6Эпоха Возрождения.ppt
- Количество слайдов: 62
Изобразительное искусство эпохи Возрождения
Литература: 1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М. , 2000. – 533 с. 2. Гнедич П. П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. – М. : Эксмо, 2002. – 848 с. 3. Дмитриева И. Краткая история искусств. – М: «Галарт» , «АСТ -ПРЕСС» , 2000. – 624 с. 4. Искусство итальянского ренессанса : архитектура, скульптура, живопись, рисунок / под ред. Рольфа Томана. – Köln : Könemann, 2000. – 464 c. 5. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студентов высш. пед. учебных заведений: в 2 т. Т 1/Н. М. Сокольникова. – 2 -е изд. , стер. – М. : Издательский центр «Академия» , 2007. – 304 с. 6. Эстон Маргарет. Ренессанс : энциклопедия мирового искусства : более 1000 иллюстраций / Маргарет Эстон ; пер. и ред. Р. Володько, О. Ойстрах, А. Чернышёва. – М. : Белый город, 1997. – 368 с.
Итальянское Возрождение Период Этап Представители XIII-XIV вв. Проторенессанс (предвозрождение) Треченто Кватроченто (Ранний Ренессанс) Джотто ди Бондоне XIV в. XV в. Конец XV в. - І четв. XVІ в. Чинквеченто (Высокий Ренессанс) 2/3 XVІ в. Поздний Ренессанс Филиппе Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джорджоне, Рафаэль, Тициан Паоло Веронезе, Тинторетто
Джотто ди Бондоне Ок. 1267 – Джотто ди Бонде родился в Веспиньяно, недалеко от Флоренции Ок. 1287 – Джотто берёт в жёны Чивутту ди Лапо дель Пьелла 1296 – работает над росписью базилики Св. Франциска в Ассизи 1300 – расписывает Латеранскую базилику Св. Джованни, делает несколько фресок для собора Святого Петра Ок. 1303 – Джотто работает в Римини 1304 – 1306 – расписывает Капеллу Скровеньи (дель Арена) в Падуе 1327 – Джотто становится членом цеха докторов, аптекарей и живописцев 1328 – 1331 – работает в Неаполе 1334 – 12 апреля Джотто назначают на пост интенданта домов и укреплений Флоренции 1335 – 1336 – работает в Милане 1337 – 8 января Джотто умирает
Самое значительное произведение мастера, сохранившееся до наших дней, — роспись Капеллы Санта- Мария делъ Арена в Падуе (1304— 1306).
Капелла посвящена Марии, поэтому темами росписей являются жизнеописание Богоматери и основные события евангельского пути Христа. Фрески расположены друг за другом в три ряда и читаются, как книжная страница — слева направо. Своды заняты медальонами с изображением святых, западная стена — «Страшным судом» , восточная — «Благовещением» .
«Поцелуй Иуды» Центром композиции служат две фигуры — Христос и Иуда. Их лица обращены друг к другу. Художник изображает строгие, безупречные черты Христа и рядом — уродливое лицо Иуды с низким лбом, выступающими надбровными дугами. Иуда наклонился и тянется к Христу. Готовящееся предательство согнуло, скрючило его, Христос же стоит прямо и спокойно. Джотто показывает не сам лицемерный поцелуй Иуды, а минуту, предшествующую ему. У него еще есть возможность превратить свой поступок в проступок, до самого последнего шага он может сделать иной выбор.
Филиппе Брунеллески Купол, возведенный над флорентийским собором Санта-Мария дель Фьоре. XIV век
Донателло Донато ди Никколо ди Бетто Барди (1386— 1466) Конный памятник кондотьеру (начальнику наемного войска) Гаттамелате был отлит мастером в Падуе в 1447 — 1453 гг.
Мазаччо Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401 — 1428) Главная работа Мазаччомонументалиста — это росписи капеллы Бранкаччи (имя заказчика) церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Точно известно, что кисти мастера принадлежат две главные композиции: «Подать» и «Изгнание из рая» .
