1Средн.века-политология.ppt
- Количество слайдов: 52
История политических учений Политические учения Средневековой Европы
История политических учений 1. Социально-политические идеи раннего христианства 2. Теократические теории 3. Политические теории 4. Средневековые ереси
Каковы особенности политической мысли Средневековья?
Социально-политические идеи раннего христианства Основные постулаты иудаизма: — евреи — избранный народ, т. к. бог через Моисея дал им закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. — согласно Библии, суть истории — в движении к своей высшей точке, к установлению царства божьего на земле. Оно приведет к вознаграждению за добрые дела, к воскрешению праведников. — вера в пришествие мессии — спасителя, посланного богом Иеговой для установления справедливости. ?
Социально-политические идеи раннего христианства Новый завет - главный источник суждения о политической мысли раннего христианства. Он состоит из четырех евангелий: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, деяний апостолов Откровения Иоанна Богослова ( «Апокалипсис» ) (
Социально-политические идеи раннего христианства Основные положения христианства: — преодолена идея богоизбранности отдельных народов; — провозглашено равенство всех верующих; — отношение к физическому труду отрицательное в Риме, в христианской общине все обязаны были трудиться. — римское право защищало интересы частной собственности, а в общинах первых христиан все было общее; — распределение по труду или по потребности — в Риме господствовал культ роскоши, а у христиан культ сдержанности. Первые христиане осуждали богатство, связывая его с угнетением бедных. Стяжательство объявлялось несовместимым с верой в бога ?
Социально-политические идеи раннего христианства Идея «близкого пришествия мессии» и «тысячелетнего царства» были заменены догматами уже бывшего пришествия, распятия и воскресения Христа, а также «загробного воздаяния» . Всеобщее равенство было истолковано как равенство перед богом во всеобщей греховности. Проповедуя «любовь к врагам» , духовенство объявило тяжким грехом осуждение Римской империи. Постепенно происходит приспособление к политической реальности. Обосновывается принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности.
Социально-политические идеи раннего христианства Легитимация христианства — Миланский эдикт 313 г. императоров Константина и Лициния Превращение христианства в господствующую религию — 324 г. н. э. Константин стал первым христианским Император Константин императором. Великий (286– 337 гг. )
Теократические теории государства Догмат о божественном происхождении власти Теория «нравственного закона» Августина Аврелия Теория «Двух мечей» Теория солнца и луны или теория двух светил Теория о ключах Папа Григорий VII (Гильдебранд)
Теократические теории государства Краеугольный камень политического учения — догмат о божественном происхождении власти. Принимая в свое ведение нравственно-религиозную сторону человека с целью вести его к жизни небесной, церковь предписывала ему в гражданской области подчинение земным князьям для сохранения мира и порядка. Царская власть имеет свою границу в нравственно. Св. Иоанн Златоуст. религиозной жизни. (347 — 407 гг. ) Верховенство власти духовной. Византийская мозаика Священник — посредник между Богом и человеком.
Теократические теории государства Социальная структура мира обусловлена двумя типами общности — градом земным и Градом Божьим. Они порождаются двумя видами любви. «Чистая любовь к Богу до забвения себя» порождает Град Божий, «любовь к себе до забвения Бога» приводит к земному граду. Себялюбие и стремление к достижению земных благ составляют сущность государства. Церковь претендует на олицетворение Града Божьего, по своей сущности стоящем много выше града земного. В действительности и церковь, и государство являются смешанным (смутным) градом. Аврелий Августин (Блаженный) (354 -430)
Теократические теории государства Два вида государства по Августину государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля. государства христианские, власть основывается на заботе о подданных Берут начало от Авеля Государство, в котором не соблюдается справедливость — большая банда разбойников. Любая форма правления терпима, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость.
Теократические теории государства Цель государства: — служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному; — насильственном приобщении к христианской церкви, вооруженным путем искоренению ересей. Источником зла является свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. "Еретики хуже отравителей, они враги единства". Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех кто выступал против церкви; — в поддержании социального порядка. Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать против них.
Теократические теории государства Боттичелли. «Св. Августин» Принадлежность людей к тому или иному царству незримо предопределена Богом. Но государство не может претендовать на обеспечение счастья своих граждан. Оно обеспечивает внешний и внутренний мир, защиту свободы гражданина и собственности. Истинный мир невозможен в государстве без церкви, поскольку греховный человек разорван между собой и Богом, несет в себе вражду.
Теократические теории государства Политическое учение Августина — это учение о системе господства, в которой государство обеспечивает задачу выживания человека, а церковь задает смысловую структуру существования человека и государства Церкви принадлежит право оценивать и судить действия монарха не только как христианина, но и как носителя власти.
Теократические теории государства Августин высоко ценил значение "града божьего" и роль церкви в обществе, не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви. Светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. Церковная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Главное в учении Августина — разделение двух властей. Это соотношение было реализовано в теории «Двух мечей» и использовалось в разрешении соперничества папы Римского и императоров
Теократические теории государства Теория двух мечей Меч символизировал власть. Для защиты христианства Богом были созданы два меча – церковный и светский. В церковной интерпретации оба меча передаются церкви, которая сохранив для себя духовный меч, светский отдает монарху, поскольку использовать обнаженный меч церкви не пристало. Поэтому монарх должен служить и подчиняться церкви. • Однако сторонники независимой монархической власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственного об Бога.
