Скачать презентацию История развития социологии массовой коммуникации Концепции массовой Скачать презентацию История развития социологии массовой коммуникации Концепции массовой

kontseptsii_SMK.ppt

  • Количество слайдов: 19

История развития социологии массовой коммуникации История развития социологии массовой коммуникации

Концепции массовой коммуникации в зарубежных исследованиях § 3 этапа: § 1 этап: 20 -30 Концепции массовой коммуникации в зарубежных исследованиях § 3 этапа: § 1 этап: 20 -30 -е гг. ХХ в. характеризуется наделением массовых коммуникаций практически безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей; § 2 этап: 40 -60 -е гг. ХХ в. – под влиянием ряда эмпирических исследований уверенность во всемогуществе прессы сменилась более сдержанным отношением к ее возможностям воздействия на массовую аудиторию (СМК имеют минимальный эффект на аудиторию); § 3 этап: начало 70 -х гг. ХХ в. по настоящее время определяется как возвращением к научным парадигмам первого этапа, однако измененным новыми социальными реалиями.

Первый этап § Уолтер Липман (1889— 1974) § американский публицист и социолог. Один из Первый этап § Уолтер Липман (1889— 1974) § американский публицист и социолог. Один из основателей еженедельника «Нью Рипаблик» (1914). § Автор книг «Предисловие к политике» (1913), «Общественное мнение» (1922; 3 издания, 1968) и др. § Процесс осознания действительности и формирование картины мира у людей происходит посредством стереотипов, которые возникают под воздействием массовых коммуникаций, проводящих первичную селекцию фактов по своему усмотрению, а также искажающих эти факты § Идея безграничной власти прессы над людьми § Его концепция стала теоретической основой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения. § Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М. : Институт Фонда «Общественное мнение» , 2004. 384 с. § Липпман У. Публичная философия. М. : Идея-пресс, 2004.

Первый этап § Гарольд Лассуэлл (19021978), американский политолог, использующий бихевиористский подход § В 1939 Первый этап § Гарольд Лассуэлл (19021978), американский политолог, использующий бихевиористский подход § В 1939 -1940 гг. Г. Лассуэлл был наиболее активным участником семинара по массовым коммуникациям, организованного Фондом Рокфеллера § Создание однонаправленной линейной модели коммуникативного акта

Г. Лассуэлл § 1939 -1940 гг. описал процесс массовой коммуникации в виде однонаправленной Г. Лассуэлл § 1939 -1940 гг. описал процесс массовой коммуникации в виде однонаправленной "пятивопросной" модели: Who says what to whom via what channels with what effects? " (Кто говорит? - Что сообщает? - Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом? ) /правда, опубликована эта его "модель" была позже, в 1948 г. § 1. Кто говорит ? - анализ управления коммуникативным процессом. § 2. Что сообщает? - анализ содержания сообщений. § 3. Кому ? - анализ аудитории. § 4. По какому каналу ? - анализ средства. § 5. С каким эффектом? - анализ результата: изменилось/не изменилось сознание и/или поведение реципиента.

Г. Лассуэлл § Коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в Г. Лассуэлл § Коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул-реакция. § Его концепция была определена как «теория волшебной пули» , т. к. согласно ей, коммуникация похожа на волшебную пулю, которую коммуникатор из своего мозга направляет в мозг реципиента, где она незамедлительно изменяет идеи, чувства, мотивацию, служащую основанием для последующих действий. § Тот, на кого направлено воздействие, является пассивным и беззащитным участником коммуникативного акта, зажигающего реципиента «как электрическую лампочку» .

Концепция «индустрии культуры» Т. Адорно и М. Хоркхаймера § М. Хоркхаймер (слева), Теодор Адорно Концепция «индустрии культуры» Т. Адорно и М. Хоркхаймера § М. Хоркхаймер (слева), Теодор Адорно (справа) § Их работа «Диалектика просвещения» (1944) где одна из глав была посвящена анализу средств массовой коммуникации

§ Индустрия культуры – массовое производство определенных культурных форм, превращающее аудиторию в пассивную однородную § Индустрия культуры – массовое производство определенных культурных форм, превращающее аудиторию в пассивную однородную массу, не способную к критичному восприятию воздействующего на нее потока информации § «Массы получают не то, что они хотят, а то, что им предлагается» (Т. Адорно)

Концепция «индустрии культуры» Т. Адорно и М. Хоркхаймера § Сформировалась а период формирования фашизма Концепция «индустрии культуры» Т. Адорно и М. Хоркхаймера § Сформировалась а период формирования фашизма в Германии § Их теория актуальна и сейчас, так как в современной ситуации «индустрия культуры» обладает более изощренными и тонкими методами воздействия

Второй этап – «теории минимального эффекта» § Пол Лазарсфельд (1901 -1976) разработал модель двухступенчатой Второй этап – «теории минимального эффекта» § Пол Лазарсфельд (1901 -1976) разработал модель двухступенчатой модели массовокоммуникационного воздействия на аудиторию, где доминирующую роль играет роль лидера мнений § в любом обществе существуют восприимчивые к воздействию политической пропаганды "лидеры общественного мнения" (opinion leaders), распространяющие политическую информацию по каналам межличностного общения. § «распоряжается тот, кто платит» § Массовая коммуникация – сильнейший «социальный наркотик» , способный усыпить активность любого сознания

