Презентация3 Гончаров.pptx
- Количество слайдов: 46
Иван Александрович Гончаров (1812‒ 1891) «КАК КЛАССИКУ, ЕМУ НЕСОМНЕННО ОБЕСПЕЧЕНО ПРОЧНОЕ МЕСТО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ОГРОМНЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ТАЛАНТ ЕГО ОБОГАТИЛ НАШЕ ВООБРАЖЕНИЕ БЕССМЕРТНЫМИ ТИПАМИ, ВЫХОДЯЩИМИ ДАЛЕКО ИЗ РАМОК ЕГО ВРЕМЕНИ» , ‒ ПИСАЛ О ГОНЧАРОВЕ В. Г. КОРОЛЕНКО.
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ « 1812 года июня 6 дня родился сын Иван» ‒ такая запись появилась в семейном «Летописце» семьи Гончаровых. Родился будущий писатель ранним июньским утром в Симбирске (ныне Ульяновск), в зажиточной купеческой семье.
Отец будущего писателя, Александр Иванович Гончаров, был крупным купцомхлеботорговцем, пользовался в городе большим уважением. Он умер рано, когда маленькому Ване было всего семь лет. Заботы о семье ‒ двоих сыновьях и двух дочерях ‒ легли на плечи матери ‒ Авдотьи Матвеевны, происходившей из старинного симбирского купеческого рода.
Иван Александрович получил хорошее начальное образование в частном пансионе под руководством отставного морского офицера Н. И. Трегубова. В 1822 году продолжил обучение в Московском коммерческом училище, которое так и не закончил, поступив в Московский университет на филологический факультет.
Учился Гончаров в университете в одно время с М. Ю. Лермонтовым, В. Г. Белинским, А. И. Герценом, И. С. Тургеневым. Тогда же он стал переводить французских писателей, печататься в московских журналах, писать стихотворения. Впервые в Московском университете юный Гончаров увидел и услышал А. С. Пушкина, о чем позже написал в мемуарном очерке «В университете» (1887).
В 1834 году, окончив университет, И. Гончаров вернулся в родной Симбирск. После годичного пребывания на государственной службе в Симбирске уехал в Петербург.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1835 году И. Гончаров начал работать в Министерстве финансов переводчиком. В это время он серьезно интересуется литературой, журналистикой, сближается с семьей Майковых, в доме которых ежедневно проходили заседания литературного кружка. В стенах этого дома были впервые прочитаны первые главы романа «Обыкновенная история» , который в 1847 году был напечатан в журнале «Современник» .
В. Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г. » высоко оценил роман за правдивое изображение жизни, художественное мастерство в обрисовке характеров и прекрасный язык. Гончаров так писал о романе: «Когда я писал “Обыкновенную историю”, я, конечно, имел в виду и себя, и многих, подобных мне, учившихся дома или в университете, живших по затишьям, под крылом добрых матерей, и потом ‒ отрывавшихся от них, от домашнего очага, со слезами, с проводами. . . и являвшихся на главную арену деятельности в Петербург» .
1830 ‒ 1840 -е годы XIX века, описанные в романе, позволили Гончарову отразить широкую картину действительности тех лет, показать самые различные социальные слои столицы и провинции: чиновничество, мещанство, буржуазию, светский мир, патриархальных деревенских помещиков. Основным конфликтом романа является столкновение юноширомантика (Александра Адуева) с человеком буржуазного склада (Петром Ивановичем Адуевым), единоборство племянника и дяди.
Справедливо мнение литературоведа В. И. Сахарова, приведенное в книге «И. А. Гончаров в жизни и творчестве» , о том, что «. . . “Обыкновенная история” ‒ вечная книга о молодости, вступающей в жизнь, о поэзии и самообмане первой любви и дружбы, о непрекращающейся борьбе реализма и романтизма в мире и душе человека» .
КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Путешествия были давней, детской мечтой И. Гончарова. Осенью 1852 года писателю предложили отправиться в кругосветное путешествие. Гончаров принял предложение не задумываясь.
«Я все мечтал ‒ и давно мечтал ‒ об этом вояже (путешествии). . . И вдруг неожиданно суждено было воскресить мечты, расшевелить воспоминания, вспомнить давно забытых мною кругосветных героев. Вдруг и я вслед за ними иду вокруг света! Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, в Индии, переплыву океаны, ступлю ногой на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса ‒ и жизнь моя не будет праздным отражением надоевших явлений. Я обновился; все мечты и надежды юности, сама юность воротились ко мне. Скорей, скорей в путь!»
