Среднее царство.pptx
- Количество слайдов: 28
История первобытного и древнего искусства Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Презентацию выполнила студентка 2 курса ФФЧ Неретина Татьяна Преподаватель: Корнилова Светлана Валерьевна
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Карта Древнего Египта
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. )
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 1, Фивы В 21 в. до н. э. вновь началась борьба за объединение Египта. Оно было нужно основной массе рабовладельцев, поскольку вся оросительная система страны питалась от одной реки, только единое государственное управление этой системы могло обеспечить ее успешную эксплуатацию и дальнейшее расширение. Велась напряженная борьба. Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти номархи, получив власть над всей страной, образовали XI династию фараонов.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 2, Роспись в гробнице Антефокера: сцена на кухне В изобразительном искусстве периода Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 3, Удод. Фрагмент росписи гробницы Хнумхотепа II Больших успехов достигли художники в изображении животных. Животные даны в разнообразных живых позах, новшеством является и богатство их окраски: не только новые оттенки, но и переходы от одного цвета к другому. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы акаций выделяется яркое оперение сидящих на ее ветвях птиц.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 4, Кошка, охотящаяся в зарослях папируса. Фрагмент росписи гробницы Хнумхотепа II Изображения животных отмечены живой наблюдательностью: в напряженном ожидании застыла дикая кошка, охотящаяся в зарослях папируса. Удивителен живописный колорит росписи: зеленовато-голубые цветы папирусов сочетаются с золотистой шерстью кошки, местами густонасыщенной до коричневого цвета и высветленной на груди и животе. Мягкими штрихами передана ее пушистая фактура.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 5, Сбор папируса. Рельеф из гробницы в Меире (~ XX в до н. э. ) Темы рельефов также становятся разнообразнее. Фигуры свободно размещены в пейзаже. На рельефах в Меире изображаются разные сцены жизни людей того времени: сбор папируса, ремесленники за работой и т. д. Таким образом, новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 6, Пектораль царевны Меререт. Около 1840 до н. э. Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным является так называемая пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей — символ солнца и воскресения из мертвых).
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 7, Пектораль Синусерта III Пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Несомненным шедевром ювелирного искусства является пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 8, Гиппопотам. ~2000 -1900 до н. э. Египетский фаянс (силикатная керамика, покрытая глазурью). Высота 12, 7 см; ширина 20, 5 см Во всей своей полноте декоративные принципы искусства Среднего царства воплотились в произведениях художественного ремесла и ювелирных изделиях. Сосуды и статуэтки отличались яркостью цвета, иногда воспроизводили стилизованные формы животных и птиц. Применение новых форм значительно расширило технические приемы обработки материалов, среди которых большое распространение получил расписной фаянс.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 9, Фигурка ткачихи, XXI-XX вв. до н. э. Дерево, роспись Распространилась так называемая «малая» скульптура - резные фигурки выразительны по живости схваченных в движении поз. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись. Они изображают прислугу за выполнением различных хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 10, Статуя Аменемхета III (XIX в. до н. э. ). Базальт. Выс. 29 см Тенденция к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели, а иногда и особенности характера
