Скульптура Древней Греции.ppt
- Количество слайдов: 38
Изобразительное искусство Древней Греции
Этапы развития древнегреческой скульптуры: Архаика Классика Эллинизм
Куросы и коры архаики КОРА в переводе с греческого — девушка), 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны. 2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах. КУРОС - в искусстве древнегреческой архаики - статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).
Эпоха архаики была временем рождения эллинской монументальной пластики. Сама жизнь в Древней Греции сформировала атлетический идеал красоты – образ доблестного воина, физически сильного и мужественного человека, который нашел отражение в статуях могучих обнаженных юношей. Куросы
Скульптуры куросов Высота статуи до 3 метров; Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья; Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела. Лица лишены индивидуальности; Выставлялись в общественных местах, в близи от храмов;
Скульптуры кор Воплощали изысканность и утончённость; Позы однообразны и статичны; Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой по краям; Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами. На лице загадочная улыбка
Коры – мраморные скульптуры девушек, задрапированные в длинные одежды. Образ коры привлекает искренней радостью, улыбка озаряет лицо – не совсем естественная, условная, которая таит в себе особое очарование – знаменитая «архаическая улыбка» Скульптура архаики была ярко раскрашена, что придавало ей нарядно-праздничный вид. Скульптура этого периода отличается – Сдержанностью в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги
Скульптурные каноны Поликлета и Мирона 1. Гимн величию и духовной мощи Человека; 2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения; 3. Духовный и физический облик гармоничны, нет ничего лишнего, «ничего сверх меры» .
Один из лучших образцов скульптуры периода классики – бронзовая статуя возничего, созданная неизвестным мастером. В классический период в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В это время в скульптуре стали применять прием: КОНТРПОСТА –изгиб вертикальной оси тела, который сохранял подвижное равновесие симметричных частей тела
Скульптор Мирон. Дискобол. (5 в. до н. э. ) Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. Движение передается только при рассмотрении фигуры спереди. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом.
Высшие достижения греческой скульптуры эпохи классики связаны с именами скульпторов МИРОНА, ПОЛИКЛЕТА и ФИДИЯ Мирон открыл тайну пластической концепции движения. Его статуи атлетов отличаются продуманной композицией, динамикой и свободным движением. Дискобол Марсий Афина
Скульптор Поликлет. Дорифор (5 в. до н. э. ) ХИАЗМ, в изобразительном искусстве изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот.
Идеальные пропорции человеческого тела: Голова составляет 1/7 часть всего роста; Лицо и кисти руки 1/10 часть Ступня – 1/6 часть
Поликлет Был творцом чисто формальных пластических ценностей, в своем трактате «Канон» пытался теоретически обосновать закон идеальных пропорций. Диадумен Дорифор
ФИДИЙ Воплотитель высших идей в скульптуре, мастер рельефа и круглой скульптуры. Наиболее известные работы – рельефы Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии, скульптуры Афины Парфенос из золота и слоновой кости и Афины Промахос из бронзы.
Характерным для эпохи классики является выражение в скульптуре мысли о величии человека-гражданина, в котором органично сочетаются физическая красота тела и нравственная чистота и доблесть. На смену классической ясности и простоте приходит интерес к передаче внутреннего мира человека. Поисками в раскрытии душевного мира человека отличается творчество трех крупнейших мастеров периода поздней классики : Скопаса, Праксителя и Лисиппа
Скульптурные творения Скопаса и Праксителя IV в. до н. э. 1. Стремились к передаче энергичных действий; 2. Передавали чувства и переживания человека: - страсть - грусть - мечтательность - влюблённость - неистовство - отчаяние - страдание - горе
Скопас (420 -355 гг. до н. э. ) Скопас. Менада. 4 в. до н. э. воина. Скопас. Голова раненого
Скопас Его образы полны могучей внутренней энергии и страстного напряжения. Он принимал участие в создании Галикарнасского мавзолея. Ему удалось впервые изобразить взгляд, выразить такие чувства как боль и гнев, томление и печаль. Потос Менада
Скопас. Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея.
Пракситель (390 -330 гг. до н. э. ) Вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. По преданию, Пракситель создал две статуи Афродиты, запечатлев на одной из них богиню одетой, а в другой — обнаженной. Афродиту в одеждах приобрели жители острова Коса, а обнаженная была установлена на одной из главных площадей острова Книд, куда со всех концов Греции стали съезжаться поклонники прославленного творения скульптора, преумножая славу города. Афродита Книдская.
Пракситель- достиг большого мастерства в обработке мрамора, его герои пленяют лирическим настроем, спокойной созерцательностью и идиллической одухотворенностью Гермес с младенцем Дионисием Амазономафия-фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея
Торс Афродиты Книдской Венера
Лисипп -мастер поздней классики Лисипп. Голова Александра Македонского Около 330 до н. э. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Около 330 -х гг. до н. э. . Лисипп. «Отдыхающий Гермес» . 2 -я половина 4 в. до н. э.
Лисипп-был придворным художником Александра Македонского. Работал в бронзе и был автором многих статуй и скульптурных групп, работал в жанре портрета. Апоксимен Гермес надевающий сандалии
Эпоха Эллинизма Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами: Ост. Форос- Форосский маяк Ост. Родос – Колосс Родосский. Статуя бога солнца Гелиоса Сделанный Харесом, учеником Лисиппа Алтарь Зевса, построенный на акрополе Пергама
Пергамский алтарь Зевса Драматизм, пафос борьбы отразился в скульптурной композиции Пергамского алтаря, посвященной мифу о борьбе боговолимпийцев с титанами На мраморном фризе высотой 2, 3 метра и длиной 120 метров показан целый мир человеческих страстей.
ЭЛЛИНИЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334 -323 гг. до н. э. ) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта. В скульптуре: 1. Взволнованность и напряжённость лиц; 2. Вихрь чувств и переживаний в образах; 3. Мечтательность образов; 4. Гармоническое совершенство и торжественность
Ника Самофракийская. Начало 2 в. до н. э. Лувр, Париж В час моего ночного бреда Ты возникаешь пред глазами – Самофракийская Победа С простертыми вперед руками. Спугнув безмолвие ночное, Рождает головокруженье Твоё крылатое, слепое, Неудержимое стремленье. В твоём безумно-светлом взгляде Смеётся что-то, пламенея, И наши тени мчатся сзади, Поспеть за ними не умея.
Ярче всего дух эпохи, полный страстной патетики и огромного эмоционального напряжения, выразился в мраморной статуе богини победы, которая когда-то стояла на скале над морем на ост. Самофракия Прекрасная фигура богини с орлиными крыльями и развивающимися одеждами полна неудержимого порыва и движения
Леохар. «Аполлон Бельведерский» . Середина 4 в. до н. э.
В скульптуре эпохи эллинизма отразились и новые веяния эпохи: Интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям и разнообразию повседневности, стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Новое искусство доказало, что умеет ценить красоту во всех ее проявлениях, и осталось верным идеалам, сформированным в период высшего расцвета классики. Апполон Бельведерский. Леохар Венера Милосская. Агесандр
Агессандр. Венера (Афродита) Милосская. 120 до н. э. Мрамор.
Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей» . Мрамор. Около 50 до н. э. Лаокоон Скульптурная группа изображает гибель троянского жреца и его сыновей. Авторы: Агесандр, Афинадор и Полидор
Скульптура Древней Греции.ppt