Скачать презентацию История развития социологии План 1 Исследование Скачать презентацию История развития социологии План 1 Исследование

история соц Microsoft Office PowerPoint.pptx

  • Количество слайдов: 24

История развития социологии История развития социологии

План: • 1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения • 2. Социально-экономические План: • 1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения • 2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в. • 3. О. Конт – родоначальник социологии • 4. Классический период развития социологии

1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения Первым в истории трудом по 1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона 428/427 – 348/347 до н. э. ) согласно которому любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным. . Свой вариант теории стратификации предложил Аристотель (348 – 322 до н. э. ). У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существует еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство, по мнению Аристотеля, лучше управляется когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистичные интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. В древности предпринимались попытки, количественного анализа социальных явлений и процессов. Дошедшие до нас исторические данные свидетельствуют о зачатках проведения эмпирических социальных исследований уже у древних восточных народов: египтян, китайцев, японцев, индусов, персов и евреев, мы встречаем в Библии, где неоднократно упоминается о первых многочисленных народоисчислениях у древних евреев. Очень богатый материал о практике проведения социальных обследований, наблюдений над общественной жизнью дает нам история Древнего Рима. Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли

Никколо Макиавелли (1469 -1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Никколо Макиавелли (1469 -1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Томас Гоббс (1588 -1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество? » – и ответил на него так: вопервых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другим. Шарль Луи Монтескье (1689 -1755) сыграл особую роль в создании идейнотеоретической основы социологической науки. Жан Жак Руссо (1712 -1778) разработал концепцию естественного порядка, который благодаря общественному договору превращается в «порядок позитивный» . Все исследования в этой области были отвлеченными, нельзя сказать о возникновении в то время социологии как науки. Достаточно наивные взгляды на общество и человека долгое время господствовали в научном мире.

2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в. Политические революции, начавшиеся с 2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в. Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего Х 1 Х в. , послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации. В 1800 г. 27, 2 млн. человек земного шара, т. е. 3% всего населения, проживало в городах (с населением 5 тыс. и более человек), из них 15, 6 млн. человек, т. е. 1, 7% всего населения, проживало в больших городах (население 100 тыс. и более человек). В 1900 г. уже 218, 7 млн. человек (13, 3%) проживало в городах, из них 88, 6 млн. человек (5, 5%) в больших городах.

Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка: Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка: 1) концентрацию рабочей силы в городах; 2) установку на получение прибыли; 3) использование в производстве достижений науки и техники; 4) возникновение скрытого или явного антагонизма между хозяевами и наемными работниками; 5) усиление социального неравенства; 6) формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции.

Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей В Европе в начале XIX в. начали активно развиваться эмпирические социальные исследования. Развитие капитализма повлекло усиление социальной дифференциации, возникновение рабочего движения, появление идеологии социализма. Начала меняться социальная роль религии и науки: наметилось падение религиозных ценностей и становление научного мышления. В конце XVIII начале XIX векоа активно развиваются эмпирические науки, в т. ч. статистика и этнография и, как следствие, усиливается недоверие к философии. Развитие социальной философии обозначило ряд теоретических подходов, которые стали актуальными для зарождающейся социологии. Механистическая картина мира, основанная на универсальном представлении о силовом взаимодействии масс, требовала измерительного инструментария для исчисления траекторий движения тел. Так возникла идея «социальной физики» ,

Клод Анри де Сен-Симон (1760 -1825) был первым мыслителем, публично выразившим данную потребность и Клод Анри де Сен-Симон (1760 -1825) был первым мыслителем, публично выразившим данную потребность и внесшим тем самым краеугольный камень в фундамент новой обществоведческой науки - социологии. Современное ему общество Сен-Симон назвал индустриальным, качественно отличным от традиционного (родоплеменного, рабовладельческого и феодального). Оно основывается на развитии промышленности, научной организации труда, благодаря чему человечество, находящееся на стадии индустриального общества, раскрывает все свои ресурсы. Главным субъектом этого общества, обеспечивающим его дальнейший прогресс, становится класс “индустриалов”, в состав которого Сен-Симон включал фабрикантов, купцов, банкиров и рабочих. Наряду с трактовкой общества в качестве организма, Сен-Симон говорит о нем как о механизме, социальном агрегате, который можно и нужно регулировать, изменяя его части (детали) и взаимодействия между ними. Когда он пишет о всем человечестве, то в роли частей-деталей представляет государства (страны) и нации.

