живопись барокко.pptx
- Количество слайдов: 39
Изобразительное искусство барокко
Скульптура Барокко
Аполлон и Дафна Скульптор Л. Бернини Скульптура барокко тяготела к изысканности сюжетов, повышенной декоративности форм, динамичности композиций, передаче сложных драматических чувств. Но драматизм этот нередко приводил к экзальтации, а чувства становились как бы театральными. Фигуры и лица персонажей делались неправдоподобно прекрасными, их движения и жесты – изысканно грациозными. Главным в скульптуре было не содержание и даже не целостная форма, но отделка ее.
Лоренцо Бернини
Джованни Лоренцо Бернини (7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) Бернини переехал в Рим в 1605 году. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело» . В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия» . Увидев эту скульптуру кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Бернини занимался также рисованием и драматургией. В 1624 году, Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра. Позже Лоренцо было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать башни побольше.
Церковь стояла на болотистой почве и это было очень рискованно. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Трещины увеличивались. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа принял решения уничтожить башни. Уничтожение заняло 11 месяцев. Видя это, Бернини тяжело переживал. Он стал получать заказы от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя ему дал знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает «Экстаз святой Терезы» . работа понравилась кардиналу. Интерес к Бернини вновь вырос.
Творения Бернини «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью»
Экстаз Святой Терезы Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку» . Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе. 1645– 1652 гг. , Рим, Церковь Санта Мария делла Виттория
Давид Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид» (1623 г. ). Согласно Библии, юноша-пастух Давид (будущий царь Иудеи) победил в поединке великана Голиафа, сильнейшего воина армии филистимлян — народа, воевавшего с иудеями. Рим, Галерея Боргезе
Экстаз блаженной Людовики Альбертони. Это последняя работа 71 -летнего Джованни Лоренцо Бернини, создана в 1674 году по заказу кардинала. Кардинал являлся дальним родственником Людовики, канонизированной в 1671 году. Умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа. Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: фигура из белого мрамора, покрывало из красного с белыми прожилками.
В Ватиканском Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Лоренцо Бернини.
Похищение Прозерпины. 1621 -1622. Галерея Боргезе, Рим Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. . .
Персей
Фонтан Четырёх Рек
Фонтан Четырёх Рек В 1644 г. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы).
Фонтан Тритона Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо. Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона.
Живопись Барокко
В живописи преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные или мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Типичная для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов, в вихре взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. Популярные в эту эпоху сюжеты из классической мифологии изображались в столь же преувеличенной манере.
Шарль Лебрен
Родился в Париже, в одиннадцать лет по протекции будущего канцлера Франции Пьера Сегье поступил в ученики к Симону Вуэ. В возрасте пятнадцати лет выполнял заказы кардинала Ришельё, был замечен признанным мастером Никола Пуссеном, в 1642 отправился вместе с Пуссеном в Рим. Портрет Канцлера
Гиацинт Риго
Риго учился живописи в Монпелье, потом работал в Лионе. В 1681 г. он приехал в Париж, где создал обширную галерею выдающихся деятелей эпохи. Поначалу востребованный третьим сословием, Риго с 1688 г. работал по заказам версальского двора. Следующие полвека он не писал ничего, кроме портретов. Портрет Людовика XIV
Создавая свой знаменитый портрет Людовика XIV, Риго пользовался всеми приемами барочных художников. Он изобразил короля во всем блеске и величии его славы: небрежно опершись на скипетр, балетно отставив ногу, Людовик XIV утопает в упругих складках необъятной горностаевой мантии, его голову осеняют волнующиеся драпировки пурпурного занавеса. И всю эту многословную помпезность Риго сумел сочетать с на редкость реалистично переданным образом самого стареющего «королясолнца» , его дряблых щек, мясистого, нависающего над верхней губой носа, заплывших маленьких глаз. Умение передать величие монарха, не утратив жизненной конкретности образа, побудило современников говорить о том, что Людовик XIV в изображении Риго больше всего похож на самого себя.
Король художников и Художник королей
Родился 28 июня 1577 года. Уже в его первых картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610 -х годов монументальные религиозные композиции отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609) . В 1612 -1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия.
Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой. К концу 1610 -х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Битва амазонок с греками
Союз Земли и Воды 1618. Государственный Эрмитаж, Санкт. Петербург
Избиение младенцев
Герцог Лерма, 1603 Музей Прадо, Мадрид
Ромул и Рем с волчицей 1616 Капитолийская пинакотека, Рим
Ночная история 1616 -1617
Прометей прикованный 1610 -1612
Четыре стихии. 1615
Римское милосердие. 1640 -1641
Семь деяний милосердия. Картина Караваджо.
Домашнее задание: Описать понравившееся художественное полотно эпохи барокко, отразить характерные черты стиля.
живопись барокко.pptx