татарстан изо.pptx
- Количество слайдов: 35
Изобразительное искусство Татарстана 11 класс
Уже к концу XIX века в Казани были все предпосылки для превращения ее в крупный центр искусства, художественного образования, выставочной деятельности и музейного строительства в России. К этому времени в городе постоянно работали профессиональные художники, в том числе молодые воспитанники Петербургской Академии художеств Н. Н. Белькович, X. Н. Скорняков, И. Тиссен. В частных коллекциях города накапливались произведения искусства, которые все чаще становились предметом общественного внимания. В 1894 году был основан, а в апреле 1895 года торжественно открыт Казанский городской научнопромышленный музей с богатой картинной галереей ("лихачевским отделом"), в которую входили полотна русских, итальянских, французских, фламандских, голландских
На этом общем фоне закономерным и возможным стало открытие 1 сентября 1895 года Казанской художественной школы, с историей которой связан здесь дальнейший прогресс всех видов искусства, прежде всего живописи и графики Академия художеств, проникнутая горячим желанием распространения художественного образования во всей России, обратила особое внимание на Казань, как основной просветительный центр всего востока России, откуда надлежало бы поступательно нести художественные знания в народ сначала в Волжско Камском крае, а затем и в Сибири. Казанская городская дума пошла навстречу этому желанию Академии и 22 ноября 1894 года постановила ходатайствовать <. . . > об учреждении в Казани художественной школы". Власти города и Петербургская Академия художеств совместно выделили средства на наем помещения и последующее строительство специального здания для школы, завершенное в 1902 году, на покупку пособий, оплату труда педагогов и выплату стипендий ученикам.
С Казанской художественной школой связаны имена таких известных художников как Н. Фешин, П. Беньков, Д. Бурлюк, П. Радимов. Позади более 100 лет развития. За эти годы изобразительное искусство в Татарстане прошло этапы ускоренного развития, внеся свой вклад в общероссийскую и мировую культуру. В первой четверти XX столетия начинают работать профессиональные татарские художники - живописцы и графики Б. Урманче, Ш. Мухаметжанов, Ф. Тагиров. Большой вклад в искусство этих лет вносят К. Чеботарев, А. Платунова, Р. Нурмухаметов.
Никола й Ива нович Фе шин 26 ноября 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани) — русский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. Окончил Академию художеств в мастерской И. Е. Репина, в дальнейшем вернулся в Казань и преподавал в Казанской художественной школе, ныне носящей его имя. В 1916 году избран академиком Императорской Академии художеств. В 1923 году эмигрировал с семьёй в США, где прожил до самой смерти в 1955 году. В 1976 году дочь — Ия Николаевна Фешина Брэнхэм (1914— 2003) — перезахоронила прах отца в Казани.
Создал более 2000 произведений, которые находятся в коллекциях более 30 музеев в США, не считая частных собраний. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле). Его творчество представлено также в музеях Санкт Петербурга, Чебоксар, Козьмодемьянска, Кирова, в частных собраниях.
«Беспризорник» — ученическая работа Н. Фешина. 1890 е годы. Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ»
«Выход из катакомб после моления» (1903). Санкт Петербург, Музей Академии художеств
«Черемисская свадьба» (1908). США, частное собрание
Портрет Вари Адоратской (1914). Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ»
Беньков Павел Петрович родился на берегах Волги в Казани 20 (8) декабря 1879 года. В 1901 году в Петербургскую академию художеств, где быстро зарекомендовал себя самобытным начинающим живописцем, тяготеющим к пленэрной живописи с её буйством красок. После окончания Академии в 1906 году, он продолжил обучение в академии Жюлиана в Париже. Из заграничной поездки юноша вернулся в Казань, с которой и оказался связан первый 20 летний этап его творчества. Здесь он не только преподавал живопись в учебных заведениях города, но много и плодотворно работал. C 1909 года по 1929 год П. П. Беньков преподавал живопись в художественных учебных заведениях Казани. В 1912 году полотна художника экспонировались на международной выставке в Риме. В 1928 29 годах Беньков совершил поездки в Среднюю Азию, которая буквально потрясла его яркостью красок и все растворяющим солнечным светом, который буквально струился по пышущим жаром улицам Бухары, Самарканда, Хивы. Художник решил круто изменить свою судьбу и переехать в Самарканд.
Весенний сад. 1940 е годы. Холст, масло. 100 х99. Картина хранится в Государственном музее искусств Республики Каркалпакстан им. И. В. Савицкого, Нукус
Весенний сад. 1940 е годы. Холст, масло. 100 х99. Картина хранится в Государственном музее искусств Республики Каркалпакстан им. И. В. Савицкого, Нукус
Художники в Шахи Зинда. 1943 год. Холст, масло. 128 х152. Самаркандский Государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник, Самарканд
Павел Александрович Радимов (11 сентября[2] 1887, село Ходяйново, Зарайский уезд, Рязанская губерния[1] — 12 февраля 1967, Хотьково, Московская область[3]) — русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927— 1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года. Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.
