История села Большой Куяш.pptx
- Количество слайдов: 17
История села Большой Куяш Подготовила: Ефименко Нина Павловна, Библиотекарь им. Ф. Ф. Павленкова, села Большой Куяш
Начало истории До возникновения Куяша в XVII веке на северовосточном берегу озера Куяш находилась маленькая башкирская деревушка Малотово, которую население покинуло с приходом русских. Русские люди, которые жили в Сибири, обратились с челобитной к царям Петру I и Ивану в 1695 году.
Они писали царям: «Мы жители сибирских слобод, побывали на озёрах Урала и Зауралья: Маяк, Пороховое, Аллаки, Куяш, Кызылташ, Бердениси и реках: Тече, Караболке, Синаре, но башкирцы Ямагуза, Ягильда, Ермугуза, Уруско с товарищами в войне - описанные озера нас, холопей и сирот, для рыбного и хмелевого промыслов не пускают, емлют кортомные деньги и в селитьбе земель и угодий всякое утеснение чинят. » .
Местное население Среднего и Южного Урала занималось примитивным хозяйством и кочевым скотоводством. Селиться на башкирской земле можно было только с согласия башкир. Все беглые селились на башкирской на положении припущенников. На землях башкир жили с XVII века и мещарики - Татарская Караболка, Мусакаево и другие. Стечением времени «Казанская тропа» приобретает всё большее значние.
Стечением времени «Казанская тропа» приобретает всё большее значение. В конце XVIII века и в начале XIX веков в Зауралье и на Южном Урале насчитывалось 422 русских поселения. Русские люди откупали территории у башкир для занятия различными ремеслами: рыбной ловлей, охотой, сенокошением, сбором грибов и ягод, хмелеванием
Помещик Турчанинов-владелец Сысертских железоделательных заводов купил Троицкие медеплавильные заводы. На его заводах работали несколько десятков тысяч рабочих, и чтобы обеспечить их хлебом и другими продуктами питания. В 1776 году Турчанинов купил у башкир 35 тыс. га земли в озёрном крае за 1700 руб. Купчую бумагу составили в Челябинской крепости, её подписали 12 башкирских старшин, сам Турчанинов и канцелярист Александров. Из своих имений в Томбовской, Пензенской и Нижегородской губерний Турчанинов привёз мастеров и крестьян. Мастера стали строить помещечью усадьбу -2 -х этажный дом в виде буквы «Е» в честь императрицы Екатерины 2 и конюшни. Усадьбу строили 2 года и закончили в 1778 году. Крестьян заводчик Турчанинов расселил по 10 -15 семей по берегам озер: Кожакуль, Куяш, Урукуль, Темряс и других местах. Так появились русские деревни на башкирской земле. К концу XVIII века в селе уже насчитывалось 1196 человек: 612 женщин и 584 мужчин. В Куяше появились : волостная управа , постовая станция, лесничество, конный завод, но своего прихода Куяш не имел, а принадлежал к приходу Каслинского завода.
Самостоятельный приход Куяш заимел в 1807 году, когда был построен малый Храм в честь Рождества Христова. Через 5 лет , т. е. в 1812 году был заложен большой Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С тех пор в Куяше стали отмечаться два престольных праздника: Рождество Христово (7 января) и Покров (14 октября). С 1812 года Куяш официально стал называться селом Покровское и это название было до конца XIX века. Перед помещичьей усадьбой на берегу озера был заложен сад и построена купальня. Турчанинов отдыхал в усадьбе только летом, а постоянно жил в Петербурге. Его дочь Анна вышла замуж за управляющего усадьбой Алексеева и он взял фамилию Турчанинов.
По ком звонят колокола
Этот величественный Божий Храм когда-то был возведен в честь победы русского оружия над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Церковь Пресвятой Богородицы в селе Большой Куяш Кунашакского района была красивейшей в округе, её называли чудом русского зодчества. И сегодня необычный храм, построенный в стиле классицизма, поражает воображение, навевает мысли о вечном, неземном.
21 августа, в храме Покрова Пресвятой Богородицы большое событие! Воскресную Праздничную службу в храме возглавил и провёл митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим. Владыка поздравил всех жителей села и прихожан с Великим праздником. ПРЕОБРАЖЕНИЕМ ГОСПОДНИМ.
ХРАМ СТОИТ, красавица, над озером. Со всех сторон издалека видна. Разбита, обезглавлена, разгромлена, Но бедам всем назло стоит она. Стоит она без окон , без дверей, Заросшая кругом бурьяном, Как будто прячется стыдливо от людей. Хоть от людей страдала окаянных. Всевышним благословлена она была. Не потому ль, святая , нерушима, И , устремившись ввысь, стройна, бела Что взоры манит проходящих мимо? Осмелились какие богохулы Свалить её кресты, колокола? Но верю я , настанет время. И станешь ты какой была. Н. С. Трунова
Я опять замираю смеренная: Распростертая ввысь красота. Церковь – матушка, Благословенная, Всё стоишь в ожиданье одна… И не раз ты мне ночью приснилась, Купола до небес вознеся, Как парящая белая птица, По птенцам улетевшим скорбя. Смотришь ты сквозь года – истомилась И желаешь всем только добра: Приласкала бы всех, исцелила, Всем бы душу найти помогла. Божий свет ты на всех источаешь И людей призываешь восстать. От болезней и любодейства, Чтоб счастливую жизнь возрождать. А услышав твой звон колокольный, Вновь слепые прозреют глаза: Золотые и голубые Отовсюду видны купола. Г. М. Зубова
От маленькой усадьбы горнозаводчика Турчанинова до большого поселения. Село Большой Куяш отметил ДВЕСТИ СОРОКОВОЙ День Рождение!
История села Большой Куяш.pptx