История становления.2.ppt
- Количество слайдов: 44
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТИЛИСТИКИ И УЧЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
СОДЕРЖАНИЕ 1. Донаучный период развития стилистики и учения о культуре речи. а) категории стилистики и культуры речи в античных риторических учениях; б) стилистические концепции в России в XVII – первой половине XVIII века; 1) описание функциональных разновидностей литературной речи в первых русских риториках; 2) стилистическая теория М. В. Ломоносова, роль М. В. Ломоносова в становлении стилистики как науки; в) стилистические классификации, вопросы чистоты и правильности русской речи в риториках конца XVIII – XIX веках, пособиях по теории словесности конца XIX – начала XX столетия. 2. Становление стилистики и культуры речи как самостоятельных научных дисциплин в XX веке. Направления стилистики.
1. Донаучный период развития стилистики и учения о культуре речи Истоки развития стилистики и культуры речи как лингвистических дисциплин уходят в глубокую древность. Так как выделение этих дисциплин в отдельные области научного знания состоялось лишь в 20 веке, период развития стилистики и культуры речи до 20 столетия считается донаучным.
До 20 столетия учения о стилях языка и качествах речи составляли область недифференцированных филологических знаний, и, по выражению В. П. Вомперского, были растворены в других науках: грамматике, риторике и поэтике. На этом основании донаучный период в становлении и развитии стилистики и культуры речи не следует понимать как ненаучный.
а) Идеи о стилистической дифференциации языка, о необходимости изучения качеств речи, обеспечивающих её совершенство, восходят к трудам античных философов и риторов. Первые упоминания о языковых нормах мы обнаруживаем в грамматических описаниях, представляющих не только греческую, латинскую, но и китайскую, арабскую, древнеиндийскую языковые культуры.
С именем Аристотеля в античной риторике связывается теоретическое осмысление и обобщение опыта первых риторов в Древней Греции. Аристотелевская систематизация достоинств стиля представляет собой первую классификацию качеств совершенной речи. Вы помните, Аристотель выделяет такие достоинства стиля, как ясность, естественность, умеренность, выразительность, образность. Осмысляется Аристотелем и такое понятие, как правильность речи. Развиваются идеи о качествах совершенной речи в работах ученика Аристотеля Феофраста, в трактатах древнеримского теоретика красноречия Цицерона.
К античному периоду относятся и первые попытки стилистической дифференциации речи, прежде всего ораторской речи. Это были в основном трихотомические классификации (трихотомия – универсальный приём качественной характеристики любого объекта, когда за основание деления объёма родового понятия принимается противопоставление противоречащих другу видовых понятий, но эти понятия при делении противопоставлены постольку, поскольку они могут выделить и некую среднюю сущность, находящуюся на границе между полярными понятиями. Это среднее понятие как бы нейтрализует противопоставленность полярных понятий. ).
Одни трихотомические классификации выстраивались на основании нелингвистических принципов, другие – на лингвистических принципах. К классификациям речи, основанным на нелингвистических принципах относятся: 1) классификации по территориальному признаку. 2) классификации по объектам описания (предметам и темам повествования).
1) классификация признаку. по территориальному Это деление речи возникло в эпоху раннего эллинизма: различался аттический род речи (по имени области Греции – Аттика), азианский, или азиатский, возникший в Малой Азии, и средний между ними – родосский, сформировавшийся на острове Родос в Эгейском море. Аналогичная оценка качеств литературной речи по названию различных областей Индии отмечается в поэтическом трактате Вамана (8 век н. э. ).
Автор трактата выделяет три поэтических стиля: видарбхийский, гаудийский и панчалинский. “Областные наименования, − пишет Ваман, даны стилям ввиду того, в Видарбхи, Гауди и Панчали тамошние поэты пользуются разными стилистическими приёмами”. Позднее это членение в эллинистических и в древнеиндийских поэтиках было осмыслено как классификация речи по её экспрессивным качествам.
2) классификация по объектам описания (предметам и темам повествования). В. П. Вомперский отмечает, что деление всех предметов на высокие, средние и низкие, разработанное в эпоху позднего эллинизма особенно в трудах ритора Гермогена (конец 2 – начало 3 века н. э. ), становится для всех позднейших поэтик и риторик как западноевропейских, так и отечественных, важнейшей рабочей посылкой, с которой начинается почти каждое руководство по ораторскому искусству и по поэтике.
