история йоги для Новогодней Йожной Недели.pptx
- Количество слайдов: 66
История возникновения и развития йоги Зорькин Вячеслав Клуб «Русская Здравница»
Переход ариев в Индию состоялся примерно 3500 лет назад.
Этому предшествовала эпоха освоения человеком лошади, появление которой дало мощное преимущество в борьбе за выживание. Основу вооруженных сил ариев составляли тяжёлая конница и боевые колесницы. Этот факт оказал впоследствии сильное влияние на рукопашный бой и йогу.
Вместе с собой они привезли несколько составляющих своей культуры в готовом виде: 1. Мировоззрение и мировосприятие. 2. Религию. 3. Воинское дело и боевое искусство. 4. Пищевые традиции. 5. Йогу.
Арии сначала поработили местное чернокожее население Индии – дравидов, а затем породнились с ними и объединили кулинарию, религию, архитектуру, йогу и боевое искусство, взяв вегетарианство, тантру, культ богини Кали и слоновью голову для Ганеши.
Прямой перевод санскритского слова "хатха" - сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость. "Йога" - упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль.
По мнению А. Сидерского, «Возможно, именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней подготовки отборных воинов-магов, чьё участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором, ибо они не только в совершенстве умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат,
но также владели особым воинским искусством - посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника, объективных обстоятельств. »
Разве есть в этом что-то необычное? Ведь мы в своей жизни постоянно предпринимаем какието действия, результатом которых являются изменения как внутри нас самих, так и среды нашего обитания и обстоятельств вокруг нас.
Патанджали Основатель Йоги, философскорелигиозной школы в Индии II в. до н. э.
Проповедовал необходимость благочестивых упражнений для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом. Считается автором знаменитой «Йогасутры» , но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию.
У человека есть два инструмента для самосовершенствования: тело и сознание. Изначально йога была именно практикой работы с сознанием, а не с телом. В самом первом тексте по йоге – «Йога Сутрах» Патанджали – даётся определение йоги: yogaś-citta-vr tti-nirodhaḥ, что можно перевести как «йога есть прекращение психических волнений» или «йога есть контроль колебаний сознания» .
Асана (поза) как элемент йоги тоже имеет медитативную природу: sthira-sukham-āsanam, «асана – неподвижная и удобная поза» , prayatna-śaithilya-ananta-samāpatti-bhyām, «через расслабление и сосредоточение на бесконечном асана достигается» . Санскритское слово «асана» буквально означает «место для сидения» , и практика асан – это практика принятия положения сидя конкретно для медитации.
Патанджали не раскрывает практику подробно, но говорит следующее: «стхира сукхам асанам» – асана должна быть устойчивой и удобной. В традиции хатха-йоги, которая возникла приблизительно через десять веков после Патанджали, практика асан предстаёт уже несколько более сформированной. Асана здесь используется не только для медитации, но также для очищения и тонизирования психофизического тела.
«Хатха-йога-прадипика» (санскр. हठ य ग परद प क , haṭhayoga pradīpikā — «прояснение Хатха-йоги» ) — написанный на санскрите текст о хатха -йоге, предположительно датируемый XV веком н. э. Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги.
Автором считается Свами Сватмарама, последователь Горакшанатха, основателя Натхасампрадайи.
Сватмарама называет первым Учителем йоги бога Шиву – покровителя воинов.
В «Хатха-йога прадипике» даются инструкции относительно 16 асан, только три из которых напрямую показаны для медитации (Сиддхасана, Падмасана и Бхадрасана). Остальные 13 поз рекомендуются для получения различных полезных психофизических эффектов, которые Сватмарама описывает в некоторых деталях. Он говорит, например, как они уравновешивают доши, разжигают пищеварительный огонь, уничтожают болезни или снимают чувство усталости.
В свете сказанного практика асан в традиции хатха-йоги предстаёт как играющая терапевтическую роль, которую она не играла в более древней традиции, описанной Патанджали. Другими словами, практика делает фокус на уравновешенность физического тела.
Но это не означает, что хатха-йога рассматривает асану и медитацию как отдельные практики. Наоборот, терапевтическое предназначение практики асан способствует внутреннему балансу мужской и женской энергий, и этот баланс значим ничуть не менее, чем медитативное состояние ума.
