История мировых цивилизаций pptx.pptx
- Количество слайдов: 126
История мировых цивилизаций к. и. н. У. П. Ефремова
Культура как объект культурологи План Проблема дифференциации понятия культура 2. Культура и цивилизация 3. Типологические характеристики культуры 1. к. и. н. У. П. Ефремова
Культура это От латинского слова cultura возделывание, уход, обрабатывание то есть обработка земли или вскармливание домашней птицы или скота 2. В начале XIX века слово “культура” использовалось либо как синоним слова “цивилизация”, либо как его антоним 3. Процесс развития и облагораживания человеческих способностей, процесс способствующий восприятию произведений науки и искусства и связанный с прогрессивным характером современной эпохи (германская трактовка) 1. к. и. н. У. П. Ефремова
Культура это 3. Культура слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком или человеческим обществом (Тайлор Э. Б. ) 4. Система знаний в той или, или ной степени разделяемая всеми членами общества (современная трактовка) 5. Культура это - исторически развивающаяся, многоликая, многослойная система созданная человеком материальных и духовных ценностей, социальных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и распространение творческого потенциала личности и общества различных сферах жизни
Цивилизация «цивилизация» от латинского корня civis– гражданин; гражданский, civilis –. Государственный В XVIII в. под «цивилизацией» понимают рациональный способ жизни со свойственной европейцам формой государственности и правопорядка Цивилизация стадия развития общества, наступившая вслед за дикостью и варварством (Ф. Энгеьс XIX в. )
цивилизация –это: – синоним культуры, – уровень и степень общественного развития, – эпоха, следующая за варварством, – степень господства человека и общества над природой посредством орудия труда и средства производства, – период деградации и упадка культуры, – форма социальной организации упорядоченности мира, основанная на приоритете развития новых технологий
Сходство культуры и цивилизации - цивилизация и культура являются результатом человеческой деятельности ( «второй природой» ) по преобразованию природы и человека – цивилизация и культура есть результат удовлетворения потребностей человека, в одном случае – преимущественно материальных, а в другом – духовных – цивилизация и культура являются различными сторонами общественной жизни, которых нельзя разъединить
Культура и цивилизация рождаются и развиваются вместе с человечеством: цивилизация является закономерным процессом, результатом развития культуры (А. Тоинби) На позиции противопоставления культуры и цивилизации настаивали: О. Шпенглер, Н. Бердяев, Т. Маркузе например, : Т. Маркузе, считающего, что духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будний день противостоит выходному, работа – досугу, царство необходимости – царству свободы» .
Вывод по проблеме отношения культы и цивилизации проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфические свойства и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д. , культура же — способ освоения достижений
Принципы выделения различия культур: Хронологический Географический (региональный) Национальный Исторический (временной) Этнический Циклический Линейный Цивилизационный
Генезис и ранние формы культуры План 1. Проблема возникновения культуры и пути её решения 2. Антропогенез 3. Синкретизм 4. Культура первобытного строя
Антропогенез — эволюционный процесс формирования человека. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза
Концепции возникновения человека 1. Теория творения (креациониз) 2. Теория внешнего вмешательства (космологизм) 3. Теория эволюции (естественнонаучная теория)
Три этапа антропогенеза I этап 1500 -100 тысяч лет появление архантропов древнейших людей (хомо хабилис – человек умелый). К ним относят питекантропов и синантропов II этап 250 -40 тысяч лет назад палеоантропы - «древние люди» или «первобытные люди» , ещё их называют неандертальцами (хомо сапиенс – человек разумный) III этап 50 -40 тыс. лет назад неоантропы - современный человек, или его ещё называют Homo sapiens - «человек разумеющий разум» (неандерталец и кроманьонец).
