ИУДАИЗМ
Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи) - национальная религия евреев. Характерной чертой иудаизма, отличающего от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э. ), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз - завет (брит). Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот) - нормы поведения, которые отличают человека, почитающего истинного Бога. За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля), сына Исаака и внука Авраама: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Гада, Асира, Иосифа, Вениамина, Дана и Неффалима.
Еврейские Праздники. q В еврейской традиции история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы. Большая часть праздников основана на событиях, описанных в священных книгах. Есть и особые даты календаря - траурные - в ознаменование трагических поворотов еврейской истории. С каждым праздником или трагической датой связаны определенные обычаи.
Особенностью еврейского календаря является то, что в нем есть целых четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Дело в том, что во времена, предшествовавшие рассеянию еврейского народа, существовало несколько важных для всего народа годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат. Правила, устанавливающие эти циклы, со временем обрели статус заповедей. Существовало 4 таких цикла и, следовательно, и четыре Новых года: q 1 нисана начинается отсчет месяцев. 1 -й месяц - нисан, 2 -й - ияр и т. д. Кроме того, эта дата является Новым годом для отсчета правления царей: если, например, некий царь начал царствовать, скажем, в адаре, то с 1 нисана начинается 2 -й год его царствования. Поэтому с 1 нисана - новый год для отсчета месяцев и всего, что связано с еврейскими царями. q. В те же времена Храма каждый еврей должен был отделить десятую часть своего скота, чтобы съесть его в Иерусалиме. Отсчет года, в течение которого надо было отделить эту десятину, начинался 1 элула. q 15 швата - это Новый год для деревьев, начало отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины. q 1 тишрея - это Новый год для счета лет от сотворения мира и для суда Создателя над всеми людьми и странами.
Главный праздник ШАБАТ Прекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели - одна из главных заповедей Ветхого Завета, который гласит: «Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой все делай только для Бога» . Поэтому главный праздник еврейского года бывает каждую неделю.
Суккот
Категории Еврейский Праздников Еврейские праздники отличает не только строго установленный для каждого праздника ритуал, позволяющий воссоздать события, легшие в основу праздника, но и особое отношение к работе. В праздник запрещена всякая работа. Праздник всегда противопоставлялся будням, ежедневным обыденным занятиям. Его характерная черта - «ничегонеделание» (в смысле несовершение обычных занятий). Исходя из этого еврейские праздники можно разделить на следующие категории: q 1. Шабат (Суббота) и Йом Кипур (в эти дни полностью запрещено работать). q 2. Праздники Торы (запрещена вся работа, кроме приготовления пищи) - Рош а-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Во времена Храма, по крайней мере в один из трех праздников года (Песах, Шавуот и Суккот), еврей совершал паломничество в Иерусалим. q 3. Полупраздники по Торе (Холь-ха-Моэд): промежуточные дни праздников Песах и Суккот. Можно делать только такую работу, которую сложно перенести на другое время. q 4. Рош Ходеш - тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен Торой. q 5. Установленные пророками и мудрецами «праздники всего Израиля» , соблюдение которых - заповедь: Пурим и Ханука. Работать в эти дни не запрещено, но все же заниматься делами не рекомендуется. q 6. Установленные пророками и мудрецами «посты всего Израиля» : 17 Тамуза, 9 Ава, Пост Гедалии, 10 Тевета, Таанит Эстер. q 7. Общераспространенные праздники, установленные пророками и мудрецами, не имеющие статуса заповеди. Работать не запрещено (15 Швата, Лаг ба-омер). q 8. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых праздничных обычаев - День памяти героев Израиля, День Независимости, День Иерусалима, Йом а-Шоа.
