Лекция 7. Елизаветинское барокко. Часть 1.ppt
- Количество слайдов: 143
История русской архитектуры XIXX вв. Курс лекций канд. архитектуры, доцент Алина Павловны Иванова
Лекция VII Елизаветинское (растреллиевское) барокко
Заказчик и архитектор
Елизаветинское барокко • Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741 -61). • Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское» .
Елизаветинское барокко • В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв. , удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия). • Церковь Климента папы Римского (арх. П. А. Трезини)
Елизаветинское барокко • Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское» , однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. • Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. • В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. • За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.
Михаи л Григо рьевич Земцо в, представитель раннего барокко. • Церковь Симеона и Анны в Санкт. Петербурге (М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка и Х. ван Болоса, • 1731— 1734).
• • • Ани чков дворе ц— один из императорских дворцов Санкт-Петербурга, у Ани чкова моста на набережной реки Фонта нки (Невский проспект, 39). Своё название дворец получил от Ани чкова моста (см. Ани чковы). Старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте. Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что восшедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Б. Растрелли.
• • • В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу» . В итоге дворец был переделан в 1776— 1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.
Михаи л Григо рьевич Земцо в (1688, Москва — 28 сентября 1743, Санкт-Петербург) — русский архитектор, представитель раннего барокко. • • • Учился при Оружейной палате в Москве. В Санкт-Петербурге с 1709 года; обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. С 1710 года по приказу Петра I назначен помощником и учеником Д. Трезини. С 1719 года руководил застройкой Москвы в связи с отменой запрещения строить каменные сооружения. В 1720 году переведен из учеников в гезели. Был помощником у Леблона и Микетти. В 1720— 1722 годах работал в Ревеле заместителем Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорг). Начиная с весны 1721 года, всю постройку ведет один Земцов, который ее и довел до конца. В 1723 году ездил по работе в Стокгольм. С 1723 года работал в Санкт-Петербурге по заказам двора. В 1724 году получил звание архитектора. Обучал архитектуре И. Я. Бланка. После казни П. М. Еропкина в 1740 году был прикомандирован к «Комиссии о Санкт. Петербургском строении» для редактирования и окончания трактата «Должность архитектурной экспедиции» , в котором им, видимо, написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах» , «Что делать при строениях» , «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях» , «Об Академии архитектурной» . С 1741 года исполнял обязанности придворного архитектора Елизаветы Петровны. Первый русский архитектор Петербурга, воплотивший наряду с Трезини основные архитектурные замыслы Петра I. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве. В 1742 году получил чин полковника. Имел архитектурную «команду» .
Михаи л Григо рьевич Земцо в (1688, Москва — 28 сентября 1743, Санкт-Петербург) — русский архитектор, представитель раннего барокко. • • • Учился при Оружейной палате в Москве. В Санкт-Петербурге с 1709 года; обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. С 1710 года по приказу Петра I назначен помощником и учеником Д. Трезини. С 1719 года руководил застройкой Москвы в связи с отменой запрещения строить каменные сооружения. В 1720 году переведен из учеников в гезели. Был помощником у Леблона и Микетти. В 1720— 1722 годах работал в Ревеле заместителем Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорг). Начиная с весны 1721 года, всю постройку ведет один Земцов, который ее и довел до конца. В 1723 году ездил по работе в Стокгольм. С 1723 года работал в Санкт-Петербурге по заказам двора. В 1724 году получил звание архитектора. Обучал архитектуре И. Я. Бланка. После казни П. М. Еропкина в 1740 году был прикомандирован к «Комиссии о Санкт. Петербургском строении» для редактирования и окончания трактата «Должность архитектурной экспедиции» , в котором им, видимо, написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах» , «Что делать при строениях» , «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях» , «Об Академии архитектурной» . С 1741 года исполнял обязанности придворного архитектора Елизаветы Петровны. Первый русский архитектор Петербурга, воплотивший наряду с Трезини основные архитектурные замыслы Петра I. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве. В 1742 году получил чин полковника. Имел архитектурную «команду» .
Е. Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905).
Са вва Ива нович Чева кинский (1709 -1783) — русский архитектор эпохи елизаветинского барокко, который работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, главным образом по заказам флота (как главный архитектор Адмиралтействколлегии). • С целью скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий пучками из трёх колонн, из которых средняя обычно вынесена на самый угол. Этот приём предположительно был заимствован им из древнерусского зодчества. • Как и другие архитекторы елизаветинской эпохи, щедро использовал для обработки фасадов скульптурный декор. • Культовые постройки Чевакинского (в том числе конкурсные проекты на перестройку Исаакиевского и Петропавловского соборов) выделяются коваными балкончиками и декорированными растительным узором кронштейнами, позаимствованными из репертуара дворцовых построек того времени.
