Скачать презентацию История становления и развития социологии План 1 Скачать презентацию История становления и развития социологии План 1

Лекция 2 Краткая история развития социологии.ppt

  • Количество слайдов: 58

История становления и развития социологии История становления и развития социологии

План 1. Предпосылки возникновения социологии. 2. Классический период в развитии социологии. 3. Русская социологическая План 1. Предпосылки возникновения социологии. 2. Классический период в развитии социологии. 3. Русская социологическая мысль. 4. Развитие социологии в современных условиях

Структура лекции 1. Предпосылки возникновения социологии Древний мир: Платон, Аристотель Средние века: Христианство Возрождение, Структура лекции 1. Предпосылки возникновения социологии Древний мир: Платон, Аристотель Средние века: Христианство Возрождение, Реформация: Идеи свободы личности и правового государства Новое время: Идеи утопического социализма и либерализма Середина XIX в. Огюст Конт Герберт Спенсер 2/1/2018 2. Классический период в развитии социологии 4. Немецкая социология: К. Маркс, М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель. Французская школа: социологии Г. Тард, Э. Дюркгейм. Социология в США: У. Самнер, А. Смолл, Ч. Кули, Ф. Гиддингс, Э. Росс. 3. Русская социологическая мысль 4. Развитие социологии в современных условиях Школа структурнофункционального анализа: Т. Парсонс, Р. Мертон. Распространение идей Теории среднего уровня: О. Конта в России: Р. Мертон. А. И. Стронин, Теории конфликтов: П. Ф. Лилиенфельд, Р. Дарендорф, Л. Козер. Символический Е. В. де Роберти. интеракционизм Дж. Мида: Позитивизм Чикагская школа М. М. Ковалевского Айовская школа Субъективный метод Феноменологическая в социологии: школа (А. Фиркандт А. Шюц), П. Л. Лавров, «Аналитическая» школа Н. К. Михайловский. (Ф. Знанецкий), Интегральная Этнометодологическая социология (Г Гарфинкель) П. А. Сорокина Социология в СССР И России 3

В античности социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. В античности социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. в творчестве Платона и Аристотеля, в учениях которых оформились два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. 2/1/2018 4

Первое направление (Платон, «Государство» ) выдвигает и обосновывает идею приоритета общественного интереса. Общество уподобляется Первое направление (Платон, «Государство» ) выдвигает и обосновывает идею приоритета общественного интереса. Общество уподобляется «огромному человеку» . Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия – правители, воины и производители ремесленники, емледельцы). ( з Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Государство, полагал Платон, должно не следовать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения.

Второе направление (Аристотель «Политика» ) отстаивает идею приоритета интереса личности. «Дело в том, - Второе направление (Аристотель «Политика» ) отстаивает идею приоритета интереса личности. «Дело в том, - писал Аристотель, - что должно требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства» , ибо «каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя» . Чрезмерное стремление к обобществлению, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.

Огромную роль в развитии общественной мысли сыграло христианство, возникшее в середине 1 в. н. Огромную роль в развитии общественной мысли сыграло христианство, возникшее в середине 1 в. н. э. Постепенно демократизм раннего христианства был отодвинут на периферию религиозного сознания, доминирующей идеей становится догмат непротивления и подчинения власти. Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе идеи приоритета общего блага над частным.

Реформация оказала серьезное влияние на развитие теорий «правового государства» . Идейное оформление Реформация получила Реформация оказала серьезное влияние на развитие теорий «правового государства» . Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина. Важнейшая идея Реформации – необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии. Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.

В XVI в. постепенно оформляется социалистическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма В XVI в. постепенно оформляется социалистическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478— 1535 гг. ), изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех. Социалисты-утописты считали идеальным такое общество, в котором осуществляется государственное или общественное руководство экономикой, не знающей товарно -денежных отношений.

 • Согласно Томасу Гоббсу (1588 -1679) , естественное состояние людей – это “война • Согласно Томасу Гоббсу (1588 -1679) , естественное состояние людей – это “война всех против всех”, абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. • Гражданское общество (в нем возможны три формы правления: демократия, аристократия, монархия) – высший этап развития социума; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. В результате общественного договора прекращается война всех против всех: граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту от государства.

