Иван Шишкин: Мотивы национального пейзажа Предшественники и последователи Березовая роща. 1890
Интерес Шишкина к лесу, самостоятельной жизни деревьев, трав и цветов сформировался в детстве под влиянием природы Приуралья. Народные предания о лесе и лесных обитателях повлияли на сложение сказочно-богатырской образности леса, на представления художника о характере разных деревьев: дуба как стержневой опоры мира, ели как «темного» , а сосны – «светлого» , солнечного дерева. Дуб, освещенный солнцем. Этюд Ель. Этюд
Сосна на песке. 1855
На картинах Шишкина медведь живет своей естественной вольной жизнью. Утро в сосновом лесу. 1888 Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Шишкин, преподавали художники самых разных направлений. Романтики сыграли положительную роль в истории русской пейзажной живописи, обогатив академический пейзаж представлениями о динамике жизни природы. М. Воробьев Дуб, раздробленный молнией 1842 К. Рабус. Вид Звенигорода Вторая четверть XIX в.
А. Мокрицкий, преподаватель портретной живописи, ученик А. Венецианова, представлял венециановскую педагогическую систему, ориентированную на пристальное изучение натуры. Я. ван Рейсдаль. Речка в лесу. 1660 -е А. Мокрицкий Итальянский пейзаж с руинами. 1847 А. Мокрицкий. Вилла Фальконьери во Фраскати. Вход к «Зеркалу кипарисов» . 1842
Отголоски рейсдалевской символики круговорота жизни и смерти в природе очевидны и в ранних, и в поздних работах Шишкина. Дубки под Сестрорецком. 1857 Срубленный дуб. В Беловежской пуще. 1892 Бурелом. 1880
В Академии художеств образцом в жанре пейзажа считались работы швейцарского живописца А. Калама, соединившего академические принципы построения пейзажа с романтическими мотивами горных пейзажей со скалами, елями и водопадами. Шишкин ценил Калама как художника, сумевшего передать национальные особенности швейцарской природы, и стремился подражать ему в этом. А. Калам. Деревья в воде Буковый лес в Швейцарии. 1863
Камни в лесу. Валаам. 1858 Камни. 1880– 1890 -е Скалы на острове Валааме. 1859
Из представителей барбизонской школы Шишкин признал работы Теодора Руссо, в которых оценил проявления буйной созидательной силы земли. Т. Руссо. Дубы в лесу Фонтенбло. 1852 Т. Руссо. Деревня Бекиньи. 1857
Развитие живописной техники Шишкина происходило также под влиянием И. Крамского, который убедил художника в необходимости совершенствования системы тонального колорита и освоения принципов световоздушной перспективы. Ф. Васильев. Автопортрет. 1873 И. Крамской. Автопортрет. 1867 После появления картины Федора Васильева «Оттепель» Шишкин признал: «О! Он скоро превзошел меня, своего учителя!» . Ф. Васильев. Оттепель. 1871
В рамках стратегии Товарищества передвижников по подготовке нового поколения художников-пейзажистов Шишкин выучил группу молодых художников. Н. Хохряков Пасмурный день 1886 О. Лагода Рожь А. Шильдер. Зимний лес. 1904 Е. Волков. Скит
Скамейка в аллее. 1872 Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Е. Медковой. Журнал «Искусство» № 15/2011