Николо-Богоявленский (морской) собор, Санкт-Петербург
Николо-Богоявленский (морской) собор, Санкт-Петербург
Николо-Богоявленский (морской) собор, Санкт-Петербург
Николо-Богоявленский (морской) собор, Санкт-Петербург
Николо-Богоявленский (морской) собор, Санкт-Петербург
Николо-Богоявленский (морской) собор, Санкт-Петербург
• Дворец Шувалова, Санкт-Петербург
Ива н Фёдорович Мичу рин (1700— 1763) — архитектор, работавший в стиле русского барокко, преимущественно в Москве. • Родился в Костромской губернии в семье небогатого помещика. С 1718 по 1720 годы учился в Петербурге в морской академии, в 1723— 1729 гг. в качестве «пенсионера» Петра I продолжил обучение в Голландии, где помимо инженерного образования приобрёл и архитектурные познания. • После пожара 1737 года руководил восстановлением почти всех кремлёвских церквей и правительственных зданий, в частности Никольской башни Московского Кремля и храма Василия Блаженного. Ему же принадлежит проект многоярусной колокольни с колоннами различных ордеров (колокольня церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, уничтоженная в 1930 -х годах). • Мичурин был руководителем строительства Мариинского дворца и Андреевской церкви в Киеве, которые строились по проектам Бартоломео Растрелли. • В 1749 -1758 гг. занимался строительством собора Свенского Успенского монастыря. Руководил строительством церкви Троицы Живоначальной на Арбате (не сохранилась), а также постройками в Златоустовском монастыре (не сохранились, снесены в 1933 г. ) в Москве.
• Мичурин - Вид триумфальных ворот у Казанской церкви в Москве. 1742
Андрей Васильевич Квасов (до 1720 — после 1777) • Русский архитектор середины XVIII века, представитель русского (елизаветинского) барокко, закончивший свой жизненный путь главным архитектором Малороссии. Старший брат Ал. В. Квасова. Вопрос об атрибуции почти всех зданий, приписываемых Квасову, остаётся открытым. • Впервые упоминается в 1734 году как ученик М. Г. Земцова в московской канцелярии от строений (Лефортовский и Анненгофский дворцы). При Елизавете Петровне работал с Б. Ф. Растрелли и С. Чевакинским над возведением Екатерининского дворца в Царском Селе в качестве подмастерья. Проектная модель, подготовленная Квасовым, не соответствует окончательному виду здания. Курировал работы по внутренней отделке помещений. В XIX веке его столичные проекты — включая церковь Спаса на Сенной и дворец канцлера Бестужева на берегу Невы — приписывались более знаменитому Растрелли. • Наиболее продуктивный период в жизни Квасова связан с работой на братьев Разумовских. Для Алексея он выстроил дворцы в Козельце, Гостилицах и (вероятно) Знаменке, а в 1748 г. отправился на Украину, где для К. Разумовского проектировал и застраивал новую столицу гетманства — Глухов. Возведённый им дворец в Батурине был полностью перестроен Ч. Камероном. Он в совершенстве освоил формы украинского барокко, о чём свидетельствует такое его произведение, как Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Козельце
Андрей Васильевич Квасов (до 1720 — после 1777) • Русский архитектор середины XVIII века, представитель русского (елизаветинского) барокко, закончивший свой жизненный путь главным архитектором Малороссии. Старший брат Ал. В. Квасова. Вопрос об атрибуции почти всех зданий, приписываемых Квасову, остаётся открытым. • Впервые упоминается в 1734 году как ученик М. Г. Земцова в московской канцелярии от строений (Лефортовский и Анненгофский дворцы). При Елизавете Петровне работал с Б. Ф. Растрелли и С. Чевакинским над возведением Екатерининского дворца в Царском Селе в качестве подмастерья. Проектная модель, подготовленная Квасовым, не соответствует окончательному виду здания. Курировал работы по внутренней отделке помещений. Наиболее продуктивный период в жизни Квасова связан с работой на братьев Разумовских. Для Алексея он выстроил дворцы в Козельце, Гостилицах и (вероятно) Знаменке
• В XIX веке столичные проекты Квасова — включая церковь Спаса на Сенной и дворец канцлера Бестужева на берегу Невы — приписывались более знаменитому Растрелли.
• Большой зал Екатерининского дворца
• Квасов в совершенстве освоил формы украинского барокко, о чём свидетельству ет такое его произведение, как Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Козельце
• в 1748 г. Квасов отправился на Украину, где для К. Разумовского проектировал и застраивал новую столицу гетманства — Глухов. Возведённый им дворец в Батурине был полностью перестроен Ч. Камероном.
