Скачать презентацию История русского театра Истоки театра уходят в Скачать презентацию История русского театра Истоки театра уходят в

История русского театра..pptx

  • Количество слайдов: 49

История русского театра История русского театра

Истоки театра уходят в народное творчество, в обряды. Прощаясь с надоевшей зимой, люди сжигали Истоки театра уходят в народное творчество, в обряды. Прощаясь с надоевшей зимой, люди сжигали её чучело, встречали весну, Задабривали языческих богов. Эту игровую стихию подхватили скоморохи – первые профессиональные артисты на Руси. ( X – X век)

Слово «скоморох» , вероятно, происходит от славянского «скомати» – «шуметь» , и от греческого Слово «скоморох» , вероятно, происходит от славянского «скомати» – «шуметь» , и от греческого «скомарх» – «мастер смехотворчества» .

Специальным указом 1648 г. Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676) Выступления скоморохов запретил. Специальным указом 1648 г. Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676) Выступления скоморохов запретил.

Церковный театр. Его представления проходили по церковным праздникам. Рождественской инсценировкой являлось «Пещное действо» . Церковный театр. Его представления проходили по церковным праздникам. Рождественской инсценировкой являлось «Пещное действо» . (Его сюжет взят из Библии: три отрока отказались поклоняться идолам ассирийского царя Навуходоносора (Навуходоносор II, царь Вавилонии (605 – 562 гг. до н. э. ) захватил территорию Сирии и Палестины)) Их бросили в печь, но ангел, посланный Богом, спас отроков от гибели.

Пещное действо. Пещное действо.

17 октября 1672 года в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, ( 17 октября 1672 года в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, ( «комедийная хоромина» ) был сыгран первый спектакль в истории русского театра. При царе Алексее Михайловиче Романове. (Издана первая грамматика Мелетия Смотрицкого)

В 1687 г. Была открыта Эллино – греческая академия (с 1775 г. Стала называться В 1687 г. Была открыта Эллино – греческая академия (с 1775 г. Стала называться Славяно – греко - латинской. Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо» , по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Существовал и школьный театр. Он дал русскому искусству двух выдающихся драматургов: Димитрия Ростовского (1651 – 1709) Симеона Полоцкого (1629 – 1680)

Русский театр XVIII века Русский театр XVIII века

В городе Ярославле, в 1750 году был создан самодеятельный театр, которым руководил Фёдор Григорьевич В городе Ярославле, в 1750 году был создан самодеятельный театр, которым руководил Фёдор Григорьевич Волков (1729 – 1763). Ему суждено было стать первым профессиональным актером в России. Портрет работы А. П. Лосенко, 1763 год

Императрица Елизавета Петровна хотела иметь в Петербурге общедоступный, хорошо организованный театр, но в столице Императрица Елизавета Петровна хотела иметь в Петербурге общедоступный, хорошо организованный театр, но в столице не было подходящих людей. Когда узнали о ярославском театре, последовал указ, По которому Волкову и его двум братьям Гавриле и Григорию предписывалось прибыть в Петербург 3 февраля 1752 года. 30 августа 1756 года последовал исторический для русской сцены указ императрицы Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить русский для представлений комедий и трагедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове.

Директором театра был назначен драматург и поэт Сумароков. Александр Петрович Сумароков. 1777 год. Худ. Директором театра был назначен драматург и поэт Сумароков. Александр Петрович Сумароков. 1777 год. Худ. Ф. С. Рокотов

Александр Сумароков был первым русским писателем, который создал в Середине XVIII века репертуар для Александр Сумароков был первым русским писателем, который создал в Середине XVIII века репертуар для русской сцены. Он написал 9 трагедий и несколько комедий. Первая трагедия «Хорев» (1747) Также исполнялись пьесы Мольера и других европейских авторов в переводе. Эрмитажный театр Джакомо Кваренги.