Джамбаттиста Вико (1668 -1744) считал, что происхождение всех общественных учреждений следует искать в “модификациях Джамбаттиста Вико (1668 -1744) считал, что происхождение всех общественных учреждений следует искать в “модификациях сознания” людей, а не в какой-либо внешней силе, управляющей людьми как марионетками. Вико предположил: если периоды в истории тождественны, то можно говорить об аналогии одного периода другому; сходные периоды чередуются примерно в одном и том же порядке; история движется по спирали, а не по кругу, вступая в традиционную фазу в новой форме (закон циклической эволюции).

В XVIII в. в трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро В XVIII в. в трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро и др. ) получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования; оформилась так называемая гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества.

В начале XIX в. с резкой критикой развивающегося капитализма выступили социалисты-утописты А. Сен-Симон (1760— В начале XIX в. с резкой критикой развивающегося капитализма выступили социалисты-утописты А. Сен-Симон (1760— 1825 гг. ), Ш. Фурье (1772— 1837 гг. ), Р. Оуэн (1771 -1858 гг. ). Конструируя идеал социалистического общества, они продолжили разработку принципов организации справедливого общества. Параллельно с распространением социалистических идей активно развивалась идеология либерализма, в которой идея свободы личности (нации, класса) рассматривалась как главное условие функционирования и прогресса общества. Концепции либерализма в этот период разрабатывали И. Бентам (1748— 1832 гг. ), Дж. Остин (1790— 1859 гг. ). Их социально-политические представления опирались на созданную А. Смитом (1723— 1790 гг. ) теорию экономического либерализма.

К числу непосредственных предшественников зарождающейся социологии следует отнести: 1. Сен-Симона (1760 -1825) с его К числу непосредственных предшественников зарождающейся социологии следует отнести: 1. Сен-Симона (1760 -1825) с его концепцией социальной физики, согласно которой социально-исторический процесс представляет собой поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим; 2. Фюстеля де Куланжа (1830— 1889), сделавшего попытку вывести некоторые социологические закономерности реального социального процесса на основе обобщения исторического материала, уделяя особое внимание точности и надежности первичной информации; 3. А. Кетле (1796— 1874), развившего статистический метод как инструмент количественного анализа социальных процессов и явлений.

К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука в трудах О. Конта (1789— К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука в трудах О. Конта (1789— 1857) "Курс позитивной философии" (в 6 томах, 1830 -42), "Система позитивной политики" (1851 -54). Объект социологии – все множество социальных явлений, предмет социологии – это общество как целостный организм, где целостность есть бесчисленные воздействия людей друг на друга, из которых и складывается устойчивая взаимозависимость индивидов. Реальность, по Конту, которую изучает социология, – это человеческий род как целое, управляемое естественными механизмами. Эта концепция называется в социологии холизмом: общество рассматривается как целостный организм, а человек – как часть его, как элемент, зависящий от этого целого. Ей противостоит социальный атомизм: общество рассматривается как состоящее из независимых, атомарных индивидов и является продуктом их взаимодействия.

Система наук и их методов по О. Конту Наука Метод Абстрактные (математика) Логика Конкретные Система наук и их методов по О. Конту Наука Метод Абстрактные (математика) Логика Конкретные (геометрия, механика) Наблюдение Астрономия Наблюдение Физика Наблюдение + эксперимент Химия Наблюдение + эксперимент + классификация Биология Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение Социология Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод

Конт свое учение назвал «социальной физикой» . Его основными частями были социальная статика (изучение Конт свое учение назвал «социальной физикой» . Его основными частями были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений). Так, семья – воплощение социальной статики, которая посвящена изучению общественного консенсуса. А основной закон социальной динамики (“закон прогресса”) заключается в том, что духовое развитие (дух – двигатель эволюции) в силу консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях – искусстве, политике, промышленности.

 Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации: Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации: 1. теологическая стадия – военное господство; 2. метафизическая стадия – феодальное господство; 3. позитивная стадия – промышленная цивилизация.

 • Герберт Спенсер (1820 -1903), английский философ и социолог, считал, что общество имеет • Герберт Спенсер (1820 -1903), английский философ и социолог, считал, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Точно так же, как человеческое тело состоит из органов, общество состоит из различных социальных институтов – семьи, религии, системы образования, государства и экономики.

Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определен как социальный дарвинизм.

