италия (2).pptx
- Количество слайдов: 8
Итальянское искусство эпохи возраждения
Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. Тогда во Флоренции произошло мощное зарождение Ренессанса, что и послужило толчком для пересмотра всейхудожественной культуры Италии. Творчество таких авторов как Мазаччо, Донателло и их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей» , присущего готическому искусству позднего треченто. Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров. Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности. Большую часть внимания художников занимает колорит индивидуальностей характера, сила человеческих переживания. Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Стоит отметить, что тот героизм и монументальность, которые характеризовали творения открывших итальянскую эру Возрождения великих авторов, удерживаются в искусстве кватроченто лишь некоторое время и развиваются в дальнейшем лишь только в период Высокого Возрождения. Художественная реформа начала XV века отсекла возможность обращения, как к старым формам, так и к средневековому спиритуализму. С этого временного этапа искусство Италиистановится реалистично направленным и обретает оптимистический светский характер, что является определяющей чертой Возрождения. Чтобы перестать обращаться к традициям готики раннего Возрождения начинается поиск идей в античности и в искусстве Проторенессанса. Это происходит с одним отличием. Так, если раньше воззвание к античности носило скорее эпизодический характер, и зачастую было лишь простым копированием стиля, то теперь к использованию античного наследия подошли с творческой позиции. В XV веке происходит сближение искусства и науки. Художники стремятся познать и изучить окружающий мир, что приводит к расширению их кругозора и уходу от узкой направленности цехового ремесла. Также это способствует возникновению вспомогательных дисциплин. Великие архитекторы и художники (Донателло, Филиппе Брунеллески, Леона Баттисты Альберти и другие) разрабатывают теорию линейной перспективы. Данный период ознаменовывается систематическим изучением строения человеческого тела и появлением теории пропорций. Для того чтобы правильно и реалистично изобразить человеческую фигуру и пространство привлекаются такие науки как анатомия, математика, анатомия и оптика.
В конце XIV — начале XV века в архитектуре происходит оформление стиля Ренессанса и уход от старых традиций. Подобно изобразительному искусству главенствующую роль в обновлении сыграл призыв к античности. Конечно, новый стиль был не просто второй жизнью для античности. Архитектура Ренессанса была создана в соответствии с новыми духовными и материальными запросами людей. Первоначально архитектура Ренессанса находила свои идеи развития в памятниках, которые были подвластны влиянию античного зодчества. Совместно с новыми идеями творцы Ренессанса, несмотря на отказ от старых устоев, перенимают некоторые свойства готической архитектуры. Византийское зодчество также отразилось на формировании нового стиля, наиболее ярким примером служит церковное строительство. Процесс превращения и развития архитектуры Ренессанса проистекает от попыток изменения внешних декоративных частей к полной переработке ключевых архитектурных форм. Неоднородностью отличается итальянское искусство — XV века. Различие условий местных школ приводит к появлению разнообразия художественных направлений. Если в передовой Флоренции новое искусство было радушно принято, то это вовсе не означает, что оно получило признание и в других частях страны. Одновременно с работами авторов Флоренции (Мазаччо, Брунеллески, Донателло), в северной Италии продолжали своё существование традиции византийского и готического искусства, лишь понемногу смещаемых Ренессансом. Одновременное присутствие инновационных и консервативных тенденций свойственно как местным школам скульптуры и живописи, так и архитектуре XV века.
Проторенессанс Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий. Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половине XIII века, начинает активно развиваться, а поэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте. Что же касается живописи, скульптуры и архитектуры, то здесь пьедестал почёта занимают Джотто, Пьстро Каваллини, Пикколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, стиль и мастерство которых во многом и определили дальнейший ход развития итальянского искусства, став фундаментальным началом для его обновления. Культура Италии XIII — XIV веков неоднозначна и сложна: сочетая органическую связь с общеевропей ской средневековой культурой, в ней возникают совершенно новые черты, предвещающие развитие Ренессанса. Эти тенденции с неравномерной силой проявляются в творчестве поэтов, писателей или художников. Наиболее ярким образцом объединения старых и новых граней является творчество Данте Алигьери. Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной» , то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире» . Торжество гуманистических черт Ренессанса над средневековыми просматриваются в творчестве писателей следующих поколений: гениального поэта и одного из первых рядов гуманистов Франческе Петрарки, отца итальянской литературной прозы и автора «Декамерона» , Джованип Боккаччо. Главенствующим становится описание настоящего земного и личного мира человека, его отношений, переживаний, мыслей и страстей. Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII — XIV веков. Ведь когда в странах Западной Европы готический царил готический стиль, в Италии уже стали показываться зачатки нового искусства. Первыми ростками стали живопись и скульптура. Итальянское искусство XIII — XIV веков было воспитано на романской традиции, подвергнутой воздействию Византии и готики. Но всё же оно стало преодолевать характерное для них сверхчувствительное начало и встало на путь создания нового художественного стиля. Кроме того, ведущую роль сыграло воззваниеитальянской культурык наследию анти чности, искусство которой родственно проторенессансным установкам. Архитектура того времени заметно отставала от скульптуры и живописи, оставаясь скованной рамками средневековых традиций. Но симптомы выздоровления и попытка обновления в пользу великолепия декоративности зданий была всё же видна и в зодчестве того периода. Проторенессансные тенденции получали своё развитие неравномерно. Точка отчёта приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века, но в середине столетия процесс становления прерывает влияние готики на итальянскую живопись и скульптуру. И лишь в начале XV века реформы. Джоттои художников его поколения возрождаются вновь.