Во фреске «Изгнание из рая» Ева с рыданиями запрокинула голову, Адам от стыда и отчаяния закрыл лицо руками — экспрессия в выражении чувств делает эту сцену шедевром стенописи XV в. Для стиля художников Возрождения характерно стремление «остановить мгновение» , в котором суть и прошлого, и будущего, и настоящего.
Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи, 1445— 1510) Персонажи картин Боттичелли лишены материальности, они становятся легкими, воздушными. У художника отсутствует любимая флорентийцами «лепка формы» . Очертания фигур сливаются, они ритмически повторяются, приходят в движение. Две наиболее прославленные картины художника — «Весна» и «Рождение Венеры» — имеют глубокий философский подтекст. Они призваны иллюстрировать главнейшую идею итальянского гуманизма — гармонию между человеком и Вселенной, достигнутую усилиями разума и духа, победой красоты над несовершенством мира.
Sandro BOTTICELLI The Birth of Venus c. 1485 Tempera on canvas, 172. 5 x 278. 5 cm Galleria degli Uffizi, Florence На картине показано появление богини на свет из морской пены. Зефиры дуют ей в спину, направляя раковину к берегу. Здесь ее ждет нимфа Гора, готовая укрыть покрывалом с цветами. Женственность и божественность сливаются в образе молодой прекрасной девы. Для этой картины художнику позировала Симонетта Веспуччи, олицетворявшая для него идеал красоты.
Леонардо да Винчи 1452 – 15 апреля в тосканском городке Винчи появился на свет. Леонардо – внебрачный сын нотариуса Пьеро Антонио да Винчи 1469 – Леонардо да Винчи поступает на учёбу в мастерскую Верроккио во Флоренции 1480 – принят во флорентийскую Академию, основанную Лоренцо Великолепным 1482 – художник отправляется в Милан, где выполняет несколько заказных работ для семьи Лодовико Сфорца 1499 – Леонардо да Винчи покидает Милан и отправляется в Мантую, затем в Венецию и, в конце концов, возвращается во Флоренцию 1502 – становится главным архитектором при дворе Чезаре Борджиа 1503 – во Флоренции приступает к работе над «Джокондой» ; создаёт инженерный план чертёж изменения русла реки Арно (в связи с осадой Пизы) 1504 – 9 июля умирает отец художника Пьеро Антонио да Винчи 1506 – 9 Леонардо вновь оказывается в Милане 1513 – художник выезжает в Рим 1517 – Леонардо приезжает во Францию и поселяется в Кло-Люсэ, недалеко от Амбуаза 1519 – Леонардо да Винчи умер 2 мая Высокое Возрождение
«Мадонна с цветком» (называемая также по имени ее прежнего владельца «Мадонна Бенуа» , 1478) отличается особой нежностью и поэтичностью. Совсем еще юная мать естественно и непринужденно протягивает ребенку цветок, четыре лепестка которого напоминают крест. Внешне простая композиция продумана до мельчайших подробностей. Неяркие краски поражают гармонией цветовых сочетаний. Тонкие светотеневые переходы, благодаря которым изображение как бы оказывается окутано воздушной дымкой, составляют знаменитое леонардовское сфумато. Madonna with a Flower (Madonna Benois) c. 1478 Oil on canvas transferred from wood, 50 x 32 cm The Hermitage, St. Petersburg
The Last Supper 1498 Mixed technique, 460 x 880 cm Convent of Santa Maria delle Grazie, Milan
В центре композиции изображен Иисус Христос. Особую одухотворенность его лицу придает игра светотени. Художник очень точно рассчитал кульминационный момент драмы. В реакции на слова Христа: «Один из вас предаст меня» просматриваются судьба и характер всех апостолов. Пропорции, перспектива композиции «Тайной вечери» подчеркивают душевное состояние апостолов и Христа, в котором зритель постепенно замечает все новые и новые оттенки переживаний. Во фреске при выразительности каждого действующего лица есть удивительная цельность и единство.