Теократические теории государства Теория солнца и луны, или теория двух светил Римские императоры отождествляли себя с Солнцем. Некоторые средневековые монархи пытались возродить этот сравнение. Со времен Григория VII эти попытки решительно пресекались. Для определения соотношения между духовной и светской властями теологи использовали образ двух светил, заимствованный из Книги Бытия. Бог, создающий Вселенную с помощью циркуля. Миниатюра из французской Библии. 1220 -1230 гг.
Теократические теории государства «И создал Бог два светила великих: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью» . Как луна получает свой свет от солнца, так и императорская власть заимствует свой блеск и авторитет от папы.
Теократические теории государства Теория о ключах В учении о ключах, полученных апостолом Петром, которыми он закрывает и открывает небеса, выражается притязание пап на право низлагать императоров, поскольку папы считали себя вначале преемниками апостола Петра. Теория о ключах
Теократические теории государства Идея верховенства папской власти ярко выражалась в актах папы Григория VII, в которых провозглашалось, что только римский епископ является вселенским и может низлагать и восстанавливать всех епископов, издавать уставы, учреждать епархии. Папа Лев III венчает Карла Великого императорской короной в Риме 25 декабря 800 года.
Теократические теории государства • Римский епископ один в мире именуется папой и низлагает даже императоров. • Ни один собор не может без его разрешения стать вселенским. • Никто не может отменить его решения, кроме него самого • Никто ему не судья. • Подданных он может освобождать от присяги сударям.
Теократические теории государства Борьба папы Григория VII с германским императором Генрихом IV и поражение папы (XI в. )
Теократические теории государства Отлучение от церкви — лишение человека всех его прав как члена христианской церкви. Он не мог принимать участия в обрядах и таинствах, а всем христианам следовало избегать с ним всяческого общения, человек лишался всех общественных должностей, его отовсюду изгоняли, могли и убить. . . Григорий VI отлучил от церкви императора Священной Римской империи Генриха IV, а позднее и византийского императора. Если виновными, с точки зрения церкви, были не отдельные люди, а целые деревни, города и даже страны, то на них налагался интердикт. Интердикт запрещал выполнять любые христианские обряды. Никто не мог причаститься, вступить в брак, быть похоронен по христианскому обряду.
Политические теории Иоанн Солсберийский (1115 -1180) Трактат «Поликратикус» Государь – публичная власть Два вида государей: – Государи, правящие согласно закону, праву, справедливости, «принципу общего блага» – Государи, правящие силой, преследуя свои порочные цели, – тираны Концепция тираноубийства: – человек имеет право не подчиниться тирану и даже убить его
Политические теории Фома Аквинский (Аквинат) (1225 (1226) – 1274) Основные труды «Сумма против язычников» «Сумма теологий» «О правлении государей» комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Политические теории Человек по своей природе есть «животное общественное и политическое» . Стремление людей объединяться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку не может удовлетворить свои потребности. Возникновение государства Государство — это природная необходимость человека жить в обществе ? ? ?
Политические теории Государство – часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Законы государства – установления, отвечающие требованиям божественного порядка. Законы приводит в действие власть, источником которой является Бог. Цель государства – общее благо и законность.
Политические теории Одна из основных функций государства – охрана церкви. Три элемента государственной власти: – сущность – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля правящих лиц движет низшими слоями населения. Этот порядок заведен богом. – происхождение – конкретные способы власти могут иногда являться дурными, несправедливыми. Фома не исключает и общественный договор в качестве способа создания государства. – использование –может вырождаться в злоупотребление властью
Политические теории Когда правитель либо приходит к власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо → Второй и третий элемент власти в государстве лишаются печати божественности Подданные не только не должны исполнять приказания правителя, противоречащие божественным законам, но и вообще не обязаны повиноваться узурпаторам и тиранам. Окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежат церкви, папству
Политические теории Церковь может отнять правление у «неверных» князей, поскольку последние заслуживают лишения власти. Две власти – духовная и светская – соотносятся как душа и тело. Но духовная власть выше светской, материальной. Вмешательство папы в дела монархов обусловлено стремлением наказать грешников, отстранить от власти королей, повинных в ереси.
Политические теории Отношение к общему благу, законности монархия тирания аристократия олигархия полития демагогия (демократия) Право и обычай Произвол, правом не ограниченный
Политические теории Лучшая форма правления – монархия, как наиболее устойчивая форма. Осуществление монаршего права = деяние самого Бога Монархия может отклониться от цели и стать тиранией – наихудшей формой. Оправдывал неповиновение монархам (вплоть до восстания и тираноубийства), которые узурпировали власть или понуждали подданных к неправедным действиям. Следует предпочитать смешанную форму (с преобладанием монархического элемента), где ведущую роль играют крупные феодалы (светские и духовные).