7 октября 1852 года писатель И. А. Гончаров отправился в кругосветное плавание на русском военном корабле ‒ фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е. В. Путятина. Экспедиция направлялась в Японию для установления с ней торговых отношений. Военный корабль обошел Европу, берега Африки, пересек Индийский океан. Пассажиры фрегата увидели Китай, Японию, Филиппинские острова, проплыли мимо мыса Лазарева, подошли к Аяну.
ПУТЕШЕСТВИЕ ГОНЧАРОВА
4 августа 1854 года Гончаров, оставив фрегат, направился в порт Аян, откуда поехал в Якутск, Иркутск (здесь он посетил ссыльных декабристов) и через Сибирь, Татарию, Москву вернулся 25 февраля 1855 года в Петербург. Приключение это заняло, таким образом, около двух с половиной лет. Во время путешествия Гончаров проникся глубокой симпатией к русским морякам ‒ участникам похода, которые самоотверженно преодолевали все трудности дальнего плавания.
Итогом кругосветного плавания И. А. Гончарова явилась книга очерков «Фрегат “Паллада”» (1858). Как всегда, Гончаров не спешил с публикацией нового сочинения. Лишь прибыв в столицу, он обработал свой пухлый портфель с путевыми записками и начал печатать их частями в «Отечественных записках» , «Современнике» , «Морском сборнике» , «Русском вестнике» . Только в 1858 году был опубликован «Фрегат “Паллада”» отдельным изданием в двух томах.
Книга И. А. Гончарова полна самых разнообразных впечатлений. Автор описывает службу и быт моряков на военном судне, рассказывает о том, чем питается команда, как матросы развлекаются по окончании работ, какие издевательства и наказания испытывают. Гончаров описывает быт и культуру различных увиденных стран, моду и традиции, своеобразие языка отдельных народов.
Знакомство с жизнью и бытом капиталистических стран, сопоставление их с условиями крепостнической России помогло И. А. Гончарову осознать закономерность экономических, хозяйственных и бытовых изменений в его родной стране, значимость процессов, которые назрели. Не исключено, что возникновение в творческом воображении таких персонажей, как Штольц (в романе «Обломов» ) и Тушин (в романе «Обрыв» ), во многом обязано постижению делового мира в ряде промышленно развитых стран. Не случайно автор очерков сопоставляет день жизни энергичного и предприимчивого англичанина, в котором все стремительно и все подчинено расчету, с днем русского помещика, в котором доминирует сон.
Книгу Гончарова ожидал шумный успех у отечественных читателей и критиков. На нее откликнулись Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский и др. Особенно интересными были оценки Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и А. В. Дружинина.
ОСМЫСЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Вернувшись в Петербург после кругосветного путешествия, И. А. Гончаров перешел из Министерства финансов в Министерство просвещения, где служил в должности цензора Петербургского комитета.
В качестве цензора Гончаров трудился много лет, вплоть до 1867 года. Эта деятельность носила противоречивый характер. С одной стороны, в условиях 1860 -х годов новый цензор выступал против «нигилизма» , журнала «Русское слово» и статей Д. И. Писарева, резко критиковал направление «Современника» . С другой стороны, он пропустил в печать ряд запрещенных ранее цензурой сочинений Д. И. Фонвизина, поэм М. Ю. Лермонтова ( «Демон» , «Ангел смерти» ), рассказ «Муму» и второе издание «Записок охотника» И. С. Тургенева, некоторые стихотворения Н. А. Некрасова, повесть Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» , не разрешенные к печати произведения А. Ф. Писемского.
РОМАН «ОБЛОМОВ» (1859) Роман был задуман Гончаровым во второй половине 1840 -х годов, однако материал к нему начал накапливаться у писателя гораздо раньше. В воспоминаниях «На родине» И. А. Гончаров, рассказывая о симбирских помещиках Гастурине и Козыреве, писал: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья, лежания и зародилось детское впечатление об обломовщине» . Черты «обломовщины» писатель также имел возможность наблюдать и среди дворян, с которыми учился в университете и служил в петербургских канцеляриях.
Летом 1849 года была написана первая часть романа, остальные главы «гнездились в голове» . Наблюдая за людьми на своей малой родине, видя жителей провинциального захолустья, Гончаров понимал, что замысел еще не выношен. «Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что все это до крайности пошло, что не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить, что, словом, работа эта никуда почти не годится» . Однако уже тогда из первой части был опубликован «Сон Обломова» , имевший успех у читателей и получивший высокую оценку критики.