• Батуринский дворец — палладианский дворец (вилла) последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского в Батурине, выстроенный в середине XVIII века А. В. Квасовым и полностью перестроенный в 1799— 1803 гг. по проекту Ч. Камерона.
• В 1739 году Мичуриным составлен «План императорского столичного города Москвы» .
Дми трий Васи льевич У хтомский (1719— 1774).
Князь Дми трий Васи льевич У хтомский (1719— 1774) — главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер т. н. елизаветинского барокко. • Крупный успех архитектора связан с коронацией Елизаветы Петровны в 1742 году. Авторству Ухтомского принадлежали многочисленные триумфальные арки ( «ворота» ) и павильоны. В 1753— 1757 годах он перестроил одни из этих ворот в Красные ворота, впоследствии уничтоженные в 1928 году. Ухтомский застроил соседнюю Басманную слободу, в т. ч. выстроил храм Никиты Мученика — крупнейший сохранившийся памятник позднего барокко в Москве. Однако большинство построек Ухтомского были уничтожены пожарами, а Кузнецкий мост был засыпан в 1817— 1819 годах.
Красные ворота
• В 1741— 1770 годах строится колокольня в Троице-Сергиевой Лавре, ордерный строй которой предполагалось дополнить скульптурами аллегорического содержания. Однако в окончательном виде на их местах (по углам ярусов) были размещены вазы.
Князь Дми трий Васи льевич У хтомский (1719— 1774) — главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер т. н. елизаветинского барокко. • В 1748 и 1752 годах Ухтомский разработал планы застройки городских территорий, уничтоженных пожарами — первые генпланы Москвы. В 1750 -е годы руководил перестройкой и реставрацией Кремля. В 1749 -м основал Дворцовую школу — предшественницу архитектурного отделения МУЖВЗ и современного МАрх. И. В школе Ухтомского обучались такие мастера, как Матвей Казаков, Иван Старов, Александр Кокоринов. • В 1760 году Ухтомский был отстранён от службы по обвинению в растрате, его школу закрыли в 1764 -м. Несмотря на оправдание в суде, в 1767 году архитектор навсегда покинул Москву и уже не вернулся более ни к строительству, ни к преподаванию.
Бартоломе о Франче ско Растре лли • Граф Бартоломе о Франче ско Растре лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; 1700, Париж — до 29 апреля 1771) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). • Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. • Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675 -1744).
Елизаветинское барокко • Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф.
Елизаветинское барокко • Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. • Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
• Летний дворец Елизаветы Петровны • 1741— 1744, снесён 1797 • Деревянный, заменён Инженерным замком
• Зимний дворец Анны Иоанновны • 1732— 1736, снесён 1754 • Заменён существующим Зимним дворцом
Растре ллиевский стиль • Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. • При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. • Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.
Растре ллиевский стиль • Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецкоавстрийском барокко» . В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия» , их облик торжествен и праздничен. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки» .
Растре ллиевский стиль • Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. • Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. • Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.
Растре ллиевский стиль • В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение • Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750 -е гг.
• Руэнтальский дворец, Пилсрундале, Латвия, 1736— 1740, 1764— 1767
Большой Петергофский дворец, 1747 -55
Андреевская церковь, Киев 1748— 1767
Андреевская церковь, Киев, 1748— 1767
Андреевская церковь, Киев, 1748— 1767
Андреевский спуск, Киев, 1748— 1767
Андреевская церковь, Киев, 1748— 1767
Смольный собор 1748— 1764 • Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт. Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
Смольный собор 1748— 1764
Смольный собор 1748— 1764
Смольный собор 1748— 1764 • В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. • Высота собора — 93. 7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. • Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. • В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.
Смольный собор 1748— 1764 • Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. • Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. • Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. • Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.
Смольный собор 1748— 1764
Смольный собор 1748— 1764
Смольный собор 1748— 1764
• Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. • По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.
Смольный собор – шедевр Рострелли • Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства. • Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» ( «Вот это храм!» )
• • • Воронцовский дворец, Санкт-Петербург, 1749— 1757 Воронцо вский дворе ц — дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором Б. Ф. Растрелли в 1749— 1757 годах для канцлера М. И. Воронцова.
Заказчик: • • • Граф (1744) Михаи л Илларио нович Воронцо в (1714— 1767) — государственный деятель и дипломат, которому обязан своим возвышением род Воронцовых. Один из ближайших приближённых Елизаветы Петровны и Петра III. В 1741 участник дворцового переворота и ареста правительницы Анны Леопольдовны. С 1744 вице-канцлер, в 1758 — 65 канцлер Российской империи. Строитель и первый владелец Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге и Воронцовой дачи на Петергофской дороге.
• Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Во дворце более 50 парадных залов и помещений. Дворец украшают лепнина, золоченая резьба и другие элементы, сопутствующие стилю барокко.
• От Садовой улицы дворец отделяет парадный двор и изящная ограда, выполненная из литого чугуна. За главным корпусом был регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки.
Большой Екатерининский дворец , город Пушкин
Заказчики • • В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И. -Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды» . На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
Заказчики и архитекторы • • В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688– 1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697– 1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713– 1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750 -х годов. С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял оберархитектор императорского двора Ф. -Б. Растрелли (1700– 1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760 -1761
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Большой Екатерининский дворец , город Пушкин
• Большой Екатерининский дворец. Царскре село. 1752 -56
Портрет императрицы Екатерины II
• Следующий этап в оформлении парадных и Заказчики и жилых залов дворца относится к 1770 -мгодам. архитекторы. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина Великая Екатерина II, увлеченная античным и Чарльз Камерон искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743– 1812). • Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Термины барокко - десюдепорт • Десюдепо рт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью» ) — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам. • Как характерный архитектурный элемент барокко получил широкое распространение в XVII—XVIII веке; парадные интерьеры дворцов этого периода почти всегда включают в себя десюдепорты. Часто встречаются в интерьерах классицизма и периода эклектики, в дальнейшем использование элемента становится редким. В современной архитектуре не применяется, если только речь не идёт о стилизации.
Ф. Б. Растрелли. Десюдепорт в одном из залов Большого Екатерининского дворца
Большой Екатерининский дворец
Большой Екатерининский дворец
Большой Екатерининский дворец
Бюст Ф. -Б. Растрелли
• Павильон Эрмитаж. Царскре село. 1754
• Павильон Грот. Царскре село. 1753 -57
Строгановский дворец. Спб. 1753 -54
Шедевр Рострелли • Стро гановский дворе ц — дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753— 1754, один из образцов русского барокко. Ныне — филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года. • Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46.
Заказчик: • Алекса ндр Серге евич Стро ганов (1733, Москва — • • 1811, Санкт-Петербург) — российский государственный деятель; член Государственного совета, сенатор; барон, с 1798 года — граф; действительный тайный советник 1 -го класса (15 сентября 1811). Обер-камергер c 1797 г. Крупнейший землевладелец и уральский горнозаводчик; коллекционер и благотворитель. Член Российской академии (1783), один из составителей Академического словаря.
• В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали М. Г. Земцов (предположительно), А. Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.
• Строгановский дворец. Спб. 1753 -54
• Строгановский дворец. Спб. 1753 -54
• Строгановский дворец. Спб. 1753 -54
• Строгановский дворец. Спб. 1753 -54
• Плафон Джузеппе Валериани
• Строгановский дворец. Спб. 1753 -54
• Царский дворец. Киев. 1752 - 1870
Растре лли: обер-архитектор Елизаветы Петровны • Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741— 1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752— 1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин). •
Растре лли: обер-архитектор Елизаветы Петровны • Участие Растрелли в возведении построек вдали от столицы, а также по заказам частных лиц ограничивалось подготовкой общего проекта, в то время как реализацию курировали другие зодчие. За убранство Большого дворца в Царском Селе, к примеру, отвечали, помимо Растрелли, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский; по их же проектам под общим руководством Растрелли были возведены в окрестностях несколько «увеселительных домов» (Эрмитаж, Грот на берегу пруда, Катальная горка), а также миниатюрный Среднерогатский дворец.
Растре лли: обер-архитектор Елизаветы Петровны • В 1750 -е годы Растрелли также курировал работы по ремонту дворца в Стрельне. Основным материалом служил курляндский крупногабаритный кирпич, который был использован Растрелли ещё при строительстве дворцов для Бирона. Трёхчастная сквозная арка со стороны главного фасада Зимнего дворца (осуществлённый вариант с коробовыми сводами) была создана Растрелли после его работ по ремонту Стрельнинского дворца, вероятно, под влиянием архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). • Два последних грандиозных замысла Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря (1748— 57) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754— 62).
Макет Смольного монастыря
• Вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря, куда на склоне лет планировала удалиться Елизавета Петровна, не предполагал наличия колоссальной колокольни, которую можно увидеть в сохранившемся его макете. • Именно благодаря этой модели Растрелли осознал градостроительную ошибку, решив сохранить собственно Смольный собор как высотную доминанту ансамбля. Архитектурноконструктивные решения, на которых остановил свой выбор Растрелли, заметно отличаются от представленных в макете
Зимний дворец. Санкт-Петербург
Зимний дворец. Санкт-Петербург
Зимний дворец. Заказчик и архитектор
История строительства • В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. • Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца. Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью.