Мона Лиза ( «Джоконда» ) 1503 -1506 77*53 см дерево, масло Лувр, Париж Леонардо стремился воплотить на полотне идеал женщины. До сих пор точно неизвестно, кто был моделью для этого портрета — жена флорентийского банкира Франческо дель Джокондо или другая женщина, однако за картиной закрепилось второе название — «Джоконда» . Утопающий в дымке горный пейзаж, написанный в качестве фона, делает улыбку Моны Лизы, еле тронувшую уголки ее губ и глаз, еще более загадочной. Замечательны простота и естественность облика Моны Лизы. Поразителен ее внимательный взгляд. Кажется, что она все время смотрит на зрителя, даже если он перемещается перед картиной. Портрет Джоконды словно светится изнутри благодаря многочисленным полупрозрачным слоям краски, накладываемым один поверх другого. Техника живописи столь совершенна, что мазки кисти абсолютно незаметны. С этим портретом мастер не расставался до конца своих дней, постоянно совершенствуя его: он был очень дорог Леонардо. Можно предположить, что в Джоконде, как в зеркале, каждый человек, каждый век видит свое отражение. Поэтому XX век, например, дал широкий диапазон мнений о портрете, активно эксплуатировал этот образ при создании новых произведений искусства. В настоящее время картина хранится в Лувре.
Рафаэль Санти 1483 – Рафаэль Санти появился на свет в Урбино предположительно 26 или 28 марта 1496 – Рафаэль учится и работает в Перудже, в мастерской Пьетро Перуджино 1504 – Рафаэль переезжает во Флоренцию 1509 – приезжает в Рим, где работает над оформлением новых апартаментов Папы Юлия SS 1514 – начинает работу в качестве архитектора, управляющего строительством ватиканского собора святого Петра 1515 – 27 августа его назначают хранителем памятников Древнего Рима 1517 – заканчивает роспись Лоджии Психеи на Вилле Фарнезина 1518 – начинает работу в галереях Ватикана 1520 – Рафаэль умирает 6 апреля в Риме, похоронен в Пантеноне
Madonna with the Book (Conestabile Madonna) 1504 Tempera on canvas transferred from wood, diameter 17, 9 cm The Hermitage, St. Petersburg
Рафаэль Три грации 1504 – 1505 17*17 см дерево, масло Музей Конде Шантийи «Единственное, что неизменно присутствует во всех его работах без исключения, это venusta, или красота» Поль Жове ок. 1520
The School of Athens 1509 Fresco, width at the base 770 cm Stanza della Segnatura, Palazzi Pontifici, Vatican
Под высокими сводами на ступенях широкой лестницы Рафаэль расположил непринужденные группы афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления. В центре, на верху лестницы — Платон и Аристотель. Сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, они ведут извечный спор о том, что же первично - трансцендентное или материальное: старец Платон указывает перстом на небо, молодой Аристотель — на землю. В облике философов можно узнать черты современников художника. Например, в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Демокрит напоминает Микеланджело, справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя.
Рафаэль Портрет Бальдассарре Кастильоне 1514 – 1516 82*67 см Париж, Лувр Кастильоне – друг Рафаэля, автор «Придворного» (1528), работы, представляющей идеального дворянина эпохи Ренессанса
Большая алтарная композиция Рафаэля «Сикстинская Мадонна» в истории искусства считается эталоном красоты. Поразительна одухотворенность матери и ребенка. В лице младенца есть, нечто недетское — прозорливое и глубокое, а во взгляде матери — младенческая чистота. Босые ноги и простая одежда подчеркивают человеческое в облике Святой Девы, тогда как парение в заоблачных сферах и взирающие на нее херувимы напоминают о ее роли матери Спасителя. Композицию уравновешивают коленопреклоненные святой Сикст и святая Варвара, снизу на них задумчиво взирают пухлые ангелочки. Существует мнение, что если бы Рафаэль никогда ничего не написал, кроме этой картины, то он все равно был бы величайшим художником.