Отличие человека от животного заключаются в: Прямохождение Появление ног и рук вместо лап Изменения в кистях рук Высокоразвитый мозг Постоянное использование орудий труда «Открытие» огня, и использование варёной пищи
Периодизация первобытной культуры • каменный век (40 тыс. лет — 4 тыс. лет до н. э. ); • бронзовый век (3 2 тыс. до н. э. ); • железный век (1 ое тыс. до н. э. ). к. и. н. У. П. Ефремова
Каменный век делится на подпериоды: Палеолит (древне-каменный век, от «палео» - древний, «лит» - каменный) – от возникновения человечества до 7 -10 тыс. до н. э. появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в поздний палеолит возникает изобразительное искусство: скульптура и живопись. Мезолит (средний каменный век) – 10 -8 тыс. до н. э. человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети. Неолит (ново-каменный век) – 8 -3 тыс. до н. э. Это период «неолитической революции» , т. е. время перехода от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа. Появляетсяся земледелие, скотоводство, прядение, ткачество, гончарное производство. к. и. н. У. П. Ефремова
Шумерская цивилизация План 1. История развития и упадка шумерской цивилизации 2. Культура цивилизации Шумеров к. и. н. У. П. Ефремова
Цивилизации восточного типа Египетская империя (3200 -525 гг. до н. э. ) Вавилонская империя (коло 3000 – 538 гг. до н. э. ) Ассирийская (3000 – 605 гг. до н. э. ) Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э. ), империи Древней Индии (XVIII до н. э. – 415 г. н. э. ) и др. к. и. н. У. П. Ефремова
Расположение шумерских племен, государство Месопотамия к. и. н. У. П. Ефремова
Первые постройки шумеров к. и. н. У. П. Ефремова
Номы (Города-государства) Эшнунна – располагался в долине реки Диялы. Сиппар - выше раздвоения Евфрата. Кеш - Располагался в районе Евфрата, ниже соединения с Ирниной. Киш - возведен в районе соединения Евфрата и Ирнины. Ур - располагался в устье Евфрата. Шурппак - располагался в долине Евфрата. Ниппур - ном, возведенный по соседству с Шурппаком. Урук - ниже нома Шуруппака. Адаб - на верхнем участке Интурунгаля. Ларак (ном и город). Располагался в русле канала между рекой Тигр и каналом И-нина-гена. к. и. н. У. П. Ефремова
Месяцы вавилонского календаря к. и. н. У. П. Ефремова
Изображение Бога Солнца Шамаша выходящего из за гор к. и. н. У. П. Ефремова
Пример шумерского текста к. и. н. У. П. Ефремова
Шумерский город УР к. и. н. У. П. Ефремова
Зиккурат (аналог храма) к. и. н. У. П. Ефремова
Законы Хаммурапи к. и. н. У. П. Ефремова
Изображение на столбе с законами Хаммурапи к. и. н. У. П. Ефремова
Египетская цивилизация 1. 2. 3. 4. План: История развития Египта Занятия египтян Социальное устройство Культура и достижения Египетской цивилизации к. и. н. У. П. Ефремова
Египетская цивилизация
Эпохи развития Египетской цивилизации 1 эпоха Раннее царство (около 3100— 2549 гг. до н. э. ) 2 эпоха Древнее царство (ок. 2649— 2150 гг. до н. э. ) 3 эпоха Среднее царство (около 2040— 1640 гг. до н. э. ) 4 эпоха Новое царств (ок. 1552— 1069 гг. до н. э. ) 5 эпоха Поздний период (10— 6 вв. до н. э. ). к. и. н. У. П. Ефремова
Эригационная система Египта к. и. н. У. П. Ефремова
Занятия египтян к. и. н. У. П. Ефремова
Занятия египтян Сцены рыбалки Сцены сельского хозяйства к. и. н. У. П. Ефремова
Социальное устройство к. и. н. У. П. Ефремова
Календарь древних египтян
