История рос.социологии1.ppt
- Количество слайдов: 41
История российской социологии старший преподаватель кандидат социологических наук Халлисте Ольга Владимировна
Развитие социологии в России Донаучный этап: XVIII - середина XIX века 1 -й этап: С середины 60 -х годов до середины 90 -х годов XIX века 2 -й этап: С середины 90 -х годов XIX века до середины 20 -х годов XX века 3 -й этап: С середины 20 -х годов до середины 50 -х годов XX века 4 -й этап: С середины 50 -х годов до середины 80 -х годов XX века 5 -й этап: С середины 80 -х годов XX века по настоящее время þ 1 -й этап: Распространение социологических идей, появление самостоятельных социологических работ. þ 2 -й этап: Институциализация социологии: создание кафедр, выпуск изданий, создание социологического общества. þ 3 -й этап: Высылка социологовнемарксистов из СССР (1922 г. ), исключение социологии из программы университетского образования, закрытие социологического сообщества (1923 г. ). þ 4 -й этап: Начало возрождения социологии в СССР. Создание ССА, социологических лабораторий, ИКСИ АН (1968 г. ), журнала «Социс» (1974 г. ). 2
Донаучный период развития þ Галич Александр Иванович (1783 -1848). ý Учитель А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею. Сформулировал основы антропологической традиции русской философии и социологии. þ Надеждин Николай Иванович (1804 -1856). ý Ввел в социальную мысль идею историзма и во многом выступил в качестве основоположника теоретической социологии в России. þ Пестель Павел Иванович (1793 -1826). ý Сформулировал идею революционного преобразования общества как способа социального прогресса. þ Майков Валериан Николаевич (1823 -1847). ý Поставил задачу формирования «социальной философии» как общественной науки о законах социальной жизни людей и народов.
Основные этапы развития социологии в России С середины XIX в. до 1918 г. XX в. ; С начала 20 -х гг. до конца 50 -х гг. XX в. ; С начала 60 -х гг. XX в. до наших дней.
Особенности дореволюционной социологии Синтетический характер развиваемых теорий, использование методов и результатов из области теории государства и права, экономики, философии и естественных наук; Нравственный подход к социологическим исследованиям; Тесная связь с общественной жизнью и непосредственное участие большинства социологов в политической деятельности; Служебная роль социологии: призвание науки – теоретическое обоснование политических программ; Оппозиционность.
«Западники» и «славянофилы» «Философические письма» П. Я. Чаадаева «Славянофильская» традиция Иван Васильевич Киреевский (1806 -1856) Алексей Степанович Хомяков (18041860) Константин Сергеевич Аксаков (1817 -1860) «Западническая» традиция Петр Яковлевич Чаадаев (1794 -1856) Тимофей Николаевич Грановский (1813 -1870) Александр Иванович Герцен (1812 -1870) Николай Гаврилович Чернышевский (1828 -1889) 6
Отношение П. Я. Чаадаева к католицизму þ Успехи Западной Европы являются плодами католицизма как «политической религии» . ý Католическая церковь является прямой наследницей апостольской церкви. Именно католическая церковь является носителем соборного, кафолического начала. þ «Революционный католицизм» П. Я. Чаадаева. ý По оценке А. И. Герцена, мировоззрение П. Я. Чаадаева является «революционным католицизмом» . ý Основной источник вдохновения П. Я. Чаадаева, «сладкая вера в будущее счастье человечества» - идея, невозможная в ортодоксальном католицизме. ý Свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого возможно через преодоление эгоизма и индивидуализма, несообразных с всеобщим назначением человека быть двигателем Вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли.
Оценка России П. Я. Чаадаевым þ Основными характеристиками России являются отсталость, отстраненность от прогресса, нахождение вне русла культуры ý «…Тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя» . ý «…Говоря, что про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать урок миру. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет» . ý «В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу» , мы стоим «в стороне от общего движения, где развивалась и формулировалась социальная идея христианства» .