Микеланджело 1475 – 6 марта в Капрезе, близ Ареццо, родился Микеланджело 1488 – поступает на учёбу в самую известную во Флоренции мастерскую братьев Гирландайо 1489 – 1492 – изучает скульптуру в садах Медичи 1494 – отправляется в Венецию, по пути останавливается в Болонье (через год возвращается во Флоренцию) 1508 – 1512 – расписывает свод Сикстинской капеллы в Ватикане 1521 – во Флоренции начинает работу над фамильной гробницей Медичи 1529 – занимает должность главного инспектора флорентийских укреплений 1536 – начинает работу над фреской «Страшный Суд» в Сикстинской капелле 1546 – был назначен главным архитектором собора святого Петра в Риме 1564 – Микеланджело умирает 18 февраля в Риме; похоронен во Флоренции
Микеланджело Две фигуры в стиле Джотто ок. 1490 31, 5*20, 5 см тушь, перо Лувр, Париж Оттачивая мастерство рисунка, Микеланджело часто копирует фрески Джотто, а так же изучает работы Мазаччо
Микеланджело Битва кентавров Ок. 1492 (или позднее - ? ) 79*89 см. Мрамор. Флоренция, Каза Буонарроти
Микеланджело Мадонна у лестницы ок. 1490 – 1492 (или позднее) 55*40 см. мрамор Флоренция Каза Буонарроти «Искусство – это прежде всего, откровение, благословение и освящение человеческого бытия» Микеланджело
Микеланджело Давид 1501 - 1504; высота 4, 34 м; мрамор Галерея Академии, Флоренция В 1461 году представители Флорентийского совета попечителей строительства соборов предложили Агостино ди Дуччо, довольно заурядному скульптору, выполнить большую статую Давида для украшения входа а одну из новых церквей. Дуччо не справился с работой, и огромная мраморная глыба оставалась не тронутой во дворе мастерской до тех пор, пока в 1501 году не было решено вернуться к её обработке. Работа была заказана Микеланджело. и, когда три года спустя она была завершена, на совете попечителей было решено поставить её на площади пред Дворцом Синьори – в качестве символа города и свидетельства непреклонной воли и героизма его граждан. Более сем четырёхметровая мраморная фигура Давида представлена в позе «контрапоста» (вся тяжесть тела перенесена на одну ногу): выбор именно этой позы явился очередным доказательством преклонения Микеланджело перед античной скульптурой. Мускулистая шея, тщательно вылепленное, прекрасное лицо с волевым, полным решимости взглядом придают облику Давида черты настоящего героя, причём героя мужчины, а не хрупкого мальчика, каким его традиционно изображали художники и скульпторы.
Pietà 1499 Marble, height 174 cm, width at the base 195 cm Basilica di San Pietro, Vatican
Pietà (detail) 1499 Marble, height 174 cm, width at the base 195 cm Basilica di San Pietro, Vatican
Микеланджело Утро (Аврора) ок. 1524/31 длина блока 2, 03 м мрамор гробница Лоренцо Новая сакристия церкви Сан Лоренцо Флоренция
Микеланджело Гробница Лоренцо Медичи ок. 1524/31 Мрамор Новая сакристия церкви Сан Лоренцо во Флоренции «День и Ночь говорят: нашим быстрым бегом мы привели герцога Джулиано к смерти» , эти слова Микеланджело высек на надгробии младшего сына Лоренцо Великолепного и тем самым раскрыл свой замысел: четыре обнажённые фигуры (День и Ночь – на гробнице Джулиано де Медичи, Вечер и Утро – на усыпальнице Лоренцо Великолепного) являются аллегорическим воплощением времени – великого разрушителя, посредника между жизнью и смертью.
