История политологии.pptx
- Количество слайдов: 13
ИСТОРИЯ ПОЛИТОЛОГИИ КАК НАУКИ Презентация выполнена студентом группы МП-11 -РО Артюховым Анатолием
Истоки Исторически первым направлением считается совокупность религиозно мифологических представлений о сверхъестественном происхождении власти в обществе, ее ритуальной организации, отождествлении природных явлений и символов с субъектами и процессом осуществления власти (VII —II тысячелетия до н. э. ). Эти представления складывались в легенды, мифы, сказания и в их форме передавались из поколения в поколение. Следующее в историческом измерении направление объединяло религиозно-философские воззрения (II —I тысячелетия до н. э. ), которое по мере изменения общественных отношений, накопления человеческих знаний о природе и социуме распадалось на сугубо теологические и философско-этические течения.
Политология и философия В рамках последнего, примерно с середины I тысячелетия, начинает складываться направление, названное политической философией, основным предметом внимания которой было государство. Начало философскому учению о государстве (политической философии) положил древнегреческий мыслитель Платон, который в труде "Государство" изложил свои соображения об идеальном государственном правлении, нигде и никогда не существо вавшем. Сторонники политической философии не изучали и не обобщали конкретные факты государственной деятельности, а формулировали абстрактные, идеальные постулаты и принципы для оценки реальной действительности. Их интересовало не сущее, т. е. то, что есть, а должное, т. е. то, что "должно быть". Значительно развил и продвинул вперед политическую философию Аристотель. Опираясь на исторические данные и свои наблюдения, он пытался сформулировать принципы, характерные, по его мнению, для политической жизни любого государственного образования. В Древнем Риме философское учение о государстве развивал Цицерон.
Платон Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии. Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. Платон выделяет три формы правления, каждая из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на две[источник не указан 144 дня]: Власть одного: законная — монархия, незаконная — тирания; Власть немногих: законная — аристократия, незаконная — олигархия; Власть большинства: законная — демократия, незаконная — охлократия. Наихудшей формой он считает демократию. На страже государства стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
Законы Платона над всеми стоят правители. 4 класса, в зависимости от имущественного ценза, 5040 граждан и сложнейшая система управления. значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий
Платон
Аристотель Труд «Политика» Аристотеля составляет 8 книг. Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» Семья составляет неотъемлемую часть государства Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху. В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим. Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления
Немецкая и Американская школы политологии.
Американская школа В развитии американской политологии можно выделить следующие периоды: первый — с конца XIX в. до первой мировой войны, второй период — между двумя мировыми войнами и третий период — после второй мировой войны до сегодняшних дней. Первый период характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупнейших американских университетах (Колумбийском, Корнеллском, Йельском, Гарвардском, Принстонском и др. ) создаются высшие школы либо отделения политической науки. Одной из таких школ была Школа политической науки Колумбийского университета, основанная в 1880 г. , с которой американские политологи связывают рождение политической науки как специальной учебной дисциплины.
Современное положение Современная политология по своей структуре представляет единую науку, объединяющую политическую философию, теорию внутренней и международной политики, теорию политических ин ститутов, систем и процессов, политическую историю, а также по литическую социологию, политическую психологию, политическую астрологию, политическую географию, политическую экологию, политическую этику. По уровням исследования различают теоретическую и при кладную политологию, по объектам изучения выделяют теории институтов, процессов, поведения, в зависимости от целей, методов и средств можно говорить о политической стратегии, политичес ких технологиях.
Спасибо за внимание!