ПЕЙЗАЖ (1939) Картон / масло 32 x 42 см 2. 40'' x 16. 73''
СЕНОКОСИЛКИ Холст, фанера / масло 26 x 37 см 10. 43'' x 14. 57''
Весна. 1910 Холст, масло Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана
Баки Идрисович Урманче 23 февраля 1897 года — 6 августа 1990 года выдающийся деятель татарской культуры, народный художник России и Татарстана, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая.
БАКИ УРМАНЧЕ Сбор яблок. Узбекистан. 1947 Холст, масло. 78 х 101 Источник: галерея «Совком»
БАКИ УРМАНЧЕ Ала-Тау. Казахстан. 1950 -е Холст, масло. 79 х 105 Источник: галерея «Совком»
БАКИ УРМАНЧЕ Урожай. Сбор винограда 1952– 1958. Холст, масло. 95 х 123 Источник: галерея «Совком»
Константинович Чеботарёв (1892, Юрминск Белебеевского уезда Уфимской губернии — 1974, Москва) — русский и советский художник, лидер казанского художественного авангарда 1920 х годов. Работал как в живописи и графике, так и как театральный художник.
Родился в семье зажиточного крестьянина. Учился в Казани, в 1917 году окончил Казанскую художественную школу, в которой одним из его преподавателей был Николай Фешин. В 1914 году посетил Крым, после этого некоторое время работал в импрессионистском стиле, но позже отошёл от него. В 1917 году стал лидером объединения художников, называвших себя «Союз Подсолнечник» . Объединение провозгласило целью борьбу с «отжившим искусством» . Первая выставка группы, фактически представлявшей собой течение художественного авангарда, состоялась в 1918 году. Из 305 выставленных работ 50 принадлежали Чеботарёву. В этот период он в основном создаёт произведения, составленные из композиций геометрических форм. В начале 1920 х годов художник стоял у истоков Высших Свободных художественно техниче ских мастерских ( РХУМАС), впоследствии А Казанского художественно технического института, где по инициативе Фешина, заведовавшего учебной частью, он преподавал живопись, рисунок и композицию.
Наиболее известная его работа — «Красная армия» (1917) Национальная художественная галерея «Хазинэ»
"Весенний букет» 1953 год.
Константин Чеботарев. Царские Ваньки Маньки. 1935
Платунова Александра Георгиевна 1896, Мари Турек Вятской губ. 1966, Москва. Училась у Н. И. Фешина в КХУ (1908 15, 1918 22). Участвовала в союзе «Подсолнечник» (1917 18), в коллективе «Всадник» (1920 22), в эксперимент. молодежном театре (КЭМСТ 1923 26), в Тат. ЛЕФе. Преподавала в КХУ (1921 26). В 1926 г. переехала в Москву. Вся жизнь художницы неразрывно связана с К. К. Чеботаревым. Последние годы он работал над посвященным жене циклом «Подсолнечник» .
Предварительная оценка: 10000 - 15000 у. е. Платунова Александра Георгиевна (1896 -1966) «Ребенок»
Платунова Александра Георгиевна (1896— 1966) К солнцу 1920 -е гг
Дочка художника. Чувашский государственный художественный музей 1948
В 1936 году создается Союз художников Татарии. Особый творческий подъем в изобразительном искусстве Татарстана наблюдается в послевоенные годы. Разнообразные традиции реалистического искусства вносят в тематическую картину Х. Якупов, Л. Фаттахов, Э. Зуев. Изображением современной жизни народа, ярких страниц его истории, мирного времени наполнены картины Л. Фаттахова, И. Рафикова и других живописцев. В 50 60 годы одним из ведущих жанров в искусстве республики становится пейзаж. Талантливыми интерпретаторами величественной природы родной земли являются К. Максимов, в чьем творчестве воплотились традиции русского реалистического пейзажа, Н. Кузнецов, А. Прокопьев, а также М. Усманов и А. Тумашев.
Источником вдохновения для художников 70 80 гг. является история народа, ее персонажи, образы татарского фольклора, собственные впечатления (А. Абзгильдин, В. Федоров, Ш. Шайдуллин, И. Зарипов). Оригинальное решение национальной темы дают в своих произведениях представители молодого поколения, вошедшие в искусство Татарстана в 90 е годы А. Ильясова, Р. Загидуллин и Р. Саляхов. Высокий профессионализм, приверженность реалистическим традициям школы живописи отличают работы А. Хисамова, В. Акимова.
Достойно представлена в Татарстане скульптура. Первый мастер ваяния с профессиональным академическим образованием появился в Казани только в 1904 году им был ученик В. Беклимишева П. Дзюбанов, а к концу 1908 года на скульптурном отделении художественного училища уже занималось 19 человек. Скульпторами классиками в республике по праву считаются Б. Урманче, С. Ахун, А. Абдрашитов.
Демократические перемены в обществе, произошедшие в последние 10 лет, дали новый толчок развитию изобразительного искусства в республике. Возросший интерес детей и молодежи к творчеству поддерживают многочисленные художественные школы и кружки, действующие в Татарстане. Новые перспективы перед молодыми художниками республики появятся и после открытия первого в истории республики высшего художественного учебного заведения филиала Московского государственного художественного института им. В. Сурикова.
татарстан изо.pptx