Основные идеи славянофильства þ Славянофильство - литературно—философское течение общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века. ý В славянофильстве утверждается особый тип культуры, возникший на духовной почве Православия, ý Отрицается тезис о том, что Петр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии. þ Собственный путь и культурное своеобразие России. ý У России - собственный, самобытной путь исторического развития, определенный самобытностью культурных типов и ограниченностью социальной эволюции. ý Спасительную роль для развития народов России играет православие. Особую роль играет духовная, в том числе религиозная детерминация социального поведения людей. ý Структурообразующей формой социального бытия, свойственной Росси, является община. Только при соборной организации достигается соразмерность личного и общественного.
Основные идеи славянофильства þ Иван Васильевич Киреевский (1806 -1856) – русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства. Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений. Иван Васильевич Киреевский
Основные идеи западничества þ Западничество - направление русской общественной и философской мысли, представители которого отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. ý Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России являются следствие задержек и отставания в развитии. þ Основные тезисы идеологии западничества. ý Мировая история едина и имеет закономерный характер. ý Имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы. ý Анализ массового субъекта социальных преобразований (народов, классов, социальных групп), проповедь революционного прогресса. ý Представители западничества выступали за отмену крепостного права, введение буржуазных свобод (например, свободы печати) и развитие промышленности.
Итоги периода þ «Специфическая форма» социальной философии. ý Социальное мышление в России развивалось на грани собственно философии, литературы и науки. ý «Поэт в России больше, чем поэт» , писатель – больше, чем писатель, литературный критик – больше, чем критик. þ Сфера основного интереса – путь развития России. ý Для большинства мыслителей очевидна «ущербность» российского общества и невозможность развития в рамках существующих традиций. ý Два основных направления возможного развития – «возврат к духовности» (славянофилы) или копирование европейских моделей развития ( «западники» ). ý Отсутствие единой точки зрения концепции в рамках каждого из направлений (наиболее явно – в рамках «западничества» ). þ Осознание интеллектуальной элитой неизбежности и необходимости социальных перемен.
Основные направления исследований Направления развития русской социологии во второй половине XIX века. Концепция географического детерминизма Теория культурноисторических типов Николай Яковлевич Данилевский (1822 -1882) Лев Ильич Мечников (1838 -1888) Афанасий Прокофьевич Щапов (18311876) Этико-субъективная школа Социологическая концепция народничества Михаил Николай Петр Александрович Константи- Лаврович Бакунин (1814 -1876) нович Ми. Лавров хайловский (1823 -1900) (1842 -1904) Петр Алексеевич Кропоткин (1842 -1921)
Идеология народничества þ Народничество является одной из теорий социальной революции ý Идеология народничество характерна для разночинной интеллигенции России XIX века. ý Одним из основным идеологов народничества является М. А. Бакунин (1814 -1876) – русский мыслитель, революционер, анархист, панславист. þ Основные черты народничества как идеологической системы ý Подчеркнутая антибуржуазная направленность, демократизм, упование на народ как решающую силу социальных преобразований. ý Способом уничтожения несправедливого социально-экономического и политического строя является крестьянская революция или восстание люмпен-пролетариата. ý Идеалом будущего общественного устройства является вольный союз общин, организованных по коммунистическому принципу.