Микеланджело День 1526– 1533 длина 185 см мрамор Капелла Медичи собор Сан Лоренцо Флоренция
Микеланджело Ночь 1526 – 1533; длина 194 см; мрамор; Капелла Медичи собор Сан Лоренцо, Флоренция
Микеланджело Скорчившийся мальчик 1530 – 1534 54 см; мрамор Эрмитаж «У Микеланджело анатомия становится музыкой. Человеческое тело у него выглядит таким же совершенным, как античный архитектонический элемент» Пьетро Аретино, 1537
Last Judgment 1537 -41 Fresco, 1370 x 1220 cm Cappella Sistina, Vatican
Last Judgment (detail) 1537 -41 Fresco, 1370 x 1220 cm Cappella Sistina, Vatican
Creation of Adam (detail) 1510 Fresco Cappella Sistina, Vatican
Creation of Eve 1509 -10 Fresco, 170 x 260 cm (detail) Cappella Sistina, Vatican
Джоджоне Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1476/77— 1510), писал картины на мифологические и литературные сюжеты. Его живопись пронизана лиризмом и созерцательностью. В теории искусства Джорджоне волновали в основном проблемы воздушной перспективы и колорита. Важное место в его творчестве занимал пейзаж, помогающий раскрытию поэтичности и гармонии образов. Наиболее прославленные живописные работы художника — «Юдифь» , «Сельский концерт» и «Спящая Венера» .
«Юдифь» привлекает тонким лиризмом. Прекрасная библейская героиня изображена на фоне спокойной природы. Умиротворенное настроение картины не нарушают большой меч в руке Юдифи и отрубленная голова врага у ее ног.
Sleeping Venus c. 1510 Oil on canvas, 108 x 175 cm Gemäldegalerie, Dresden
Тициан ок. 1488 – 1489 – в городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в живописных Доломитовых Альпах, появляется на свет Тициано Вечеллио ок. 1498 – прибывает в Венецию на учёбу 1508 – вместе с Джорджоне работает над фресками с Фондако деи Тедески 1511 – в Падуе работает над фресками представляющими сцены из жития святого Антония 1517 – Тициан становится официальным художником Венеции 1518 – «Вознесение Богородицы» доказывает полную художественную зрелость и независимость стиля художника 1525 – женитьба Тициана на Чечилии Сольдано 1530 – коронация Карла V и начало работы Тициана для этого императора 1576 – 27 августа Тициан Вечеллио умирает
Тициан Сельский концерт ок. 1510; холст; 1, 05*1, 37 м; Лувр, Париж
Тициан Мужчина с перчаткой 1523; холст 1*0, 89 м Лувр, Париж «В работах венецианца Тициана мы видим черты такого совершенного во всех отношениях искусства, что любой, даже самый далёкий от живописи человек в состоянии его понять» Паоло Джовио писатель-гуманист, 1525
Тициан Св. Себастьян 1570 -е; холст, масло; 210*115, 5 см Эрмитаж, Санкт-Петербург Тициан не любит импровизаций, его техника требует времени. Сначала он накладывает на холст толстый слой грунта, по которому делает первую прописку. Затем он поворачивает картину к стене и не притрагивается к ней в течение месяца. потом снова принимается за работу, совершенствуя формы и цвета. «Он смотрит на картину как на своего заклятого врага, выискивая одни лишь недостатки и несовершенства» , - рассказывал Пальма Младший. Последующие слои Тициан накладывает уже тонко, используя краски, разведённые чёрным маслом. Он работает большой широкой кистью. последняя прописка делается пальцами, «затирая границы между светом и полутонами, перемешивая оттенки, добавляя акценты чёрного или при помощи мизинца накладывая немного красного – как каплю крови…. » Тициан – первый художник, который специально оставлял на полотне следы кисти. Он также единственный из старых мастеров, отпечатки пальцев которого всегда в нашем распоряжении
Тициан Портрет молодого человека (Портрет Ариосто) ок. 1506 – 1508; 64*44 см Национальная галерея Лондон «В работах Тициана нет никаких особенных красот – если только не считать таковыми необычайное чувство цвета, тонкий вкус, мягкость очертаний и жизненность персонажей. Но тот, кто умеет разглядеть все эти достоинства, считает его картины гениальными, » - писал в 1557 году Дольче
Тициан Вознесение Богородицы 1516 – 1518 690*360 см Собор Санта Мария Глориоза деи Фрари Венеция «Никогда никто из художников не вызывал такого восхищения у правителей, как Тициан» Лодовико Дольче, 1557
Картина Тициана «Динарий кесаря» (1516— 1518) была написана в соответствии с известной евангельской притчей. Политическая мораль этой притчи сводилась к признанию независимости светской власти от церковной. Слова Христа «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу богово» для заказчика картины — феррарского герцога, боровшегося с папой римским, звучали как подтверждение свободы от клирикальных авторитетов. На полотне Тициана лица Спасителя и фарисея контрастируют друг с другом: такая композиция выявляет напряженный нравственный конфликт между ними. Лик Спасителя написан в три четверти поворота направо и сильно освещен — л и ц о фарисея изображено в профиль, и на него положены глубокие тени. Сопоставление тонких, благородных пальцев Спасителя с грубой, узловатой рукой фарисея дает яркое представление о различии их облика. Стихиями цвета и света передает Тициан духовное благородство Христа и низменное коварство фарисея.
