История средневекового искусства Западной Сибири.pptx
- Количество слайдов: 35
История средневекового искусства Западной Сибири II - IV вв. н. э.
Во II IV вв. н. э. на западносибирской равнине начинается новая эпоха — средневековье. Это период, который сме няет эпоху раннего железного века и непосредственно предшествует началу включения Западной Сибири в состав Российского государства. К началу раннего средневековья на территории Западной Сибири складываются и существуют в течение тысячи лет две Великие цивилизации. Одна — северная, угро самодийская, оседлая. Другая — южная, тюрко язычная, кочевая, скотоводческая, склонная к постоянным завоеваниям. Вся последующая история Западной Сибири, вплоть до ее присоединения к России, в немалой степени определялась характером и содержанием взаимоотношений между этими двумя циви лизациями. На смену крупным культурно историческим общностям эпохи ран него железного века прихо дят новые: потчевашская, релкинская, одинцовская и усть ишимская.
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Искусство этого периода чрезвычайно богато и разнообразно своими видами, материалами, сю жетами и уровнем исполнения. Оно сохранило многое от предшеству ющего времени. В то же время в средневековом ис кусстве появились новые черты и новые сюжеты, а также новые технические приемы решения художественных задач.
Скульптура раннего и развитого средневековья представлена объемными и рельефными изделиями, вы полненными из разнообразных материалов — глины, дерева и бронзы. Новым видом объемного изображения, который распространяется в южных районах Прииртышья в раннем средневековье, становится мо нументальная каменная скульптура.
• С раннего средневековья в степных районах появляются ка менные изваянияв рост человека, стоявшие рядом с курганами. Эти статуи были созданы в тюркской среде, их привозили сюда издалека и устанавливали возле могил. По свидетельствам древ них китайских летописей, изваяния передавали образы поверженных врагов, и в редких случаях — самих героев. К сожалению, время не пощадило эти монументальные памятники средневекового искусства. Только отдельные их экземпляры сохранились в музеях. В Омском ис торико краеведческом музее хранятся эти выразительные примеры твор чества кочевников раннего и развитого средневековья. Каменное изваяние (Северный Казахстан) Эпоха средневековья
• Сюжетной основой этого искусства были пришедшие из глубины веков мифы о происхождении людей от различных животных. Человек мыслил себя частью природы. Поэтому в образе предка того пли иного рода или племени выступал зверь, животное или птица: волк, олень, орел и т. д. Бытовые вещи, ножи, кинжалы с изображением зверей или птиц почитались и служили талисманами. Родовой зверь тотем, украшавший оружие воина, по его представлению, незримо помогал ему, придавая смелость, и делал его неуязвимым, а раз личные изображения животных он носил в качестве аму лета, который был призван обеспечить своему владельцу те способности, которые присущи изображаемым животным силу, стремительность, зоркость, выносливость и т. д.
• Образец глиняной потчевашской зооморфной малой пластики был обнаружен на поселении Наново II в Усть Ишимском р не Омской обл. Это объемное изображение животного с крупным туловищем с обломанной шеей и коротким хвостом. Снизу туловища видны четыре овальных отверстия, куда вставлялись, скорее всего, деревянные ноги. Судя по хвосту, мастер создал образ лося. С этого же поселения происходит обломанный еще в древности фрагмент глиняной скульптуры лошади. Уцелела лишь длинная шея с густой гривой, часть головы и туловища Лось (? ). Скульптура. Глина. Потчевашская культура. Поселение Паново II (Омская обл. ) Лошадь. Скульптура. Глина Потчевашская культура. Поселение Паново II (Омская обл. ) Эпоха раннего средневековья
Масте рами усть ишимской культурыглина как художественный материал часто использовалась при изготовлении изображений челове ка. Из нее лепились личины и небольшие статуэтки. С Верхнеаксеновского II городища Усть Ишимского р на Омской обл. сохранилась в об ломанном виде личина (КА Ом. ГУ). Изображение крайне схематичное: овальная голова, длинный рельефный нос и глаза, образованные мел кимиямками Личина. Глина. Усть-ишимская культура Городище Верхнее Аксеново II (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья
• Среди наиболее примечательных образцов глиняной скульптуры — «ма донна» с Кипо Куларского. III поселения в Тевризском р не Омской обл. (ООМИИ им. М. А. Врубеля; ). Крупная голова на толстой и корот кой шее, туловище, обломанное снизу еще в древности. Конечности отсут ствуют. Часть лица, головы, спина и грудь украшены оттисками штампа — ямками. «Мадонна» . Скульптура. Глина Усть-ишимская культура. Поселение Кипо-Кулары III (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья
С того же поселения происходит глиняная скульптура человека в полусидячей позе с короткой, уплощенной сверху, головой, крупным туло вищем; Поверхность фигуры покрыта сложным гребенчатым орнаментом (ООМИИ им. М. А. Врубеля, ). Антропоморфн аяскульптура. Глина Усть ишимская культура. Поселение Кипо Кулары III (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья
