ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ илл мат.pptx
- Количество слайдов: 40
Из истории пластической анатомии Рембрандт ван Рейн. Урок анатомии доктора Тюльпа. 1632
Древний Египет Согласно одному из наиболее изученных египетских канонов совершенной считалась такая человеческая фигура, в длине которой 19 раз укладывалась длина среднего пальца.
Мирон изображает не движение, а состояние покоя между двумя фазами движения. Торс статуи неподвижен и непластичен, он напоминает рельеф, поскольку все его выступающие точки лежат в одной плоскости. Принцип рельефа, характерный для архаической скульптуры, сохраняется и в трактовке головы — ее дальняя сторона сжата, а ближняя растянута по плоскости; волосы трактованы орнаментально, лицо неподвижно, мимика отсутствует. В анатомии фигуры также не выявлено напряжение, которое должно быть в момент перед бросанием диска. Статуя фронтальна, ее профиль скомкан и явно не рассчитан на восприятие, зато вид сбоку (оказавшийся главной проекцией на воображаемую плоскость рельефа) идеально уавновешен и композиционно завершен. Это произведение замечательно иллюстрирует принцип симметрии как ее понимали древние греки —гармонию покоя "Дискобол Ланчеллотти". Римское повторение II в. по бронзовому оригиналу Мирона (ок. 460 г. до н. э. ). Мрамор.
Дорифор Поликлета (V век до н. э. ) Диадумен Поликлета
в "Каноне" Поликлета модулем пропорций фигуры человека является сторона квадрата, диагональ которого, в свою очередь, служит стороной большего квадрата, и так далее. В результате все части статуи выстраиваются пропорционально по "системе диагоналей" Система квадратов и диагоналей в качестве "модульной сетки" несет в себе двойственность, полифонический принцип: отношение простых целых и иррациональных чисел (диагональ квадрата = √ 2). В статуях Поликлета высота всей фигуры делится последовательно на две, четыре и восемь частей (размер головы равняется 1/8 всей фигуры). В то же время существует и ряд иррациональных чисел. Кратные отношения древние связывали с понятием симметрии (греч. symmetria — "соразмерность"), а иррациональные — пондера ции (лат. ponderatio — "взвешивание, уравновешивание"). По терминологии Плиния, сочетание обоих принципов привело аргосского скульптора к "уравновешенной постановке" фигуры с переносом тяжести тела на одну ногу и всеобщему динамическому равновесию. Соразмерность вертикали, горизонтали (сторон квадрата) и диагонали греки связывали с понятием эвритмии как "всеобщей гармонии".
Неподвижная констатация телесных пропорций согласно египетскому методу измерения явилась результатом упрощения основного размера, например, расстояние ступня – щиколотка ступни, из чего могут быть получены и расстояния квадратов координатной сетки и множество точек измерения. Египтяне пришли к определению целого через умножение, исходя из части как точной меры. В противоположность египетскому методу греки исходили из того, что тело – единое целое, состоящее из отдельных частей, и искали подобные или схожие по размеру участки.
Амазонка Поликлет изображал идеальные обнаженные тела атлетов и только однажды, в статуе раненой Амазонки, показал женское тело, но сделал его мужественным. Складки хитона в трактовке Поликлета кажутся орнаментом на атлетическом теле воительницы. Фидий, напротив, достигал в трактовке складок живописности, используя контраст белизны обнаженного тела, обозначаемой гладкой поверхностью мрамора, и текстуры складок с игрой светотени , создающей колористический эффект. При этом тональные задачи Фидий умело сочетал с выявлением архитектоничности фигуры. Складки драпировок не скрывали обнаженное тело, но и не подчинялись ему, они "жили" собственной жизнью, откликаясь на малейшие движения особой игрой направлений, изломов, бликов и теней Амазонка Фидия
Апоксиомен Лисиппа (IV век до н. э. ). Мраморная римская копия Свободное, но неустойчивое положение фигуры, характерное для искусства периода эллинизма.
Боргезский боец
Основоположником пластической анатомии считают итальянского художника и ученого эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Многие годы своей жизни Леонардо да Винчи посвятил анатомическим исследованиям и, в первую очередь, изучению движений, пропорций и форм человеческого тела. Канон пропорций человеческого тела, созданный Леонардо, до сих пор в ходу у художников.
Результаты своих исследований Леонардо сгруппировал в 13 анатомических папках, которые можно рассматривать как первое в истории руководство по пластической анатомии. Ряд глав посвятил Леонардо анатомическому изучению сухожилий, суставов и мышц в «Трактате о живописи» .
Наилучшим образом, полнее и глубже усвоить строение и функции человеческого организма, по мнению Леонардо, можно в сравнении его анатомии с анатомией некоторых животных.
Изучаемые разделы тела Леонардо обязательно изображал в нескольких различных положениях, как в состоянии покоя, так и в работе, чем до него пренебрегали даже в медицинских пособиях.
Анатомические рисунки Леонардо да Винчи по сей день весьма актуальны, как, например, изображения черепа и позвоночника, которые впервые были показаны с такой тщательностью и точностью.
«Пусть тело человека и его члены будут расположены так, чтобы обозначали намерения его духа» .
Другим корифеем в области пластической анатомии считается великий итальянский скульптор и живописец Микеланджело Буанаротти (1475 - 1564 ).
Выразительное энергичное движение совершенного, крепкого тела человека (равно мужского и женского!)- олицетворение его творческой мощи, способности влиять на окружающий мир, изменять его, строить по-своему.
Одно мгновение и воля Творца пробудит первого человека к самостоятельной жизни, но пока это лишь пластичная масса, форма, живущая в руках Создателя.
