izobretatelnoe-iskusstvo-vtoroy-poloviny-hh-vek..
- Количество слайдов: 41
Изобразительное искусство второй половины XX века
Абстрактный экспрессионизм Абстрактная живопись исключает ассоциации с узнаваемыми предметами. «Изобретателем» абстракции обычно называют В. В. Кандинского, имея в виду его акварели 1910– 1912 годов, которые указывают на способность искусства своими собственными средствами создавать некую новую реальность. В 1910 -1915 годах многие европейские художники пробовали себя в «беспредметных» композициях. Самые оригинальные и известные - В. В. Кандинский, П. Мондриан, К. С. Малевич.
В. В. Кандинский «Наплыв импровизации» П. Мондриан «Деревья в цвету» К. С. Малевич «Супрематизм»
Абстрактный экспрессионизм (1945 – 1960 г. г. ) Нью-Йоркская художественная школа Европейская художественная школа
Нью-Йоркская художественная школа Нью-Йоркская школа стала продуктом коллективного творчества американских и европейских художников. В США подъем абстракционизма начинается уже в середине 1940 -х годов. Первыми заметными фигурами в это время были Дж. Поллок, Б. Диллер, М. Тобей, Б. У. Томлин, А. Горки.
Джексон Поллок - американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950 -х годов. С 1947 года Д. Поллок начал использовать в своей живописи дерзкие, революционные методы: вместо того чтобы писать кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на расстеленный на полу холст.
Дж. Поллок «Алхимия» Дж. Поллок «Волнистые линии» Дж. Поллок «№ 15»
Арчи Горки В Соединенных Штатах, и особенно в Нью-Йорке, который в начале двадцатого столетия превратился в заметный центр мирового искусства, развивались эстетические школы, сформированные выходцами из России. Влияние русского авангарда на цветовое решение абстрактных полотен заметно в произведениях Арчи Горки.
Арчи Горки «Композиция в красном» Арчи Горки «Сад в Сочи»
Особое место среди американских художников российского происхождения занимает Джон Грэхем (настоящее имя Иван Домбровский), которого считают создателем-теоретиком Нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма. Джон Грэхем «Без названия» (Розовый акробат)
Стилистика американской абстракции 50 -х годов отличается прямолинейным геометризмом. М. Ротко «Фиолетовый и желтый на розовом» Р. Раушенберг «Линкольн»
Б. Ньюмен, М. Ротко, Ф. Клин, Р. Раушенберг, У. Кунинг, А. Рейнхардт были среди тех, чье творчество позднее оказало влияние на европейскую живопись. У. Кунинг «Абстракция»
Европейская художественная школа В Европейской школе (1945 -1960 годов) ведущую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матье, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюффе, Г. Сазерленд и другие. Общие названия явлений, связанных с новаторскими направлениями искусства XX века, - это авангард, модернизм и постмодернизм. Если под авангардом понимают все крайности художественной культуры XX века, то модернизм – это компромисс между новым и традиционным.
К авангардным направлениям относятся: 1. абстракционизм 2. кубизм 3. фовизм 4. супрематизм 5. сюрреализм 6. конструктивизм 7. экспрессионизм П. Пикассо «Сидящая женщина»
В начале 50 -х годов абстрактные композиции создает А. Матисс - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. «Мой рисунок – это прямое и самое чистое воплощение моих эмоций» , – говорил он. Эта картина, написанная в 1940 году демонстрирует переход художника к упрощенной манере письма: композиционно изображение расположено в одной плоскости. А. Матисс «Румынская блуза»
В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать. Очередным его увлечением стала «живопись» посредством вырезанных из бумаги фигур. А. Матисс «Цумла» (Вырезка из бумаги)
Одним из первых послевоенных французских абстракционистов, воспринявших уроки американской живописи, был П. Сулаж. В его произведениях главенствуют темные и черные тона, проложенные широкими кистями или специальными щетками, напоминающими швабры. П. Сулаж «Живопись» (1953) П. Сулаж «Живопись» (1970)
В числе европейских художников, самостоятельно пришедших к абстракционизму, были Ж. Фотрие, Ж. Матье, Ж. П. Риопель, Дж. Капогросси, М. Эстев, А. Ланской, С. Поляков, Р. Биссьер и Ж. Базен. В начале 50 -х во Франции становится популярна «лирическая абстракция» Ж. Матье «Монотонный порог»
А. Ланской «Симфония» Жан-Поль Риопель «Без названия» С. Поляков «Красный, зеленый и голубой»
Фернан Леже - французский художник-экспрессионист - после Первой мировой войны заинтересовался современными теориями движения и механики. Этот интерес выразился в создании его произведений. Ф. Леже «Город» Ф. Леже «Пересечение желтых дорог»
В произведениях Ф. Леже элементы человеческого тела напоминают формы труб, моторов, стержней, шестеренок. Ф. Леже «Девушка в голубом» Ф. Леже «Спящая женщина»
Грэхем Вивиан Сазерленд писал портреты, пейзажи и работы на религиозные сюжеты, часто используя полуабстрактный стиль. Его «Христос во славе» стал считаться одним из лучших образцов религиозной живописи Англии ХХ века.