3. О. Конт – родоначальник социологии. Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было 3. О. Конт – родоначальник социологии. Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии» . Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой» . Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику

Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым. О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы: - наблюдение за ходом проистекания общественных процессов; - эксперимент, т. е. наблюдение за изменениями, вызванными специально; - сопоставление жизни человечества с животным миром; - сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям; - исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор называют позитивизмом Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и Такой подход с тех пор называют позитивизмом Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии. Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ. Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и «Система позитивной политики» (1850 – 1854).

4. Классический период развития социологии Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда 4. Классический период развития социологии Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер. Карл Маркс (1818 -1883)

Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818 -1883). Идейными Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818 -1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества; Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. По мнению Маркса, эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Таким образом, Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели О. Конт. Если для Конта или Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – уничтожение его и замена новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление всеми средствами опровергнуть его.

Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Маркс – основоположник так называемой теории конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу в истории. К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса. Главным фундаментальным трудом К. Маркса является четырехтомник «Капитал» (1843 – 1883 гг. ), в котором получило всеобщее развитие материалистическое понимание истории.

Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т. д. ) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т. д. ). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции. Основной закон социального развития, по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространению такого важного социологического понятия, как «социальный институт»

Макс Вебер (1864 -1920) – немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса Макс Вебер (1864 -1920) – немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира. Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие.

Социология, по Веберу, является «понимающей» , поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия Социология, по Веберу, является «понимающей» , поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Вебер ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип. Он утверждал, что мы говорим о предпринимателе, рабочем или короле как о типичном представителе данного слоя.

Георг Зиммель (1868 -1918) предложил свой вариант истолкования предмета, основного метода и базовой теоретической Георг Зиммель (1868 -1918) предложил свой вариант истолкования предмета, основного метода и базовой теоретической конструкции социологии. Объектом социологии, по его мнению, выступает общество, которое он понимал как процесс социальных взаимодействий и итог этих взаимодействий. Предметная область социологии, по Зиммелю, ограничена изучением “социаций” – устойчивых форм социальной жизни, придающих обществу целостность и стабильность. Речь идет о таких известных формах человеческого общежития, как господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т. п. Исследование “социаций”, установление степени устойчивости “чистых” форм социальности, предполагает применение историкосравнительного метода

Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) – основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) – основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. На начальных этапах своего научного творчества Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – социальная реальность существует независимо от человека. Дюркгейм – первый профессор социологии во Франции – сформулировал принципы в социологии, ставшие хрестоматийными.

По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Дюркгейм очень много По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научны обиход термин «аномия» (от фр. anomie – беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения. Свое представление социологического анализа Дюркгейм продемонстрировал в 1897 г. на примере своей работы «Самоубийство» . Она стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. В ней Дюркгейм осуществил кропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Им были также применены статистические методы для исследования населения. Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Глоссарии • Менталитет – Mentality ; - психическое отражение действительности, социума, этноса, процесса деятельности, Глоссарии • Менталитет – Mentality ; - психическое отражение действительности, социума, этноса, процесса деятельности, активности субъекта; • Метод – Method; - основной способ сбора, обработки или анализа данных. • Натурализм – Naturalism; - понимание законов общества по аналогии с законами природы. • Общение - Communication; - поддержание взаимных отношений, межличностное взаимодействие, психологическая реальность.

Список литературы: • http: //socnauka. ru/? p=51 • http: //ru. wikipedia. org/wiki/История_социол огии • Список литературы: • http: //socnauka. ru/? p=51 • http: //ru. wikipedia. org/wiki/История_социол огии • http: //immemoreal. com/sociot 1 r 7 part 1. html • http: //studentu-vuza. ru/literatura/slovari/