Рафаэль Санти познакомившись с методом Леонардо да Винчи, начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение в гроб", 1507, галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", около 1507 -1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматическивзволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Из всех теоретических вопросов изобразительного искусства Дюрер больше всего внимания уделил учению о пропорциях. Первые его опыты в этой области относятся, очевидно, еще к началу 1500 -х годов. Итальянский художник Якопо Барбари показал ему сконструированные при помощи измерений фигуры, однако не пожелал раскрыть свой секрет. Тогда Дюрер начинает «по собственному разумению» искать решение занимавшего вопроса, используя также известное указание Витрувия о пропорциональности частей человеческого тела. Об увлечении проблемой изображения нагого тела свидетельствуют многочисленные сохранившиеся рисунки того времени, на основании которых он делает затем ряд гравюр ( «Немезида» , «Адам и Ева» и другие). Якопо Барбари. Марс и Венера. 1480 Святой Себастьян. 1480
Адам и Ева. 1504
Немезида. 1502
Ранние дюреровские штудии пропорций образуют особую группу. В них он пытается сочетать указания Барбари и Витрувия с средневековой традицией построения человеческого тела из геометрических фигур – способ, впоследствии им совершенно оставленный. Характерный пример подобного построения тела - рисунок фигуры Адама из собрания Альбертины в Вене, на оборотной стороне которого Дюрер попытался вычертить контур фигуры, вписывая ее в окружности, квадраты и ряд дуг. Вероятно, Дюрер надеялся найти канон прекраснейших пропорций тела, формы которого могли бы быть вычислены на основе математических формул и вычерчены при помощи циркуля и линейки. Адам. 1507
Первая книга трактата содержит пять вариантов фигур, пропорции которых измеряются при помощи так называемого делителя – масштаба, выражающего отношение длины каждой части тела к его общей длине. Хотя эта система и восходит к указаниям древних авторов, согласно которым каноны древности строились на установлении взаимоотношения длины членов тела, однако по существу здесь уже дело сводится только к обмеру фигуры.
Дюрер определил различные типы телосложения и в конечном итоге отказался от поисков идеального или нормального канона красоты. Решающим для формирования характера фигуры является единство ее форм. Каждый тип телосложения при этом красив по-своему.
Андрэ Везалий (1514— 1564) «О строении человеческого тела» (медицинское пособие)
Симону Ушакову, русскому художнику, сделавшему первый шаг к созданию реалистической светской живописи, принадлежит попытка издать «Азбуку искусств» , которая должна была, по выражению автора «заключать в себе все члены человеческого тела, которые в различных случаях требуются в нашем художестве» . Образцы его творчества ярко свидетельствуют о совершенном для той эпохи знании форм человеческого тела, особенно лица (гравюра «Семь смертных грехов» и др. ). Ушаков был одним из первых русских иконописцев, использовавших в своей работе «живство» , т. е. натуру (картина «Древо государства Российского» и др. ). Царь Федор Иоаннович. Парсуна. Древо государства Российского. 1668 г.
А. П. Лосенко был первым русским художником, который последовательно и настойчиво изучал обнаженное тело человека и рисовал его с большим мастерством: живо, сильно, выразительно. В наибольшей мере это сказалось в таких его полотнах, как «Каин» , «Авель» , «Правосудие» . Лосенко А. П. Андрей Первозванный. Лосенко А. П. Натурщик, сидящий на камне. Этюд
Сознательный подход к натуре, как живой объемной форме, являлся основой теоретических и методических взглядов А. П. Лосенко. Многочисленные (200 штук) «академические» рисунки А. П. Лосенко (1737 – 1773), существовавшие в виде коллекции, являлись лучшим учебным пособием для нескольких поколений художников, воспитанных Академией. Лосенко А. П. Натурщик. Около 1770 Лосенко А. П. Обнаженная натурщица. 1769
Выдающаяся роль в развитии анатомических познаний в XIX веке принадлежит крупному анатому и хирургу И. В. Буяльскому (1789 – 1866), профессору анатомии Российской Академии художеств. В творческом содружестве с лучшими художниками своего времени Буяльский создал атласы по хирургической анатомии, принесшие славу русской науке. Многие зарисовки с анатомических препаратов Буяльского были сделаны известными живописцами: К. П. Брюлловым, П. В. Басиным, Г. Г. Чернецовым и др. Басин П. В. Рисунок с анатомического препарата Чернецов Г. Г. Анатомический этюд
Выдающийся скульптор П. Клодт, пользуясь анатомическими препаратами Буяльского, создал по ним ряд произведений большой художественной ценности. Плодом творческого содружества явилось знаменитое и единственное в своем роде пособие по пластической анатомии – статуя «Лежащее тело» , отлитая из бронзы скульптором П. Клодтом по гипсовой форме, снятой художником А. Сапожниковым со специально отпрепарированного Буяльским замороженного трупа человека. Клодт П. Лежащее тело.
Брюллов К. Академический рисунок. 1817
Чистяков П. Натурщик Суриков В. Натурщик. 1873
Иванов А. А. Полулежащая натурщица. 1830 -е – начало 1840 -х
Иванов А. А. Полусидящая натурщица. 1830 -е – 1840 -е Обнаженный мальчик. 1830 -е – 1840 -е
Серов В. Анатомия Серов В. Сидящий натурщик
Большое и оригинальное исследование по анатомии внешних форм принадлежит советскому антропологу М. М. Герасимову. Подробное изучение соотношений между формой черепа и рельефом мягких тканей лица привело исследователя к заключению о возможности создания объективного метода воспроизведения (реконструкции) лица по черепу. Исследование Герасимова, подробно изложено в книге «Восстановление лица по черепу» (1949 г. )
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ илл мат.pptx