Тициан Вакх и Ариадна 1522 – 1523 1, 75* 1, 9 м Национальная галерея Лондон
Тициан Даная ок. 1554; холст, масло; 120*87 см; Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тициан Кающаяся Марина Магдалина 1560 -е; холст, масло; 119*87 см Эрмитаж, Санкт-Петербург Чтобы добиться необходимой прозрачности, а одновременно и матовости краски, Тициан растирает пигменты с так называемым чёрным маслом. К льняному или ореховому маслу он добавляет олово и , тщательно размешивая, подогревает на медленном огне два часа. Масло очень пенится и превращается в густую массу, но при 230 градусах приобретает необходимые мастеру коричневый цвет и густую консистенцию. Если же температура будет увеличиваться, все труды пойдут на смарку – смесь пригорит и станет непригодной к использованию. Более того, достаточно одной капли воды, случайно попавшей в смесь, чтобы ёмкость с ней разлетелась от мощного взрыва. Качество масла зависит как от времени и от способа приготовления, так и от условий хранения. Воск помогает сделать такие краски более легкими и матовыми, что позволяет работать быстрее и добиваться взаимопроникновения красок.
Тинторетто 1518 – Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто, появляется на свет в Венеции 1550 – художник женится на Фаустине Эпископи деи Вескови 1556 – рождается его старшая дочь Мариэтта, которая будет художницей 1565 – Тинторетто становится членом Братства святого Роха 1574 – получает заказ на четыре картины для Дворца Дожей (Палаццо Дукале) 1580 – совершает своё первое и единственное путешествие – отправляется в Мантую 1594 – художник умер в Венеции 31 мая
Тинторетто Путь на Голгофу 1566 – 1567 515*380 см Скуола Гранде ди сан Рокко, Венеция «То, что у первых художников Ренессанса было беспристрастным повествованием об исторических событиях, у Тинторетто становится глубоким психологическим исследованием этих событий» Г. Тьеце, 1948
Тинторетто Поклонение пастухов 1579 – 1581; 542*455 см Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция Сначала Тинторетто покрывает холст чёрным грунтом – так, чтобы казалось, будто формы выступают из темноты. Затем белыми и чёрными пятнами обозначает основные объёмы. Чернота углубляет тени и придаёт фигурам силу – в о время как свет наделяет их материальностью. Красочные слои накладываются друг на друга до тех пор, пока художнику не удастся добиться желаемого оттенка или передать необходимый объём. быстрые свободные мазки придают работам Тинторетто динамику, а приём кьяроскуро (светотени) позволяет художнику моделировать формы, подобно тому, как это обычно делают скульпторы.
Тинторетто Самсон, убивающий филистимлян не датировано; 40, 5*24 см уголь Музей Бонна, Байонн Тинторетто, в отличие от всех венецианских мастеров, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Требуя от своих учеников тщательности в исполнении эскизов и подмалёвка он часто говорил, что «рисунок нужно уметь достать из глубины души – посредством постоянных тренировок, оборачивающихся порой бессонными ночами» . Сам же Тинторетто с ранней юности до глубокой старости упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков. впоследствии рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться.
Рождение Иоанна Крестителя ок. 1550; холст, масло; 181*266 см Эрмитаж, Санкт. Петербург
Презентация подготовлена преподавателем кафедры дошкольного и начального образования – Нифатовой О. Ю.
6Эпоха Возрождения.ppt