ИТОГОВОЕ_СОЧИНЕНИЕ[1].pptx
- Количество слайдов: 44
* ИТОГОВОЕ СОЧИИНЕНИЕ Подготовка к экзамену по литературе
* Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3 -№ 5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
* Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п. ). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т. е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).
* Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п. ) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).
* Критерий № 3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).
* Критерий № 4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).
* Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
* 1. ВСТУПЛЕНИЕ ( Ответ на вопрос темы без привлечения литературного материала) 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Аргументация собственного мнения на примере одного или нескольких произведений художественной литературы 3. ВЫВОД (Подводим итоги рассуждения по теме)
* *Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоничном единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности
* *Примерные варианты формулировок тем сочинения: * Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? * «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М. М. Пришвин). * «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н. В. Гоголь). * Должен ли разумный человек жить чувствами? * Как в водовороте страстей не потерять разум? * Что правит миром – разум или чувство? * В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему? * Стихия чувств и холод разума. . . * Победа разума над чувством. . . * Спор разума и сердца. . . * Содружество разума и чувств. * Кто хоть раз в жизни не терял рассудка? * Мольер * Разум — счастливый дар человека и его проклятие. Эрих Фромм
* * Программные произведения для привлечения литературного материала: «Слово о полку Игореве» , Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» , А. С. Грибоедов «Горе от ума» , Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» , И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» , Л. Н. Толстой. Романэпопея «Война и мир» , Шекспир «Гамлет» , М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» , А. Н. Островский «Гроза» , И. А. Гончаров «Обломов» , Ф. И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» , Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» , Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» , А. П. Чехов «Ионыч» , «Человек в футляре» , М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» , М. Горький «Старуха Изергиль» , «На дне» , И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» , сб. «Тёмные аллеи» , М. Булгаков «Собачье сердце» , «Мастер и Маргарита» , К. Н. Паустовский «Телеграмма» , «Простая клеёнка» , В. Распутин «Прощание м Матёрой» , «Уроки французского» , «Живи и помни» , А. Алексин «А тем временем где-то» , В. Кондратьев «Сашка» , Ги де Мопассан «Ожерелье» , О. Уальд «Портрет Дориана Грея»
* *ВСТУПЛЕНИЕ (ТЕЗИС) Люди часто говорят: «Я чувствую. . . » Всем известно, что можно испытывать любовь, злость, страх. . . Чувств очень много, и они так разнообразны! Что же такое чувство? Согласно словарю, это эмоциональный процесс, который не управляется разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что сознание подсказывает нам одно, а чувства-совсем другое! На протяжении уже нескольких тысячелетий люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. Для меня, пожалуй, в этой ситуации важнее разум. Попробую доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям художественной литературы.
* *Основная часть В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о вечной борьбе эмоций и разума, обращусь к произведению Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» . Главный герой романа, Евгений Базаров, изначально был показан холодным и бесчувственным человеком. И это неудивительно, ведь герой был нигилистом. Базаров искренне считал, что любовь- выдумки романтиков, его жизнь была подчинена рационализму, рассудку, и этим он мне импонировал. Но все в его жизни изменилось в один миг. Тургенев решает устроить Евгению испытание любовью и вводит героиню Анну Одинцову. Это можно объяснить особенностями склада натуры самого Тургенева, который сам, поддавшись эмоциям прожил свою жизнь «на краю чужого гнезда» . И Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличии от других, вдруг. . . влюбился. Интересно наблюдать за тем, как героя злят его чувства, как он пытается избавиться от них, но всё безрезультатно. В конце романа Базаров, уже умирая, наконец признается в любви Одинцовой. Но продолжения их отношений уже не будет, и нам лишь остается переосмыслить прочитанное и сделать свой собственный выбор.
* * Основная часть В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, возьму роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» , в котором четко прослеживается «противостояние» разума и эмоций. Татьяна Ларина, главная героиня произведения сразу же влюбляется в Евгения- человека разума. В ней нет напускной скромности и светского жеманства, поэтому она первая признается в своей любви. Девушка верит, что Онегин был послан ей Богом. Но герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем сильно её ранит, но девушка решает жить дальше. Так, спустя некоторое время, она выходит замуж, в душе любя Евгения и помня его. Встретившись с «новой» Татьяной, главный герой признаётся в своих чувствах, но девушка остаётся непреклонна. Она признаёт, что не любит своего избранника, но свой выбор она сделает в пользу чести и разума. «Я вас люблю (к чему лукавить? ), Но я другому отдана; Я буду век ему верна, » - так заканчивает разговор Татьяна Ларина.