Основные черты еврейских праздников Для еврейских праздников можно выделить основные черты: q Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шабат и Йом Кипур). q 2. Предписание «веселиться» (кроме Йом Кипура и постов). В праздничные дни не соблюдают траура, и даже семидневный траур по умершему переносят на следующий за праздником день. q 3. Праздничная трапеза. Порядок праздничных трапез в целом одинаков: сначала произносится благословение над вином (киддуш), затем совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб и собственно сама трапеза. q 4. «Священное собрание» , т. е. собрание всех членов общины для совершения праздничных церемоний и богослужения. q 5. Проведение обряда «авдала» - разделение праздника и будней. q 6. Все еврейские праздники начинаются вечером, с заходом солнца, так как считается, что в этот момент зарождается новый день. Кроме того, для каждого праздника характерны отличительные обряды и церемонии (а до разрушения Храма в 70 г. н. э. - жертвоприношения, которые были после этого события отменены). В принципе все названные черты не являются чем-то специфическим, присущим только еврейским праздникам. Веселый характер праздника, устройство праздничных пиров, определенные ритуалы, прекращение будничных занятий - все это в той или иной мере характерно для любого праздника. Еще одной из отличительных черт еврейских праздников, начиная с библейской эпохи, была их массовость, вовлеченность в праздничное действо всех, без различия пола, возраста и социального статуса. В Ветхом Завете предписывается праздновать и веселиться мужчинам и женщинам, свободным и несвободным, а также живущим «среди сынов Израиля» иноземцам.
БРИТ МИЛА ברית מילה
Бар-мицва בר מצוה
Бат-мицва בת מצוה
ХУПА И КТУБА История В древности раввины настаивали на том, чтобы пара, вступающая в брак, заключала ктубу, с целью защиты интересов жены. Она служила заменой восходящих к библейским временам вдовьей части или выкупа, которые жених при заключении брака выплачивал невесте или ее родителям. Ктуба стала механизмом, согласно которому денежная сумма, причитающаяся жене (вдовья часть) выплачивалась на случай прекращения брака в результате смерти мужа или развода. Следует отметить, что существовавший ранее выкуп породил значительную социальную проблему: многие потенциальные молодые мужья не могли собрать достаточное количество денег ко времени достижения возраста, в котором обычно предполагалось вступление в брак. Поэтому, чтобы предоставить этим молодым людям возможность жениться, раввины, с сущности, откладывали выплату до того времени, к которому бы мужчины с наибольшей вероятностью смогли накопить эту сумму. В соответствии с новым механизмом, выкуп становился частью ктубы. Также следует отметить, что как вдовья часть, так и ктуба служили общей цели: защита интересов жены на случай потери кормильца (в результате смерти или развода). Единственное различие между двумя системами – это время платежа. Они предшествовали возникновению института алиментных обязательств в отношении бывшего супруга в современном праве. Еще одна функция, выполняемая ктубой – создание сдерживающего фактора для мужа, намеревающегося развестись с женой: для этого ему необходимо обладать соответствующей денежной суммой.
15 фактов о Еврейской Свадьбе
q 1. Прежде всего, с точки зрения галахи, свадьба, с хупой и раввином, — совершенно необязательное мероприятие. Для того, чтобы вступить в брак перед Богом и людьми, еврею достаточно при двух свидетелях вручить своей избраннице кольцо (или любой предмет, имеющий хоть какую-то ценность), сказав при этом: «Этом кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля» . Впрочем, в последние века этим способом пользовались в основном жулики, соблазнявшие наивных девиц. q 2. В талмудическую эпоху между обручением и свадьбой обычно проходило немало времени, причем в некоторых общинах молодые не теряли это время даром. Согласно Иерусалимскому Талмуду, эта «аморальная» практика возникла якобы после того, как римский наместник присвоил себе право первой ночи. Правда, пишет Талмуд, этот суровый указ был вскоре отменен — однако обычай остался. q 3. У ашкеназских евреев принято, чтобы накануне свадьбы жених и невеста постились. Есть много благочестивых объяснений этого обычая, например: пост должен напомнить молодым, что они входят под хупу новыми людьми. Истинная причина куда прозаичнее: раввины (видимо, наученные горьким опытом) опасались, что накануне свадьбы жених напьется до положения риз и не сможет участвовать в церемонии. q 4. В наши дни даже в самых ортодоксальных семействах молодые встречаются до свадьбы хотя бы несколько раз. Еще 150– 200 лет назад это казалось немыслимым либерализмом: о браке договаривались родители, а молодожены зачастую впервые встречались уже под хупой. q 5. В еврейской традиции сохранились разные рекомендации касательно того, в какой день недели лучше играть свадьбу. Мишна советовала среду, поскольку в четверг проходили заседания судов и молодой муж мог сразу пожаловаться, не обнаружив у жены признаков девства. У евреев Польши, Австрии и Богемии одно время было принято ставить хупу в пятницу, чтобы совместить праздничный ужин с субботней трапезой и тем самым немножечко сэкономить. А «Шулхан арух» полагает, что не стоит жениться до полнолуния.