Бронзовое антропо и зооморфное литье раннего средневековья на территории Среднего Прииртышья представлено потчевашскими наход ками. Наибольшее их количество происходит из одного могильника — Окунево III. Это изделия, выполненные в технике плоского и объемного литья из бронзы. По образам и их сочетаниям окуневские подвески делятся на две группы: простые, состоящие из одного изобра женияи сложные, включающие в свой состав несколько образов. К образцам простых зооморфных изображений относится литая, словно вырубленная из одного куска металла, фигура орла с распрос тертыми и опущенными крыльями (ООМИИ им. М. А. Врубеля). Орел. Подвеска. Бронза Потчевашская культура. Могильник Окунево III (Омская обл. ) Эпоха раннего средневековья
К группе сложных образов относится массивное изображение филина (? ) с распростертыми в сторону и слегка опущенными крыльями (ООМИИ им. М. А. Врубеля. )От ливкаосуществлена в технике объемного и плоского литья. На ушастой голове помечены глаза и рот. Две петли для крепления на крыльях указывают на то, что она крепи лась к одежде или к поясу. На груди филина в невысоком рельефе пере даны человеческая личина и голова медведя. Крылья и хвост филина разделены вертикальными и гори зонтальными рядами «жемчужин» . Это также традиционный элемент декора антропозооморфных изображений Западной Сибири и Приуралья. Таким способом, возможно, имитировалось оперение птицы. Орнитозооангропоморфная литая подвеска. Бронза Потчевашская культура. Могильник Окунево III (Омская обл. ) Эпоха раннего средневековья
К кругу сложных изображений относится и овальная подвеска, вы полненная в технике плоского литья, воспроизводящая личину челове ка монголоидного облика (широкие и слегка выступающие скулы, узкие глаза) в овальном головном уборе (ООМИИ им. М. А. Врубеля). Узким углублением показан рот, а на подбородке короткими насеч ками возможно передана борода. Личина заключена в круг, который ук рашен рядами «жемчужин» . Над надбровными дугами размещена медвежья голова. Такое совмещение ли чины человека и головы медведя не случайно. Известно, что у коренных народов Западной Сибири XVIII — XIX вв. шаманы при подготовке к обряду камлания облачались в шкуру медведя, накидывая себе на голо ву морду животного, а на плечи его лапы. Антропозооморфная подвеска. Бронза Потчевашская культура. Могильник Окунево III (Омская обл. ) Эпоха раннего средневековья
• Из того же окуневского могильника происходит еще одна бляха, выполненная в технике плоского литья (ООМИ 11 им. М А. Врубеля, рис. 54). Это «сдвоенная крылатая личина, в которой причудливо сочетаются человеческие и «совинообразные» черты личины с круглыми глазами и прямым носом, узким ртом. Ангропоорнитоморфная подвеска. Бронза Потчевашская культура. Могильник Окунево III (Омская обл. ) " Эпоха раннего средневековья
К группе сложных изображений, объединяющих несколько зооморфных образов, относится подвеска, передающая фигуру существа, в котором можно предполагать изображение медведя или ушастого филина (ООМИИ им. М. А. Врубеля; ) Крупная голова с маленькими ушами посажена прямо на туловище. С двух сторон расположены крылья заполненные рядом «жемчужин» . Ажурное туловище состав лено из двух фигурок хвостатых зверьков (соболей), помещенных в ге ральдической позе. В передних лапах они держат палочки — «жезлы» Сложная зооморфная подвеска. Бронза. Потчевашская культура. Могильник Окунево III (Омская обл. ) Эпоха раннего средневековья
В мифологии и в верованиях предков обских угров значительное вни мание отводится образу зайца. При исследовании подросткового погребе ния в кургане уд. Иванов Мыс найдено миниатюрное изображение это гозверька. Оно выполнено техникой полого литья. Туловище с обеих сторон украшено полоской, составленной из овальных «жемчу жин» . Голова приподнята, длинные уши вытянуты. Бляха с плос корельефным изображением зайца. Белый металл Могильник Иванов Мыс I (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья
Многочисленны птицевидные подвески, воспроизводящие образы гусей, уток, глухарей и тетеревов. Их порою отличает схематизм, мас сивность, обобщенность в трактовке фигуры. Одна из них — крупное изображение тетерева или глухаря с неболь шой головой, на которой маленькой «жемчужиной» обозначены глаза (ООМИИ им. М. А. Врубеля). Эта птица играла в мировоззрении и фольклоре народов Западной Сибири большую роль. У манси глу харь выступает в качестве культурного героя, создав для людей первое поселение — паулъ Подвеска с плоскорельефным изображением глухаря (тетерева). Могильник Кип III (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья
В усть ишимском искусстве был популярен образ орлана. Один из них, выполненный в технике объемного литья служил полым навершием рукояти нагайки (ООМИИ им. М. А. Врубеля). Наряду с бронзой в художественных целях применялось и дерево. Иллюстрацией этому служит скульптура совы из кургана у с. Усть Ишим (КД Ом. ГПУ) Орел. Скульптурное навершие. Бронза Усть ишимская культура. Могильник Кип III (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья Сова. Скульптура. Дерево Усть ишимская культура. Могильник Усть Ишим 1
Антропоморфные скульптурные изваяния носят культовый характер, изображают чаще всего могущественных духов предков, отражая верования человека того времени. Простые антропоморфные подвески делятся на четыре группы: ли чина, личина и шея, личина и часть туловища, фигура человека в пол ный рост. На территории Омского Прииртышья мы встречаемся почти со всеми вариантами.
