ИХО -2Египет.ppt
- Количество слайдов: 47
История художественного образования в Древнем Египте Лекция 2.
Искусство Древнего Египта Было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии.
Фрагменты росписи из гробницы зодчего Нефермаат и его жены Итет (ок 2620 г до нэ)
Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства.
Изображение для египтян – это прежде всего знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета – значило сберечь и увековечить его жизненную силу.
Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.
Искусство Древнего Египта выросло из Вечной жизни. «Египет держал глаза открытыми перед лицом смерти» Ж. Кокто
Книга мертвых Сборник разрозненных заупокойных молитв и заклинаний, который клался вместе с погребённым. Термин сформировался, когда первые папирусные свитки находили в середине XIX века арабы и утвердился в европейской науке. «Книга о восхождении к свету» ( «Книга просветления» ) – так называли эти тексты древние египтяне. Жизнь для египтянина – это свет, в книге даются заклинания для того, чтобы покойный победил все темные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра - источником света.
Содержание Тексты книги представляют собой длинную и запутанную коллекцию магических формул, ключей, заклинаний, гимнов, песнопений, молитв, похвал, собственных имен и комбинаций чисел, которые должны были помочь душе/сердцу покойника проснуться после смерти, снова встретиться с телом и вновь обрести контроль над ним. Это учебник, путеводитель по преодолению опасностей загробного мира. Предназначен для конкретного покойника. Главное испытание- суд 42 богов – суд Осириса в зале двух истин Маат. Либо вечная счастливая жизнь, либо вторая окончательная жизнь.
Книга Мертвых Составление, перевод, предисловие и комментарии А. К. Шапошникова Поэтические переводы И. Евсы Изд-во Эксмо, 2003 - 432 с. (Серия "Антология мудрости"). http: //www. biblio. nhat-nam. ru/Book_of_the_Dead_Egipet. pdf Уоллис Бадж Магия Древнего Египта. Тайны Книги мертвых http: //www. e-readinglib. org/bookreader. php/1002771/Badzh_Uollis__Magiya_Drevnego_Egipta. _Tayny_Knigi_mertvyh. html http: //lifeglobe. net/entry/1258 http: //godsbay. ru/egypt/myth_egypt 3. html http: //piramidavorever. ru/egipetskie-ieroglify/210 -knigamertvyh. html
Художественное образование в Древнем Египте Путешествие царицы Гачсепсут. Стенная роспись
Законы фронтальности Многоплановость изображения подчинялась вертикальной плоскости, сохраняя целостность восприятия стены, подчеркивая зависимость изобразительного искусства от архитектуры. Пруд с пальмами. Рисунок из Фиванских гробниц Пруд с пальмами
Фризовая композиция Незаслоняемость, уровни Хозяйство вельможи Нефера
Подданные Эхнатона славят бога солнечного диска. За игральной доской. Воскрешение Осириса. Знатные египтянин на охоте. Ссыпка зерна в зернохранилище
Наказание слуги. Фреска (Древний Египет)
Древнеегипетский канон пропорций В конце 19 века, был найден рисунок фронтального изображения человека с таким расчленением, где единицей измерения служила длина среднего пальца. Фигура расчленялась на 19 частей и 2 1/2 отводилась на головной убор.
С древнейших времен пропорции человека составляли предмет изучения художника, его "математическую лабораторию". На первых порах художником руководило, быть может, не столько стремление "дойти до самой сути", сколько необходимость в каких-то объективных - числовых или геометрических - формах передать свой опыт и свое мировоззрение преемникам. Так в искусстве возникали каноны. Известны три древнеегипетских канона : 1. первый канон эпохи Древнего царства, приписываемый Имхотепу (XXVIII в. до н. э. ), слагает рост человека из 6 ступеней ноги; 2. второй - эпохи Среднего и Нового царства (XXI-XII вв. до н. э. ) разбивает каждую ступню еще на три части и таким образом составляет рост человека из 18 единиц; 3. третий канон позднего периода** (XI-IV вв. до н. э. ) складывает рост человека из 21 части с четвертью. Текст египетских канонов не сохранился, хотя в дошедшем до нас каталоге храмовой библиотеки в Эдфу под шестым номером значится трактат "Предписание для стенной живописи и канон пропорций". Легко видеть, как с течением времени усложнялся древнеегипетский канон, хотя и на такие ничтожные для современника "уточнения" потребовалось ни много ни мало 2500 лет.
Пропорции пирамид, храмов, барельефов, система обучения рисования в древнем Египте свидетельствует о том, что египетские мастера знали и пользовались соотношением «золотого сечения»
Египетские иероглифы Изображения дополнялись иероглифами, которые представляли собой еще более стилизованное изображение реальных предметов.
