Есенин. Собака качалова.ppt
- Количество слайдов: 10
История одного стихотворения С. Есенин «Собаке Качалова» Работу выполнили: Ученицы 11 класса Смирнова Полина и Воронина Александра 15. 12. 13
Сергей Есенин - январь, 1914 год.
Самый известный доберман - это Джим, принадлежавший в начале ХХ века великому русскому актеру Василию Качалову. Он увековечен в стихотворении Сергея Есенина "Собаке Качалова" Артист московского Художественного театра В. И. Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года, пишет: " Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. . . Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня. . . Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. «Я вошел, увидел Есенина и Джима - они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что за лапа, я сроду не видал такой". Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно «Милой Ниночке Михаловской на память о нас с смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему Джимом, и лучшие пожелания, и нежный привет лапу: "Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему от нас обоих. Вас. Ив. Качалов и Джим Трефович сегодня же напишу стихи"» . Доберман. 1926 - июнь - Москва» .
К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Качалов вспоминает: "Прихожу как-то домой вскоре после первого моего знакомства с Есениным. Мои домашние рассказывают, что без меня заходили Есенин Пильняк и еще кто-то, кажется Тихонов. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что цилиндр надел для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли. Молча — и «нам показалось, — добавили мои домашние, — что все трое как будто слегка пошатывались» . В. И. Качалов в одной из ролей Качалов (настоящая фамилия Шверубович) Василий Иванович (1875 -1948 гг) советский актер, народный артист СССР. На сцене с 1896 года, с1900 года во МХАТе. Актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния. Качалов был исполнителем ряда ролей в пьесах Чехова, М. Горького, где играл ведущие роли. Создал выдающиеся образы в произведениях: у Шекспира (Гамлет - «Гамлет» ), у А. С. Грибоедова (Чацкий - «Горе от ума» ), у Ф. М. Достоевского (Иван Карамазов - «Братья Карамазовы» ), у Л. Н. Толстого (автор - «Воскресение» ).
Качалов вспоминал об одном визите к нему в гостиницу, произошедшем во время бакинских гастролей МХАТА в мае 1925 года: "Приходит молодая, миловидная смуглая девушка и спрашивает: "Вы Качалов? " - "Качалов", отвечаю. "Один приехали? " - "Нет, с театром". - "А больше никого не привезли? " Недоумеваю: "Жена, говорю, - со мной, товарищи. " - " А Джима нет с вами? " почти воскликнула. "Нет, - говорю, - Джим в Москве остался". - "А-яй, как будет убит Есенин, он здесь в больнице уже две недели, все бредит Джимом и говорит докторам: " Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезет Джима сюда, я буду моментально здоров. Пожму ему лапу - и буду здоров, буду с ним купаться в море. " Девушка передала записку и отошла от меня явно огорченная: "Ну что ж, как-нибудь подготовлю Есенина, чтобы не рассчитывал на Джима". Как выяснилось потом, это была та самая Шаганэ, персиянка. «Дорогая моя Шаганэ Вы приятны и милы мне С. Есенин» . В записке он прочитал: "Дорогой Василий Иванович. Я здесь. Здесь и напечатал стихотворение Джиму (стихотворение было напечатано в газете "Бакинский рабочий" в 1925 году № 77, 7 апреля). В воскресенье выйду из больницы ( болен легкими). Очень бы хотелось бы увидеть Вас за 57 -летним армянским. А? Жму Ваши руки. С. Есенин".