Классификации, основанные на лингвистических принципах, представлены: 1) трёхчленными классификациями речи по её экспрессивным качествам. 2) классификации речи по целям и задачам языкового общения. 1) трёхчленные классификации речи по её экспрессивным качествам. Под влиянием школы Кракета (середина 2 века до нашей эры) в Пергаме создаётся учение о трёх типах экспрессии в речи: “величественном”, или “пышном”, скудном, или “тощем” и “среднем”.
В широко распространённой в древности анонимной риторике (1 век до н. э. ), которая известна под названием “Риторика к Герению”, есть такая характеристика: “Существуют три вида, или как мы говорим манеры, в которые укладывается всякая правильно построенная речь: одну манеру мы называем величественной, другую – средней, а третью – сниженной”. М. Т. Цицерон также широко употреблял в своих трактатах логическую трихотомию для характеристики речи по её экспрессивным качествам.
2) классификации речи по целям и задачам языкового общения. Низкий род должен был “научать” слушателей, средний – “трогать”, а высокий – “услаждать”. Низкий род ораторской речи, пишет Квинтилиан, “употребляется для изложения дела”, средний –“для снискания благодарности в слушателях, или для утешения сильных чувствований”, высокий – “для возбуждения страстей”.
Итак, концепции трёхчастного деления речи, выработанные риториками и поэтиками донациональной поры, не проясняли общих закономерностей становления и формирования системы языковых стилей национальных литературных языков, так как необходимость в описании и дифференциации языковых стилей возникает лишь в эпоху становления наций и формирования новых литературных языков.
б) Учение русских мыслителей о стилях восходит к отдалённым эпохам существования литературного языка. Первые попытки оценить и осмыслить выразительные ресурсы русского литературного языка относятся к XVI – XVII столетиям. Руководства по красноречию обычно строились на базе стилистических теорий.
Так, например, в первой русской риторике, датируемой 1619 – 1620 годами, развивается учение о трёх родах глаголания: смиренном, который относится к разговорной, обиходной речи; высоком, представляющем образную речь, мерном, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”. В риторике Михаила Ивановича Усачёва, составленной 1688 году, каждый из родов глаголания наделяется особой функцией (должностью). Смиренный род выполняет задачу научити, средний (соответствующий “мерному” у Макария) – “усладити”, высокий – “возбудити”.
В начале XVIII в. слово стиль употребляется для обозначения типа литературной речи. Книжная славянизированная речь называется высоким стилем. Повседневная речь относилась к разговорному стилю. А та разновидность, которая представляла собой нечто среднее, т. е. переходное явление, называлась средним или посредственным стилем. В то же время входит в употребление и слово “штиль” для наименования литературно обработанной речи.
Выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов в 1758 году в статье “Предисловие о пользе книг церковных в российском языке” предпринимает попытку подвести научные основы под стилистические явления, рассматриваемые предшественниками. Это учение было создано применительно к русскому языку и служило упорядочению соотношения в литературном языке собственно русских и церковно-славянских элементов. Рекомендации Ломоносова о закреплении определённых языковых средств за теми или иными жанрами письменной речи послужило своеобразным нормативным руководством для тех, кто обращался к письменным формам речи.
Обращается Ломоносов в своих трудах и к описанию коммуникативных качеств речи. Правильности речи и её логической прозрачности, по мнению Ломоносова, способствует знание грамматических законов словоизменения и сочетаемости слов. Выразительность речи обеспечивается знанием стилистических ресурсов языка и умением ими пользоваться. Теоретические положения М. В. Ломоносова о качествах речи, стилях русского языка послужили основой для серии практических руководств по стилистике, созданных для учебных целей в последующее время.
в) В конце XVIII в. , в первой половине XIX в. в многочисленных российских пособиях по риторике получает развития теория красноречия, а вместе с тем и стилистическая теория, учение о правильной речи. “Опыт риторики” Ивана Степановича Рижского (1809 г. ), “Правила высшего красноречия” Михаила Михайловича Сперанского (написана в 1792 г. , опубликована в 1844 г. ), “Общая риторика” (1829) и “Частная риторика” (1832) Николая Фёдоровича Кошанского. В этих пособиях аспекты стилистики и культуры речи не отделялись от того, что имело непосредственное отношение к логике, поэтике и даже психологии.