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 11, Портретная голова Сенусерта III (XIX в. до н. э. ). Обсидиан Усилилась резкая властность черт лиц правителей, величавая ясность образов Древнего Царства сменилась напряженностью, словно за внешне спокойной оболочкой пробудился более сложный мир чувств. Портретная голова Сенусерта III с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами свидетельствует об усложнении человеческого образа.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 12, Дейр-эль-Бахри В период Среднего царства фараоны покоились в скальных гробницах в окрестностях столицы - города Фивы. Основатель XI династии Ментухотеп I приказал похоронить себя в такой гробнице. А для того, чтобы продемонстрировать, что он является преемником и наследником традиций древних царей Египта, была построена пирамида в Дейр-эль-Бахри. Он использовал ее как символическую гробницу — кенотаф.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 13, Храм Ментухотепа I. Реконструкция Усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри представляет собой ступенчатый поминальный храм, состоящий из трех уровней. Первые два уровня выполнены в виде террас прямоугольной формы, окруженных крытыми колоннадами. Нижняя терраса имела размеры 60 x 50 м, верхняя - приблизительно 42 x 40 м. Третий уровень был выполнен в виде пирамиды с основанием 21 x 22 м. Эта пирамида имела каменный каркас, заполненный щебнем, и облицовку из белого известняка.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 14, Храм Ментухотепа. План Погребальную камеру Ментухотеп приказал вырубить под основанием скального массива; перед его обтесанными и выровненными стенами располагались святилище и заупокойный храм. Святилище имело размеры 40 × 22 м, его плоская крыша держалась на 108 колоннах. Со двора в погребальную камеру вел подземный коридор длиной 150 м.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 15, Усыпальница Ментухотепа Как и в усыпальницах фараонов Древнего Царства, в долине, на границе между орошаемой землей и пустыней, стояла молельня, и отсюда вверх вела дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами. Дорога эта, длиною в 1200 м и общей шириной в 33 м, была внутри стен обрамлена посаженными в специально сделанные ямы деревьями и уставлена статуями фараона
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 16, Статуя Ментухотепа. Высота 1, 83 м В 1900 г. лошадь, на которой ехал Говард Картер, будущий первооткрыватель гробницы Тутанхамона, споткнулась. Так случайно был обнаружен вход в туннель, известный теперь как «Ворота лошади» . В кенотафе Картер обнаружил знаменитую статую Ментухотепа из расписного песчаника, которая теперь хранится в Каирском музее.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 17, Развалины храма Ментухотепа Весь комплекс был огорожен каменной стеной, ограничивающей пространство неправильной формы размерами приблизительно 160 × 120 м. К западу от храма было обнаружено шесть гробниц с саркофагами царских жен и дочерей. Несколько в стороне стояла еще одна, значительно более нарядная гробница, — в ней была похоронена официальная любовница фараона Кемсит, жрица богини любви Хатор.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. ) Ил. № 18, Рельеф из храма Ментухотепа На стенах храма были высечены рельефы, по содержанию близкие к памятникам Древнего царства. Они отличаются той четкостью линий и тонкостью выполнения, которая выдает уверенную руку большого мастера, прекрасно овладевшего лучшими традициями мемфисского искусства. Известно и имя ведущего скульптора, работавшего в храме Ментухотепа, — его звали Иртисен.
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. )
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. )
Искусство Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н. э. )
Список Иллюстраций 1. 2. 3. 4. Фивы Роспись в гробнице Антефокера: сцена на кухне Удод. Фрагмент росписи гробницы Хнумхотепа II Кошка, охотящаяся в зарослях папируса. Фрагмент росписи гробницы Хнумхотепа II 5. Сбор папируса. Рельеф из гробницы в Меире (~ XX в до н. э. ) 6. Пектораль царевны Меререт. Около 1840 до н. э. 7. Пектораль Синусерта III 8. Гиппопотам. ~2000 -1900 до н. э. Египетский фаянс (силикатная керамика, покрытая глазурью). Высота 12, 7 см; ширина 20, 5 см 9. Фигурка ткачихи, XXI-XX вв. до н. э. Дерево, роспись 10. Статуя Аменемхета III (XIX в. до н. э. ). Базальт. Выс. 29 см 11. Портретная голова Сенусерта III (XIX в. до н. э. ). Обсидиан 12. Дейр-эль-Бахри 13. Храм Ментухотепа I. Реконструкция 14. Храм Ментухотепа. План 15. Усыпальница Ментухотепа 16. Статуя Ментухотепа 17. Развалины храма Ментухотепа 18. Развалины храма Ментухотепа
Использованные источники http: //informvest. ru http: //egyptart. ru Матье М. , Исскуство Древнего Египта М. : «Исскуство» 1970 Низовский А. Ю. Величайшие храмы мира: Энциклопедический справочник. — М. : Вече, 2006 История искусства. Первые цивилизации / Пер. с исп. — ЗАО «Бета -Сервис» , 1998
Вопросы • Начало какой по счету династии положил Ментухотеп? XI • Как называется нагрудное украшение в виде прямоугольной пластины, украшенной камнями? Пектораль • Где находится храм Ментухотепа? В Дейр-эль-Бахри
Спасибо за внимание!
Среднее царство.pptx