Социальные идеи М. А. Бакунина þ Положение о порочности всякой власти. ý Власть обладает уникальным свойством развращать всех, независимо от классовой принадлежности. ý Если когда-либо будет установлены правительство и парламент, состоящие исключительно из рабочих, это рабочие, бывшие убежденными социальными демократами, вскоре станут поклонниками принципа власти, угнетателями и эксплуататорами. þ «Национальный вопрос» в творчестве М. А. Бакунина. ý Способности к бунту определяются психологическими свойствами народов. Русскому народу свойственны «наивное чувство братства» , а также ненависть к дворянству и любовь к огню. ý Русского мужика легко убедить «запустить петуха» господам. Из России пожар перекинется на весь мир. Так будет разрушена современная цивилизация и установится безвластие. ý Немцы – самая способная к развитию государственности нация. Борьба с пангерманизмом является главной задачей славян. 15
Географический детерминизм þ Стремление к кооперации и происхождение общества. ý Общество начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей. ý Определяющим в обществе является стремление к кооперации, сотрудничеству, вытесняющее первичную борьбу за существование, характерную для биологической природы. ý Количественным индикатором степени эволюции общества на пути социального прогресса является достигнутый людьми уровень солидарности. þ Солидарность как мерило прогрессивности цивилизации. ý Солидарность между людьми может конструироваться как добровольно, так и про принуждению. ý Степень свободы индивидов в процессе формирования солидарности является мерилом прогрессивности конкретной цивилизации.
Географический детерминизм þ Взаимоотношение цивилизации и Среды. ý Среда – это не просто окружающая природа, а та ее часть, которая вовлекалась в процесс человеческого труда и изменялась под его воздействием. ý Главным компонентом географической среды является гидрологический фактор – воздействие водных ресурсов на деятельность людей. þ Типы цивилизаций и закономерности их развития. ý Развитие цивилизаций происходит стадиально, революционным путем и является обратимым процессом. ý Роль природной среды – научить людей солидарности и взаимопомощи. Это «обучение» происходит по-разному в разных цивилизациях: ü В «речных цивилизациях» - силой страха и принуждения. ü В «морских цивилизации» - на основе выгоды. ü В «океанической цивилизации» - на основе свободного выбора.
Этико-субъективная школа þ Этико-субъективное направление в русской социологии – одно из наиболее влиятельных «прикладных» направлений социальной мысли, близкое к народничеству. ý К этому направлению относятся труды Н. К. Михайловского (18421904) и П. Л. Лаврова (1823 -1900), ставших духовными лидерами революционной молодежи 70 -х годов XIX века. ý Знакомство с работами (и практикой) русских народников оказали значительное влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса и нашли продолжение в революционной практике XX века. þ Проблема соотношения истории и социологии. ý Социология, опираясь на естествознание, отыскивает свои законы в истории. Только осмыслив историю, можно понять общество. ý Справедливо и обратное: познавая общество, человек осмысливает историю. Таким образом, социологическое знание имеет двойственную природу. 18
Этико-субъективная школа þ Закономерности и перспективы социального развития. ý Основой решения социологических проблем является общенароднический тезис о возможности «особого» пути развития общества. ý На этом пути могут быть «пропущены» определенные стадии развития общества (в частности, капитализм). ý Необходимым условием такого развития является опора на общину как институт традиционного общества и активная революционная деятельность интеллигенции и ее лидеров. þ Проблема прогресса как «окончательный вопрос» социологии. ý Проблема прогресса является центральным вопросом как истории, так и социологии. ý Основные положения теории прогресса: ü Положение о возможной многофакторности общественного развития. ü Провозглашение развития человеческой индивидуальности целью и критерием общественных изменений. 19
Николай Яковлевич Данилевский þ Н. Я. Данилевский (1822 -1885) – русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, один из основателей цивилизационного подхода к истории. ý Автор концепции культурно-исторических типов, активный критик идеи общечеловеческой цивилизации. ý Сторонник идеологии панславизма. Обосновал особую роль России в истории человечества. þ Культурно-исторические типы (по Н. Я. Данилевскому). ý Состоят из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. ý Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу. 20