*РАЗУМ И ЧУВСТВО ЗАКЛЮЧЕНИЕ * Я привела эти два примера, доказывая еще раз, что каждый человек когда-нибудь задастся вопросом: «Чему следовать: чувствам или разуму? » И я считаю, что нужно лишь довериться себе, взвесить все «за» и «против» и сделать выбор.
* «Честь и бесчестие» . В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
* *Примерные формулировки тем сочинений *Всегда ли следуем быть верным голосу совести? *Нужно ли беречь «честь смолоду»
*Примерный перечень текстов *Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка» ; М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта» , “Герой нашего времени» ; Л. Н. Толстой «Война и мир» ; А. И. Куприн «Брегет»
* «Победа и поражение» . *Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социальноисторическом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
* «Победа и поражение» . *. Примерные варианты формулировок тем: *Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы… Сент-Экзюпери А. *Величайшая победа — победа над самим собой. Цицерон *Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. *Эрнест Хемингуэй
* *Тексты для привлечения литературного материала: «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина,
* *В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. *Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
* * Примерные темы сочинения * Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бороться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишать ся. А спокойствие — душевная под лость. Л. Толстой * Почему Пушкин назвал опыт сыном «Ошибок трудных» ? * Какова цена ошибок на пути познания мира? * Какова цена ошибок на пути обретения жизненного опыта?
* Какова цена ошибок на пути обретения жизненного опыта? * Вступление * «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» , - писал Л. Н. Толстой. * И , действительно, кто из нас хотя бы раз в жизни не задавался трудным вопросом о цене ошибок в обретении жизненного опыта? Любая жизненная ситуация даёт возможность получить необходимый для нашего развития опыт. Жизнь — это удивительный процесс обучения, понимания, сострадания, терпения и любви. Наилучшая возможность для духовного роста часто появляется в самые трудные моменты жизни, когда человек испытывается на прочность. Жизненная ошибка — это составная часть духовного роста человека. Самый главный путь обретения истины - путь опыта.
* * Основная часть * Обратимся к творчеству Виктора Петровича Астафьева. Писатель ушел из жизни недавно. У него была сложная судьба. Вырос он сиротой, прошел войну рядовым, еле живым вернулся домой. Тема взросления человека и обретения им жизненного опыта проходит через многие рассказы писателя. В произведении «Конь с розовой гривой» перед читателем предстает картина жизни деревни. Окружающий мир мы видим глазами маленького мальчика. Вместе с ним мы увлекаемся рыбной ловлей, пугаем птиц, нас захватывает ощущение ужаса, когда забегаешь в пещеру с нечистой силой. На самом деле все повествование — это воспоминание уже взрослого человека об уроках жизни.
*Завязкой рассказа является эпизод, в котором бабушка послала героя за земляникой, и за это пообещала ему «пряник конем» . В финале произведения мечта героя исполняется: «по скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой» . Казалось бы, история счастливо завершена. Но какова цена этого сказочного коня? Прошло много лет, а автор пишет: «Я не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» . Рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. Здесь рождается вера человека в добро. Для него это лучший урок великодушия и душевной щедрости. Он клянется сам себе, что никогда не пойдет больше на подлость и коварство. В своем произведении Астафьев показывает нам, какова цена ошибок на пути обретения жизненного опыта
* Не менее поучительным является рассказ Астафьева «Макаронина» , в котором герой-рассказчик оценивает эпизод из своей жизни с высоты времени. Писатель показывает день из жизни солдата перед отправкой на фронт. Бытовая зарисовка: учебно-распределительное подразделение, созданное «военной бюрократией» , «котелки, похожие на автомобильные цилиндры, уемистые, ухлебистые» , выдаваемые на двоих. Грубая лексика, просторечные слова ( «посудина дадена не зря» ) правдиво рисуют солдатский быт. В рассказе точно указывается время, когда происходят события: «Шел май сорок третьего года» . Это начало фронтовой биографии солдата Астафьева.
* Противопоставление как композиционный приём позволяет читателю понять поведение и мысли героев; их внутреннее состояние; отношение к жизни, окружающим. Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственнопрямая речь, использованная автором, передает чувства героя - рассказчика. Автор обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции. Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистичным потребностям. Рассказ «Макаронина» - это своеобразный разговор писателя с читателем о роли ошибок в обретении жизненного опыта. Не случайно произведение завершается фразой: «Но, как видите, я не забыл случайного напарника по котелку и не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь» .