Бог солнца - Ра к. и. н. У. П. Ефремова
Изображение бога Осириса (царь загробного мира) Статуэтка бога Осириса. В Лондоне. к. и. н. У. П. Ефремова
Богиня Исида (плодородие) к. и. н. У. П. Ефремова
Бог Анубис (проводник в загробный мир) к. и. н. У. П. Ефремова
Тефнут (энергия солнца, плодородие) к. и. н. У. П. Ефремова
Себек (бог воды, разлива р. Нил) к. и. н. У. П. Ефремова
Тутанхамон
Эхнатон к. и. н. У. П. Ефремова
Нефертити к. и. н. У. П. Ефремова
Клеопатра к. и. н. У. П. Ефремова
Храмовый комплекс в Карнаке к. и. н. У. П. Ефремова
Храм богини Исиды на острове Филе
Древнеиндийская цивилизация к. и. н. У. П. Ефремова
Вид на город Махедже -Даро к. и. н. У. П. Ефремова
Брахма к. и. н. У. П. Ефремова
Вишу к. и. н. У. П. Ефремова
Шива к. и. н. У. П. Ефремова
Другие Боги древней Индии 1. Лакшми - богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. 2. Сарасвати жена Бога Брахмы, покровительница искусства, музыки и литературы. 3. Индра бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света. 4. Варуна всеведущий и карающий бог судья, бог неба, . Варуна воплощение мирового порядка и истины. . 5. Агни бог огня очага и жертвенного костра. 6. Сурья –солнечное божество, всевидящее Око богов. Основное действие озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней. 7. Ваю (санскр. "ветер", "воздух") бог ветра, является олицетворением мирового дыхания. 8. Кама индийский бог любви. 9. Яма свирепое божество владыка царства мертвых, бог смерти, правящий в Чистилище 10. Хануман обезьяний бог. В его честь обезьяны считаются священными. к. и. н. У. П. Ефремова
Ступа в Санчи (Индия) к. и. н. У. П. Ефремова
Пещерные храмы к. и. н. У. П. Ефремова
Изображение Танца (древняя Индия) к. и. н. У. П. Ефремова
Китайская цивилизация к. и. н. У. П. Ефремова
План 1. Развитие китайской цивилизации: краткая характеристика 2. Мифоритальная картина мира 3. Культура : живопись, архитектура, скульптура к. и. н. У. П. Ефремова
Эпохи династий Династия Ся (около 2000 г. до н. э. ) Династия Шан-Инь (XVII–XI в. до н. э) Династия Чжоу (XI вв. до н. э. – 256 г. до н. э. ) к. и. н. У. П. Ефремова
Конфуций ( Кун Фу-цзы) к. и. н. У. П. Ефремова
Лао цзы (основатель даосизма) к. и. н. У. П. Ефремова
Живопись Художник Гугун. Китайская архаическая живопись к. и. н. У. П. Ефремова
Живопись Изображение на древнекитайской бумаге к. и. н. У. П. Ефремова
Пагода в Шаньси к. и. н. У. П. Ефремова
Дворец в Шаньси к. и. н. У. П. Ефремова
Дворец Гугун к. и. н. У. П. Ефремова
Античность Древняя Греция к. и. н. У. П. Ефремова
Греция к. и. н. У. П. Ефремова
План 1. Развитие Греции: историческая справка 2. Культура Древней Греции: от древней до классической 3. Культура эпохи эллинизма к. и. н. У. П. Ефремова
Этапы развития культуры Древней Греции 1. Древнейшие цивилизации (Крито микенский 2. 3. 4. 5. или эгейский (по названию Эгейского моря) III тысячелетие до н. э. XII в. до н. э. ; Гомеровский период XI IX в. в. до н. э. ; Архаический период VIII VI в. в. до н. э. ; Классический период с конца VI в. до последней трети IV в. до н. э. ; Эллинистический период с последней трети IV в. до середины II в. до н. э. к. и. н. У. П. Ефремова
Изображение Греческого города Афины к. и. н. У. П. Ефремова
Акрополь в период правления Перикла к. и. н. У. П. Ефремова
Дворец в Кноссе 2000 – 1700 до н. э. к. и. н. У. П. Ефремова
