Скачать презентацию История становления политической мысли n n К Скачать презентацию История становления политической мысли n n К

Истор полит.(лек 2).ppt

  • Количество слайдов: 26

История становления политической мысли История становления политической мысли

n n К. Ясперс (1883 -1969) в своей работе «Смысл и назначение истории» выделяет n n К. Ясперс (1883 -1969) в своей работе «Смысл и назначение истории» выделяет два «осевых времени» , две «осевых эпохи» в развитии идей и учений. Первая «осевая эпоха» — это период примерно между 800 и 200 г. до н. э. Именно тогда почти одновременно и независимо друг от друга на Востоке - в Китае, Индии, Персии, Палестине и на Западе — в Греции образовалось несколько, внутренне родственных другу, духовных центров.

- В Китае тогда жили мыслители Конфуций, Лао- цзы, Мо-цзы и другие философы. - - В Китае тогда жили мыслители Конфуций, Лао- цзы, Мо-цзы и другие философы. - В Индии возникли Упанишады (санскр. — сокровенное знание) - основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем, подчиненных практическим идеям достижения духовного «освобождения» . - В Иране пророк Заратустра говорил о мире, в котором идет борьба добра со злом. - В Греции — это время эпического поэта Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи» , великих философов Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других, историка Фукидида и ученого Архимеда.

n n Вторая «осевая эпоха» — 1500 -1800 гг. — имела место в основном n n Вторая «осевая эпоха» — 1500 -1800 гг. — имела место в основном в Европе. Восток она затронула меньше, хотя еще около 1400 г. жизнь Европы, Индии и Китая протекала примерно на одном уровне цивилизации. Но в Европе зародился и получил развитие капитализм, произошли промышленная, научная, политические, религиозные революции. второе «осевое время» характеризуется взлетом политико-правовой мысли и деятельности.

n Политические и правовые идеи и учения долгое время развивались в лоне философии, которая, n Политические и правовые идеи и учения долгое время развивались в лоне философии, которая, отделившись от мифологии и религии, включала в себя все знания и представления людей об окружающем их мире — Земле и Вселенной и о самом себе — о Человеке. Фактически вплоть до эпохи Возрождения и начала Нового времени, т. е. до XV—XVII вв. , политическая и правовая мысль развивались главным образом благодаря усилиям философов. Великие философы Древней Греции Платон и Аристотель были и великими политическими мыслителями: их наследие содержит в себе важные положения относительно законов и правопорядка в обществе.

Успехи политической науки в Европе были связаны с процессом демократизации, а также со становлением Успехи политической науки в Европе были связаны с процессом демократизации, а также со становлением государства всеобщего благосостояния, поскольку активистское, открытое государство, стремящееся к всестороннему охвату общественных проблем, нуждается во все большем объеме информации о политических процессах и эффективности деятельности властных структур.

Конфуций n n n Признавая божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой Конфуций n n n Признавая божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве. Этот порядок предполагает пять разнородных отношений: властителя и подчиненных, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего, друзей. В первых четырех должно быть повеление, с одной стороны, и полное подчинение — с другой. Властвовать следует справедливо и с благоволением, подчиняться же правдиво и искренне. В дружбе же руководящим принципом должна быть обоюдная добродетель. Когда Конфуция спрашивали, в чем заключается управление государством, он отвечал по-разному и, в частности, так: - Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец, и сыном — сын. - Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен. - Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами.

n n n В основе политического учения Конфуция лежит принцип добродетели, человечности. На вопрос, n n n В основе политического учения Конфуция лежит принцип добродетели, человечности. На вопрос, что такое человечность. Высшей целью его этического кодекса было установление справедливой социально-политической структуры в обществе и государстве. Достичь справедливого устройства можно лишь соблюдая определенные правила (ли) и нормы (сяо), которые касаются всех людей и прежде всего тех, кто управляет. Ли — это правила поведения людей в иерархической системе управления, правила, которые предохраняют от угодничества одних, от произвола других, позволяя каждому сохранить достоинство. Правитель обязан использовать чиновников в соответствии с ли, но и чиновник должен строго следовать ли. Без неукоснительного соблюдения ли вся структура управления становится негодной и в конце концов рушится. Нормы сяо по своему характеру и предназначению значительно шире. Ими регулировалась вся совокупность отношений в семье и в клане, между родственниками всех степеней. Эти нормы обеспечили характерный для Китая культ родственных отношений. У Конфуция есть еще одна важная норма не только поведения человека, но и его качественных характеристик — Жень, суть ее можно понять из следующего рассуждения: «Если вы учтивы, к вам не будут обращаться неуважительно; если вы честны, вам будут верить; если серьезны, преуспеете; если добры, сможете использовать услуги других» . Обладание всеми этими качествами и постоянная реализация их — это и есть Жень.