* * Вывод Уроки, которые дает нам жизнь, являются настолько мудрыми , что формируют человеческие ценности на протяжении всей жизни. Плата за ошибки - это не только негативные эмоции, слёзы, потери, но и обретение необходимого жизненного опыта. Не случайно еще А. С. Пушкин писал: О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, [сын] ошибок трудных, И Гений, [парадоксов] друг, [И Случай, бог изобретатель]
*
*Тексты для привлечения литературного материала
* * Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду
* * Примерные варианты формулировок тем: * Не забывай, ты всегда отвечаешь за всех, кого приручил. А. де Сент-Экзюпери.
* * Тексты для привлечения литературного материала *(А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» *Тургенев «Отцы и дети» , Толстой «Война и мир» *Экзюпери «Маленький принц» И. Гончаров «Обломов» (Обломов – Штольц); Б. Окуджава «Возьмёмся за руки, друзья. . . » , В. Высоцкий «Если друг оказался вдруг. . . » . Лихачев « Молодость вся жизнь»
* * «рассказ о том, что война может совершенно изменить и «вывернуть наизнанку» любые моральные ценности» ; * · «жизнь на войне не имеет никакой ценности» ; * · «рассказ о силе любви» ; * · «о том, что такое дезертирство и было ли оно на самом деле» . * Война ужасна, она вынуждает человека быть жестоким, идти на предательство по отношению к друзьям. Человек, в отличие от собаки, способен сделать выбор, Валентин погиб, он сам выбрал смерть; собака спасена, потому что Ира тоже делает свой выбор человечности. Как чувствует себя главная героиня, совершив преступление? (замирая от страха; ледяное жерло метели, которая бесновалась). Собаки- преданные существа, они не могут обмануть, предать, а человек пользуется их верностью и беззащитностью, посылая таким образом на смерть. Очень маленьким по объему произведением Людмила Улицкая смогла заставить читателя задуматься о цене жизни человека и животного в военное время, о гуманности, даже, возможно, о правильности или неправильности выбора. Собаки, как и люди, призывались на войну. * На всех фронтах действовали полки, батальоны, отряды и роты военного собаководства. * Они решали самые разные задачи. . . Собаки инженерно-саперной службы обезвредили более 4 миллионов мин и фугасов. * Почти 700 тысяч раненых красноармейцев и командиров было вывезено с поля боя четвероногими санитарами. * Собаки, служившие в специальных подразделениях, подтаскивали патроны и малокалиберные снаряды, собаки-связисты обеспечивали связь с передовой.
* слова Улицкой: “Я полагаю, что за пределами нашего существования есть нечто, что даст * * * осколкам сложиться в картинку и прояснит ее. Определит истину победы и поражения”. [кн. обозр] Складывается впечатление, что ее творчество - своеобразный поиск точек, в которых ищущий иногда может уловить проблеск того запредельного бытия и не понять, а почувствовать его закон. В тех рассказах, где основное действие вершится в душе персонажа, отсутствуют даже обстановочные пейзажи, а характеристика образа переносится на портретное описание ( «Дезертир» , «Кошка большой красоты» , «Том» , «Финист Ясный Сокол» и др ) Создавая выразительные персонажи, писательница прибегает к речевой и портретной характеристике, к предметной детали, к несобственно-прямой речи. Важную роль в малой прозе Л. Улицкой играют внефабульные элементы, призванные осветить сознательные и подсознательные процессы у создаваемых характеров: авторское отступление, сон, ассоциативное воспоминание [17, c. 65]. Для прозы Л. Улицкой характерен углубленный психологизм. Писательница дифференцирует процессы, происходящие во внутреннем мире взрослого человека и ребёнка. Автор особенно оригинален в рассказах на тему сохранения человеческого достоинства в условиях тоталитарного режима. Глазами детей писательница смотрит на конфликт личности с государством. Проза Л. Улицкой отличается от прозы авторов-постмодернистов психологической разработанностью характеров [13, c. 52]. Особое значение в создании характеров в прозе Л. Улицкой играет сравнительная характеристика представленных автором поколений, принятие или неприятие ими этических ориентиров взрастившего их времени, их отношение к прошлому, к вневременным ценностям. В своём большинстве положительные характеры Л. Улицкой, особенно в рассказах на тему столкновения мечты и действительности, спасения от жестокостей внешнего мира, являются романтическими, ведомыми жизнью души. Их поступки определяет интуиция, генетическая память. Автор зачастую не мотивирует отличительные особенности таких характеров [10, c. 45].