П 10 Изменение звуков в речи_ 2.ppt
- Количество слайдов: 32
ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ Лекция 10
1. ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ n n n В связной речи звуки произносятся не изолированно, а в виде цепи звуков. При этом звуки могут подчиняться влиянию общих условий произношения или взаимодействовать, влияя друг на друга. В первом случае имеют место позиционные изменения, во втором – позиционные комбинаторные.
1. КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ n n n Комбинаторные изменения возникают при сочетании звуков в звуковой цепи. Они представляют собой различные типы нейтрализации фонологических оппозиций. Природа комбинаторных изменений зависит от 3 фаз: экскурсия, выдержка, рекурсия. Сдвиги границ между этими фазами и приводят к возникновению комбинаторных изменений.
n Если на экскурсию последующего звука воздействует рекурсия предшествующего звука, то возникают прогрессивные комбинаторные изменения, если же на рекурсию предыдущего звука воздействует экскурсия последующего звука, то имеют место регрессивные комбинаторные изменения.
АККОМОДАЦИЯ– n n - (приспособление) изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных, либо наоборот. Или изменения в артикуляции звуков разной природы (гласные и согласные). 1) Прогрессивная аккомодация предшествующий звук влияет на последующий, e. g. подыграть Так гласные [a], [o], [y] после мягких согласных становятся более передними: мать – мять, сок – сёк, тук – тюк, а гласный переднего ряда [u] после твёрдых согласных становится более задним: ми – мы, бил – быт.
2) Регрессивная аккомодация – влияние n n n последующего звука на предыдущий. E. g. брат – брату (огубление), или у гласных перед мягкими согласными, гласные становятся более напряжёнными: цеп – цепь, мол – моль, пар – парь. В современном русском языке в основном гласные подстраиваются под согласные e. g пеку – печешь. Аккомодация согласных гласными, палатализация согласных имеют место в турецком языке.
АССИМИЛЯЦИЯ n n – (уподобление) – изменения в связи с влиянием друг на друга либо гласных, либо согласных. Ассимиляция может быть: 1) по результатам: Полная – два разных звука становятся совершенно одинаковыми и сливаются в один: бесшумный (бешшумный), сжечь (жжечь); Неполная (частичная) ассимиляция, при которой уподобление происходит лишь в одном компоненте артикуляции, т. е. несмотря на сходство одних признаков, сохраняется различие в других и тождества взаимодействующих звуков не возникает: лавка – лафка, ковка – кофка, лёгкий лёхкий.
АССИМИЛЯЦИЯ n n n 2) по направлению: прогрессивной – регрессивной; Прогрессивная – предыдущий звук влияет Прогрессивная на последующий и уподобляет его себе, т. е. процесс идёт от начала слова к его концу: Zimmer возникло из Zimber. Регрессивная ассимиляция – Регрессивная ассимиляция последующий звук влияет на предыдущий и уподобляет его себе, т. е. процесс идёт от конца слова к его началу (назад): сбить – (з’б’ит’), сделать (зд’элът’).
АССИМИЛЯЦИЯ n n n 3) по положению взаимодействующих звуков: Контактная - взаимодействуют стоящие Контактная рядом (соседние) звуки: мальчик (от мал, малый) Мягкий ч воздействовал на стоящий рядом звук л, уподобив его себе по признаку «мягкость» . Дистактная – (дистанционная) Дистактная взаимодействуют звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга, разделённые другими знаками. Наблюдается в турецком и ряде финно-угорских языков.
ДИССИМИЛЯЦИЯ n n n – (расподобление) – это процесс, при котором из 2 -х одинаковых или близких по артикуляции звуков получаются разные или более далёкие по артикуляции. Например: ведти из вести. Диссимиляция в основном свойственна диалектной речи и просторечию. Например: колидор – коридор, транвай – трамвай, мархрутка – маршрутка, кохти – когти. Ассимиляция и диссимиляция направлены на облегчение произношения.
РАЗЛИЧИЯ АККОМОДАЦИИ и АССИМИЛЯЦИИ - ДИССИМИЛЯЦИИ Аккомодация - сочетание гласного и согласного, Аккомодация ассимиляция и диссимиляция - сочетание звуков того же ассимиляция диссимиляция типа: а) вокалическая ассимиляция - сочетание гласных; б) консонантная ассимиляция /диссимиляция - сочетание согласных. 2. Аккомодация происходит между соседними звуками, Аккомодация ассимиляция и диссимиляция: ассимиляция и диссимиляция а) контактная ассимиляция и диссимиляция – между соседними звуками; Б) дистантная ассимиляция и диссимиляция – между диссимиляция несоседними звуками. 3. Аккомодация – сочетание звуков разных типов Аккомодация (частичное сближение), ассимиляция и диссимиляция – ассимиляция и диссимиляция сближение звуков одного типа => а) неполная ассимиляция (частичное уподобление); б) полная ассимиляция (полное уподобление). 1.
ГАПЛОЛОГИЯ n – выпадение из слова одного или близких одинаково звучащих слогов: знаменосец – знаменоносец, минералология – минералогия, трагикокомедия – трагикомедия, n В основе лежит диссимиляция.
ДИЭРЕЗА n n n n (выкидка) – выпадение звука из слова. Например: когда – кода, сколько – скоко, смотри - сотри, честный – чесный, солнце – сонце, поездка – поеска, праздный - празный.