q 6. У евреев Кавказа и Индии было принято, чтобы жених передавал невесте обручальное кольцо (или монету) в стакане вина, который та выпивала под хупой. Скорее всего, этот обычай восходит к эпохе гаонов (VII–XI вв. ), когда было принято «посвящать» невесту стаканом вина, произнося при этом: «Вот, ты посвящена мне этим бокалом и тем, что в нем» . q 7. Непременным участником свадьбы в местечке был бадхен (шут), развлекавший гостей шутками и прибаутками. Некоторые бадхены, впрочем, этим не ограничивались и выступали перед собравшимися с нравоучительными проповедями. q 8. Во многих общинах было принято, чтобы перед молодыми, шествующими под хупу, танцевали женщины с плетеной халой в руках — хала символизировала достаток и изобилие. У грузинских евреев женский свадебный танец с хлебом назывался калабули (от каббала — встреча, принятие). Он исполнялся родственницей жениха и символизировал принятие невесты в новую семью. q 9. Женскими танцами сопровождались также еврейские свадьбы в Марокко, о чем свидетельствует, в частности, знаменитая картина Эжена Делакруа. Видимо, магрибские раввины в отличие от нынешних ревнителей благочестия не видели в этом ничего предосудительного и нескромного. q 10. На многих местечковых свадьбах присутствовал петух, символизировавший любовь и чадородие. Этот «гость» упомянут уже в Вавилонском Талмуде: «Существовал обычай — в свадебном шествии нести перед женихом и невестой петуха и курицу, говоря при этом: будьте плодовиты, как куры» (Гитин 57 а).
q 11. Во многих общинах на свадебный стол непременно подавали рыбу, тоже служившую символом плодовитости. Обычно ее ели, но кое-где находили ей более оригинальное применение. К примеру, у болгарских евреев было принято ставить на пол деревянное блюдо с большой рыбиной, на которую жених и невеста должны были наступить по три раза. Считалось, что это гарантирует молодым многочисленное потомство и всяческое изобилие. q 12. Согласно брачному контракту (ктуба), в случае прекращения брака путем развода или смерти мужа последний должен выплатить/завещать жене определенную сумму. Мудрецы постановили, что для девственницы, впервые выходящей замуж, эта сумма должна быть не менее двухсот зуз, тогда как для разведенной или вдовы — не менее 100 зуз. В некоторых общинах мужчины, женившиеся на девицах, принципиально не хотели покупать кота в мешке и подписывали ктубу только после того, как убеждались, что им не подсунули «порченый» товар. Разумеется, эта практика противоречила галахе. q 13. В V–VIII веках на Востоке существовал еще один обычай, связанный с тем же страхом оказаться не первым: накануне свадьбы по городу ходил глашатай, призывавший всякого, кто знал что-либо предосудительное о невесте, явиться и сообщить об этом «городу и миру» . q 14. В большинстве еврейских общин не было специальных свадебных платьев. Одним из немногих исключений были евреи Йемена, где девушки выходили замуж в особых нарядах, передававшихся в семье по наследству: очень красивых и невероятно тяжелых. q 15. И последнее. Согласно распространенному мнению, большинство еврейских пар жили после свадьбы долго и счастливо. Однако «крепкая еврейская семья» — достаточно новый бренд: как считает Шауль Штампфер, известный исследователь восточноевропейского еврейства, едва ли не каждый четвертый брак в местечках заканчивался разводом.
КАШРУТ
СИНАГОГА
СПАСИБО!