Второй этап § Концепция удовлетворения потребностей аудитории - Б. Берельсон § Массовая коммуникация в Второй этап § Концепция удовлетворения потребностей аудитории - Б. Берельсон § Массовая коммуникация в своих действиях ориентируется на потребности (ожидания) аудитории и этот факт в какой-то мере определяет содержание сообщений § 2 способа удовлетворять потребности аудитории: § 1) можно действовать через сознательное, обдуманное и просчитанное манипулирование содержанием; § 2) неявная, искренняя и более или менее неосознанная трансляция идеологии между производителями и потребителями § Вывод: «Аудитория выбирает те СМИ, которые она находит наиболее подходящими для себя, и производители выбирают людей с «правильной точкой зрения» для того, чтобы создавать СМИ для этих людей» .

Второй этап § Концепция всеобщей социальной ответственности – У. Шрамм: § «существуют три влиятельные Второй этап § Концепция всеобщей социальной ответственности – У. Шрамм: § «существуют три влиятельные группы, способные при желании вносить изменения. Это – правительства, сами средства связи и массовая аудитория. Мы полагает, что ответственность они должны разделить между собой» .

Сиберт Ф. , Шрамм У. , Питерсон Т. написали монографию «Четыре теории прессы» § Сиберт Ф. , Шрамм У. , Питерсон Т. написали монографию «Четыре теории прессы» § § Авторитарная Либертарианская Социальной ответственности Советская коммунистическая теория

Третий этап § «Теория средства» Герберта Маршалла Маклюэна § Все прогрессивные этапы в развитии Третий этап § «Теория средства» Герберта Маршалла Маклюэна § Все прогрессивные этапы в развитии общества обусловлены развитием технических средств информационных связей. § Особенную роль отводит телевидению

Третий этап § Анализ массовой коммуникации с позиции лингвистической парадигмы – структуралистский подход Терри Третий этап § Анализ массовой коммуникации с позиции лингвистической парадигмы – структуралистский подход Терри Иглтона § Любые объекты социальной действительности (фильмы, мифы, литературные тексты и т. д. ) могут стать материалами для структуралистского анализа, если к ним подходить как к знаковым системам или «текстам» , для трактовок которых применяются соответствующие концепции (код, синтаксис), извлеченные из науки о языке. § Информация, распространяясь по каналам массовой коммуникации, влияет на массовую аудиторию посредством определенных языковых структур, что формирует в восприятии человека представление о той или иной культуре.

Третий этап § «Теория культивирования» Джорджа Гербнера § Постоянный просмотр телесообщений приводит к выработке Третий этап § «Теория культивирования» Джорджа Гербнера § Постоянный просмотр телесообщений приводит к выработке у аудитории искаженных представлений о социальной реальности (ценности, социальные роли и т. п. ) § Культивация посредством телевидения насилия и агрессии на современном российском ТВ, например.

 «Теория культивации» в трудах Д. Мак-Куэйла § Деятельность массовых коммуникаций протекает не стихийно; «Теория культивации» в трудах Д. Мак-Куэйла § Деятельность массовых коммуникаций протекает не стихийно; § Большую роль здесь играют политические и идеологические факторы, исходящие вовсе не из потребностей аудитории; § СМК «не отражают культуру и условия жизни целевой аудитории и могут оказывать негативное влияние на язык, подрывать культурную идентичность в результате транснациональных потоков содержания» .

Концепция «спирали молчания» Элизабет Ноэль-Нойман § «Спираль молчания» - «это мнения, способы поведения, которые Концепция «спирали молчания» Элизабет Ноэль-Нойман § «Спираль молчания» - «это мнения, способы поведения, которые нужно выражать или обнаруживать публично, чтобы не оказаться в изоляции» § Поскольку люди всегда боятся изоляции, они стремятся знать, какие мнения одобряются большинством (каков «климат мнений» ), и присоединиться к ним. А те, кто оказываются в меньшинстве, скрывают свои взгляды и отмалчиваются, — возникает «спираль молчания» , которая усиливает видимый перевес большинства. § Это положение проверялось эмпирически с помощью методики «зеркала» (сопоставлялись ответы на вопросы двух типов «Что Вы думаете о. . . » и «Как об этом думает большинство» ).

Концепции массовой коммуникации в отечественных исследованиях § 2 подхода: § Медиацентристский (массовая коммуникаци представляет Концепции массовой коммуникации в отечественных исследованиях § 2 подхода: § Медиацентристский (массовая коммуникаци представляет собой некую замкнутую целостную систему, функционирующую по собственным законам и оказывающую влияние на формирование общественного мнения) § Социоцентристский (деятельность массовой коммуникации детерминирована непосредственно аудиторией, мнения, взгляды которой она и призвана выражать через каналы своих средств)