Скачать презентацию Итоговое сочинение Литература Сочинение это просто Скачать презентацию Итоговое сочинение Литература Сочинение это просто

Итоговое сочинение 2.pptx

  • Количество слайдов: 65

Итоговое сочинение Итоговое сочинение

Литература Сочинение – это просто! Пособие для абитуриентов, школьников, учителей: Стратегии и тактики написания Литература Сочинение – это просто! Пособие для абитуриентов, школьников, учителей: Стратегии и тактики написания сочинения-рассуждения. /Под редакцией доктора филологических наук Т. В. Поповой. – Екатеринбург: Изд-во Ур. ГУ, 2004 Полтавец Е. Ю. Как писать сочинение. – М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 336 с. Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе: Пособие для учителя/Сост. В. Я. Коровина. - М. : Просвещение, 1985. -143 с.

 «Сочинение для выпускника школы – это прежде всего испытание на умение сконцентрировать свою «Сочинение для выпускника школы – это прежде всего испытание на умение сконцентрировать свою энергию, волю в экстремальных условиях и заявить о себе как о личности» (Елена Полтавец)

Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему умение осознать тему, предмет мысли, то, Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему умение осознать тему, предмет мысли, то, о чём следует писать; умение определить объём темы, ограничить рассуждение кругом вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме; умение сформулировать основную мысль (идею) сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать; умение подобрать аргументы для доказательства основной мысли, то есть ответить на вопрос: «Как (с помощью чего) можно доказать основную мысль (идею) сочинения? » ; умение обосновать тему: «Почему интересна, актуальна эта тема? Почему выбрана именно она? » ; умение сделать логический вывод из сказанного: «Что из этого следует? »

1. Анализ формулировки темы сочинения План анализа темы сочинения 1) выделение ограничителей (конкретизаторов) темы; 1. Анализ формулировки темы сочинения План анализа темы сочинения 1) выделение ограничителей (конкретизаторов) темы; 2) анализ языковой единицы, использованной в формулировке темы; 3) определение содержательного типа темы; 4) обнаружение метафор в формулировке темы; 5) определение ключевых слов темы и отношений между ними; 6) определение объёма темы.

1. 1. Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы национальных ( «Любовь и война на страницах русской 1. 1. Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы национальных ( «Любовь и война на страницах русской литературы» ) временных ( «Подвиг народа в Великой Отечественной войне» ) жанровых ( «Поэзия – это форма любви» ) авторских ( «Родина в творчестве М. Ю. Лермонтова» )

1. 2. Анализ языковой единицы, использованной в формулировке темы незаконченность или вопросительность свидетельствуют о 1. 2. Анализ языковой единицы, использованной в формулировке темы незаконченность или вопросительность свидетельствуют о неуверенности автора высказывания в верности предполагаемой мысли ( «Почему герои М. Ю. Лермонтова, как правило, одиноки? » , «Это страшное слово «война» …» ). побудительность – в полной уверенности в своей правоте и необходимости основанных на ней действий ( «Иди, куда ведет тебя мечта!» ). если тема сформулирована односоставным назывным предложением, то в ней, как правило, не содержится основной мысли будущего сочинения и её нужно будет формулировать самому пишущему ( «Доброта и милосердие» ). если тема сформулирована двусоставным или односоставным глагольным предложением, то такая формулировка в большинстве случаев содержит основную мысль будущего текста, идею, которую нужно будет доказать или опровергнуть ( «Нам песня строить и жить помогает!» ).

1. 3. Определение содержательного типа темы Тема - предмет: кто (что) является кем (чем) 1. 3. Определение содержательного типа темы Тема - предмет: кто (что) является кем (чем) и почему? ( «Нравственные проблемы современных людей» ) К теме можно поставить только один вопрос: «О чём надо рассуждать в этой теме? » Задача пишущего – сформулировать основную мысль будущего сочинения, ответив на вопрос: «О чём и что надо говорить о предмете речи? » , затем подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль Тема - признак: кто (что) имеет такие признаки и почему? ( «Отцы и дети в жизни и в литературе» ) К теме можно поставить вопросы: «Что надо говорить о предмете? Каковы признаки этого предмета? » Задача пишущего – сформулировать основную мысль будущего сочинения, ответив на вопрос: «О чём надо рассуждать и что нужно говорить о предмете речи? » , затем подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль Тема - суждение: кто (что) проявляется в чем и почему? ( «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (А. де Сент-Экзюпери) Тема позволяет ответить на два вопроса: «О чём надо рассуждать? » и «Что надо говорить о предмете речи? » (т. е. «Какой признак приписан предмету рассуждения (тому, о чём мы рассуждаем)? )