История становления учений об обществе Г. Спенсер: социальный организм (государство) лишь способствует саморегуляции индивидов История становления учений об обществе Г. Спенсер: социальный организм (государство) лишь способствует саморегуляции индивидов Раннее христианство: идея свободы человека в свободном обществе Аристотель: Главное в обществе – приоритет индивидуальных интересов Новое время Возрождение и Реформация Средние века Древний мир Приоритет общественного Человек – главная цель развития общества Середина XIX века Приоритет личностного Либералы: государство гарантирует безопасность личности и не вмешивается в экономическую жизнь О. Конт: только общество и его социальные институты являются субъектами социальных отношений, личность продукт воздействия общества Социалисты-утописты: идеи эгалитарного социалистического общества Т. Мор: государственное регулирование и социальный контроль в обществе Фома Аквинский: благо общего выше блага какихлибо его частей Платон: главное в обществе – защита общественного интереса

Немецкая социологическая школа Карл Маркс (1818 -1883), создатель диалектического и исторического материализма, акцентировал внимание Немецкая социологическая школа Карл Маркс (1818 -1883), создатель диалектического и исторического материализма, акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства. На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие (в XIX веке - буржуазия) и угнетенные (XIX веке - пролетариат) классы, между которыми в обществе неизбежны конфликты.

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т. е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов.

Каждый социально- экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим Каждый социально- экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия, подтачивающие его изнутри. В истории, согласно марксизму, возникает следующая социально-экономическая последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм – социализмом , а социализм – коммунизмом (высшей стадией развития общества).

М. Вебер (1864 -1920 гг. ), основоположник понимающей социологии и теории социального действия, в М. Вебер (1864 -1920 гг. ), основоположник понимающей социологии и теории социального действия, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» ключевым аспектом социологии считает изучение намерений, ценностей, убеждений, лежащих в основании человеческого поведения. Переход от аграрного общества к индустриальному начинается с духовной сферы жизни общества, изменения в которой (возникновение протестантской этики как процесс рационализации христианства) делают возможным возникновение новых (буржуазных) социальнополитических и экономических структур. На рубеже 70 -80 -х годов XX века возрос интерес к Веберу и стала актуальной цивилизационная модель исследования общественного процесса, созданная в противовес формационной модели Маркса.

 • Георг Зиммель (1858 -1918) считал, что история общества есть нарастающая интеллектуализация социальной • Георг Зиммель (1858 -1918) считал, что история общества есть нарастающая интеллектуализация социальной жизни, и вместе с тем — усиление влияния принципов денежного хозяйства. Возникновение интеллекта и появление денег знаменуют вступление общества в “исторический” период. Действие этих двух важнейших форм социации (взаимодействие индивидов и его формы) ведет к всеобщему отчуждению, которое сопровождается ростом индивидуальной свободы.

 • Культурные формы неизбежно рано или поздно “затвердевают”, “кристаллизуются”, “объективируются”, переставая служить адекватным • Культурные формы неизбежно рано или поздно “затвердевают”, “кристаллизуются”, “объективируются”, переставая служить адекватным выражением жизни, становясь тормозом на пути саморазвития и самореализации жизни. В этом — неразрешимая “трагедия культуры”, ее отчуждение от непосредственного индивидуального существования.

Французская социологическая школа Характеризуя французскую социологическую школу классического периода, следует выделить концепции двух исследователей Французская социологическая школа Характеризуя французскую социологическую школу классического периода, следует выделить концепции двух исследователей – Э. Дюркгейма (1858 -1917 гг. ) и Г. Тарда (18431904 гг. ). Между ними развернулся спор по основному вопросу социологии: что является исходной социальной реальностью – индивид или общество?

Коллективное сознание Тард считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, общественную жизнь и ее Коллективное сознание Тард считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, общественную жизнь и ее процессы объяснял действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание. Существование общества он объяснял как взаимодействие двух процессов: 1. индивидуальное творчество, изобретение нового (экономика, политика, религия, искусство), 2. подражание нововведениям, обеспечивающее их распространение. Взаимодействие этих процессов сравнивается с бросанием камней в воду и движением кругов по воде (новые открытия — новые волны подражания и т. д. ).

 • Социологическая теория Эмиля Дюркгейма (1858 -1917) основывалась на концепции коллективных представлений. Общество • Социологическая теория Эмиля Дюркгейма (1858 -1917) основывалась на концепции коллективных представлений. Общество – это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом. В определении предмета социологии Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности – реальности «социальных фактов» , существующих объективно, независимо от индивида и оказывающих принудительное давление на него.

Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности (“О разделении общественного труда” (1893)). Механическая солидарность. В ранних обществах солидарность основывается на сходстве индивидов, одинаковости (с незначительным разделением труда) исполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Органическая солидарность. В развитых (“организованных”) обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда, обусловливающего функциональную взаимозависимость и взаимообмен.