В. И. Качалов с собакой Джимом Мелькают, вспоминаются еще встречи. Короткие, и немного их было, того же года, в Москве, в середине лета. Он уже «слетал» в Тегеран и вернулся в Москву. Женится. Зовет меня на мальчишник. Совсем здоровый, мне показалось, ясный, трезвый. Осенью у Пильняка сидим. Спорит, и очень убедительно, с Пастернаком о том, как писать стихи так, чтобы себя не обижать, себя не терять и в то же время быть понятным. А вот и конец декабря в Москве. Есенин в Ленинграде. Сидим в «Кружке» . Часа в два ночи вдруг почему-то обращаюсь к Мариенгофу: — Расскажи, что и как Сергей. — Хорошо, молодцом, поправился, сейчас уехал в Ленинград, хочет там жить и работать, полон всяких планов, решений, надежд. Был у него неделю назад, навещал его в санатории, просил тебе кланяться. И Джиму — обязательно. — Ну, — говорю, — выпьем за его здоровье. Чокнулись. — Пьем, — говорю, — за Есенина. Все подняли стаканы. Нас было за столом человек десять. Это было два — два с половиной часа ночи с 27 на 28 декабря.
В. И. Качалов с собакой Джимом Мелькают, вспоминаются еще встречи. Короткие, и немного их было, того же года, в Москве, в середине лета. Он уже «слетал» в Тегеран и вернулся в Москву. Женится. Зовет меня на мальчишник. Совсем здоровый, мне показалось, ясный, трезвый. Осенью у Пильняка сидим. Спорит, и очень убедительно, с Пастернаком о том, как писать стихи так, чтобы себя не обижать, себя не терять и в то же время быть понятным. А вот и конец декабря в Москве. Есенин в Ленинграде. Сидим в «Кружке» . Часа в два ночи вдруг почему-то обращаюсь к Мариенгофу: — Расскажи, что и как Сергей. — Хорошо, молодцом, поправился, сейчас уехал в Ленинград, хочет там жить и работать, полон всяких планов, решений, надежд. Был у него неделю назад, навещал его в санатории, просил тебе кланяться. И Джиму — обязательно. — Ну, — говорю, — выпьем за его здоровье. Чокнулись. — Пьем, — говорю, — за Есенина. Все подняли стаканы. Нас было за столом человек десять. Это было два — два с половиной часа ночи с 27 на 28 декабря.
С. А. Есенин с сестрой Катей. 1925 г. Не знаю, да, кажется, это и не установлено, жил ли, дышал ли еще наш Сергей в ту минуту, когда мы пили за его здоровье. — Кланяется тебе Есенин, — сказал я Джиму под утро, гуляя с ним по двору. Даже повторил: — Слышишь, ты, обалдуй, чувствуешь — кланяется тебе Есенин. Но у Джима в зубах было что-то, чем он был всецело поглощен — кость или льдина, — и он даже не покосился в мою сторону. Я ничем веселым не был поглощен в это полутемное, зимнее, морозное утро, но не посетило и меня никакое предчувствие или ощущение того, что совершилось в эту ночь в ленинградском «Англетере» . Так и не почувствовал, повидимому, Джим пришествия той самой гостьи, «что всех безмолвней и грустней» , которую так упорно и мучительно ждал Есенин. «Она придет, — писал он Джиму, — даю тебе поруку, И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват» .
Спасибо за внимание! Сергей Есенин у березы. Фото 1918 год.
Использованные ресурсы: http: //esenin. niv. ru/esenin/articles/istoriyastihotvorenij. htm http: //www. dobermann-iz-zoosfery. ru/kachalovru. shtml http: //www. densmail. ru/pics/Other/mhat_big. jpg http: //www. liveinternet. ru/community/2881875/post 913 68128/ http: //t-smertina. narod. ru/litphoto/eseninphoto/photoalbum-40. html http: //www. chitalnya. ru/board/2013 -04 -15/p 24/ http: //images. yandex. ru/yandsearch? source=psearch &text=%D 0%A 1%D 0%BE%D 0%B 1%D 0%B 0%D 0%B A%D 0%B 5%20%D 0%9 A%D 0%B 0%D 1%87%D 0%B 0 %D 0%BB%D 0%BE%D 0%B 2%D 0%B 0&fp=0&pos=3&
Есенин. Собака качалова.ppt