1. 4. Метафоры в формулировке темы При определении суждения, отраженного в формулировке темы, необходимо 1. 4. Метафоры в формулировке темы При определении суждения, отраженного в формулировке темы, необходимо осознать значение каждого слова и дать его толкование. При этом слова, употребленные в переносном, метафорическом значении желательно заменить словами в прямом значении. «У истории нет корзины для хлама» (В. Гюго) Тезисами могут стать следующие утверждения: - для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы целых стран и народов, так и незначительные происшествия; - история помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих её ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу.

1. 5. Определение ключевых слов темы и отношений между ними Ключевые слова можно найти 1. 5. Определение ключевых слов темы и отношений между ними Ключевые слова можно найти двумя способами: 1. По вопросу «О чём говорится в теме? » Например, в теме «Величайшие истины – самые простые» надо говорить об истинах. 2. Ключевые слова могут представлять собой ряд синонимов, тематически связанных слов или антонимическую пару. Например, в сочинении на тему «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л. Н. Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению – милосердие, поддержка, помощь.

1. 6. Формулировка и объем темы Объем темы – круг вопросов, которые подлежат обязательному 1. 6. Формулировка и объем темы Объем темы – круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению в сочинении. Для этого необходимо выделить компоненты смысла: а) содержание понятий, использованных в формулировке темы; б) отношения между ними (суждения), если понятий несколько.

 Вопросы можно разделить на несколько групп: 1) понятийные вопросы, определяющие понятия темы ( Вопросы можно разделить на несколько групп: 1) понятийные вопросы, определяющие понятия темы ( «Что такое. . . ? » , «Что обозначает …? » и т. п. ). Эти вопросы предполагают в качестве ответа общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина; 2) детализирующие вопросы, предполагающие объяснение переносного, иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема ( «Что я понимаю под…? » , «Какой смысл вкладывает автор в…? » и т. п. ); 3) связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями ( «Почему автор называет. . . ? » , «Как раскрывается в произведении…? » , «Каково значение. . . ? » , «Каково место данного произведения (автора)…? » и т. п. ) Пример темы: «Давным-давно окончен бой…» Что обозначает многоточие в конце цитаты? О каком бое идет речь? Что понимается под этим? Как связаны давность событий и память о них?

Опираясь на вопрос «О чем нужно писать в сочинении? » , можно найти компоненты Опираясь на вопрос «О чем нужно писать в сочинении? » , можно найти компоненты смысла, которые заданы в формулировке и помогают осознать и раскрыть тему. Задание: Ответьте на вопрос, раскрывающий тему сочинения (о чем нужно писать в этом сочинении? ). Постарайтесь выбрать тот ответ, который охватит весь объем сочинения. «За раны Игоревы, за землю русскую!» (по «Слову о полку Игореве» ) А. О призыве к единению всех русских князей. Б. О боевой мощи русских княжеств. В. О гуманистическом содержании произведения древнерусской литературы, в котором не говорится о военных неудачах князя Игоря и не содержится желания отомстить ему. Г. Об образе русской земли как объединяющем элементе всей образной структуры произведения.

Темы сочинений (Нижегородская область) 1) Почему Белинский назвал поэзию Лермонтова «симфонией жизни» ? 2) Темы сочинений (Нижегородская область) 1) Почему Белинский назвал поэзию Лермонтова «симфонией жизни» ? 2) Какие события в жизни людей ведут к единению, общности, а какие к вражде, раздору между ними? 3) О чём думает человек, вглядываясь в звёздное небо? 4) Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей? 5) Как можно понять выражение: «Самый большой враг человека – он сам» ?

Темы сочинений (Ставропольский край) 1) «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф. М. Достоевский) (По Темы сочинений (Ставропольский край) 1) «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф. М. Достоевский) (По одному из произведений М. Ю. Лермонтова). 2) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни. . . » (А. П. Платонов). 3) «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» (Иоганн Вольфганг Гёте). 4) «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В. Г. Белинский). 5) «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих. . . » (Ф. М. Достоевский).