Будучи в кругосветном путешествии, он продолжал работать над романом. В Париже читал рукопись нового произведения И. С. Тургеневу, В. П. Боткину и А. А. Фету, а находясь на водах в Мариенбаде в том же, 1857 году, завершил первую и написал три последующие части романа, исключая три или четыре главы. Работа проходила напряженно: Гончаров писал «почти до обморока» , его волнение доходило «до бешенства» .
Вскоре он прочитал завершенный роман А. В. Дружинину и П. В. Анненкову, а позже В. Н. Майкову, Д. В. Никитенко и издателю А. А. Краевскому, в чьем журнале «Отечественные записки» были напечатаны в 1859 году все четыре части нового творения.
Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина? » писал: «Десять лет ждала наша публика романа г. Гончарова. Задолго до его появления в печати о нем говорили, как о произведении необыкновенном» . Статья Н. А. Добролюбова была напечатана спустя месяц после опубликования романа в журнале «Современник» . «В типе Обломова и во всей этой обломовщине, ‒ мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, “знамение времени”» .
ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВ Действие романа начинается 1 мая 1843 года, главному герою, Обломову, 32 -33 года. В Петербурге, в квартире большого дома на Гороховой улице, лежит на диване Илья Ильич. «На диване он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению» . Он не хотел и не имел понятия о труде. Ему, барину, трудом заниматься не следует, им должны заниматься другие.
Очень выразителен портрет Обломова, в котором отмечены и приятная наружность, и отсутствие сосредоточенности в чертах лица, по которому «мысль гуляла вольной птицей» , чтобы потом совсем пропасть. Двойственность этого портрета сказывается и в том, что в глазах читалась «игра сомнений» , но «вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии и дремоте» . В облике героя читатель видит усталость, мягкость черт, изнеженность, которая зачастую не свойственна мужчинам.
По горестному замечанию друга, Обломов «обрюзг не по летам» . Илья Ильич болезнен: его мучают приливы крови, под ложечкой тяжесть, «желудок почти не варит» , покоя не дает изжога, «ячмени одолели» , на него нападает «нервический страх» , дрожат колени, ноги отекают, одышка мешает.
Квартира на Гороховой под стать хозяину: «Вид кабинета поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью» . Писатель подробно описывает шаткие этажерки, паутину, повисшую близ картин, зеркало, покрытое слоем пыли, чернильницу, забитую мухами, неубранную тарелку с обглоданными косточками и диван с отклеивающимся деревом задка ‒ предмет, являющийся в интерьере еще одним символом обломовской лени, бездеятельности и апатии.
Обломов презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу, как живет, не натянул сам чулок на ноги. Гончаров несколько раз обращается в романе к этой детали в характеристике Обломова: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить» , ‒ говорит в четвертой части романа Штольц.
Гончаров использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что Илья Ильич ‒ живой и сложный человек. Перед Обломовым встает непростой вопрос: «Отчего я такой? » Ответ на него в знаменитом «сне Обломова» . Здесь Гончаров раскрывает обстоятельства, которые оказали влияние на характер Ильича в детстве и юности.
АНДРЕЙ ШТОЛЬЦ В детстве Обломов подружился с Андрюшей Штольцем, сыном управляющего соседним имением. Андрей Штольц воспитывался в иных условиях, нежели Илюша Обломов. Родители привили ему любовь к труду, музыке, литературе, искусству. По характеру Штольц и Обломов ‒ два совершенно противоположных персонажа, люди разных полюсов. Штольц деятелен и настойчив в достижении цели. Он по-дружески, искренне любил Обломова, тяжело переживал постепенное падение своего друга. Много раз он пытался спасти Илью Ильича, научить его жить по-иному.
Выступая за развитие России по буржуазному пути, Гончаров показывает в Штольце честного дельца, отличающегося от тех неразборчивых в средствах хищников, какими было большинство буржуазных предпринимателей. Писатель в самых общих чертах говорит о главном в жизни Штольца ‒ его деле.
