ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ общее=практика.pptx
- Количество слайдов: 22
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
Теоретические понятия ВИДЫ РАССУЖДЕНИЯ 1. Рассуждение – доказательство: тезис-аргументы, доказательства- вывод. 2. Рассуждение-объяснение: Что это такое? Например, «Что такое честь? » 3. Рассуждение-размышление: Как быть? Что делать? Почему это происходит?
ТЕМА ИМЕЕТ ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ. Объем темы - это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает. Содержание темы - это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, которые составляют объем данной темы. Между объемом и содержанием темы существует обратная зависимость. Тема - это объективная основа произведения, которая указывает в общих чертах на преимущественное внимание писателя к определенной стороне действительности и отвечает на вопрос «Что изображено? » Таким образом, тема - это то, о чем произведение, чему оно посвящено, что прежде всего бросается в глаза
ТЕМА - ПРОБЛЕМА - ТЕЗИС 1. Образ Андрея Болконского Пьер Безухов и Андрей Болконский передовые интеллигенты своего времени. • Объем первой темы - раскрытие образа Болконского. • Содержание первой темы - все основные черты характера героя. • Объем второй темы намного шире, чем первый: два образа. Содержание второй темы уже, чем первой, так как не все черты характеров героев можно сопоставить по сходству и различию.
ВИДЫ ТЕМ 1. Вечные, т. е. общие для всех времен и народов, равно интересные и актуальные на протяжении веков. Например, темы отцов и детей, человеческого возраста, нравственности, греха и святости, любви и ненависти, войны и мира и т. д. 2. Национальные, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика. Например, «Хождение за три моря» А. Никитина, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина. 3. Исторические - в них « фактор времени» является сверхтемой, «все прочие явления жизни» рассматриваются через призму истории. Например, тема гражданской войны, тема коллективизации, тема крепостного права. 4. Внелитературные, т. е. самопознание художника, процесс творчества, творческие искания.
ТЕ ЗИС Те зис (греч. thesis — положение, утверждение) — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении. — 1) в логике Т. называется утверждение, подлежащее доказательству; — 2) в теории аргументации Т. — положение, которое доказывающая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений;
В какой форме могут быть сформулированы темы сочинения? В КАКОЙ ФОРМЕ МОГУТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНЫ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ? в форме вопроса в форме высказывания (афоризма, пословицы) в форме назывного (номинативного) предложения Должен ли Пусть разум Победа разума Можно ли Разум обретает Сплав разума и Разум — Стихия разумный ценность лишь над чувства разум твой чувством. . . победить счастливый чувств и человек жить направляет дела. преобладать тогда, когда он ревность? дардушу твою холод чувствами? служит любви. над Он человека и его разума. . . чувствами? Сент-Экзюпери не допустит до проклятие. зла. Фирдоуси Эрих Фромм в форме утверждения Любовь к Героизм как Антиподы – родине – это высшее разум и проявление душа. . . разума
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ? Тема: . . . Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой (В. Г. Белинский) Ключевые слова: разум и чувства – две силы, нуждающиеся друг в друге А что объединяет? РАЗУМ их познание истины, мира, ценностей, связи Гармония разума и чувств возможна иинеобходима, себя этом вещей явлений, самого при конкретная структура гармонии состоит не в равноправии рациональное начало в разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает человеке ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в ЧУВСТВА эмоциональный процесс человека этом помогают. оценочное отношение к реальным и абстрактным объектам иррациональное начало в человеке (недоступность рассудку)
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ? 1. Определите проблему, то есть вопросы, которые содержатся в теме сочинения. 2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос. 3. Подумайте над вопросами: «Что я хочу сказать по этому поводу? » , «Что я могу сказать по этому поводу? » , то есть установите связь между собой, своим опытом и предметом, о котором идёт речь. 4. Запишите свои мысли на черновик. Эти предложения могут стать вступлением вашего сочинения. 5. Подберите произведение (-ия), на материале которого (-ых) сможете доказать свою точку зрения. 4. Продумайте композицию (построение) работы. 5. Напишите план сочинения. 6. Напишите черновой вариант. 7. Перечитайте написанное. 8. Внесите необходимую правку в построение, сбалансировав части сочинения. а также в речевое оформление теста. 9. Проверьте написанное, перепишите в чистовик.