Социологические школы в США У. Самнер (1840— 1910 гг. ) – от социального дарвинизма Социологические школы в США У. Самнер (1840— 1910 гг. ) – от социального дарвинизма к разработке понятий «мы — группа» , «они — группа» , анализу влияния этнической группы на оценку человеком окружающего мира Ч. Кули (1864— 1929 гг. ) – от биологического детерминизма к созданию теории малых групп А. Смолл (1854— 1926 гг. ) – от социального дарвинизма к обоснованию необходимости выражения социологических выводов в «социальных технологиях» , призванных способствовать улучшению социальных институтов Эволюция американских социологических школ Ф. Гиддингс (1855 - 1931 гг. ), от следования Г. Спенсеру и Г. Тарду к активной разработке новых концепций позитивизма, рассмотрению объекта социологии как «плюралистического поведения» индивидов, формированию эмпирической социологии США Э Росс (1866 - 1951 гг. ) от следования социологии Э. Дюркгейма к созданию своеобразной теории социального контроля, в рамках которой соотносится внутренний этический контроль индивида над своим поведением и внешний индивиду политический контроль

Русская социологическая мысль “В конце XIX и начале XX века значительная часть русской интеллигенции Русская социологическая мысль “В конце XIX и начале XX века значительная часть русской интеллигенции высвободилась из плена. . . болезненного моноидеизма. Широкая публика начала проявлять интерес к религии. . . идее нации и вообще. . . к духовным ценностям” (Лосский Н. О. История русской философии). 2/1/2018 33

Школы объективного метода Наибольшего расцвета позитивистская социология в России достигла в творчестве М. М. Школы объективного метода Наибольшего расцвета позитивистская социология в России достигла в творчестве М. М. Ковалевского (1851 -1916). Согласно его генетической социологии, процессы возникновения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Причина образования классов - экономические и биологические факторы. Причина возникновения государства коренится в психологическом факторе. Социальный прогресс Ковалевский отождествлял с расширением сфер солидарности в плане объединения людей, их социального единства. Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу – отклонением от нее.

Школы субъективного метода Николай Константинович Михайловский (1842 -1904) полагал, что в социологии следует пользоваться Школы субъективного метода Николай Константинович Михайловский (1842 -1904) полагал, что в социологии следует пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями нравственного и справедливого. Михайловский считал, что позитивизм печется о благе общества-организма, дарвинистская социология – о благе вида, марксизм – о благе класса, а интересы реальной личности отодвигаются всеми этими теориями на второй план. 2/1/2018 35

Михайловский отводил большое место учению о кооперации, подразделяя ее на простую, основанную на естественном Михайловский отводил большое место учению о кооперации, подразделяя ее на простую, основанную на естественном разделении труда, и сложную, основанную на разделении функций. Прогресс, по его мнению, есть постепенное приближение к целостности общества. Он страстно ратовал за российскую сельскую общину, которая обеспечивает возможность для всестороннего гармонического развития каждой личности.

Михайловский считал, что разделение труда развивает одни способности человека за счет других. Специализация ведет Михайловский считал, что разделение труда развивает одни способности человека за счет других. Специализация ведет к обеднению человеческой жизни. Специализированный” человек перестает существовать как целостная личность, живет во фрагментарном мире. Формула прогресса Михайловского включает субъективно-этический момент, поскольку справедливым и разумным считается только то, что приближает личность к ее всестороннему развитию и целостности.

Петр Лаврович Лавров (1828 - 1900) считал, что в общественном развитии происходит одновременно усиление Петр Лаврович Лавров (1828 - 1900) считал, что в общественном развитии происходит одновременно усиление сознательности личности и солидарности в обществе. Ведущей силой социального прогресса является личность ( «орган прогресса» ) с ее критическим сознанием. Лишь с возникновением критически мыслящей личности начинается, по утверждению Лаврова, историческая жизнь человечества. Однако капиталистический строй, по мнению Лаврова, разрушает солидарность людей. Только новое общество – социализм – в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 -1885) в книге “Россия и Европа” (1869) представлял человеческую историю Николай Яковлевич Данилевский (1822 -1885) в книге “Россия и Европа” (1869) представлял человеческую историю разделенной на “историко-культурные типы”, или цивилизации. Данилевский предложил линейную хронологию эпох (древняя – средневековая – современная). Общей хронологии для различных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности.