 «Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет «Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность» . Кун Фу Цзы

Платон n n Платон считает, что государство как совместное поселение создается благодаря многообразию человеческих Платон n n Платон считает, что государство как совместное поселение создается благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда. Экономически эффективнее будет труд, когда каждый будет специализироваться в своем деле. В идеальном государстве, как мы помним, не должно происходить никаких изменений, поскольку и так все устроено наилучшим образом. Для того чтобы не допустить разобщенности правящего класса, Платон предлагает для него особый образ жизни. Платон говорит об общей собственности воинов (о запрете для них частной собственности); об общности жен и детей (и отмене института семьи как основы частной собственности); об общественном воспитании детей (при котором государство выступает воспитательным учреждением); об общей идеологии, цензуре за вольнодумством, формированием сознания по единому образцу.

Аристотель n Главное политическое произведение Аристотеля — «Политика» . Государство, говорил Аристотель, возникает из Аристотель n Главное политическое произведение Аристотеля — «Политика» . Государство, говорил Аристотель, возникает из необходимости людей общаться, помогать другу, для удовлетворения их общих нужд. Не имеют государства только боги (из-за их величия), варвары (из-за отсталости) и животные (из-за отсутствия разума). Основой государства является разумная природа человека. Имея понятия о справедливости и несправедливости, добре и зле, истине и лжи, люди могут жить в условиях государственного общения.

Цицерон n n «Государство — это общество закона. Хотя нельзя уравнять богатства, невозможно уравнять Цицерон n n «Государство — это общество закона. Хотя нельзя уравнять богатства, невозможно уравнять способности, но по крайней мере права перед законом должны быть равными» . Цицерон определяет государство как достояние народа, строго различая при этом понятия «римский народ» и «толпа» . По его мнению, народ представляет собой такое объединение людей, которое основано на общности права и на общей пользе. К «толпе» же он не питает уважения, упрекая ее в непостоянстве, склонности к мятежам и прочим неправомерным действиям, наносящим ущерб государству. Различая три простые формы правления — царскую власть, власть оптиматов (аристократов) и народную власть (демократию) и видя в каждой из них свои плюсы — «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы» — Цицерон выступал за смешанную форму государства как самую разумную, в которой действовали бы все эти плюсы.

Политическая мысль европейского средневековья n Главный принцип средневековой политической мысли — теократизм, т. е. Политическая мысль европейского средневековья n Главный принцип средневековой политической мысли — теократизм, т. е. преобладание над индивидом и государством идеи Божества и идеи церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укреплением церковной организации. (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

Основные христианские идеи, которые оказали большое влияние на развитие политической мысли: n n идея Основные христианские идеи, которые оказали большое влияние на развитие политической мысли: n n идея самоценности человеческой личности. Каждый человек создан по образу и подобию Бога, и потому каждый человек имеет бесконечную ценность. идея индивидуализма. Каждый человек имеет бессмертную душу, обладающую свободой воли, за свои дела он несет личную ответственность перед Богом;

n идея равенства всех людей перед Богом. Христианство толкует идею равенства перед Богом в n идея равенства всех людей перед Богом. Христианство толкует идею равенства перед Богом в том смысле, что все христиане — дети единого Отца.

n христианская этика, обращенная к низшим классам общества, подчеркивала нравственную ценность личности, независящую от n христианская этика, обращенная к низшим классам общества, подчеркивала нравственную ценность личности, независящую от политического или социального положения человека, и в этом проявлялась ее демократичность;

n провозглашая самоценность человеческой личности, а не коллективных субъектов типа семьи, рода, племени, государства n провозглашая самоценность человеческой личности, а не коллективных субъектов типа семьи, рода, племени, государства христианское учение денационализировало религию.

формируясь как мировая религия, христианство выработало не просто еще одну новую идею, а сформулировало формируясь как мировая религия, христианство выработало не просто еще одну новую идею, а сформулировало важнейший цивилизационный принцип разделения духовной и политической власти: n а) земное отделено от небесного; б) над земными властями стоит высшая трансцендентная власть; в) у личности появляется духовная опора в тяжбе с земными владыками и самим государством. n

История политической мысли Казахстана n Юсуф Баласагуни Его книга «Кутадгу билик» - стремление научить История политической мысли Казахстана n Юсуф Баласагуни Его книга «Кутадгу билик» - стремление научить средневековую династию караханидов, еще не оторвавщуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами и областями. Он верил, что можно совершенствовать общественную жизнь и управление государством опираясь на просвещение и науку. Видя социальное неравенство и противоречия между имущими и неимущими, он верил, что единственный путь установления гармонии в правлении – справедливость.