• Выразительная личина происходит с Верхнеаксеновского городища II Усть Ишимского р на Омской обл. (ООМИИ им. М. А. Врубеля). Это крупная массивная голова человека в шлеме шишаке. Над бровные дуги переходят в длинный прямой нос. Глаза показаны овалом с «жемчужиной» в центре. Легко читается облик сфероконического шлема, популярного доспеха у евра зийского воинства развитого средневековья. Личина Бронза Усть ишимская культура. Городище Верхнее Аксеново II (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья
Вторая личина с того же городища передает несколько иной тип человека. Крупное овальное лица в головном уборе (шлеме? ). С Кипо Куларовского поселения происходит крупная прямоугольная личина, вырезанная из тонкого бронзового листа (ООМИИ им. М. А. Врубеля). На внешней поверхности с помощью линий обозначены узкие глаза и длинный узкий же нос и рот. Личина. Бронза Усть ишимская культура. Городище Верхнее Аксенове) II (Омская обл. ) Личина. Бронза Усть ишимская культура. Поселение Кипо Кулары III (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья
Среди бронзовых антропоморфных изображений, относящихся к близ ким группам «личина и шея» и «личина и часть туловища» можно выде лить подвеску из могильника Кип III. Антропоморфные изображения сохраняют некоторые законы своеобразной иконографии, в частности: фронтальность, четкая разработка деталей лица, пропорции — го лова составляет 2/3 от туловища. Антропоморфная фигура. Бронза Усть ишимская культура. Могильник Кип III (Омская обл. ) Эпоха развитого средневековья
Группа антропоморфных изделий, передающая образ человека в пол ный рост, представлена самым большим количество находок. С Ново Никольского I городища происходит изображение мужской фигуры в полный рост, с крупной головой, с узкими плечами, короткими трехпалыми руками. На запястьях рук показаны украшения браслеты. Антропоморфная фигура. Бронза Усть ишимская культура. Городище Новоникольское I. (Омская обл. ) Антропоморфная фигура Усть ишимская культура. Могильник Кип III Эпоха развитого средневековья
Среди изображений развитого средневековья особое место занимает плоская пластина из белого металла, на поверхности которой, в невысоком рельефе, изоб ражена фигура человека с крупной овальной головой, ногами и руками, которые завершаются головками пресмыкающихся (ООМИИ им. М А. Врубеля. )
Из пановского кургана происходит литая бронзовая овальная бляха С антропозооморфным изображением ( ОМИИ им. М. А. Врубеля). В центре ее человеческая личина. Личину обрамляет согнутая овалом фигура животного (соболя. или дракона): длинный хвост, трехпалая лапа. Проработаны детали морды: короткое стоячее ухо, овальный глаз, ноздря и приоткрытая пасть. За спиной животного видны головы птенцов с приоткрытыми клювами. Бляха со сложным антропозооморфным изображением. Усть ишимская культура Могильник Панове I (Омская обл. )
Прикладное искусство • Самыми массовыми находками является керамика, техника изготовления посуды оставалась прежней – их лепили вручную. При замесе в просеянную глину добавлялся шамот или нарубленная трава. Стенки сосудов строго симметричны. Толщина стенок плавно уменьшается от устья сосуда к его дну. Посуда не отличалась разнообразием форм. Это горшки, чаши и ладьевидные сосуды. Характерно строго зональное расположение узоров на стен ках сосудов. Для нанесения орнамента использовались штампы. В каче стве таковых могли выступать отдельные кости животных, птиц и рыб, а также «рукотворные» штампы из дерева
По венчику горшка в определенном ритме располагались косые на сечки или отпечатки гребенчатого штампа. По шейке горизонтальный по ясок ямок и желобки каннелюры. Такой набор элементов орнамента был традиционным для посуды из Окунево. Фрагмент поселенческого сосуда. Керамика Потчевашская культура. Поселение уд. Паново (Омская обл. ) Эпоха раннего средневековья
Редко встречаются антропоморфные граффити на стенках сосудов. Изображения «человечков» на стенках фрагмента из Малой Тебенди напоминают детские рисунки. Фигурки образованы при помо щи оттисков гребенчатого штампа и мелких ямок. Фрагмент сосуда. Керамика Усть ишимская культура. Могильник Малая Тебендя {Омская обл. )