ЭПИНТЕЗА n n n n (вставка) – вставка звука в определённых сочетаниях– в основе лежит диссимиляция. Например: радиво – радио, какаво – какао, встреча – от стретати, (место, где встречаются), ндрав –от нрав страм – срам скорпиён, шпиён.
ПРОТЕЗА n n n (надставка) – приставка звука перед словом: встреча – сретати, гусеница – усеница, восемь – осемь. Сейчас эти слова являются нормативными.
МЕТАТЕЗА n n n n – перестановка звуков или слогов местами (часто при заимствованиях или переходе слов из диалектов). Например: тарелка – талерка, ладонь – далонь, медведь - ведмедь, Фрол – Флор, bird – brid, horse – hros – произошла перестановка звуков.
ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ n Позиционные изменения – изменения звуков, Позиционные изменения обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий, т. е. связанные со слабой и сильной позицией фонемы. n Редукцией звука называется его Редукцией звука ослабление в отношении силы голоса и долготы, т. е. менее отчётливое выражение качественных и количественных характеристик звука.
Редукция гласных Для гласных редукция – ослабление редукция гласных в безударном слоге, редукция обусловлена ударением, например: мал – малыши, гласный а становится короче. Полная редукция – выпадение гласного Полная редукция из середины слова: Иваныч – Иванович, Петь – Петя, чтоб – чтобы. n
Количественная редукция гласных имеет место в языках с преобладающим количественным ударением, наблюдается в безударных слогах русского языка, при этом тембр гласного не меняется, например, в словах сýк, сучóк, сучковáтый ударяемый гласный у постепенно слабеет и делается короче в первом предударном слоге и затем во втором предударном слоге.
Качественная редукция гласных Имеет место в языках с сильным динамическим ударением. Ударяемый гласный оказывается в сильных произносительных условиях, а неударяемые гласные звучат слабо, подвергаются различной степени редукции, дифференциальные признаки их нейтрализуются. Так, в русском языке с относительно свободным ударением, ударяемый [o] редуцируется в первом и во втором предударных слогах в [a] и [ъ], например, вóды, - водá [вада] – водовоз [въдавос].
КАЧЕСТВЕННАЯ РЕДУКЦИЯ СОГЛАСНЫХ n n Для согласных это – оглушение звонких согласных в конце слов в русском языке: дуб, пруд, луг; Это – тип редукции, обусловленный положением звука в конце слова.
2. СЛОГ n n Слог – наименьшая произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи. В языкознании имеется несколько теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога.
n Сонорная теория слога В основе лежит акустический критерий слогообразования (сонорность). В слоге звук большей сонорности образует ядро, звуки меньшей сонорности – периферию. n Теория мускульного напряжения Слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения.
n n С понятием слога тесно связаны понятия дифтонга и трифтонга (полифтонги). Дифтонг – сочетание двух гласных, Дифтонг произносимых как один слог, Трифтонг – сочетание трёх гласных, Трифтонг произносимых как один слог. Но только один из этих гласных составляет вершину слога.
3. ПРОСОДИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ n n Фонемы и слоги – сегментные единицы, единицы или линейные, т. е. которые представлены линейные сегментами (отрезками) определённой протяженностью (фонами, слогами в речи), следующими друг за другом в речевой цепи. Одновременно с сегментными единицами реализуются и суперсегментные особенности, которые включают: мелодику, интенсивность звучания и темпа произнесения, паузы, тембровые характеристики.
n Суперсегментные особенности накладываются на сегментные единицы в потоке речи. Эти особенности звуковой материи языка, называются просодическими явлениями, которые явлениями наблюдаются: n n n в слоге – слоговый акцент, в слове – словесное ударение, в рамках единиц связной речи – фразовая интонация.
n Раздел науки о языке, изучающий словесное ударение и слоговый акцент, называется акцентологией n Раздел, изучающий фразовую интонацию - просодикой
IV. СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ, ЕГО ФУНКЦИИ И ТИПЫ n n n Ударение – выделение из группы слогов одного Ударение слога. Способы выделения: 1) динамическое (силовое) ударение – ударный слог может произноситься с большей интенсивностью; 2) количественное (квантативное) – долгота количественное произношения ударного слога. 3) музыкальное (тоновое)– выделяется музыкальное повышением или понижением тона, 4) качественное – особое качество звуков, составляющих ударный слог.
Основная функция ударения Словоформирующая , т. к. опознание слова зависит от правильного восприятия ударного слога. В многосложных словах отчётливо выступает вершинообразующая (кульминативная) функция ударения: ударный слог составляет вершину слога, а безударные слоги примыкают к ней.
n n Ударение может быть фиксированным (одноместным) и нефиксированным (разноместным). Фиксированное – всегда на определённом слоге, например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге, в польском на предпоследнем, в большинстве тюркских языков – на последнем.
n n n Нефиксированное – ударение на разные слоги. Примером языка с нефиксированным, разноместным и подвижным ударением может служить русский язык, например, головá – гóлову – голóвку, нá голову. Благодаря способности передвигаться, ударение в русском языке играет большую роль в грамматике, различая грамматические формы, например, руки – руки, насыпать – насыпать и т. п.
ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