Политические теории Закон есть мера действий, которой кто -либо понуждается к действию или воздерживается от него. Для человеческого действия мера – цель, содержанием которой выступает блаженство, а поскольку человек является частью государства, то закон имеет в виду общее благо.
Политические теории Форму правления устанавливает тот, кому принадлежит сама цель, и закон должен быть обнародован, ибо закон прилагается к человеку через его обнародование. Законодателем может быть или само общество, или его представитель, т. е. имеющий целью общее благо. Нарушение любого закона наказуемо
Политические теории 1) вечный закон – божественное 3) человеческий провидение, универсальные закон – позитивное нормы, недоступные право, основанное на человеческому познанию, естественном, это – воплощенные в божественном действующее законе, который передается с феодальное право, помощью откровения, Библии и являющееся самым видений святых; несовершенным. 2) естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, созданный природой, являющийся фундаментом позитивного права. Это – законы общежития, продолжения рода, стремление к самосохранению. 4) божественный закон – откровение, выраженное в священном писании и предназначенное исправлять несовершенства человеческого закона.
Политические теории Марсилий Падуанский (род. между 1275 и 1280 гг. в Падуе – ум. 1342 г. в Мюнхене), «Защитник мира» (написана в 1324, опубликована в 1522).
Политические теории Государство возникает в результате эволюции человеческого общества: семьи во имя общего блага объединяются в роды, роды в племена, племена в города. Завершающая стадия – появление государства, которое формируется в результате соглашения, заключенного между людьми, проживающими на одной территории. Государство – политический союз, цель которого – забота о благе населения.
Политические теории Формы правления – правильные и неправильные. Предпочтение отдает – монархии (наследственной и выборной). Выборная монархия более совершенна, т. к. монарх даже пожизненно и всенародно избранный, ответственен перед подданными, и может быть смещен народом, когда превышает свои полномочия и правит не на основе законов.
Политические теории Четкое различие между властью законодательной и исполнительной. Власть законодательная определяет компетенцию и организацию власти исполнительной. Исполнительная власть должна осуществлять волю законодателя (народа), быть единоличной и действовать в рамках закона. Кроме того, она и избирается народом (как и все должностные лица любого ранга). Подлинный источник всякой власти – народ, его лучшая, достойнейшая часть.
Политические теории Две категории членов общества: – высшая (чиновники, священники, военные), служат общему благу, – низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится лишь о своих интересах. Народ – единственный носитель суверенитета и верховный законодатель.
Политические теории Светская и церковная власти должны быть разделены. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Попытки церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства. Духовенство имеет право только проповедовать христианское учение. Высказывался за реформу церкви, за выборность священников и подвластность их светскому суду, за отмену ряда привилегий римских пап.
Политические теории Отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, считая, что не должно присутствовать принуждения в делах религии. Еретика нужно не убивать, а изгонять из государства (если его учение вредно для общежития), и делать это может только государство, но не церковь.
Политические теории Духовная власть должна быть отделена от светской власти. два вида по их цели, содержанию и способам обеспечения: – божественный закон – указывает путь вечного блаженства, определяет различия между грехом и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире; – человеческий закон – это правила, регулирующие человеческое поведение, содержание приказания, запрещение, дозволение.
Политические теории Человеческий закон отражает божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, обеспечивает общее благо, прочность власти, различает правомерное и неправомерное поведение, устанавливает справедливость. Право – установленные государством границы дозволенного и запрещенного. Таким образом, не государство базируется на праве, а право определяется государством.
Средневековые ереси: богумильство Проповедовали идеи неповиновения властям, безбрачие. Утверждали, что между Богом и человеком не нужен посредник – духовенство. Отвергали светскую власть. Прорисовка стенописи в монастыре у Охридского озера. Богомилы пытаются прогнать святого Наума, пришедшего к ним проповедовать новый вариант христианства.
Средневековые ереси: учение альбигойцев и катаров Катары были враждебны католической церкви и проповедовали, что папа – наместник не Христа, а сатаны. Утверждали, что католическая церковь погрязла в заблуждениях и грехах.
Средневековые ереси: учение альбигойцев и катаров Выведение катаров из Каркассона Катары отрицали ряд государственных установлений: военную службу, казни и вообще всякое пролитие крови. Отрицали брак и семью как порождение зла.
Средневековые ереси: учение альбигойцев и катаров Папский легат Арнольд Амальрик: «Убивайте всех, Господь распознает своих!» , В ходе альбигойских войн погибло около миллиона человек с обеих сторон
Средневековые ереси: бюргерская ересь Выступал против зависимости английской церкви от папства и вмешательства церкви в дела государства. Главными недостатками церкви он считал коррупцию духовенства, превалирование корыстных интересов над религиозными. Джон Уиклиф (Виклаф) 1320 -1384 гг.
Каковы особенности политической мысли Средневековья?
Политическая мысль Средних веков Развитие политической мысли в основном религиозными деятелями Обоснование теологической природы политической власти Марк Августин Фома Аквинский Марсилий Падуанский Джон Уиклиф