Пряслица — еще одну массовую категорию декоративно приклад ного искусства — лепили из глины, а также вырезали из кости и дерева. Пряслице грузик, насаживаемый на веретено для придания ему устойчивости и равномерности вращения. Орнаментация располагалась на одной широкой плоской стороне. Рисунки состояли из коротких насечек, которые образовы валисолярные узоры, популярность которых объясняется астрологическими верованиями человека, культом Солнца. Предметы, украшенные солярными знаками, имели обереговое значение. К прикладным изделиям раннего средневековья относится браслет из бронзового дрота, концы которого завершаются стилизованными го ловами лосей (ООМИИ им. М. А. Врубеля; рис. Пряслице. Глина Усть ишимская культура. Поселение Кипо Кулары III (Омская обл. )
В усть ишимское время необычайно высокое развитие получило про изводство изделий из кости. Утилизации подвергаются практически все кости животных. Из кости вырезаны сотни всевозможных предметов, в том числе на конечники стрел, ложки, гребни, тесла, пряжки, пряслица и т. д. Широ ко кость применялась и в художественных целях. К запоминающимся образцам прикладного искусства развитого сред невековья относится костяная ложка с Кипо Куларского поселения III с рукояткой, увенчанной головой коня (ООМИИ им. М. А. Врубеля) Голова коня. Скульптурно оформленная рукоять ложки. Кость. Усть ишимская культура. Поселение Кипо Кулары
Среди наиболее ярких произведений декоративно прикладного искусства пряжка из могильника Паново I. Это лосинные головы в зеркальном исполнении, составляющие основу круп ной бронзовой поясной пряжки. Уши животных соединяет морда медве дя. Пряжка с лосиными головами. Бронза Усть ишимская культура. Могильник Паново I (Омская обл. )
Необычно кресало (напильник, предназначенный для добывания огня) из кургана уд. Малая Бича. Его железная пласти на заключена в бронзовую рукоять, которая состоит из двух животных и птицы, размещенных в профиль. Это пока единствен ная сцена в искусстве Усть Ишима, в которой художник попытался при дать динамизм схватке. В центре ее присевшее на задние ноги животное, повернувшее назад голову, рот приоткрыт, овальные глаза устремлены на клюющую его птицу. В горло ему вцепилось другое хвостатое животное. Кресало. Бронза Усть ишимская культура. Могильник Малая Бича (Омская обл ) Эпоха развитого средневековья
В развитом средневековье известны случаи, когда прикладным из делиям придавалась антропоморфная форма. С Кипо Куларского III поселения происходит бронзовая пряжка с железным язычком в виде человеческой фигуры (ООМИИ им. М. А. Врубеля). Другим художественным материалом в эпоху развитого средне вековья служила береста. Примером творческого использования этого материала служит туесок, обнаруженный в одном из курганов у с. Усть Ишим. Пряжка с антропоморфной фигурой. Бронза, железо Усть ишимская культура. Поселение Кипо Кулары III Сосуд. Реконструкция. Береста Усть ишимская культура. Могильник Усть Ишим I (Омская обл. )
Таким образом, эпоха средневековья Западной Сибири продемон стрировала очередной всплеск изобразительной деятельности, связан ный с преобразованием прежних традиций и привнесением новых влияний. К монументальным формам, которые ранее существовали в виде петроглифов, добавились каменные изваяния. Процветающая с эпохи раннего железа сибирская металлопластика (урало сибирское культовое худо жественное литье) развивает традиционные и осваивает новые темы и приемы их воплощения. Средневековая художественная традиция на селения западносибирской территории складывается как на основе тра диций предыдущих эпох, так и испытывает влияние тюркских кочевых народов, древних славян.
Список литературы • Гурьянова Г. Г. Коников Б. А. Очерки по истории древнего и средневекового искусства Западной Сибири. Омск: Издат во Ом. ГПУ – 2005 • Иванов С. В. Скульптура народов Севера Сибири XIX первой по ловины XX в. Л. , 1970. • Могильников В. А. , Коников Б. А. Могильник потчевашской куль туры в Среднем. Прииртышье. 1983.
История средневекового искусства Западной Сибири.pptx