Реконструкция Кносского дворца к. и. н. У. П. Ефремова
Греческие Боги к. и. н. У. П. Ефремова
Мнемозина (жена Зевса). Автор Габриель Данте Зевс – главный бог
Апполон Бельведерский. Бог света и поэзии. Бронзовая статуя римского скульптора Леохара (ок. 330 до н. э) к. и. н. У. П. Ефремова
Евтерпа (Эвтерпа) – богиня лирической поэзии, музыки к. и. н. У. П. Ефремова
Клио –богиня истории к. и. н. У. П. Ефремова
Мельпомена – богиня трагедии статуя в Эрмитаже к. и. н. У. П. Ефремова
Терпсихора – богиня танцев (сейчас еще оперы и балета) к. и. н. У. П. Ефремова
Полигимния – богиня гимнов к. и. н. У. П. Ефремова
Ур. Ана (Урания) – богиня астрономии к. и. н. У. П. Ефремова
Афродита – богиня любви I век. Автор не известен. Эрмитаж к. и. н. У. П. Ефремова
Афина – богиня мудрости, военной стратегии Афина. Статуя в г. Вена к. и. н. У. П. Ефремова
Гефест – бог огня и кузнечного дела к. и. н. У. П. Ефремова
Арес – бог войны к. и. н. У. П. Ефремова
Дионис - бог виноделия, оргий к. и. н. У. П. Ефремова
Деметра – богиня плодородия и земледелия к. и. н. У. П. Ефремова
Перикл к. и. н. У. П. Ефремова
к. и. н. У. П. Ефремова
к. и. н. У. П. Ефремова
Историки V века до н. э. к. и. н. У. П. Ефремова
Философы IV в. до н. э. к. и. н. У. П. Ефремова
Культура эпохи эллинизма
Математика
Науки о земле Эратостофен Аристарх Самосский Гиппарх Александрийский
Естественные науки Медицина
Ботаника Теофраст (Феофраст) – 372 -288 до н. э. )
философы
Александрийский маяк 1909 г. рисунок археолога Г. Тирша
Древний Рим
Политическое мышление заключалось в следующих идеях: v Идея гражданства членства в полисе, городе государстве. Отсюда сопричастность всей жизни полиса v Идея демократия народовластие, народоправство сопричастность гражданина к управлению жизнью полиса, участию в делах государства v Идея республики общего дела, а значит, возможность путём выбора занять своё место в "общем деле". Отсюда развитие выборного начала, сменяемость полководцев, их подотчётность сенату, коллегиальность в решениях v Если культура Греции исчерпала себя этими идеями, то античный Рим пошёл дальше v Идея единого, централизованного государства (возникла в период кризиса). Таким образом, было создано условие для распространения единой, унифицированной культуры v Идея империи - неограниченной, неразделённой власти главы государства, что продлило жизнь культуры Рима по отношению к культуре Греции на пять столетий
Иерархия ценностей по мнению Гай Луциллия v На первом месте стоят деяния на благо отчизны и качества человека, их обеспечивающие составляющие, например, патриотизм v На втором месте ценности, направленные на благо родных - семья v На третьем месте стояли ценности, в которых выражалась забота о собственном благе - эгоизм, индивидуализм.
Минерва богиня материнства, защитница городов, воительница, покровительница ремесла
Тин (Тиния) – бог неба, громовержец
Юнона и Юпитер Статуя Юноны в Ватикане Статуя II в. н. э. Эрмитаж
Римские конструкции содержали арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II I в. до н. э. применяются бетон, сводчатые Конструкции. Римские здания во II I в. до н. э. v базилики (совершались торговые сделки, вершился суд); v амфитеатры (устраивались гладиаторские бои); v цирки (проходили соревнования колесниц); v термы (комплекс банных помещений).
В 395 г. н. э. Римская. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте.