Темы сочинений «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) Темы сочинений «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (по творчеству М. Ю. Лермонтова). «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. . . » (В. Г. Белинский) «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (Иоганн Готфрид Зейме). «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий). Что означает для человека выражение «плыть по течению» или «против течения» ?

2. Изобретение замысла (идеи) сочинения 2. 1. Основная мысль (идея) сочинения – это та 2. Изобретение замысла (идеи) сочинения 2. 1. Основная мысль (идея) сочинения – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объем темы, и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своем сочинении автор. Определить основную мысль можно по вопросу «О чем и что я буду писать? » . Ответ на этот вопрос и будет представлять собой формулировку основной мысли сочинения.

1. Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему? «Лирический герой стихотворений М. Ю. 1. Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему? «Лирический герой стихотворений М. Ю. Лермонтова» Основная мысль сочинения: герой лирики поэта является человеком высокоинтеллектуальным, склонным к самоанализу, ощущающим свою исключительность и одиночество.

2. Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему? «Отцы и дети в жизни 2. Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему? «Отцы и дети в жизни и в литературе» Основная мысль сочинения: проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, - это вечный вопрос. Дети должны уважительно относиться к жизненному опыту старших, а отцы – ценить попытки детей стать самостоятельными. В этом единственный путь разрешения проблемы

3. Тема-суждение: кто (что) проявляется в чем и почему? «Татьяна Ларина – идеал поэта» 3. Тема-суждение: кто (что) проявляется в чем и почему? «Татьяна Ларина – идеал поэта» Основная мысль: Татьяна – любимая героиня автора, потому что она обладает лучшими чертами русского национального характера (верность единственному избраннику, любовь к родной природе, самоотверженность), способна к глубокому, подлинному чувству, не может строить свое счастье на несчастье других.

4. Тема-суждение: автор сочинения (герой произведения, автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы) относится 4. Тема-суждение: автор сочинения (герой произведения, автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы) относится к чему-либо (оценивает что-либо) таким образом, потому что… «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (А. де Сент-Экзюпери) Основная мысль: чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.

Порядок работы над основной мыслью сочинения 1. Определить понятия и термины, которые встретились в Порядок работы над основной мыслью сочинения 1. Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, то есть дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы. 2. По вопросам определить отношения между основными понятиями. 3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении? »

 «Уединение нужно искать в больших городах» (Р. Декарт) Что такое уединение? (Уединение – «Уединение нужно искать в больших городах» (Р. Декарт) Что такое уединение? (Уединение – это сознательно выбранное одиночество, отшельничество, затворничество). Почему уединение необходимо человеку? (Оно необходимо ему для того, чтобы осмыслить свою жизнь и отношения с окружающими). Почему его надо искать? (Уединение помогает отдохнуть от постоянного общения и взаимодействия с другими людьми). Почему уединение (одиночество) можно найти в больших городах? (Жизнь в маленьких селениях заставляет людей объединяться, она не даёт человеку испытать одиночество. Большие же города разобщают людей, делают их одинокими). Основная мысль: уединение, одиночество иногда бывает просто необходимо человеку, и, как это ни парадоксально, именно большие города с присущей им разобщенностью людей дают эту возможность.

2. 2. Подбор и расположение доказательств. План основной части сочинения Последовательность работы по доказательству 2. 2. Подбор и расположение доказательств. План основной части сочинения Последовательность работы по доказательству основной мысли: 1) определяем основную мысль; 2) чётко формулируем её (формулировка будет содержать несколько тезисов (суждений); 3) последовательно доказываем каждый тезис в отдельном пункте плана, который будет соответствовать отдельному абзацу. Таким образом, мы подберем несколько доказательств, аргументов для раскрытия основной мысли.

 «Величайшие истины – самые простые» (Л. Толстой) (по произведениям русской литературы) Тезисы: 1. «Величайшие истины – самые простые» (Л. Толстой) (по произведениям русской литературы) Тезисы: 1. Истины бывают сложными и простыми. 2. Сложные истины не всегда бывают великими. 3. Настоящие истины отличаются своей безыскусностью. 4. Простота, ясность формы свидетельствует о ясности смысла какой-либо истины.

