Скачать презентацию История психологии ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ XV — XVI Скачать презентацию История психологии ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ XV — XVI

4 психология Возрождения.ppt

  • Количество слайдов: 15

 История психологии ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV - XVI вв. ) 1 История психологии ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV - XVI вв. ) 1

Учебные вопросы: 1) основные черты культуры Ренессанса; 2) Воззрения на природу человека Данте Алигьери, Учебные вопросы: 1) основные черты культуры Ренессанса; 2) Воззрения на природу человека Данте Алигьери, v Пико делла Мирандола, v Пьетро Помпонацци, v Бернардино Телезио, v Леонардо да Винчи, v Николо Макиавелли, v Томас Мор, v Эразм Роттердамский, v Параце льс, v Френсис Бэкон v 2

Основные черты культуры Ренессанса: 1. Возвращение к античной науке и культуре как первоисточнику знания. Основные черты культуры Ренессанса: 1. Возвращение к античной науке и культуре как первоисточнику знания. Синтез христианского и античного миропонимания; 2. Антропоцентризм (новый образ человека, не просто раб божий, а создатель нового, творец); 3. Гуманистическое мировоззрение. Интерес к действиям и переживаниям человека. Культ разума и творчества; 3

4. Переход от индивида к индивидуальности. Подчеркивание уникальности личности, свободы самоопределения. 5. Начало освобождения 4. Переход от индивида к индивидуальности. Подчеркивание уникальности личности, свободы самоопределения. 5. Начало освобождения науки и культуры от религиозного содержания (вплоть до пантеизма – Бог как природа вообще); 6. Начало новой научной (эмпирической) методологии; 7. Укрепление идей светской этики, основанных на обязанностях перед обществом, нравственных качествах и личностном саморазвитии. 4

Данте Алигьери Два пути человека: К земному блаженству ведет путь философских наставлений, познаваемых разумом, Данте Алигьери Два пути человека: К земному блаженству ведет путь философских наставлений, познаваемых разумом, а к небесному наслаждению - путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Бога. Смысл жизни не в аскетизме, а в существовании сообразно с природой, человеческими, земными целями. 5

Джованни Пико делла Мирандола Трактат «Речь о достоинстве человека» – учение о свободе воли Джованни Пико делла Мирандола Трактат «Речь о достоинстве человека» – учение о свободе воли как главном свойстве души. Человек – разумное существо, способное формировать себя путем познаний философии морали и природы. Полновластный творец своего «Я» . Тот узел мира, который связывает материю и дух. 6

Пьетро Помпонацци Смысл жизни в постижении счастья и высшего блага для всего человечества. Для Пьетро Помпонацци Смысл жизни в постижении счастья и высшего блага для всего человечества. Для этого каждый должен иметь три вида разума: 1) созерцательный (для разумного познания мира); 2) практический (для различения добра и зла); 3) действующий (для развития механических искусств). Отрицал бессмертие души. Добродетель ради посмертного воздаяния - разновидностью эгоизма. Подлинная нравственность бескорыстна. Ничего нет случайного (беспричинного). Бог – не личностное начало, а судьба и природа. 7

Бернардино Телезио Сторонник сенсуализма (от лат. «восприятие, ощущение» ), доктрины, по которой ощущения и Бернардино Телезио Сторонник сенсуализма (от лат. «восприятие, ощущение» ), доктрины, по которой ощущения и восприятия – основной путь к знанию. Противостоит рационализму, идее независимости разума от работы органов чувств. Основал общество естествоиспытателей (академию). Бог создал природу, которая развивается по своим законам. В ее основе два начала – теплота (расширение) и холод (сжатие). Первое производит движение, материю и жизнь. Две части души: бессмертная божественная и тепловое вещество мозга и нервов для работы организма. 8

Леонардо да Винчи Опыт как единственный критерий истины. Изучал зрительное восприятие, строение тела человека, Леонардо да Винчи Опыт как единственный критерий истины. Изучал зрительное восприятие, строение тела человека, механику движений, воображение. Пантеист. В природе размыто "разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы". 9

Николо Макиавелли Политика автономна от морали. Успех в ней зависит от энергии, воли, доблести, Николо Макиавелли Политика автономна от морали. Успех в ней зависит от энергии, воли, доблести, внутренней силы, умения учитывать объективные обстоятельства и служить государственным интересам. 10

Томас Мор «Утопия» описывает общество полного равенства, отсутствия частной собственности и эксплуатации, религиозной терпимости, Томас Мор «Утопия» описывает общество полного равенства, отсутствия частной собственности и эксплуатации, религиозной терпимости, рациональной организации частной и государственной жизни. 11

Эразм Роттердамский Основы гуманистической педагогики: 1. Дети должны получить всестороннее развитие – умственное, нравственное, Эразм Роттердамский Основы гуманистической педагогики: 1. Дети должны получить всестороннее развитие – умственное, нравственное, религиозное и физическое. При этом воспитывать должны родители или, реже, отобранные учителя. 2. Учеба должна быть связана с положительными эмоциями, а не с наказаниями. 3. Ребенок - активный субъект усвоения знаний, а не просто объект преподавания. Использовать игры и проблемные ситуации. 4. Образование с трех лет должно быть классическим, в основе – латинский и древнегреческий языки и античная культура. 5. Цель воспитания – нравственно ответственная личность, обладающая свободой воли и разума. 12

Параце льс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) Реформатор медицины. Причины болезней в нарушениях Параце льс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) Реформатор медицины. Причины болезней в нарушениях обмена веществ, негативных переживаниях, несогласованности работы астрального и физического тела, влиянии факторов окружающей среды и природных духов. «Все есть яд и все – лекарство. Это определяет доза» . 13

Френсис Бэкон Основоположник эмпиризма. Эксперимент и индукция (выводы от частного к общему) – две Френсис Бэкон Основоположник эмпиризма. Эксперимент и индукция (выводы от частного к общему) – две основы научного знания. Источники ошибок на пути к познанию: «Призраки рода» , возникающие из-за специфики самой человеческой природы. Они не зависят от культуры и индивидуальности. «Призраки пещеры» — индивидуальные ошибки восприятия, врожденные и приобретённые. «Призраки площади (рынка)» — следствие общения и использования языка. «Призраки театра» — усваиваемые от других ложные представления о действительности. 14

В 15 В 15