КАК НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ? Форма формулировки Тема темы 3. Тема дана в Содружество 2. 4. Тема данавв Тема дана В каком Чувства сильнее Разум, 1. Тема дана в разума и чувств форме назывного возрасте люди форме вопроса форме разума. . . форме чьего-то властвующий один, (номинального) утверждения — всего чащесила выск. азывания предложения ограничивающая; а живут одна страсть — чувствами и пламя, сжигающее почему? само себя. Х. Джубран Как начать Примеры вступления Переделать Записать с Начните Начать с записи назывное данный вопрос размышления. высказывания и предложение, его или пояснения данное в поняли), качестве (как перефразирова темы, обосновать в уже ть его, а затем имеющееся вопросительное, дать на него утверждение, тем добавив цепочку самым ответ, вопросов. сформулировав Ответив на них, тезис. Совет: вы тезис сформулируете можно писать в тезис. основной части Что объединяет разум и чувства? Интересно, зависит ли разумная «Чувства сильнее разума. . . » Хамиль Джубран, размышляя над Может ли человек жить, всегда и Спорное утверждение. чувства эмоциональная жизнь тем, что такое разум и Нередко и подчиняясь разуму, или его сказал: разум и какова ихчувства конфликтуют. человека отвзаимосвязь, Думаю, возраста? жизнь обеднеет, если «Разум, Дети в ней неодин, разум властвующий будет чувств Чувства говорят: "Хочу!", — сила да. часто живут и эмоций? Мне"Нужно". страсть — кажется, что разум и ограничивающая; а одна Разум отвечает: открыто выражая чувствами, должны само себя» . пламя, сжигающее «дружить» , а чувство утверждает: "Правильно так", эмоции – их жизни взрослых Действительно, может целостность объединить в человек должен чувства протестуют: "Не хочется". прислушиваться кбольше однако разум занимает разуму, места, человека: если человек живет Что Как решить это противоречие? без умение чувствовать, пропускать чемпобедит он глупили чувства), а у детей. и невыносим, разума, то (разум. Наверное, это чужую боль через себя, видеть если он от происходит и восхищаться от потому, зависит живет без факторов: что прекрасное многих чувств, то он им, робот. любить и Только темперамента, взрослыебыть любимым не менее умеют воспитания, в «содружестве разума человек свои является важно: и чувства» не кто находится характера, от того, сможет жить контролировать человекэмоции, только разумом, иначе личностью. (тезис) мешает, он рядом и помогает или(66 слов) от они более в робота (тезис). чем превратится рациональны, жизненной ситуации. . . дети. (тезис) (44 слова) (тезис) (64 слова) (53 слова)
О ЧЁМ ПИСАТЬ В АРГУМЕНТАЦИИ? 1. Основная часть может включать в себя один или несколько (2 -3) аргументов. 2. В качестве аргумента или аргументов можно брать примеры из художественной как отечественной, так и зарубежной литературы. 3. Необходимо не просто назвать произведение, нужно проанализировать его с какой-либо стороны: • можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!), • можно остановиться на образе одного или нескольких героев, • можете сопоставить героев, противопоставить их, • можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения, • можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогают раскрыть тему. 4. Если вы берете в качестве одного из аргументов стихотворение или поэму, то произведение обязательно надо процитировать (не увлекайтесь большими цитатами!) 5. Если вы берёте два аргумента, то интересно их сопоставить. Например, размышляя о содружестве разума и чувства, в качестве первого аргумента можно вспомнить историю жизни Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» , который не потерял себя в плену. Другой аргумент – предательство Рыбака, героя повести «Сотников» , в котором победило чувство страха за свою жизнь, разум в эту минуту молчал. . .