Зимний дворец. Санкт-Петербург
Василий Семенович Садовников. Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. 1840.
Вид на Зимний дворец со стороны Васильевского острова. Деталь. 1796 г. Иоганн Георг де Майр
Зимний дворец. Санкт-Петербург
Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа: • * Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли) * Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад * Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен) * Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов) * Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
Зимний дворец. Санкт-Петербург
Растре лли: закат карьеры • В 1750 -1760 -х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46). • В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества. • Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.
Растре лли: закат карьеры • Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти нового заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен. Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. • 24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год. • В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он объявился в Курляндии, где возобновил строительство Руэнтальского и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона. • Следы дальнейшего пребывания Растрелли теряются гдето в Литве, и дата смерти и место захоронения его не известны
Ф. -Б. Растрелли (1700– 1761)
Ринальди: от барокко к раннему классицимзму • После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. • После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре. • Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. • В продолжение 1760 -х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.
Анто нио Рина льди, итал. Antonio Rinaldi, 1710 -1794, • Итальянский архитектор, работавший в Петербурге с 1754 года, в 1756— 1790 годах придворный архитектор.
• Екатери нинский собо р — главный православный храм города Ямбурга (нынешнего Кингисеппа), построенный в 1764— 1782 годах в стиле зрелого западноевропейско го барокко по проекту архитектора Антонио Ринальди
Большой Гатчинский дворец, 1766— 1781
Большой Гатчинский дворец • Построен в 1766— 1781 годах в Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. • Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового за мка и загородной резиденции. • Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.
Гатчина, памятник Павлу I
Gatchina Palace. Facades. 1781
Большой Гатчинский дворец, северный фасад, Часовая и Сигнальные башни
Большой Гатчинский дворец, северный фасад, Часовая и Сигнальные башни
Большой Гатчинский дворец
Интерьеры Большого Гатчинского дворца Туалетная комната. Э. П. Гау, 1878 год • • • В создании интерьеров Гатчинского дворца просматривается два основных этапа. Первоначальное убранство внутренних помещений дворца создавалось в 1770— 1780 -х годах по проектам главного архитектора дворца — Антонио Ринальди. Отличительной особенностью декораций дворцовых помещений, созданных в это время, была тонкая и изысканная лепка, а также наборные паркеты из ценных пород дерева. Стены помещений декорировались стилизованными цветами, плодами и растительными побегами. Лепные работы выполнялись опытными, в основном итальянскими, мастерами.
Интерьеры Большого Гатчинского дворца Мраморная столовая, площадь 110 кв. м Не исключено, что при перестройке дворца участие в проектировании Мраморной столовой принимал В. И. Баженов. • В 1790 -х годах внутренние помещения дворца подверглись значительной переделке под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое оформление залов дворца, в котором сочетались строгие античные архитектурные формы с почти барочной пышностью.
Интерьеры Большого Гатчинского дворца Парадная опочивальня • • • Бренна применял классические архитектурные ордера, лепку, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Росписью некоторых помещений занимался известный живописец своего времени Скотти. В части помещений было изменено не только убранство, но и архитектурное исполнение, общее композиционное решение. Оформление Ринальди сохранилось лишь частично.
• Белый зал — самый большой парадный зал центрального корпуса, площадь — 250 м². • Зал во многом сохранил первоначальную отделку: лепка стен и десюдепортов, использование мраморных барельефов, ритм арочных оконных проёмов, общая разбивка стен, двери с наличниками искусственного мрамора и другие элементы декора созданы по проекту Ринальди.
• Чесменская галерея ведёт от центрального корпуса к дворцовой церкви, её площадь — 112 м².
Большой Гатчинский дворец, северный фасад, Часовая и Сигнальные башни
• Чесме нская коло нна в Екатерининском парке Царского Села — памятник, символизирующий силу и славу русского флота. Дорическая колонна высотой 25 метров выполнена по проекту архитектора Антонио Ринальди из олонецкого мрамора и установлена в 1776 году в центре Большого пруда
Спа со-Преображе нский собо р М. Г. Земцов, П. А. Трезини, В. П. Стасов • Оофициальное название — собор Преображения Господня всей гвардии в Санкт-Петербурге на Преображенской площади. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.
• Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейбгвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.
• • 8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены. В 1825— 1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней.
Ампирный декор
Ампирный декор
Ампирный декор