2. 3. Вступление к сочинению Во вступлении можно: 1) охарактеризовать историческую обстановку во время 2. 3. Вступление к сочинению Во вступлении можно: 1) охарактеризовать историческую обстановку во время создания произведения; 2) определить значение данного произведения для истории литературы и культуры в целом; 3) кратко охарактеризовать творчество писателя и определить место в нем данного произведения; 4) дать краткую характеристику того образа, художественного приема, композиции, конфликта и т. п. , которым посвящена тема; 5) определить особенности указанного в теме образа, художественного приема по сравнению с другими однотипными образами, приемами и т. п. 6) дать толкование термина, указанного в теме, рассмотреть разные точки зрения на понимание этого термина, явления и т. п. ; 7) определить, почему выбрана именно эта тема, чем она интересна; 8) отметить актуальность, злободневность выбранной темы; 9) указать разные (возможные) точки зрения на проблему, вопрос, поставленный в теме, и высказать свое понимание темы; 10) сказать об ассоциациях, которые вызывает данный вопрос, тема и т. п.

Типы вступлений 1. Историческое вступление Это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, Типы вступлений 1. Историческое вступление Это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей. Такое вступление должно относиться только к тем сочинениям, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. ( «Эпоха революционных преобразований в произведениях А. Платонова, Е. Замятина, М. Шолохова» ). 2. Аналитическое вступление В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. ( «Душа и маска Печорина в художественном изображении М. Ю. Лермонтова» : нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя).

3. Биографическое вступление Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его 3. Биографическое вступление Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, сведений о его родных и знакомых, которые могли стать прототипами произведений, истории создания произведения и т. п. ( «Россия в лирике А. Блока» : невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир). 4. Сравнительное вступление Необходимо там, где в теме предполагается сравнение. ( «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б. Васильева, В. Астафьева, К. Воробьева и др. ): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений). 5. Вступление-характеристика произведения Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. ( «Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» )

6. «Лирическое» вступление Во вступлении можно обосновать свой выбор особым интересом к теме, личным 6. «Лирическое» вступление Во вступлении можно обосновать свой выбор особым интересом к теме, личным опытом, то есть связать тему сочинения со своим жизненным или духовным опытом. Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями? » 7. Вступление-перекличка с современностью В данном вступлении, как правило, обосновывается актуальность, злободневность темы, указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днём.

Образец вступления «Духовные поиски героев Толстого» (По роману-эпопее «Война и мир» ) В романе-эпопее Образец вступления «Духовные поиски героев Толстого» (По роману-эпопее «Война и мир» ) В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» действует почти пятьсот героев. Это представители разных социальных слоев, люди разных убеждений, возрастов, характеров. Но многие из них объединены стремлением определить свое место в мире, найти цель и смысл своего существования. Таковы князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и некоторые другие герои. События, описанные в романе, меняют их взгляды, заставляют сделать выбор: «жить для себя» или «жить для других» . Каковы же основные этапы духовных поисков героев Л. Толстого?

2. 4. Заключительная часть сочинения Заключение должно отвечать следующим требованиям: содержать выводы из написанного 2. 4. Заключительная часть сочинения Заключение должно отвечать следующим требованиям: содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении; должно соответствовать теме сочинения.

Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту: 1) для того чтобы проверить, соответствует Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту: 1) для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения? » и ответить на него, перечитав весь текст. 2) необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует? » Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.

Вариант заключения «Отцы и дети в русской классике» …Итак, проблема отцов и детей не Вариант заключения «Отцы и дети в русской классике» …Итак, проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара, как мир, и является она лишь частью той бесконечной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, плохо это или хорошо. Кроме того, в семье от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений между родителями и детьми зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы он изберёт для себя, что для него будет ценно в жизни. Вот почему и отцы, и дети должны с равной долей уважения и внимания относиться друг к другу.

Виды ошибок несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы; фактические ошибки, связанные с отсутствием Виды ошибок несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы; фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий; логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, а также неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы; речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста; грамматические ошибки; орфографические и пунктуационные ошибки; несоблюдение требуемого объема.

Фактические ошибки Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой Фактические ошибки Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей. Две категории фактических ошибок: 1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п. ); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д. 2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.