Основные идеи и труды þ Николай Данилевский считается первым отечественным культурологом, оказавшим значительное воздействие на развитие культурологической мысли XX в. ý Основной труд в сфере культурологии - «Россия и Европа» . ý Является предшественником О. Шпенглера и А. Тойнби ( «теория локальных цивилизаций» ), его влияние безусловно прослеживается в творчестве этих культурологов. þ Данилевский был последователем «органической теории» , суть которой - в перенесении законов развития природы на социальную действительность. ý По аналогии с биологической морфологией он пришел к осмыслению культурно-исторического типа. ý Следствием является его понимание генезиса цивилизации как периодов рождения, расцвета и упадка, уподобление культур «многолетним одноплодным растениям» . 21
Культурно-исторические типы þ Единой истории человечества, однолинейного культурного развития не существует. ý Культуры носят обособленный характер. ý «Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота» (Н. Я. Данилевский). þ Существуют локальные культурно-исторических типы, соответствующие типам цивилизаций. ý Всю совокупность прошлых и ныне существующих культур он сводит к десяти типам : 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийсковавилоно-финикийский или древнесемитский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитский или аравийский, 10) германо-романский или европейский. ý К этим типам, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки - мексиканский и перуанский. 22
«Положительные» и «отрицательные» þ Перечисленные цивилизации выступают у Данилевского как «положительные деятели в истории человечества» . ý Соответственно, субъектом истории является не народ, а созданная им развитая культура. þ Также существуют «отрицательные деятели» оказывающие разрушительное воздействие на цивилизации. ý «…Есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество» . þ Антонимом «положительных» и «отрицательных деятелей» является «этнографический материал» . ý Наряду с ними существуют племена, которые «потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам» являются только этнографическим материалом, входящим в культурноисторические типы. Таковы, финны и многие другие. 23
Развитие культурно-исторических типов þ Законы развития культурно-исторических типов. ý Наличие у племени близкого по фонетической основе языка. ý Требование политической независимости народа. ý Выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт, не передаваемых по наследству и не воспринимаемых «в полной мере» другими цивилизациями. ý Разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип, «когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они… пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств» . ý Закон краткости периодов развития: цивилизация развивается подобно «тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу» . þ Развитие идет от «этнографического состояния» через «государственное состояние» к цивилизации. 24
Основания культур þ Культурно-исторические типы могут иметь различные основания в соответствии с направленностью культурной деятельности человека. ý «Первичные культуры» , которые полностью не реализовали себя ни в одной из областей (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская). ý «Одноосновные культуры» (еврейская, греческая и римская). Еврейская проявила себя в религиозной сфере, греческая - в художественной, римская - в политической области. ý «Двухосновная» (германо-романская или европейская культура), имеющая ярко выраженный научный и индустриальный характер. þ Сильные и слабые стороны европейской культуры. ý Европейская культура, по мнению Данилевского, достаточно полно проявила себя в развитии науки и техники, но в меньшей степени, чем греческая, в искусстве. ý Незначительны, успехи этой культуры в экономических отношениях, носящих «феодальный характер» . 25
«Четырехосновная культура» þ В настоящее время рождается новая культура. ý Она призвана реализовать себя в религиозной, культурной и политических сферах, а также в общественном устройстве. ý Будущее принадлежит именно этой культуре и такой культурой станет славянский культурно-исторический тип. Особенностью национального характера является особый тип духовности, стремлению к высшей духовности, а не к материальному благу. ý «Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом. Особенно оригинальной чертой его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворение общественно- экономической задачи. Какое взаимное отношение займут в нем три прочие стороны культурной деятельности, которая сообщит ему преобладающую окраску, не будут ли они преемственно занимать эту главную роль? Какой, наконец, качественный характер примет собственно культурная деятельность, до сих пор наименее других сторон деятельности успевшая определиться, - этого, конечно, предвидеть невозможно» (Н. Я. Данилевский). 26
