-новому относиться не только к шимпанзе, но и ко всем остальным удивительным животным, с которыми мы — human animals — сосуществуем на этой планете» Дж. Гудолл, (1997)
• «У нас нет оснований отказываться от веками складывавшихся представлений об уникальности человека как биологического вида и как первого создателя и носителя материальной культуры на Земле» . Обсуждая вопрос о том, увенчались ли успехом поиски «недостающего звена» между интеллектом человека и его предков — высших приматов, он пишет, что «действительно обнаружен вход на мостик, разделяющий эти два микрокосма и ведущий из глубины тысячелетий к тому рубежу, когда люди начали становиться тем, что они есть сегодня. Но, увы, большая часть этого моста не сохранилась, и его обломки никогда не будут найдены» Панов, 2005. С. 398.
• «… В отличие от животных с наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков человек оказался в состоянии улавливать не только эмпирические законы, но формулировать и теоретические законы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развития науки. Все это, конечно, ни в какой мере недоступно животным. И в этом огромное качественное различие между животными и человеком» . Крушинский, 1986. С. 236
• Т. обр. , шимпанзе (и др. антропоиды), которых называли «лабораторным двойником человека» (Фридман, 1970), позволяют представить, какой могла быть коммуникативная система гоминид на ранних этапах антропогенеза.
• Не существует разрыва между вербальным и остальным поведением человека или между поведением человека и поведением остальных животных – нет барьера, который должен быть разрушен, нет пропасти, через которую нужно перекинуть мост, есть только неизвестная территория, которую нужно исследовать. R. Gardner et al. , 1989, p. xvii.
Благодарю за внимание!
• Дополнение
«Как только я усвою, что какой-то признак уникален для человека, тут же оказывается, что он вовсе не уникален!» Кетлин Гибсон (1990)
• Московские нейроморфологи - Поляков, Блинков, Кононова, Шевченко - еще в 30 -60 -е годы разрушили представление о специфически человеческих структурах коры - т. наз. зонах третичного синтеза. Показано, что и у детеныша обезьяны, и у ребенка новая кора закладывается раньше, чем старая, а у всех остальных животных - наоборот (Поляков). Много сходства в архитектонике, расположении борозд и извилин и проводящих системах шимпанзе и человека (Шевченко). В теменной области коры шимпанзе есть поля, гомологичные 39 и 40 (пространственное восприятие речи и тонкие манипуляторные движения. Шевченко). • !!! В верхневисочной области - 37 поле, ответственное у человека за понимание речи, т. е. функции, присущей исключительно человеку (Блинков). • Еще один гомолог речевой зоны человека - в нижнелобной извилине антропоидов - поля 44 и 45 (Кононова), а также 10 и 46 (регулирующая роль речи) - полная картина сходства мозговых структур человека и шимпанзе, связанных с речью. • Только у приматов есть лобные доли. • Сходство ассоциативных зон коры.
Мозг млекопитающих
10_Язык_2010_new.ppt