В замысел И. А. Гончарова входило изобразить положительный тип нового деятеля России. Писатель был убежден, что множество Штольцев «должно явиться под русскими именами» . В романе Гончаров наделяет Штольца положительными чертами: преданная дружба с Обломовым, любовь к Ольге.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Роман И. А. Гончарова характеризуется широкой эпичностью (события книги охватывают 37 лет), неторопливо развивающимся действием, простотой интриги, развернутостью экспозиции, приемами инверсии в сюжете (прошлое героя раскрыто с умышленным опозданием в шестой и девятой главах), контрастностью в изображении главных героев (Обломов ‒ Штольц, Ольга ‒ Пшеницына), внутренним драматизмом, обилием диалогов, симметрией композиции (идиллии Обломовки соответствует идиллия на Выборгской стороне), продолжением и развитием гоголевских традиций, глубоким интересом к деталям и подробностям в портретах и бытовых зарисовках.
Жанр произведения может быть определен так: социальнопсихологический роман, дающий широкое обобщение обломовщины, монографически исследующий психологию угасающего человека. Для стиля этого романа характерны полнота и объемность изображения каждого явления и предмета, освещаемого с различных сторон, особая роль мягкого и незлобивого юмора.
Язык произведения отличается чистотой, легкостью, отшлифованностью. Просторечные слова в нем редки, но всегда уместны. Простота языка соединяется с его исключительной выразительностью, которая достигается введением пословиц, метких сравнений (мысли в голове Обломова гуляют «как волны в море» ; жизнь обломовцев течет как «покойная река» ), эпитетов ( «хрустальная» душа Обломова, «встревоженное» сердце Ольги). Речь героев мастерски индивидуализирована (она грубовата и отрывиста у Захара, афористична и лаконична у Штольца, льстива у Мухоярова, многословна у Анисьи, ярко эмоциональна у Ольги).
Роман Гончарова получил почти единодушную высокую оценку в печати. Блистательный его анализ дал Н. А. Добролюбов в статье об обломовщине, статье, которую одобрил и сам автор произведения. Критик А. В. Дружинин придерживался иного, нежели Добролюбов, взгляда: по его мнению, Обломов ‒ «доброе, милое и светлое существо» , которое нельзя не полюбить. Л. Н. Толстой назвал роман «капитальнейшей вещью» , имеющей успех не случайный, а И. С. Тургенев полагал, что «пока останется хоть один русский, ‒ до тех пор будут помнить Обломова» .
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ С 1855 года Гончаров работал цензором, но в 1860 году подал в отставку, так как в стране усилился цензурный режим, начались гонения на литераторов. И. А. Гончаров положительно отнесся к реформам правительства в 1860 -х годах, в том числе и к реформе, освобождающей крестьян от крепостной зависимости. Правительство предложило Гончарову вновь войти в цензурный комитет, и он согласился.
Карьера Ивана Александровича складывалась благополучно: с 1863 года он работал в Совете по делам книгопечатания, в 1865 году стал членом Главного управления по делам печати. В 1867 году Гончаров ушел в отставку, занявшись литературной и критической деятельностью. Он много писал, выпускал собрания своих сочинений, в числе которых было исследование собственного творчества.
Следующим романом Ивана Александровича стал «Обрыв» , вышедший в свет в 1869 году. Замысел романа «Обрыв» родился еще в 1849 году, в пору пребывания И. А. Гончарова в Симбирске, когда Волга, родина, сцены и нравы неотжившей патриархальной провинциальной жизни, обрывы Поволжья, встречи с новыми людьми разбудили его творческую фантазию. С той поры прошло около двадцати лет, прежде чем писатель опубликовал завершенный роман «Обрыв» .
Замысел, естественно, претерпел значительные изменения. Да и сам автор был уже иным, он стал маститым художником слова. Писатель не порывает с ранее намеченными и развитыми им темами, и в своем «Обрыве» он продолжает художественно исследовать обломовщину в ее новом варианте, связывая с образом Обломова образ Бориса Райского.
И. А. Гончаров нарисовал Райского как «проснувшегося Обломова» . В этом определении существенны оба слова. Обломова и Райского объединяют безволие, бесхарактерность, отсутствие привычки к труду, склонность к рефлексии, безделие. И биография Райского (в частности его беззаботное детство, годы обучения, жизнь в Петербурге, пребывание в провинции) напоминает соответствующие этапы жизнеописания Обломова.
Романтизм Райского и мечтательность Обломова имеют общие корни, уходящие в мир крепостнических отношений, освобождавших этих героев от нужд, труда и деятельности. Не случайно Гончаров, объясняя свой роман, подчеркивал, что Райский ‒ «сын Обломова» , что в нем живет «своего рода артистическая обломовщина» .
И. А. Гончаров умер 15 (27) сентября 1891 года в Петербурге и был похоронен на Ново. Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Перед смертью писатель пережил духовный кризис и сжег часть своих сочинений.