КАК ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ? Во-первых, чтобы знать, что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение. Во-вторых, помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях. В-третьих, хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5 -6 предложений, оптимально – 3 -4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!) В-четвёртых, не нужно в заключении повторять высказанные ранее мысли.
Вариант заключения 2. Иллюстрация, 3. Зарисовка 5. Призыв 1. 4. Выражение 6. Афоризм, Взгляд облегчающая то Совет: при надежды пословица, вперёд, понимание такой концовке Совет: можно «умные есть высказанного (-ых) используйте выражать мысли» пофилософст положения (-ий) слова надежду том, известных вовать о «давайте» , нужно на чточто людей будет, «давайте нибудь если… задумаемся. . . » , позитивное. «давайте помнить. . . » , «Давайте сделаем так, чтобы. . . » Тема Пример Заканчивая завершая бы хотелось в Кто Что правит хоть раз в И в заключение мне вопросом, или Когда надо Стихия «Что правит итог рассуждение миром – разум Подводя Разум Чувстваили Итак, своё над сказанному, Рассуждая рассуждение, я хочу, чтобы вы представили человека, мы жизни чувств и не – сказать, На этот человеку прислушаться миромтерял чувство? » что если человек ответив на риторический вопрос, чувство: сильнее над темой сочинения, какие минуты жизнивопрос я которого поглотила стихияна ту или чувств и рассудка? или эмоционально ответ, реагирует приводили кразумкого? голосу холод искали заданный время холоден, как лёд. французским кто разума. . . вспоминаю тургеневского необходимо прислушиваться который вжизненную ситуацию, не к иную это же А ответ прост: править разума? Мольер разума. . . чувство? аргументы. . . драматургом я Жан-Бати из Согласитесь, такого бытьодного стом не может. . . воробья, героя голосу разума, разум в такие сдерживая себя, топодумала о том, Совет: если миром надо в равной не забывая Думаю, человек разумно, мере должено Мольером, хочется выразить стихотворений бы что сказали прозе, классики минуты бессилен. в. Об этомкоторый тема-вопрос, чувствах. И тогда не очень будет уметь управлять и «стихией чувств» , и надежду на закрыватьему птенца то, иначенемецкий в что человек бросился будущего, если бы будет мы точно сказал известный глобальных «холодом разума» , а можно локальных и писатель Генрих Манн: будетсжить, конце строить отношения жить научится своим тельцем, разучились и человек «Когда сложно дрожащим повторить конфликтов, концов забьется сердцесамим эмоциями, в то окружающимисвоими собой. . . Давайте управлять его людьми. (52 слова) защищая его от разумом, тогда, руководствуясь собаки, спасая от данный в гармонии с — разум умолкает» . (42 же Совет: местоимение «ВЫ» не смерти. время слов) Действительно, забывая когда надо сберечь мир «чувства на вопрос, а же помнить об этом! (48 слов) всей используется, если в сочинении уже оттолкнувши прислушиваться они бы сказали, сильнее разума» ! земле. Уверена, и голосу разума. было обращение к предполагаемому сь от него, И тогда в мире и (34 слова) собеседнику что мир сошёл с ума воцарится что надо призвать. . . гармония! срочно исправлять положение. . . (42 слова) (52 слова)
Тема: «Разум — счастливый дар человека и его проклятие» . (Эрих Фромм) • Выделите ключевые слова в этой теме • Сформулируйте вопрос к этой теме. • Переход к основной части сочинения. Используем фразу - мостик.
Могу доказать свою точку зрения, опираясь на произведения художественной литературы. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (9 слов). Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис (15 слов). Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы. За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы Размышляя над тем, что … (например, дружба и вражда), не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям. . .
Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и другой пример. Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, -. . . В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о. . . , возьму произведение. . . В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ. . . Эта же тема рассматривается и в произведении…
Не забывайте после каждого аргумента делать вывод! Пишем вывод. И снова должен быть мостикпереход. К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…» ? Думаю, надо… И в заключение мне бы хотелось сказать, что. . . Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «. . . » В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что. . . В заключение хочется призвать людей. . . Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что
ВЫВОД ВЫТЕКАЕТ ИЗ ВСЕГО СОДЕРЖАНИЯ СОЧИНЕНИЯ Вывод - тезис Вывод - аргументы Тема сочинения: разум - дар или проклятие.
КАК ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ? Во-первых, чтобы знать, что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение. Во-вторых, помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях. В-третьих, хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5 -6 предложений, оптимально – 3 -4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!) В-четвёртых, не нужно в заключении повторять высказанные ранее мысли.
Оценка качества вступления к сочинению: 1. Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части? 2. Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения? 3. Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения. ) Оценка качества главной части сочинения: 1. Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? 2. Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль? 3. Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли? 4. Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли? 5. Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой? 6. Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод? 7. Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению? 8. Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д. ? Оценка качества заключения: 1. Есть ли в заключении связь со вступлением? 2. Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?
Тема: «Разум — счастливый дар человека и его проклятие» . (Эрих Фромм) Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания Эрика Фромма и даст своё толкование этому афоризму. Группа 2 начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание Эрика Фромма. Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору. Группа 4 начнёт сочинение с обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности.
Группа 4. Век XXI отличается рационализмом: рвутся связи, созданные поколениями, Растёт Группа Слышали влияние 3. назвал разум даром и проклятием человека? техники ли Вы утверждение Эриха Фромма, на человека, его духовное который Эрих Фромм, Группа 1. 2. Почему крупнейший мыслитель XX века, Группа Эрих играть крупнейший здоровье. Дети этом высказывании скрыт проклятие» . перестают Фромм, его глубокий Согласитесь, — счастливый дар человека и на свежем в сказал: «Разум XX века, назвал разум даром и мыслитель их философский Мне является воздухе, Почему разум кажется, разум данчеловека, и его компьютер – Так ли это? смысл. поработил и даром человеку для проклятиемон познавал Думается, разум дан человеку того, чтобы человека? мир, а потом использовал свои проклятием? На интеллект. Всё Господь дал разум человеку, искусственныймой взгляд, на Земле. Внеэтосмысле разум влияние знания тот мог управлять своими эмоциями, чтобы мог как дар для того, чтобы его была пустой и чтобы для утверждения добра жизнь этом разума на человека. Достижения разума стали, – дар. Но действовать, познавать мир, орудие только бессмысленной, чтобы им правили не пыток, мыслить, человек придумал оружие, изобрёлнаходить связь научился как ни убивать. . . эмоции. Однако, разума, и человек инстинкты парадоксально действия когда в этом и Всё это тоже это звучит, его вещей и явлений. Разум является величайшим подарком. –И его же время, если бы человек меньше голос разума, не должен в топроклятие. Человек, слушая чувства, в задумывалсяио проклятием. Наверное, о чувстве милосердия. Только проблема подчиняет разуму все свои поэтому том числе забывать карьере, обособенно о чувствах, отношении окружающих, то реже бы славе, о добрые, то будет человека пользу и радость. он разум становится влияния разума на приносить актуальна сегодня, тогда разумзависть, злобу, ненависть, проклятием: За. В испытывал разочарование. . . порабощает человека. Могу доказать своюточки точку доказательствами обратимся (обращусь) такой разума. как никогда. В иправильности к произведениям. В этом, мне кажется, проявляется проклятие художественной литературы. зрения, менятакой точки кхудожественная правильности обратившись (94 слов) (роман А. К. Толстого зрения художественным меня убеждает зрения убеждает "Гиперболоид инженера Гарина") произведениям. (66 слов) художественная литература (96 слов). литература. (63 слова)