Виды фактических ошибок Грубые (если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или Виды фактических ошибок Грубые (если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой) Негрубые (если же вместо «Княжна Мери» , выпускник написал «Княжна Мэри» , то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы)

Логические ошибки Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, Логические ошибки Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему: отступления от темы, пропуски необходимых частей работы, отсутствие связи между частями, отдельные логические несообразности в толковании фактов и явлений.

Основные логические ошибки 1) нарушение последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями высказывания; 3) Основные логические ошибки 1) нарушение последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями высказывания; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление микротемы другой микротемой; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п. ; 7) нарушение причинно-следственных связей; 8) нарушение логико-композиционной структуры текста.

Неудачный зачин Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте Неудачный зачин Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: «С особенной силой этот эпизод описан в романе. . . » Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.

Ошибки в средней части В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: «Большую, страстную Ошибки в средней части В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: «Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании» . Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: «Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга» .

 Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: «Из Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: «Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом» . Или: «В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку» .

 Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: «Общее Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: «Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету» . Правильный вариант: «Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето» .

Неудачная концовка Вывод продублирован: «Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью Неудачная концовка Вывод продублирован: «Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие» .

Речевые ошибки Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, Речевые ошибки Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: «Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов» , «Они потеряли на войне двух единственных сыновей» . Само по себе слово «одноименный» (или «единственный» ) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Виды речевых ошибок 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление иностилевых слов Виды речевых ошибок 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление иностилевых слов и выражений; 3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; 5) смешение лексики разных исторических эпох; 6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью); 7) употребление лишнего слова (плеоназм); 8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 9) необоснованный пропуск слова; 10) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Наиболее частотные речевые ошибки 1. Неразличение (смешение) паронимов: «Хищное (вместо «хищническое» ) истребление лесов Наиболее частотные речевые ошибки 1. Неразличение (смешение) паронимов: «Хищное (вместо «хищническое» ) истребление лесов привело к образованию оврагов» ; «В конце собрания слово представили (вместо «предоставили» ) известному ученому» ; «В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол «взглянуть» обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: «взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь» , а глагол «заглянуть» , который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).

2. Ошибки в выборе синонима: «Имя этого поэта знакомо во многих странах» (вместо слова 2. Ошибки в выборе синонима: «Имя этого поэта знакомо во многих странах» (вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблен его синоним «знакомо» ); «Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует» (в данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним «место» ; иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены).

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: «В третьей части текста не веселый, 3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: «В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься» (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый и мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).

4. Нарушение лексической сочетаемости: «В этом книжном магазине очень дешевые цены» ; «Леонид вперед 4. Нарушение лексической сочетаемости: «В этом книжном магазине очень дешевые цены» ; «Леонид вперед меня выполнил задание» ; «Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект» .

Грамматические ошибки Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, Грамматические ошибки Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Основные грамматические ошибки Ошибочное словообразование, Ошибочное образование форм частей речи, Нарушение согласования, управления, Нарушение Основные грамматические ошибки Ошибочное словообразование, Ошибочное образование форм частей речи, Нарушение согласования, управления, Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, Нарушение связи между подлежащим и сказуемым, Ошибочное построение предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, Смешение прямой и косвенной речи, Нарушение границ предложения

– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, – подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не те приставка или суффикс); – без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче вместо легче (неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма); – заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления); – Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы).

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц: 1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет); 2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует. . . даст. . , научит. . . или. . . дает. . . , учит. . ); 3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие); 4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя); 5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут); 6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.

Грамматические ошибки в предложении 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Главное, чему теперь я Грамматические ошибки в предложении 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения» (правильно «это художественная сторона произведения» ); «Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо «нужны смелость, знания, честность» );

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла 2) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника» ; отрывом частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): «В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: «. . . всего две проблемы» );

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): «Его храбрость, (? ) постоять за честь и справедливость 3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): «Его храбрость, (? ) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста» ; 4) неправильное построение сложносочиненного предложения: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только Орфографические ошибки Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др. ).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. . . (дон Педро и Дон Кихот).

6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарьминимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папьемаше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

Графические ошибки - различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, Графические ошибки - различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т. е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление Пунктуационные ошибки Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 1) тире в неполном предложении; 2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5) в передаче авторской пунктуации. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

Удачного написания сочинения! Удачного написания сочинения!