3 фазы развития цивилизации 1. Фаза возникновения и кристаллизации: цивилизация зарождается и утверждает свою 3 фазы развития цивилизации 1. Фаза возникновения и кристаллизации: цивилизация зарождается и утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык. 2. Фаза процветания (400 -600 лет): цивилизация развивается и раскрывает свой творческий потенциал. 3. Фазу распада. По Данилевскому, европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации, ненасытной жажде власти и доминирования над миром. Данилевский протестует против взгляда, который “признает бесконечное во всем превосходство европейского перед русским и непоколебимо верует в единую спасительную европейскую цивилизацию”, и предвидит расцвет русско-славянской цивилизации.

Константин Николаевич Леонтьев (1831 -1891), русский философ и общественный деятель, выдвинул мистико-натуралистическую концепцию исторического Константин Николаевич Леонтьев (1831 -1891), русский философ и общественный деятель, выдвинул мистико-натуралистическую концепцию исторического процесса. Для него человеческая история – это история культурно-социальных целостных организмов. Закон исторической жизни такого организма тождествен природным законам органического мира и выражается в триедином процессе: восхождение от исходной простоты к “цветущей сложности”, от которой через “вторичное упрощение” и “уравнительное смешение” – к распаду и гибели.

 • Период роста и расцвета цивилизации сопровождается глубоким культурным осознанием связанности человеческой судьбы • Период роста и расцвета цивилизации сопровождается глубоким культурным осознанием связанности человеческой судьбы с божественным предназначением. “Упрощение” социально-культурного организма сопровождается господством демократии, принципа пользы, “вымыванием” этических, религиозных начал. Принцип свободной воли подменяется принципом атомарной индивидуальности, стремящейся освободиться от духовных обязанностей, от высшего долга в пользу удовлетворения своих собственных запросов.

Леонтьев констатирует пребывание современной европейской цивилизации в стадии “вторичного упрощения” и “уравнительного смешения”, разрушающих Леонтьев констатирует пребывание современной европейской цивилизации в стадии “вторичного упрощения” и “уравнительного смешения”, разрушающих социально-культурную иерархию ценностей. Он полагает, что российское общество способно избежать подобного состояния при условии искусственной консервации ( «Россию надо подморозить» ) специфических социально-политических, национально-психологических и духовных устоев православия и монархизма.

Система социологии П. А. Сорокина (1889 - 1968) 1. Социология должна строиться по типу Система социологии П. А. Сорокина (1889 - 1968) 1. Социология должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. 2. Социология должна изучать мир таким, каков он есть, нормативизм должен быть из нее изгнан. 3. Социология должна быть объективной дисциплиной, то есть изучать реальные взаимодействия людей. 4. Социология должна отказаться от создания умозрительных философских построений. 5. Вместо философского монизма необходим последовательный социологический плюрализм. 2/1/2018 44

Сорокин внес большой вклад в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности ( «Социальная Сорокин внес большой вклад в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности ( «Социальная мобильность» , 1927). В середине 30 -х годов Сорокин анонсирует в 4 -томной «Социальной и культурной динамике» новое направление своей деятельности, связанное с изучением социокультурной динамики общественного развития. Исходя из того, что самым главным регулятором любого общества является исповедуемая им система ценностей, Сорокин выделяет три типа социокультур (цивилизаций), периодически сменяющих друга: 1. идеациональную (доминируют духовные ценности), 2. чувственную (доминируют материальные ценности) 3. идеалистическую, представляющую собой гармонический синтез двух первых. .

Развитие социологии в современных условиях Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20 Развитие социологии в современных условиях Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20 -е годы XX в. Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864— 1944 гг. ) исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают – прежде всего городской, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов.

Толкотт Парсонс (1902 -1979) считает главной задачей социологии анализ институциализации ценностных ориентации. Когда ценности Толкотт Парсонс (1902 -1979) считает главной задачей социологии анализ институциализации ценностных ориентации. Когда ценности институциализованы и поведение членов общества структурировано сообразно им, возникает стабильная система – состояние “социального равновесия”, имеющее 2 пути: 1. социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, которые выполняют эту функцию, – семья и школа); 2. социальный контроль.