Актёры театра Волкова, его сподвижники. Иван Афанасьевич Дмитриевский Яков Данилович Шумский Актёры театра Волкова, его сподвижники. Иван Афанасьевич Дмитриевский Яков Данилович Шумский

Крепостной театр графа Шереметева. В России со второй половины XVIIIвека по 40 -е годы Крепостной театр графа Шереметева. В России со второй половины XVIIIвека по 40 -е годы XIXвека действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три – в Москве. (Театр графа Воронцова, Юсупова, Шереметева).

Настоящее театральное дело началось, когда руководить труппой стал 26 – летний граф Николай Петрович Настоящее театральное дело началось, когда руководить труппой стал 26 – летний граф Николай Петрович Шереметев.

Кусково – уникальный памятник художественной культуры XVIII в. , роскошная летняя резиденция, устроенная с Кусково – уникальный памятник художественной культуры XVIII в. , роскошная летняя резиденция, устроенная с "бесчисленным множеством отрад и приятностей", предназначалась для пышных приемов гостей, многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. Эту усадьбу называли «Подмосковным Версалем» : для сравнения – «Российским Версалем» называли Петергоф! Здесь не брезговали гостить цари, да и вообще – роскошь Шереметевых считалась поистине царской. Останкино, вторая летняя резиденция, интересна прежде всего дворцом-театром: в конце XVIII столетья, в период моды на крепостные театры, именно театр Шереметевых считался самым лучшим – здесь были самые лучшие актеры, поскольку ставить балет приглашали французов, а учить пению крепостных отправляли в Италию…

 «Прасковья Ивановна Ковалева была одарена остротою ума, скромностью нрава и привлекательными свойствами душевных «Прасковья Ивановна Ковалева была одарена остротою ума, скромностью нрава и привлекательными свойствами душевных расположений. Склонность ее к музыке и превосходнейший дар пения привлекали приятное – удивление моих друзей» . (Н. П. Шереметев. «Поверенность сыну моему графу Дмитрию о его рождении» ) Параша Жемчугова Полное имя Прасковья Ивановна Ковалёва портрет кисти Аргунова

Несмотря на яростное противодействие всей семьи и даже двоих правителей России, Екатерины Великой и Несмотря на яростное противодействие всей семьи и даже двоих правителей России, Екатерины Великой и Павла I, Николай Петрович Шереметев много лет преданно любил свою Парашу и не пожелал жениться ни на одной из знатных невест, которых ему сватали. «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал я свойства и качества ее: и нашел украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность, нашел в ней привязанность к святой вере и усерднейшее Богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки» , – вспоминал Н. П. Шереметьев в письме сыну.

Правда, освободил граф свою возлюбленную только в 1798 году. А обвенчаться они смогли в Правда, освободил граф свою возлюбленную только в 1798 году. А обвенчаться они смогли в 1801, за два года до ее смерти. Тонко чувствующая молодая женщина очень переживала свое постыдное положение рабыни и любовницы, и переживания подточили ее и без того слабое здоровье. Она умерла через три недели после рождения сына Дмитрия, наследника шереметевских богатств. П. И. Жемчугова — в роли Элианы ("Браки Самнитян" А. Гретри). неизв. худож. XVIII в

Что бормочешь ты, полночь наша? Все равно умерла Параша, Молодая хозяйка дворца, Не достроена Что бормочешь ты, полночь наша? Все равно умерла Параша, Молодая хозяйка дворца, Не достроена галерея Эта свадебная затея, Где опять подсказку Борея Это все я для вас пишу. Тянет ладаном из всех окон, Срезан самый любимый локон, И темнеет овал лица.

Русский театр XIX века В XIX веке культуру России прославили поэты и прозаики, лишь Русский театр XIX века В XIX веке культуру России прославили поэты и прозаики, лишь иногда писавшие для сцены. Замечательным исключением стало творчество Н. А. Островского, который создал пьесы, надолго определившие лицо русской драматической сцены. Начинается период психологического реализма. В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «министерством двора Его императорского Величества» .