Видимо, когда встал вопрос о том, какие положения тела следует использовать для создания асан, йоги выбирали из того, что им было давно известно.
В древние времена авторитет йога был тем выше, чем больше он имел коней на своей конюшне. Напоминаю, что йоги изначально были воинами.
И в йоге до сих пор есть асаны, которые пришли из искусства езды на коне и боевого ремесла. Например, поза всадника: в боевых искусствах это выглядит так
В йоге это девиасана – поза богини, и уткатасана – громовая поза.
Поза воина – это реально поза вооружённого копьём человека.
В VIII веке арабские армии вторглись в Индию, не встретив сопротивления и к XI веку захватили её вплоть до Бенгалии.
С целью защиты храмов и духовных учителей йоги снова занялись боевыми искусствами. Таких йогов-воителей называли акхара.
Йоги стали делиться на две части: шастрадхари – изучающие тексты, и астрадхари, или наги -саньяси – йоги с оружием.
С XV по начала XIX века они «крышуют» торговые пути через Северную Индию и в XVIII веке становятся настолько неконтролируемыми, что начинают беспокоить британскую администрацию, доходы которой в этот период значительно снизились.
В результате Великобритания ужесточила законы и йогам запретили носить оружие и ходить голыми. Лишившись заработка наёмника и рэкетира, йоги стали зарабатывать на жизнь йогическими представлениями и преподаванием боевых искусств.
Не слишком дружелюбным было в то время и отношение общества к бродячим йогам. Их боялись и пугали ими детей. Заниматься йогой в то время было неприличным. Однако это не помешало легализоваться в XIX веке индийским боевым искусствам. Благодаря Раджаратну Маник Рао и его ученикам, с 1906 по 1926 годы в Индии, пренебрегая запретами, восстанавливаются методы йоги.
К 1930 году в самой Индии самыми популярными являлись западные методики – шведская гимнастика Линга и датская гимнастика Нильса Буха. Но в период с 1927 по 1937 годы йог Свами Куваялананда совместно с комитетом физического воспитания Бомбея разрабатывает «йогические» упражнения на основе боевых искусств, хатха-йоги и западных гимнастик.
И в 1933 году учебная программа Кувалаянанды «Йогическое физическое воспитание» была введена во всех учебных заведениях. Его собрат по обучению у известного йога Мадхадваса известный как Шри Йогендра, в 1918 году создал в Индии Институт йоги, а в 1919 основал Американский институт йоги.
Но изначально занимался бодибилдингом. И впоследствии его система йоги очень сильно напоминала «Мою систему» российского силача Мюллера, изветным как Евгений Сандов.
По словам Джозефа Алтера, выдающегося исследователя йоги ХХ века, «скорее Сандов, а не Вивекананда и Ауробиндо, оказал наибольшее влияние на формирование популярной современной йоги» . Большая часть авторитетных йогов конца 19 начала 20 веков практиковали «по Сандову» .
Сейчас очень популярна книга Парамахамсы Йогананды «Автобиография йога» .
Любопытно, что его книги «Мой метод» и «Сознательное самовнушение» фактически пересказывают книгу известного культуриста Макса Стика «Мускульный контроль или развитие тела силой воли» , изданной ещё в 1910 году.
Нам с вами надо понять одну важную вещь. В этот период в Индии происходит мощная борьба за обретение независимости от Великобритании. И создание собственной системы физического воспитания индусов является ещё и политическим вопросом. Для индийцев это было делом национальной чести.
Как написал Сергей Агапкин: «Итак, что мы имеем? Прекрасных людей, формировавших индийское самосознание всеми доступными методами, в том числе и СОЗДАНИЕМ «физической культуры йогов» в ХХ веке. Прекрасные методики, которые они использовали для этого, - лучшее, что было в Индии и НА ЗАПАДЕ. »
Однако это не значит, что йога в принципе – современный продукт. Та йога, которая нам известна – да. Но есть йога, которую развивали отшельники и легендарные мастера древности. О них мы можем только предполагать и догадываться.
Один из современных исследователей йоги Андрей Лаппа однажды попал в высокогорную пещеру в Гималаях. На её стенах он обнаружил схематические изображения всех возможных положений тела человека, практикующего йогу. И вот это действительно, была йога, какой мы её видим сейчас - неимоверное, но вполне ограниченное количество асан, которое описывается универсальной схемой.
