Скачать презентацию История создания романа Война и мир ДЕКАБРИСТЫ Скачать презентацию История создания романа Война и мир ДЕКАБРИСТЫ

История создания романа.ppt

  • Количество слайдов: 42

История создания романа «Война и мир» История создания романа «Война и мир»

ДЕКАБРИСТЫ n n Первоначально была задумана повесть «Декабристы» , от неё осталось три главы. ДЕКАБРИСТЫ n n Первоначально была задумана повесть «Декабристы» , от неё осталось три главы. Действие должно было начинаться в 1865 году (амнистия декабристов) и речь шла о вернувшемся из Сибири декабристе.

1863– 1869 работа над романом 1868– 1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее) 1863– 1869 работа над романом 1868– 1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее)

ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 1856 г. – « … я начал писать повесть с известным направлением ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 1856 г. – « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, « Итак, от 1856 года возвращающимся с семейством в Россию» возвратившись к 1805, я 1825 г. – « Невольно от настоящего я уже не к намерен и несчастийперешел провести моего 1825 году, эпохе заблуждений одного, а многих моих героя» героинь и героев через 1812 г. – « Чтобы понять его, мне нужно было исторические события перенестись в его молодость, и молодость его 1805, 1807, 1825 и 1856» совпала со славной для России эпохой 1812 года» 1805 -1807 гг – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама»

1856 1825 1812 1805 Ш современность глазами декабриста Ш эпоха заблуждений и несчастий героя 1856 1825 1812 1805 Ш современность глазами декабриста Ш эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста Ш эпоха народного торжества Ш эпоха неудач и поражений от истории героя к судьбе народа

ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ «Три поры» « 1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ «Три поры» « 1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается»

n n Историческая основа романа: события, происходящие на трех этапах борьбы России с бонапартистской n n Историческая основа романа: события, происходящие на трех этапах борьбы России с бонапартистской 1 том – события 1805 Францией года (Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории) 2 том – 1806 -1811 годы (русские войска находились в Пруссии) n n 3 том - 1812 год 4 том - 1812 -1813 годы. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на своей территории

Основу романа составляют исторические военные события n n Мы узнаем о войне 1805 года Основу романа составляют исторические военные события n n Мы узнаем о войне 1805 года против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире.

Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: n переход французской армии через Неман; n Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: n переход французской армии через Неман; n отступление русских в глубь страны; n сдачу Смоленска; n назначение Кутузова главнокомандующим; n бородинское сражение; n n совет в Филях; n оставление Москвы. СОБЫТИЯ Бородинское сражение во время Отечественной войны 1812 года.

Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи русского народа, подавившего французское восстание: Фланговый марш Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи русского народа, подавившего французское восстание: Фланговый марш Кутузова; n Тарутинское сражение; n Рост партизанского движения; n Распад армии захватчиков; n Победоносное завершение войны. n

n n Раскрыты причины военных неудач 1805 -КРУГ 1806 г. На примере Кутузова и n n Раскрыты причины военных неудач 1805 -КРУГ 1806 г. На примере Кутузова и Наполеона показана роль личностей в военных событиях и в истории; Нарисованы картины партизанской войны; Отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года. ПРОБЛЕМ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 60 -х годов 19 века n n n О роли дворянства в АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 60 -х годов 19 века n n n О роли дворянства в государстве; О личности истинного гражданина Родины; Об эмансипации и др.

В романе отражены значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения: массонство, В романе отражены значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения: массонство, законодательное собрание Сперанского, зарождение в стране декабристского движения. n Реформы Сперанского и их роль в жизни. . .

Толстой n Великосветские приемы; n Развлечения светской изображает: молодежи; n n n n Парадные Толстой n Великосветские приемы; n Развлечения светской изображает: молодежи; n n n n Парадные обеды; Балы; Охоту; Святочные забавы господ и дворовых; Картины преобразований в деревне Пьера Безухова; Сцены бунта богучаровских крестьян; Эпизоды возмущения городских ремесленников…

ДЕЙСТВИЕ n То в Петербурге ПРОИСХОДИТ: n То в Москве То в поместье Лысые ДЕЙСТВИЕ n То в Петербурге ПРОИСХОДИТ: n То в Москве То в поместье Лысые горы n То в поместье Отрадное. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ – В АВСТРИИ и РОССИИ n

МИРЪ МИР Мi. РЪ МИРЪ МИР Мi. РЪ

ВОЙНА И МИРЪ Мi. РЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной ВОЙНА И МИРЪ Мi. РЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка. В. Даль ВОЙНА И Мi. РЪ

Шпротивостояние войны и мира (антитеза) Мi. РЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская Шпротивостояние войны и мира (антитеза) Мi. РЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой Ш война вторгается в жизнь мира Ш участие в войне крестьянского мира

ЗАГЛАВИЕ РОМАНА ПЕРЕДАЕТ ЕГО СМЫСЛ n «МИР» - это не только мирная жизнь без ЗАГЛАВИЕ РОМАНА ПЕРЕДАЕТ ЕГО СМЫСЛ n «МИР» - это не только мирная жизнь без войн, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. n «ВОЙНА» – не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил А. В. Луначарский n Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил А. В. Луначарский n Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды.