Структурно-функциональная сетка Парсонса 1. adaptation (адаптация): чтобы существовать, система должна располагать определенной степенью контроля Структурно-функциональная сетка Парсонса 1. adaptation (адаптация): чтобы существовать, система должна располагать определенной степенью контроля над своей средой, особое значение имеет экономика, обеспечивающая людям необходимый минимум материальных благ; 2. goal attainment (целедостижение) общество устанавливает цели, на которые направляется социальная активность; 3. integration (интеграция): при помощи правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, то его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы; 4. latency (удержание образца) предполагает сохранение и поддержание основных ценностей.

Альфред Шюц (1899 -1959) – австрийский социолог предложил понятие “типизация”, используя которые люди могут Альфред Шюц (1899 -1959) – австрийский социолог предложил понятие “типизация”, используя которые люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверены, что те видят мир таким же образом. Постепенно член общества создает запас “знания здравого смысла”, который разделяют и другие члены общества. Знание здравого смысла постоянно изменяется в процессе интеракции (взаимодействия), а каждый индивид по-своему интерпретирует мир, но запас знания здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере частично, действия других.

В противовес теориям общественной интеграции формируются конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности социальной В противовес теориям общественной интеграции формируются конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности социальной системы, а на проблеме конфронтации, борьбы различных социальных групп за различные цели (власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. п. ). Так, Ральф Густав Дарендорф ( 1929 - 2009), автор «конфликтной модели общества» считал, что конфликт является естественным результатом любой системы управления. В основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины, а источником конфликтов является так называемый политический человек. Однако конфликты в обществе можно регулировать. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения.

В символическом интеракционизме ( Дж. Мид (1863 -1913), Герберт Блумер (19001987)) изучаются смыслы, которые В символическом интеракционизме ( Дж. Мид (1863 -1913), Герберт Блумер (19001987)) изучаются смыслы, которые закреплены за определенными символами (даны в первую очередь в языке), организующими культуру и коммуникацию. При этом необходимо исследовать социальное сознание человека, который не просто воспроизводит символы, а интерпретирует их, избирая определенный вариант поведения, за который он несет моральную ответственность.

 • Джордж Каспар Хоманс (р. 1910), основываясь на бихевиоризме (направление в психологии, которое • Джордж Каспар Хоманс (р. 1910), основываясь на бихевиоризме (направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека) трактует социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. При этом свобода человека оказывается лишь “иллюзией выбора”, подчиненного психологическим правилам.

5 положений Хоманса 1. 2. 3. 4. 5. Положение успеха: чем чаще действие индивида 5 положений Хоманса 1. 2. 3. 4. 5. Положение успеха: чем чаще действие индивида вознаграждается, тем чаще он стремится его производить; Положение стимула: если какой-либо стимул привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула индивид будет стремиться повторить действие; Положение ценности: чем более ценно для индивида достижение определенного результата, тем более он будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение; Положение “насыщения – голодания”: чем чаще в прошлом индивид получал особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды; Положение “агрессии – одобрения”: если индивид не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение и результаты такого поведения становятся для него ценными и наоборот.

Юрген Хабермас (р. 1929) считает, что жизненный мир человека разделен на три части: 1) Юрген Хабермас (р. 1929) считает, что жизненный мир человека разделен на три части: 1) объективный мир фактов, 2) социальный мир норм, 3) субъективный мир внутренних переживаний. Жизненный мир – это процесс интерпретации, относящийся ко всем трем частям. Интерпретация происходит в какой-то конкретной “ситуации” – “отрывке” из жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий.

Центральным понятием теории коммуникативного действия Хабермаса является “дискурс” – аргументация и понимание людей с Центральным понятием теории коммуникативного действия Хабермаса является “дискурс” – аргументация и понимание людей с общим жизненным миром. • Взяв за основу типологию социального действия М. Вебера, Хабермас разработал собственную типологию. Она содержит два больших типа действий: ориентированные на успех и ориентированные на понимание.

Центральная идея этнометодологии Гарольда Гарфинкеля (р. 1917) – идея “индексации”, согласно которой смысл любого Центральная идея этнометодологии Гарольда Гарфинкеля (р. 1917) – идея “индексации”, согласно которой смысл любого предмета или поведения обусловлен его контекстом. В результате любая интерпретация события осуществляется со ссылкой на те или иные конкретные обстоятельства.

Гарфинкель критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение. Гарфинкель критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение. Он исходит из того, что для осмысления социального мира человек использует так называемый документальный метод. Суть его состоит в выборе конкретных аспектов, характеристик той или иной ситуации, их объяснения, а затем оценки их как свидетельства наличия того или иного общественного образца.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!