Ян ван Эйк.pptx
- Количество слайдов: 33
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Своеобразие искусства Северного Возрождения в том, что оно более тесно связано с готическим искусством.
Ян ван Эйк — родился в Северных Нидерландах.
Первое из его произведений — Гентский алтарь — создано по заказу гентского горожанина Йодока Вейдта, человека богатого и влиятельного, для его семейной капеллы в церкви Святого Иоанна Крестителя. Работа над алтарём продолжалась 10 лет.
Алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, состоящий из двадцати шести картин, на которых изображены двести пятьдесят восемь человеческих фигур. Высота алтаря в центральной его части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров.
В нижнем ряду изображены донаторы Йодок Вейдт с супругой, молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Выше расположена сцена Благовещения, причём фигуры архангела Гавриила и Богоматери разделены изображением окна, в котором вырисовывается городской пейзаж, по преданию точно соответствующий виду из окна в доме Вейдтов.
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц-сивилл, предсказавших пришествие Христа.
Когда алтарные створки раскрываются, на глазах у зрителя происходит поистине ошеломляющее превращение. Размеры полиптиха увеличиваются в шесть раз, а картина повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая.
В верхнем ряду картин, в центральной части алтаря, изображён Бог-Отец, сидящий на престоле. Слева и справа от престола восседают Богоматерь и Иоанн Креститель; далее по обеим сторонам располагаются поющие и музицирующие ангелы.
Поющие ангелы изображены бескрылыми, но зато их лица, движения, жесты передают исполняемую ими мелодию так ярко, что её, кажется, можно «прочитать» по ним, как по нотной записи.
И, наконец, ряд замыкают нагие фигуры Адама и Евы. Начало земного пути человечества смыкается здесь с его завершением.
Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу. В середине луга возвышается жертвенник, на нём стоит белый Агнец, из его пронзённой груди стекает в чашу кровь — это символ искупительной жертвы Христа.
Ближе к зрителю находится колодец, из которого изливается живая вода.
Возле колодца расположились две большие группы людей: слева — ветхозаветные праведники и добродетельные язычники; справа — апостолы в истрёпанных и выгоревших плащах, за ними Папы, епископы, монахи и миряне. Вдали, за холмами, поросшими лесом, возвышаются готические башни Небесного Иерусалима.
На четырёх боковых створках алтаря изображены два великолепных шествия: справа бредут святые отшельники и пилигримы; слева под разноцветными знамёнами, сверкая оружием, движется кавалькада воинов Христовых; за ними едут «праведные судьи» справедливые и добродетельные земные властители: король Артур, Карл Великий, Людовик Святой.
Судьба гентского алтаря Шедевр Яна ван Эйка вновь вернули той церкви, для которой он и предназначался с самого начала (ныне — собор Святого Бавона в Генте).
В другом произведении Яна ван Эйка земной и небесный миры встречаются лицом к лицу. Речь идёт о картине «Мадонна канцлера Ролена» . • Историк искусства Эрвин Панофский сказал, что глаз Яна ван Эйка «обладал одновременно свойствами микроскопа и телескопа» . Художник был способен отображать в своих картинах мир небесный и земной, и видеть их отражение в мельчайших символах и предметах.
Пейзаж в глубине картины разделён рекой надвое (река — древний символ границы между мирами). Это два града — земной и небесный. Берега реки соединяет мост, и Младенец Христос, поднимая руку, чтобы благословить Ролена, одновременно указывает ему на этот мост, как бы побуждая канцлера перейти из земного града в град Божий.
На левом её берегу изображены дома горожан и ратуша (эта половина пейзажа служит фоном для фигуры Ролена),
На правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятся многочисленные церкви, среди них выделяется громада собора.
Итальянский купец Джованни Арнольфини жил в Брюгге в качестве представителя банкирского дома Медичи, одной из богатейших семей Италии. Он женился на своей соотечественнице Джованне Ченами. Именно этому событию посвящена картина ван Эйка. Чета Арнольфини
Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность другу, причём жених подтверждает святость договора жестом обращенной к небесам руки. В XV в. такой обряд, совершаемый в присутствии свидетелей, мог заменить церковное венчание; браки, заключённые подобным образом, признавались вполне законными.
В круглом зеркале, висящем на стене позади супругов, отражаются их спины и ещё два человека, стоящие в дверях. Его раму украшают десять медальонов с изображением страданий Христа. Со стороны мужчины Страсти Христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины – с мертвецами. .
Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк был здесь» . Значит, живописец присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно для того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законность брака.
Многие из предметов, окружающих молодых, имеют скрытый смысл: собачка у их ног символ верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность даже после смерти);
Комнатные туфли — символ домашнего уюта и неразлучности семейной пары;
Апельсины на окне — символ радостей супружества;
Статуэтка Святой Маргариты, покровительница рожениц; чётки — символ набожности; метелка – символ чистоты помыслов.
Пламя свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза
Ответь на вопросы. 1. Почему Яна ван Эйка называют основоположником нидерландской школы живописи? 2. Кого изобразил художник на закрытых створках Гентского алтаря наравне с библейскими персонажами ? 3. Живопись Яна ван Эйка отличалась яркостью красок и блестела на солнце как россыпь драгоценных камней. Какое изобретение художника позволило добиться такого впечатления? 4. Как вы думаете, почему историк искусства Эрвин Панофский сказал, что глаз Яна ван Эйка «обладал одновременно свойствами микроскопа и телескопа» ? 5. Какие религиозные символы он использовал при создании картины «Чета Арнольфини» ? 6. Какой предмет изображенный на картине «Чета Арнольфини» в ту эпоху называли «колдунья» и почему?
Ян ван Эйк.pptx