В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александринский, Мариинский, и Михайловский – В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александринский, Мариинский, и Михайловский – и два в Москве – Большой и Малый. (Большой театр создан по проекту архитектора О. И. Бове, после пожара 1853 года его реконструировал архитектор А. К. Кавос. ) Александринский театр – архитектор К. Росси. Михайловский театр – архитектор А. П. Брюллов. Антрепренёр, ангажемент, бенефис, «раёк» (галёрка)

Памятник А. Н. Островскому у входа в Малый театр, Москва. (скульптор Н. А. Андреев) Памятник А. Н. Островскому у входа в Малый театр, Москва. (скульптор Н. А. Андреев)

16 ноября 1859 года был день премьеры в Малом театре пьесы «Гроза» Александра Николаевича 16 ноября 1859 года был день премьеры в Малом театре пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского (1823 – 1886). Условно, эту дату можно назвать датой утверждения реализма в русском театре.

Любовь Павловна Никулина – Косицкая – первая исполнительница Катерины. Любовь Павловна Никулина – Косицкая – первая исполнительница Катерины.

Пелагея Антиповна Стрепетова Актриса Александринского театра, в роли Катерины Пелагея Антиповна Стрепетова Актриса Александринского театра, в роли Катерины

Николай Добролюбов – театральный И литературный критик, защищавший пьесу Островского. Николай Добролюбов – театральный И литературный критик, защищавший пьесу Островского.

Московский Малый театр принято называть Домом Островского и ещё Домом Щепкина. Московский Малый театр принято называть Домом Островского и ещё Домом Щепкина.

Гликерия Николаевна Федотова (1846 – 1925) Её амплуа охватывало и трагедию, и комедию, и Гликерия Николаевна Федотова (1846 – 1925) Её амплуа охватывало и трагедию, и комедию, и драму. Катерина в пьесе «Гроза» Островского.

В. Серов Портрет Марии Николаевны Ермоловой Ермолова в роли Жанны д Арк в пьесе В. Серов Портрет Марии Николаевны Ермоловой Ермолова в роли Жанны д Арк в пьесе Ф. Шиллера «Орлеанская дева»

Театральная критика сетовала на отсутствие актерского ансамбля на сцене. Первые режиссерские опыты относятся к Театральная критика сетовала на отсутствие актерского ансамбля на сцене. Первые режиссерские опыты относятся к концу XIX века. Павел Мочалов в кругу почитателей.

Три гения русской сцены Михаил Семенович Щепкин Три гения русской сцены Михаил Семенович Щепкин

Михаил Щепкин в роли Фамусова. Михаил Щепкин в роли Фамусова.

Портрет В. Каратыгина, кисти В. Тропинина Портрет В. Каратыгина, кисти В. Тропинина

Встречая XX век 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» встретились два Встречая XX век 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» встретились два человека.

После долгого разговора решено было организовать новый театр, который преодолеет штампы и рутину российской После долгого разговора решено было организовать новый театр, который преодолеет штампы и рутину российской сцены того времени. Название Художественный Общедоступный театр – гарантировало высокий уровень искусства. 14 октября 1898 года состоялось первое представление театра: Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе Алексея Константиновича Толстого.

Иван Михайлович Москвин в роли царя Фёдора Иоанновича в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» Иван Михайлович Москвин в роли царя Фёдора Иоанновича в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»

МХТ открыл России, и, впоследствии всему миру драматурга Антона Павловича Чехова. Премьера «Чайки» состоялась МХТ открыл России, и, впоследствии всему миру драматурга Антона Павловича Чехова. Премьера «Чайки» состоялась на сцене МХТ 17 декабря 1898 года, спустя два месяца после провала пьесы на сцене Александринского театра в Санкт – Петербурге.

Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов

После гастролей в Германии в 1906 году за МХТ закрепилось звание первой европейской сцены, После гастролей в Германии в 1906 году за МХТ закрепилось звание первой европейской сцены, открывшей новую эпоху в театральном искусстве. Но не все актеры и критики считали метод Станиславского безоговорочным. Всеволод Эмильевич Мейрхольд «Товарищество новой драмы»