Р. Гуттузо — один из создателей нового, реалистического стиля живописи XX века. Р. Гуттузо «Воскресный день калабрийского рабочего в Риме» Р. Гуттузо «Допрос»
Жан Дюбюффе - французский художник и теоретик искусства - обосновал принципы ар-брюта (с французского – «грубое» , «сырое» искусство) — направления в европейском искусстве середины XX века. Ж. Дюбюффе «Геолог»
Ж. Дюбюффе «Улыбка» Ж. Дюбюффе «Мисс Арайни»
«Хроматическая» или «постживописная» абстракция - новое течение американской живописи, которое исходит из фовизма и постимпрессионизма и отличается мягкими контурами, тонкими цветовыми нюансами, неопределенными очертаниями. Морис Луис «Iris» Э. Франкенталер «Синяя Атмосфера»
Э. Франкенталер «Magic Carpet» Морис Луис «Nun»
Поп-арт (популярное искусство) – авангардное направление, появившееся в 60 -70 -е годы XX века. Для него характерно конструирование коллажей, использование и переработка символических и знаковых объектов рекламной продукции и массовой культуры. Сторонники этого направления считали, что Э. Уорхол любая вещь может быть «Банка супа Кэмпбэл с предметом искусства. надорванной этикеткой»
Одним из главных идеологов поп-арта считается Роберт Раушенберг - автор многочисленных коллажей. Прославился Раушенберг в 1953 году, когда выставил скандальное произведение «Стертый Кунинг» . Название стоит воспринимать буквально - произведение представляет собой пожелтевший лист, на котором раньше находился рисунок художника Виллема де Кунинга - Раушенберг просто его работу стер.
В 1955 году Роберт Раушенберг создал свое произведение «Кровать» , которое представляло собой самую настоящую кровать, живописно забрызганную краской. Мысль создать это произведение посетила художника, когда он проснулся и почувствовал потребность творить, но холста под рукой не оказалось, зато была постель и банки с краской.
Гиперреализм – неоавангардное направление, появившееся в 1969 году. Представители гиперреализма стремились к фотографической правдивости изображения. Скотт Прайор
Скотт Прайор
Концептуализм – неоавангардное направление, которое отрицает визуальную (видимую) информацию и рассматривает искусство как «сообщение» . Основной формой является перформенс – изображение переживаний, живых картинок. В. Н. Заваровский «Анатомия души»
В. Н. Заваровский «Поклонение» В. Н. Заваровский «Совесть»
Джозеф Кошут «Концепция Одного и трех стульев»
Оп-арт (оптическое искусство) – направление на стыке живописи и оптики: световые эффекты, сочетание геометрических линий и красок, создающие иллюзию нереального мира, объема и движения. Виктор Вазарели
В. Вазарели «Тигры» «Клоун» В. Вазарели «Вега» «Вонал Прим»
В. Вазарели «Меандры» В. Вазарели «Дань уважения Малевичу»
Кинетическое искусство – создание подобия сложных механических устройств.
Брюс Грэй В. Е. Татлин «Модель памятника – башни III Интернационала»
Ж. Тэнгли строил сложные саморазрушающиеся машины. «Эврика» «Фонтан»
izobretatelnoe-iskusstvo-vtoroy-poloviny-hh-vek..