Высокое Возрождение Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий. Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения. Сосредоточение художественной жизни Италии в начале XVI века перемещается в Рим. Среди крупных государств Италии папская область занимала одну из главенствующих ролей даже в конце предшествующего столетия. Она была мене развита в экономическом плане, нежели Венеция и Флоренция, но обладала силой в международном значении, став на некоторое время акцентом национально — объединительных стремлений в государстве. Папы добивались под властью Рима объединить всю Италию, делая попытки обратить его в культурный и ведущий политический центр. Но, так и не став политической точкой отсчёта, Рим преображается на некоторое время в цитадель духовной культуры и искусства Италии. Причиной этому послужила также и меценатская тактика пап, которые привлекали лучших художников в Рим. Флорентийская школа и многие другие (старые локальные) теряли свою прежнюю значимость. Единственным исключением стала богатая и независимая Венеция, демонстрирующая яркую оригинальность культуры на протяжении всего XVI. Новая роль гармонично сочеталась с историческим прошлым городом. Воспоминания о былом величии Римской империи не забывались и с новой силой приобретали новое значение. В начале XVI века это послужило толчком к развитию интереса к древнему миру и историческому развитию. Для Высокого Возрождения очень характерно воодушевление классической древностью. Наиболее благоприятным для данного увлечения стал Рим. На протяжении многих столетий его бесчисленные античные памятники привлекали различных художников. Восприятие классического наследия в Риме прошло полноценно и в более глубокой степени. За счёт постоянной связи с великими произведениями архаики, искусство освобождалось от многословия, зачастую столь характерному творчеству виртуозов кватроченто. Художники Высокого Возрождения обрели способность опускать маленькие подробности, не влияющие на общий смысл и стремиться достичь в своих творениях гармонию и сочетание лучших сторон реальности. Идеалами гуманизма пропитано искусство Высокого Возрождения. Творчество характеризуется верой в неограниченность человеческих возможностей, в его индивидуальность и в рациональный мировой аппарат. Происходит смена общераспространённого в искусстве кватроченто наивного повествовательного стиля и бытовизма на проблемы, затрагивающие гражданский долг. Главным мотивом искусства Высокого Возрождения выступает образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности. Художники стремятся к выделению основного сюжета и уходу от мелочей. Начало XVI века характеризуется достижением более высокого уровня гармонии и единства в новом виде искусств. Он отличается от средневекового стиля одинаковыми правами как у скульптуры и живописи, так и у архитектуры. Так как скульптура и живопись избавляется от беспрекословного рабства зодчества, что и даёт жизнь к формированию новых жанров искусства таких как: пейзаж, историческая живопись, портрет. В этом периоде архитектура Высокого Ренессанса набирает наибольшие обороты. Её характерными чертами являются: монументальность, представительное величие, грандиозность замыслов (пришедшие из Древнего Рима), интенсивно проявившиеся в брамантовских проектах собора святого Петра и перестройки Ватикана. Искусство Высокого Возрождения жизнеутверждающе по сути и остается верным традициям реализма в синтезе с широтой обобщения и величавостью задумок. Данное сочетание составляет неповторимый стиль в этапе развития европейской художественной культуры. Грандиозность данного искусства было почитаемо ещё и современниками, — так Вазари говорил о нём как о: «высшей ступени совершенства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства» .
Позднее Возрождение Вторая половина XV века для итальянского искусства Ренессанса становится переходным периодом. В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века — время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям. Феодально католическая реакция нанесла смертельный удар. Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии. Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют. Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения —Тинторетто, Бассано, Веронезе. Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. На лицо разлад с манерами прежних. Микеланджело, использовавших всю палитру Ренессанса. Они применяли эти средства в своих произведениях отвлечённо, заменяя диалог с реальностью на игру виртуозных форм. Это и повлекло враждебную настроенность к самой сущности ренессансной художественной культуры. Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом» . Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства. Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары ( «Жизнь Бенвенуто Челлини» ), исторические обобщающие труды ( «Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты ( «Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). Теоретические труды выражают собой идею, которая является фундаментом для творчества маньеристов — искусство возвышается над действительностью и на пьедестале стоит не реальность, а сугубо субъективные представления художника, симбиоз творческой фантазии. Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью. Италия XVI века насчитывает огромное количество академий. Наиболее знаменитыми являются: витрувианская академия в Риме (основанная в 1542 году), академия рисунка во Флоренции (сформированная Вазари в 1560 году) и Болонская академия братьев Карраччи (1580 г. ), которая дала жизнь новому этапу развитии европейского искусства. В Италии второй половины XVI века маньеризм был распространен повсеместно, но далеко не везде занимал одинаковое место, находясь на лидирующем положении в художественной культуре.
италия (2).pptx