Помимо положения тела в пространстве, взаимоотношения между сжатием и растягиванием мышц, она содержит разные типы дыхания, энергетические потоки в нервной системе, психоэмоциональные состояния и динамику образного мышления человека.
А. Лаппа так и назвал свой стиль универсальной йогой. А схему – янтрой.
Современная йога – это продукт продолжающихся по сию пору добровольных экспериментов над человеческим существом в условиях планеты Земля как научной лаборатории. Таким образом, история развития йоги есть демонстрация результатов этого эксперимента, распределённых во времени и пространстве.
Две очень известных школы йоги аштанга виньяса и Айенгара были созданы двумя учениками одного учителя Шри Кришнамачарьи Патабхи Джойсом и Б. К. С. Айенгаром. Двум разным по психофизическим параметрам ученикам Кришнамачарья подобрал разные методики. В итоге мы имеем две разных школы, последователи которых не особо дружны друг с другом.
Патабхи Джойс Б. К. С. Айенгар
Мой учитель, Вадим Попов, однажды сказал: «Сколько людей, столько йог!» И действительно, сейчас каждый человек может и должен подобрать под себя своё направление йоги. И задача преподавателей помочь в этом человеку. Современная наука активно изучает йогу, её влияние на человека. Существуют институты, которые этим занимаются.
В конце 70 -х годов ХХ века в СССР возникла потоковая йога как часть БЭСТ – биоэнергосистемной терапии. Её создатель – известный исследователь восточных оздоровительных практик Евгений Иосифович Зуев.
Его ученик, Вадим Попов, кандидат геологических наук, вместе со своим товарищем геологом и йогом Константином Харьковским в 1997 году организовали Петербургскую школу йоги и собственный стиль - "Йога в потоке" (Yogaflow System).
Индийские преподаватели аштангавиньяса йоги в конце ХХ века столкнулись с неизвестной в Индии проблемой – приезжающие россияне и европейцы были травмированы из-за практики йоги. И индийцы попросили Попова создать методику восстановления опорнодвигательного аппарата таких людей. Попов и Харьковский разработали Радужную гимнастику.
Именно благодаря Вадиму Попову появилось словосочетание йога-тур. Вадим приезжал в Барнаул уже дважды. Этой осенью в Барнаул приедет Константин Харьковский
Параллельно в Америке возникает школа ТРАЙ ЙОГИ (Три йога)— система динамических медитаций, описанная американкой Кали Рэй (Свамини Калиджи) в 1980 -х годах на основании пережитого ею опыта Криявати — мистического феномена, когда телом управляет пробудившаяся энергия Кундалини.
Будучи погружённой в глубокий йогический транс, она начала совершать непроизвольные движения, которые слились в синхронизированный поток неизвестных ей ранее крий, асан, мудр и пранаямы.
Барнаул – один из первых городов в России, куда Калиджи 27 лет назад привезла свою йогу. Мне посчастливилось обучаться у неё лично и её учеников.
Сейчас сам принцип йоги в потоке очень популярен. Это динамический единый поток дыхания, движения и сознания. «Петербургская школа йоги» даже имеет второе название – «Йога в потоке странствий» .
Другим направлением в йоге является изучения энергетических потоков в асанах. Этим занимается другая моя учитель йоги – Нина Мел. У неё я проходил обучение и по «Йоге исполнения желаний»
Я, будучи кандидатом медицинских наук, развиваю своё направление в йоге – оздоровление организма человека, в первую очередь позвоночника, с помощью йоги под контролем современных технологий. Это область моих научных изысканий.
1. Я применяю ортопедические изделия компании «Сиб. Здрав» - биоподушку и биосидушку, которые позволяют в быту и на рабочем месте закрепить и сохранить результаты воздействия руками (массаж) и упражнениями.
2. Использую швейцарскую технологию
3. В клинике интегративной медицины "Элит. Мед «, объединяющей методы академической, традиционной и народной медицины, французская аппаратура DDFAO – оценивающая биосопротивляемость.
Благодарю за внимание! Удачной практики!
история йоги для Новогодней Йожной Недели.pptx