Однако для большого количества работ этого периода отмечается тенденция продвижения к проблемам в сторону практической стилистики и культуры индивидуальной речи. Так, например, в риторике М. М. Сперанского поднимается вопрос о стилеобразующих различиях слога, о характерных чертах языка личности. А. С. Никольский даёт характеристику целому ряду фукнционально-жанровых разновидностей речи, именуя их слогами. И. С. Рижский решает вопросы практической стилистики: пишет о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинений, о благозвучии речи.
Особого внимания заслуживает труд Александра Ивановича Галича “Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений” (Спб, 1830). Раскрытие А. И. Галичем признаков “совершенного” языка - это, по существу, теоретическое обращение к основным категориям и принципам, определяющим и характеризующим образцовый язык с точки зрения лучших качеств речи.
Первая половина XIX в. явилась своеобразным пиком в развитии риторики в России, но одновременно стала и своеобразным рубежом, который “положил начало критическому отношению к общей риторике”. Риторика как наука о прозе (деловой, научной, ораторской) постепенно приходит в упадок. Центр научного внимания составляет изучение художественной прозы и поэтических форм речи.
Появление новой учебной дисциплины “Теория словесности”, унаследовавшей от риторики учение о композиции, стилях и фигурах речи, приводит к тому, что система правил искусной речи окончательно заменяется понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. В школах возникают новые названия дисциплин, именуемые ранее риториками: “Стилистические упражнения”, “Развитие дара слова”, “Культура речи”.
2 ВОПРОС Наследником “Теории словесности” в 20 веке становится стилистика. Стилистика выделяется в отдельную область лингвистических знаний не сразу. Становлению стилистики как отдельной дисциплины предшествовала в 20 веке огромная лексикографическая практика, обусловленная глубокими социально-экономическим преобразованиями, которые произошли в обществе после Октябрьской революции.
Значительный вклад в становление стилистики как лингвистической дисциплины внесли такие учёные, как Григорий Осипович Винокур, Лев Владимирович Щерба, Лев Петрович Якубинский, Александр Матвеевич Пешковский. В 1929 г. Г. О. Винокур напишет: “Современная стилистика не может быть только пособием для поэтики и риторики. Содержание и сфера её применения должны быть шире, и правила искусного красноречия должны уступить в ней место учению о говорении в самом широком смысле этого термина, т. е. учению об индивидуальном использовании языковой традиции в самой различной обстановке социальнокультурного быта”.
Объектом исследования стилистики становятся единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения), т. е. язык изучается “по всему разрезу структуры сразу” (Г. О. Винокур). Многосторонность объекта изучения долгое время обусловливала трудности в развитии теории стилистики: неоднозначность толкования её центральных категорий, в том числе и категории стиль, неопределённость объёма задач.
До середины 50 -х годов двадцатого столетия стилистика развивалась в двух направлениях: нормативном – практическая стилистика и культура речи, литературном – изучение языка художественной литературы. В 50 -е годы формируется новое направление в стилистике, названное функциональной стилистикой. На передний план выдвигается задача объективного исследования естественного функционирования языка в речи, исследование использования в различных типах и разновидностях речи стилистически маркированных языковых единиц.
В настоящее время стилистика представлена целым рядом направлений: 1)дескриптивная стилистика (изучает структурные единицы и их группировки) 2)текстовая стилистика (объектом изучения являются общие закономерности текстовых построений) 3)функциональная стилистика (представляет собой учение о функциональных подсистемах языка) 4)историческая стилистика (исследует проблемы истории развития литературного языка) 5)практическая стилистика (изучает стилистические нормы языка) 6)сопоставительная стилистика и др.
Выделение культуры речи в отдельную область лингвистических знаний произошло несколько позднее, чем стилистики, несмотря на то, что изучение проблем культуры речи так же, как и стилистики, началось с 20 -х годов двадцатого столетия. Важнейшая эпоха в становлении культуры речи как особой дисциплины в российском языкознании связана с именем профессора Сергея Ивановича Ожегова. Он явился основателем сектора культуры русской речи в Институте русского языка АН СССР в 1952 году. И организатором работы в этой области.