Выбор профессии художника Ну, тут никакого выбора не было. В Древнем Египте профессии передавались от отца к сыну, от сына своему сыну. Свободы мало, но в этом были и свои плюсы. Отец мог дома обучать своего ребёнка. Родитель брал своего сына на строительство какого-нибудь храма или дворца. При таком строительстве были школы, в которых и осваивали профессию юные художники.
Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов Расчленение рисунков на квадраты, позволяло точно определить пропорции фигур. Пропорции стоящей фигуры Пропорции сидящей фигуры
Правила обучения учеников Метод и система обучения учеников была едина во всех заведениях и у всех преподавателей. Каноны предписывали строгое соблюдение правил обучения. Большое внимание уделялось технике рисования. Преподавателю нужно было научить учеников технике свободного движения руки. Ученик должен был легко рисовать плавные линии на поверхности доски. Так же ученик должен иметь твердую руку, чтобы хорошо выцарапывать контуры рисунков на стене и камне. Система обучения была очень жестокой: за любое отступление от канонов ученик был строго наказан, даже избиением палками. Историки нашли папирусы, где сказано, что некоторые ученики ходили в колодках по 3 месяца или были связаны в темнице храма.
Материалы для рисования В инструментах для рисования нет ничего необычного. Это уголь, кисть и металлический штифт. Поверхностью для рисунка служили камень, стена, сырая штукатурка и глиняные доски, на которых работали ученики.
Методика рисования на глиняной доске На небольшую ровную поверхность не до конца высохшей глины юный художник палочкой наносил линейный рисунок. Если рисунок не получался, то поверхность снова выравнивалась и снова можно было рисовать. Если нужно было просто внести изменения, то нужный участок разглаживался пальцами (это ведь глина). Удобный метод рисования и не очень дорогой. Качество рисунка определялось по контурным линиям: чем они тоньше и плавнее, тем лучше рисунок. При рисовании человека глиняную досочку расчерчивали на ровные квадраты, которые помогали ученику правильно нарисовать человека, соблюдая пропорции. В законченном рисунке ученик пальцами стирал эти клетки.
Методика рисования на стене Когда художнику нужно было изобразить рисунок на стене, он сначала рисовал контуры кистью или углём, затем процарапывал острой металлической палочкой абрис и заливал получившиеся углубления краской.
Учебными пособиями в таких школах служили методические таблицы (или образцовые рисунки), которые учитель рисовал сам или просил старших учеников. На рисунке ниже показаны такие таблицы. Они разбиты на квадратики, в которых вертикальные и горизонтальные линии членят рисунок по определённым местам. О существовании учебных таблиц свидетельствуют сохранившиеся скульптурные барельефы.
Наглядные пособия – незаконченные рисунки
Перерисованный с настенного рельефа сюжет изображал скульптора с помощником, игравшим роль модели, по которой Юти выправлял отдельные черты завершаемой статуэтки, а два подмастерья делали заготовки мебели и скульптуры. Изображение главного мастера считается его автопортретом.
В гробнице Рихмира, помимо прочего, остался настенный рельеф, посвящённый возведению монументальных памятников. В двух из четырёх эпизодах речь шла об изготовлении и об отделке колоссальных скульптур. Рабочие строили леса и забирались на высоту в два с половиной - три метра, чтобы ваять такие крупные фигуры. В одном случае создавали фигуру фараона, сидевшего на троне, а в другом - фараона, стоявшего в полный рост с надетой на голову короной Нижнего Египта. В центре композиции в верхней части каменотёсы и полировщики завершали отделку сфинкса - льва с головой могущественного фараона.
На рельефе Рехмира в трёх сюжетах из четырёх изображены рабочие, занятые созидательным процессом, и только в центре в нижнём ярусе изображен человек с плетью, перекинутой через плечо. По логике происходящего, этот начальник, облачённый исполнительной властью, скорей всего - сам Рехмир. Возможно, плеть в этой ситуации служила лишь символом государственого принуждения. Управляющий Верхними землями не чуждался изящных искусств, и при его влиянии на Тутмоса III был способен влиять как на вкусы, так и на решения фараона в дворцовом строительства. В царском обиходе ценилась скульптура, изделия резчиков по дереву и по слоновой кости, живопись и другие виды художественного и прикладного
Выводы Положено начало теоретическому обоснованию практики рисования, впервые стали устанавливаться законы изображения. Складывается художественная школа с системой занятий и дидактическим фондом. Ведущими методами обучения было копирование и механическое заучивание догм, канонов рисования, что не позволяло выразить собственный взгляд художника на мир - историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству. Рисование тесно связано с обучением письму, поэтому имело большое общеобразовательное значение.
ИХО -2Египет.ppt