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 1907 год – созданы Психоневрологический институт и первая кафедра социологии под руководством – Максима Максимовича Ковалевского и Евгения Валентиновича де Роберти
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ в первые годы после октябрьского переворота Создание первых социологических институтов и кафедр в 1919 -1920 гг. Руководитель - П. А. Сорокин Активно преподает К. М. Тахтарев
Социологическое общество имени Максима Максимовича Ковалевского (1916 – 1922 гг. ) 1916 год – первый председатель Александр Сергеевич ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ С 1919 года – председатель Николай Иванович КАРЕЕВ
Исторический материализм – марксистская социология Н. И. БУХАРИН «Теория исторического материализма: популярный учебник марксистской социологии» (1922)
Социологическое знание вне закона (1929 -1955 гг. ) 1929 год - дискуссия в Институте философии Коммунистической академии «СОЦИОЛОГИЯ – ЛЖЕНАУКА, ВЫДУМАННАЯ ФРАНЦУЗСКИМ РЕАКЦИОНЕРОМ ОГЮСТОМ КОНТОМ. . . »
«ПРОТОРЕНЕССАНС» отечественной социологии 1956 г. – участие советских ученых в III Всемирном социологическом конгрессе (Голландия) 1957 г. - Международное совещание социологов по вопросу о мирном сосуществовании (Москва, 23 сентября 1957 года) с участием зарубежных социологов (Р. Арон, Ж. Фридман, А. Холландер, Э. Хьюз, Х. Шельски, Т. Боттомор) 1957 г. - публикация статьи Юргена Кучинского в журнале «Вопросы философии» (1957, № 5), где впервые был поставлен вопрос о социальных законах 1958 г. – создание решением Президиума АН СССР Советской Социологической Ассоциации (председатель – Ю. Францев, заместитель – Г. Осипов)
СОВЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (ССА) § § § 19 декабря 1957 года - Учредительное собрание ССА 11 февраля 1958 года – постановление Комиссии ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и партийных связей «О создании Советской социологической ассоциации» 13 июня 1958 г. – постановление Президиума АН СССР о создании Советской социологической ассоциации (ССА)
Учредители ССА: Институт философии АН СССР; q q q q q Институт философии АН СССР; Научно-исследовательский Институт труда при Комитете по труду и заработной плате при Совете Министров СССР; Институт экономики АН ССР; Институт права АН СССР; Институт этнографии АН СССР; Институт философии АН Украинской ССР; Институт философии и права АН Белорусской ССР; Ученый совет философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; кафедра диалектического и исторического материализма АОН при ЦК КПСС; Кафедра философии Института международных отношений МИД СССР.
Первый советский социологический журнал на английском языке «SOVIET SOCIOLOGY »
ПЕРВОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - «Сектор новых форм труда и быта» 1960 г. – в Институте философии АН СССР создан «Сектор новых форм труда и быта» Руководитель - Геннадий Васильевич Осипов В составе сектора: А. А. Зворыкин, И. И. Чангли, А. И. Соболев, В. В. Колбановский, Ю. Н. Козырев, В. Н. Шубкин и др.
Первая лаборатория социологических исследований в Ленинграде 1960 -1961 гг. – в Ленинградском государственном университете создана первая «Социологическая лаборатория» Руководитель – Владимир Александрович Ядов
Первые опросы общественного мнения по инициативе «Комсомольской правды» (1960 -е гг. ) Борис Андреевич Грушин (1929 – 2007) 1960 - 1967 Институт общественного мнения
СОВЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ В КОНЦЕ 80 -Х ГОДОВ 29 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ 20 РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ 6 ТЫСЯЧ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ 1300 КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧЛЕНОВ
Директор Института социологии РАН с 2005 года по настоящее время Михаил Константинович Горшков
Социологическое образование в современной России За годы, прошедшие после учреждения в 1989 г. первых социологических факультетов в Московском и Ленинградском (Санкт-Петербургском) университетах, открылись десятки факультетов, отделений, кафедр по подготовке социологов и преподавателей социологии. Сегодня социологов готовят в 120 вузах России. Более 30 тысяч выпускников за эти годы получили социологическую специальность. В стране функционирует многоуровневая система подготовки кадров социологов: бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант. На кафедрах ведут курсы социологических дисциплин более 4000 преподавателей. По социологическим наукам квалификационную работу осуществляют 94 докторских и 36 кандидатских диссертационных советов. В среднем в ежегодно защищается около 100 докторских и более 300 кандидатских диссертаций.