Ефремова Кристина гр.320721(презентация).ppt
- Количество слайдов: 25
История России в произведениях А. С. Пушкина Автор: Ефремова Кристина Владимировна Фр. Фи. Д гр. 320721
Цель работы: выявить историзм русского государства в произведениях А. С. Пушкина. Задачи: 1) умение обобщать и систематизировать материал; 2) развивать навыки анализа текста; 3) расширить представление учеников о творчестве А. С. Пушкина, о теме истории в его произведениях.
Методы исследования: ·детальный анализ произведений А. С. Пушкина; ·систематизация встречающихся изображения лиц России; наиболее часто типов исторических ·наблюдение и сопоставление различных исторических подходов к изображению полной личности.
Актуальность исследования: в современной филологии и историографии актуальным был и остается вопрос изучения истории России, т. к. без прошлого нет настоящего и будущего. Тем более в сегодняшний день личность Пушкина по всей России выбирается и голосуется как «Имя Россия» .
Пушкин - историк «Пушкин – наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…»
Пушкин и история Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характерные исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировали дальнейшую историю страны.
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» А. С. Пушкин Петр Великий и «Полтава»
Полтавская битва Пушкин назвал поэму «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершенный в битве под Полтавой.
«Медный всадник» стал уникальным произведением, своего рода «памятником нерукотворным» Петру, Петербургу, «петербургскому периоду русской истории» .
«Медный всадник» Наводнение, одно из многих, обрушившихся на город со времени его основания, центральное событие произведения. Рассказ о наводнении формирует первый смысловой план поэмы – исторический. Документальность рассказа отмечена в авторском «Предисловии» и в «Примечаниях» . Наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт. Он взглянул на него как своеобразный итоговый документ эпохи. Это как бы «последнее сказанье» в ее петербургской «летописи» , начатой решением Петра основать город на Неве.
«Песнь о вещем Олеге» древнерусская летопись. Олег — первый князь киевский из рода Рюрика. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного» . А. С. Дёмин.
• Князь Олег правил в Киеве, который в 9— 12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор. • В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «. . . дивясь храбрости, уму и богатству» , нарекли его Вещим. • Хронология событий в произведении: • 1. Предсказание • 2. Разлука с конем • 3. Возвращение на Родину • 4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища • 5. Появление змеи • 6. Гибель князя
«Песнь о вещем Олеге» Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина: «Песнь о вещем Олеге» . По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г. ;
Капитанская дочка • Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. Казак, грамоте обучен не был. • В 17 лет участвует в Семилетней войне. • 1768 – 1770 годы – участвует в русско-турецкой войне. • Заслуживает звание хорунжего за храбрость. 1771 год – дезертирует из армии после отказа в увольнении. Его трижды арестовывают, но он бежит изпод стражи.
Содержание произведения • Дворянин Гринёв, отправляющийся на военную службу, попадает в метель и, добравшись до постоялого двора, жалует своего проводника Пугачёва тулупом. Место службы Гринёва оказывается небольшой крепостью. Он влюбляется в дочь коменданта Машу и оказывается ранен на дуэли из-за неё офицером Швабриным. Вскоре Пугачёв поднимает восстание, захватывает крепость и казнит родителей Маши, а Гринёва отпускает. Тот получает письмо от невесты и узнаёт, что Швабрин, ставший сообщником Пугачёва, принуждает её к замужеству…
Емельян Пугачев и «Капитанская дочка» Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реальнобытовых, символических и фольклорных элементов, это образсимвол, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях.
Фрагмент из к/ф «Капитанская дочка»
Екатерина II и «Капитанская дочка» Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми. В этом - дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Екатерина II - великая императрица, которую он идеализирует.
Борис Годунов • Вечная наша тема — преступление и наказание. В «Борисе Годунове» проблемы совести, экзистенциального выбора увязываются с историей страны. Пушкин говорит, что эти вещи сплетены в таинственный узел или узор. Выбор каждого из нас — это еще и выбор своей истории. Неверный индивидуальный выбор или кармическая ошибка могут повлечь за собой цепочку фатальных событий. Если же человек оказывается у власти, это может стать проблемой всего народа. • Главная цель трагедии - Судьба отдельного человека и судьба целого народа. • Сюжет трагедии Восхождение на русский престол Бориса Годунова через убийство законного наследника царевича Димитрия.
• Действие трагедии охватывает семь с лишним лет. Пушкин отказался от деления трагедии на акты, разбивая её на 23 сцены, позволяющие показать русскую жизнь со всех сторон. В «Борисе Годунове» отсутствует любовная интрига. В трагедии около 60 -ти персонажей (вместо 10 по канонам классицизма. В трагедии представлены все слои общества (от царя, патриарха, бояр, дворян, иностранных наёмников – до монахов, бродяг, простых мужиков).
Е. А. Кибрик. Борис Годунов. Фронтиспис. Черная акварель, карандаш. 1959 – 1964.
«Борис Годунов» на сцене Опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов» . Борис Годунов – Е. Нестеренко. 1973. Сцена из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» . Шуйский – Н. Ханаев, Борис Годунов – А. Пирогов. Большой театр. 1948
Фрагмент из кинофильма «Борис Годунов»
Прошлое для Пушкина – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. С. Пушкин.
Спасибо за внимание!