В 70 -е годы появились работы и монографии по культуре речи, обобщающий материал, представленный в многочисленных к тому времени ортологических словарях, пособиях и отдельных статьях. Среди этих работ необходимо назвать книги Бориса Николаевича Головина, Кирилла Сергеевича Горбачевича, Льва Ивановича Скворцова. Уже в 60 -е годы была начата разработка теории динамической нормы, которая непосредственно связана с проблемой вариантности языковых норм.
В настоящее время аспекты изучения культуры речи значительно расширились. Наряду с собственно нормативным компонентом культуры речи подлежат изучению коммуникативный и этический компоненты культуры речи.
Направления стилистики Как всякая наука со сложным объектом исследования и достаточно длительной историей существования, стилистика не ограничивается одним направлением исследований, но включает в себя несколько научных направлений. Общепринятой систематизации не существует. Дело в том, что вряд ли возможно уложить в единую схему направления, изучающие разные стороны объекта с различных точек зрения, с применением разных методов исследования.
Известна попытка классификации направлений стилистики на основе парных противопоставлений: üстилистика средств(ресурсов) и стилистика функциональная; ü стилистика языка худож. литературы и стилистика нехудож. стилей; ü стилистика частная, сопоставительная и общая; ü стилистика кодирования и стилистика декодирования; ü стилистика синхронная и стилистика диахронная; ü экспрессивная и “строевая” и др.
Наиболее общепринятым в настоящее время является выделение в стилистике - четырех основных направлений: 1. стилистика строя языка (языковых единиц) , иначе – аналитическая или “стилистика ресурсов” 2. функциональная стилистика 3. стилистика художественной речи (или «языка художественной литературы» ) 4. стилистика текста
Стилистика строя языка изучает стилистические средства языка (лексические и грамматические единицы, окраски, средства словесной образности, синонимы и т. д. ), взятые внеконтекстуально, существующие в самой языковой системе как ресурсы создания стиля в том или ином вербальном контексте. Функциональная стилистика изучает закономерности использования языка в различных сферах общения, языковую организацию речи (речевую системность), свойственную тем или иным функциональным стилям и другим речевым разновидностям.
В особое направление выделяется стилистика художественной речи на основании ее экстралингвистической основы и общих для нее, в отличие от других стилей, специфических лингвостилевых черт, связанных с реализацией эстетической функции. Это направление в зависимости от исследовательских задач распадается на три подраздела: • художественный стиль речи • “наука о стилях художественной литературы” • язык художественной литературы
Художественный стиль речи реализует эстетическую функцию языка и отличается в связи с этим общей спецификой (вне зависимости от индивидуальных черт стилей различных писателей и их произведений), противопоставляемой нехудожественной речи, другим функциональным стилям. “Наука о стилях художественной литературы” исследует взаимодействие лит. языка и различных стилей художественной литературы в синхронии и – особенно – в их историческом развитии (исследование индивидуально – авторских стилей, отдельных писателей и т. д. ).
Язык художественной литературы рассматривается как специфический язык искусства, противопоставленный литературному языку. Однако при всей значимости эстетической функции языка в художественной литературе его нельзя отрывать от литературного языка. Понятие «литературный язык» и «язык художественной литературы» , конечно, не тождественны, но соотносительны. Одним из недавно оформившихся направлений на пересечении стилистики и лингвистики текста является стилистика текста; кроме того, - коммуникативная стилистика художественного текста.
В кругу общей стилистики, кроме ее четырех основных разделов (направлений), выделяются еще направления, рассматривающие стиль в каком-то одном , более узком аспекте: - историческая стилистика - сопоставительная стилистика - стилистика кодирования - стилистика декодирования - экспрессивная стилистика
Несмотря на выделение в общей стилистике довольного большого числа направлений, почти все их (за исключением особого положения стилистики “языка худож. литературы”) можно подразделить на два круга исследований: 1. структурный 2. функциональный
При всем различии направлений и аспектов исследований все их объединяет общий объект и исследовательская цель – стиль, хотя и изучаемый, как всякое многогранное явление, с различных точек зрения.
ЛИТЕРАТУРА 1. Виноградов В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. — М. , 1963. 2. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. — М. , 1980. 3. Б. Н. Головин. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1998 4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка /под ред. М. Н. Кожиной – М. , 2006. 5. Иванов Л. Ю. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник – М. , 2007.