Заложенная антитеза в романе определяет группировку образов в романе n Одни герои: БОЛКОНСКИЕ, РОСТОВЫ, Заложенная антитеза в романе определяет группировку образов в романе n Одни герои: БОЛКОНСКИЕ, РОСТОВЫ, БЕЗУХОВ, КУТУЗОВ – это люди мира, ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. n Другие герои: КУРАГИН, НАПОЛЕОН, АЛЕКСАНДР I - это люди войны

Художественные особенности романа Художественные особенности романа

О ЖАНРЕ Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе О ЖАНРЕ Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.

ЖАНР n n n Долго не могли определить жанр «Войны и мира» . Известно, ЖАНР n n n Долго не могли определить жанр «Войны и мира» . Известно, что сам Лев Николаевич Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга – как БИБЛИЯ.

Л. Н. ТОЛСТОЙ ПИСАЛ: n n n Что такое «Война и мир» ? Это Л. Н. ТОЛСТОЙ ПИСАЛ: n n n Что такое «Война и мир» ? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.

РОМАН - ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического РОМАН - ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: • широкий географический охват; • отражение жизни и быта всех слоев общества

Картины истории Общественная и политическая жизнь Огромные пространства Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский Картины истории Общественная и политическая жизнь Огромные пространства Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г. , пожар Москвы, партизанское движение Массонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические Дворянство, В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические Дворянство, Изображение жизни всех слоев чиновники, армия, крестьяне общества Широкая панорама бытовых сцен Балы, приемы, обеды, охота, посещение театра и т. д.

ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА i том 1805 год ii том 1806 -1811 гг iii том 1812 ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА i том 1805 год ii том 1806 -1811 гг iii том 1812 год i. V том 1812 -1813 гг Эпилог 1820 год

 «Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой «Предмет истории есть жизнь «Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой «Предмет истории есть жизнь народов и человечества … Для историка. . . есть герои; для Движение народов производят художника. . . должны быть люди. не власть, не умственная Историкдеятельность, даже результатов имеет дело до не соединение того и другого, как то события, художник – до самого факта думалихудожник. . . должен историки, но события. Но деятельность всех людей, руководствоваться, как и историк, принимающих участие в событии историческими материалами. …» Л. Н. Толстой «Война и мир»

Своеобразие художественных приемов Своеобразие художественных приемов

Принцип сопоставления и противопоставления САЛОН А. П. ШЕРЕР ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ Принцип сопоставления и противопоставления САЛОН А. П. ШЕРЕР ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ

ПРИНЦИП СЕМЕЙСТВЕННОСТИ ПРИНЦИП СЕМЕЙСТВЕННОСТИ

 «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость» . Л. Н. Толстой

РОЛЬ ЭКСПОЗИЦИИ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» Подать человеческую жизнь во всех проявлениях, «столкнуть» РОЛЬ ЭКСПОЗИЦИИ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» Подать человеческую жизнь во всех проявлениях, «столкнуть» лицом к лицу два мира «Большой мир» Европа события в России вся нация «Малый мир» Семья человек

Жизнь высшего света лишена человеческого содержания, жизни; здесь каждый играет какую-либо роль. Светская жизнь Жизнь высшего света лишена человеческого содержания, жизни; здесь каждый играет какую-либо роль. Светская жизнь пронизана автоматизмом, искусственностью, ритуальностью. Толстому претит желание казаться, а не быть. Фальшь, лживость, корысть высшего света просвечивает сквозь авторскую иронию.

Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски М. Ю. Лермонтов Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски М. Ю. Лермонтов

У Ростовых были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь. С утра не переставая У Ростовых были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь. С утра не переставая подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому… Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду. Очень, очень вам благодарен…за себя и за дорогих именинниц. -Смотрите же, приезжайте обедать. Душевно прошу вас от всего семейства… Из соседней комнаты послышался бег к двери…грохот зацепленного и поваленного стула… в дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и румяный мальчик в детской курточке. -Раздвинули бостонные столы… Граф, распустив веером карты, всему смеялся. Молодежь собралась около клавикорд… приготовилась к танцам…

Принципы старого князя Болконского Есть «два источника добродетели: деятельность и ум» и два источника Принципы старого князя Болконского Есть «два источника добродетели: деятельность и ум» и два источника пороков: праздность и суеверие» . «Нездоровы бывают дураки и развратники»

Семья Ростовых – «ум сердца» Семья Болконских – «ум ума» Светское общество не наделено Семья Ростовых – «ум сердца» Семья Болконских – «ум ума» Светское общество не наделено ни тем, ни другим…

Составить презентации по ЗАДАНИЕ темам: ПО ГРУППАМ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Составить презентации по ЗАДАНИЕ темам: ПО ГРУППАМ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Семья Болконских Семья Курагиных Семья Ростовых Духовные искания Пьера Безухова Духовные искания Андрея Болконского Образ Кутузова и образ Наполеона. Женские образы в романеэпопее: Наташа Ростова, Марья Болконская, Элен