Чокан Валиханов n n Дал глубокое осмысление политики. Он считал, что сущность политики – Чокан Валиханов n n Дал глубокое осмысление политики. Он считал, что сущность политики – в обосновании органической связи политик с властью и способом ее устройства. Однако способ устройства власти зависит отнюдь не от желания властвующих персон, а от независимо от них складывающихся обстоятельств, которые навязываются извне. Валиханов пишет, что власть всегда злоупотребляет и не останавливается перед попранием законов, которые сама и пишет и охраняет. Возможно это потому, что правительства обладают непомерными налогами, поборами и пошлинами населения. Кроме того, отмечает Валиханов, власть подвержена коррупции, т. е. подкупу со стороны бесчисленного множества желающих воспользоваться услугами власти. Право может стоить чего-то только в том случае, если его нарушение влечет собой обязательное наказание. Валиханов был категорическим противником распространения юридических кодеков одного народа на кодексы других, без учета особенностей их жизненных обстоятельств.

Абай Кунанбаев n n Тонкий наблюдатель за всем происходящим вокруг и глубокий аналитик, Абай Абай Кунанбаев n n Тонкий наблюдатель за всем происходящим вокруг и глубокий аналитик, Абай блестяще раскрывает единство интересов обыкновенного вора, бая и власть имущего. Он превосходно понимает, что между этими категориями социальных типов существует круговая порука, которая на много усиливает их позиции в обществе и позволяет им без особых усилий перекрыть все пути для добывания простым народом средств к существованию честным трудом. В «Книге слов» он пишет: «Вор надеется разжиться краденным, бай думает умножить свои стада, вернув похищенное с лихвой, власть имущий, обещая баю сыскать и возвратить пропажу, а вору – избежать правосудия, обирает обоих… Так и живут: вельможный – помогая баю и пособляя вору…» .

n Как и все прогрессивные мыслители своего времени, Абай превосходно понимал полную несостоятельность и n Как и все прогрессивные мыслители своего времени, Абай превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Он хорошо понимал, что верой во всемогущество Аллаха пытаются прикрыть свои истинные намерения господствующие силы общества. Мусульманское духовенство, горячо желая утвердить свой непререкаемый авторитет в народе, стремилось опорочить знания, науку, прекрасно понимая при этом, что светское просвещение подрывает веру людей в святость и непогрешимость служителей культа, да и той несуразной догматики, которую они усердно проповедовали.

n Абай оберегал веру во Всевышнего и отличал ее от религии. Религия, по Абаю, n Абай оберегал веру во Всевышнего и отличал ее от религии. Религия, по Абаю, не имеет ничего общего с верой. Просветитель полагал, что религия есть выражение невежества и безумия человека, не сумевшего еще в полной мере воспользоваться разумом, дарованным ему Всевышним. Она представляет собой плод наглого и беззастенчивого обмана, которым подвергают наивных людей столь же бессовестные, сколь и хитрые служители культа. Религия не есть плод божественного откровения, а является результатом элементарного человеческого безрассудства. Абай настойчиво призывает людей чтить Коран как истинное слово Божье, переданное мусульманам через пророка Мухаммеда, чтить самого пророка, поклоняться ему и неотступно следить его вероучению. Но это поклонение не должно быть слепым и сводиться лишь к соблюдению всякого рода обрядов, постов, особенно молитв и культов, в которых Всемогущий Бог вовсе не нуждается. Критикуя религию, сеющую слепое поклонение людей Богу, он призывает к глубокому познанию сущности Бога.

Индивидуализм и демократизм в западных учениях. n Либерализм - учение и общественнополитическое течение, исходящее Индивидуализм и демократизм в западных учениях. n Либерализм - учение и общественнополитическое течение, исходящее из принципа полной свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства; политическая ориентация, связанная с идеей правового государства, прав человека, парламентаризма, реформизма.

n n Дух либерализма лучше всего отразил Джон Локк Идею угрожающего людям насилия в n n Дух либерализма лучше всего отразил Джон Локк Идею угрожающего людям насилия в безгосударственном состоянии отстаивал Томас Гоббс Политический либерализм Шарля Луи де Монтескье Радикальный демократизм Жан Жака Руссо

n n n Теории политических элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса. Политическая психология n n n Теории политических элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса. Политическая психология Гарольда Лассуэлла. Г. Лассуэлл. Теории авторитаризма и тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, 3. Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона. Общая теория конфликтов К. Боулдинга, А. Раппопорта, Д. Эптера. Европейская школа в изучении конфликтов: М. Дюверже, Д. Дойч, Р. Дарендорф, Й. Галтунг.