Средневековье
План 1. Средневековье как тип культуры. 2. Христианство как основание средневековой европейской культы 3. Библия в средневековой культуре 4. Наука и образование
Периодизация средневековой культуры 1 этап – раннее средневековье (V IX в. ) происходит формирование культурных основ 2 этап – зрелое средневековье (X XIII в. ) период наивысшего расцвета, наиболее яркого проявления всех особенностей этой культуры 3 этап позднее средневековье (XIV XVI в. ). характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени
Средневековая культура формировалась 1. 2. 3. 4. На базе феодальной формы собственности, основан ной на личной и поземельной зависимости кресть ян от вассалов землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п. ) В условиях сословно иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной зам кнутостью и отношениями вассального служения сюзерену В процессе бесконечных войн, которые несли голод, разрушение, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни В духовной атмосфере эпохи, где своеобразно переплетались традиции «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен, чей героический эпос сохранял свою привле кательность влияние вплоть до нового и времени
Типологические признаки средневековья 1. С социально экономической точки зрения средние века это время становления, утверждения и расцвета феодализма. Этнокультурные основания этапа можно представить как синтез культур народов, имевших многовековые традиции государственности и народов, находившихся на стадии разложения родового строя 2. Универсальную роль играет религия 3. Большое значение имел институт церковь. 4. Ратируются мировые религии, что было не характерно в древнем мире. Буддизм и христианство, возникшие еще в рамках культур древности, в средние века превращаются в религии мирового масштаба. Ислам возникает и распространяется в период средневековья
Идеи христианства 1. Главная христианская ценность — любовь как связующая нить человека с Богом, как любовь к Богу, которая противостоит греховной и низменной плотской любви. Хрис тос учит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненави дящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» . Так формировался культ страдания как очищения и возвышения души. 2. Главным догматом христианства является вера в единого всемогущего и всеблагого Бога, причем решающее значение для христианства имеет то представление о Боге, что Он есть Бог Отец, а люди дети Божьи. 3. Боговоплощение, богочеловечение. Ее суть в том, что Бог Отец в своей бесконечной любви к людям принял человеческое тело, жил по законам вещественного мира, страдал и умер как человек, будучи невиновным. Этой жертвой он искупил грехи людей и спас их для жизни вечной. Воплотившийся Бог есть Сын Божий, Спаситель (Христос). И поэтому прийти к Богу Отцу можно только через веру в Христа. 4. Вера в Царство Божие (Небесное). Царство Небесное — это божественный мир, куда в конечном итоге должны прийти люди, чтобы соединиться с Богом для вечной блаженной жизни. Но уже на земле каждый человек может принять его в свою душу подвигом веры и любви ( «Царство Божие внутри вас» ). 5. Свобода, свобода в действиях, но каждый человек несет ответственность за свои действия.
Образец поведения В христианстве образцом выступает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью. В условиях господства эсхатологизма (представления о конце света) и психологии мессианства сущность средневековой христианской идеологии можно представить единством Веры, Надежды и Любви. Где Вера выступает как особое состояние духа, как ве дущая к Богу святая простота. Надежда олицетворяет идею спасения от греха с помощью Бога через загробное воздаяние, путь к которому — смирение, следование образцам освященного церковью поведения. Любовь понимается как любовь к Богу, как связь, устремление к нему человека.
Черты средневековой культуры 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Новое мировоззренческое сознане, выражение запроса на святую, чистую жизнь после римской античности Традиционализм, ретроспективность Символизм Дидактизм Рефлексивность, психологическая самоуглубленность Историзм духовной жизни средневековья, Иерархичность.
Эпоха Возрождения План 1. Понятие возрождение 2. Итальянский гуманизм как мировоззренческая основа культуры Возрождения 3. Титанизм эпохи возрождения 4. Северное возрождение. Реформация
Черты гуманизма эпохи возрождения: 1. Гуманизм проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания (фактически это означало признание господства разума над окружающим миром) 2. Вера во всеобщий и бесконечный прогресс 3. Эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному (это привела за собой поэтизация человека и всего человеческого)
Основными чертами культуры Возрождения были: • Антропоцентризм (человек в центре мира) • Гуманизм (человек есть мера всех вещей) • Возрождение античных ценностей • Модификация средневековых христианских традиций • Новое отношение к миру
Реформация — широкое религиозное и социально политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской церкви и самого вероисповедании. Реформация ста ла ервым решительным выступлением п поднимавшейся буржуазии против отживших средневековых порядков. Мартин Лютер Жан Кальвин
Культура нового времени XVII-XVIII в. Эпоха Просвещения XVII в. План 1. Общая характеристика эпохи. 2. Развитие экономики. 3. Политика. 4. Религия и церковь в XVII в. 5. Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. (I этап научно-технической революции). 6. Теории естественного права и общественного договора. 7. Искусство.